213. Голос Божий в нашей совести у Гроба Христова
Поучение над плащаницею
Сия глаголет Господь иудеом: людие Мои, что сотворих – вам?
Или чим вам стужих? Слепцы ваши просветих,
прокаженныя очистих; мужа, суща на одре, возставих...
Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте?
Глубоко трогательно это печальное церковное песнопение, трогательно и поучительно, возлюбленный чада Церкви Христовой, ныне умом и сердцем предстоящие кресту и гробу Господа Иисуса! Безмолвствовал устами, ни слова не говорил Своим мучителям страждущий Господь наш, претерпевая оплевания, заушения, биения, всякие поношения, умирая позорною смертью на кресте; но святая Церковь, яко таинница дел Божиих (Прем. Сол. 8:4), от лица Господа, словами пророка Михея (6:3) обличает их заснувшую совесть, в которой должен бы звучать голос Божий: людие Мои, народ Мой избранный! Что сотворих вам? Чем Я отягощал вас? Ужели тем, что слепцам вашим подавал зрение, прокаженных исцелял, расслабленных с постели поднимал? Кто из вас обличит Меня в неправде? (Ин. 8:46). Кто найдет какое-либо зло, Мною вам причиненное? Напротив: Я делал вам одно только добро и добро, и чем же вы платите Мне за это добро? За манну, какою питал Я вас некогда в пустыни, за эту пищу ангельскую, вы подаете Мне желчь; за сладкую воду, чудесно источенную для вас в той же пустыни, – оцет; вместо того, чтобы платить Мне любовью, вы пригвоздили Меня к ужасному кресту!.. Но настанет для вас грозный час: не может оставаться безнаказанною нераскаянность ваша, и истощится Мое долготерпение, и отвращу лице Мое от вас, и призову другие народы, и уже не вы, а они прославят Меня со Отцом и Духом Святым.
И сбылось, братие мои, сбылось все это на несчастном народе еврейском во всей точности! Где ныне государство их, где чистая вера богооткровенная, где самый язык их? Рассеяны они между всеми народами земли; подменили они свою веру талмудическими измышлениями; говорят на языке совершенно чужом и притом искаженном донельзя; стали они поношением у всех народов, самое имя их, историческое имя, стало бранным словом, которым сами они гнушаются и, когда их называют сим именем, – обижаются. Какое ужасное отвержение! Какой позор! Сбылось слово, ими же самими на себя, в минуту опьянения злобою противу Господа, произнесенное: кровь Его на нас и на детях наших!..
А на их место призваны и призываются доселе все презираемые ими язычники, все мы, когда-то бывшие язычниками; и мы имеем несказанное счастье не только носить на себе имя Христово, но и быть членами Церкви Христовой, чадами ее, – дерзну сказать слово Апостола Христова: Сам Христос называет нас братьями Своими... Это ли – не счастье? Своею кровью Он омыл грехи наши, Своим телом и кровью Он питает нас; Он зовет и ведет нас, если только мы не противимся Его водительству, в Свое Царство Небесное, нам уготованное от сложения мира.
Но... возлюбленные чада Церкви, чада Христовы по благодати крещения! Когда мы внимаем печальному и вместе грозному для евреев церковному песнопению, то не слышится ли в нашей совести тревожный вопрос: не повинны ли и мы в том забвении Божиих благодеяний, за какие упрекает Господь евреев? Ведь и к нам могут относиться Его словеса: людие Мои; ведь, и мы, православные, избраны из народов земных и призваны в благодатное царство Христово, и мы не можем исчислить величества благодеяний Божиих к нам, грешным. Правда, все народы, именующие себя христианами, воспользовались великими благодеяниями Христова учения: стоит только сравнить то, чем был мир до Христа и чем он стал после Христа, сколько света и тепла внесло учение Христово как в семейную, так и в общественную и государственную жизнь христианских народов, как смягчились нравы, процвели все науки и искусства, – словом: изменилось все лицо земли. Стоит все это вспомнить, чтобы невольно вопросить того, кто ныне поносит учение Христово, кто считает это учение отжившим, якобы устаревшим: за что, за что ты, мнящий себя быть представителем науки, гонишь Христа? Что Он тебе сделал? Он ум твой просветил светом истинного богопознания; Он открыл тебе чрез то светлый путь к так называемому тобою же “прогрессу», если только ты не злоупотребляешь сим словом; Он Своим Евангелием положил закваску того добра, которым ты, исказив его, впрочем, хвалишься; Он и ныне всех зовет к миру, к братской любви, к единой истинной духовной свободе и истинному равенству пред Богом. Или, забыв Христа-Благодетеля, ты все это приписал уже себе, и гордость уже так ослепила твои духовные очи, что свет смирения Христова, свет Его истины стал несносен для этих болеющих очей? И, вместо благодарности ко Христу за его благодеяния, ты бежишь от Него, ты даже преследуешь Его, ты клевещешь на Него, издеваешься над Ним?.. За все добро, от Него полученное, ты платишь ненавистью к святой Церкви Его, к верным Его последователям?..
Но что я говорю о народах, уклонившихся от чистоты учения Христова, о народах инославных? Что говорю о мнимых представителях науки, в своей совести лукавствующих? Обратим лучше свой взор на самих себя, на то, что творится у нас, на Руси, среди нас, именующих себя православными. Людие Мои, православные русские люди! – как бы так говорит в нашей совести глас Сына Божия, нас ради распятого и – увы! – вторично грехами нашими распинаемого, – люди Мои, что сотворих вам. Не избрал ли Я вас, народ Русский, быть для всего мира хранителями во всей чистоте учения Моего, не вверил ли Я вам сокровище Мое бесценное – веру Православную – паче всех народов земных? Не явил ли Я в течение тысячи лет истории вашей многого множества несказанных чудес и милостей Моих и Пречистой Матери Моей, вашей усердной Заступницы? Оглянитесь на минувшие судьбы вашего Отечества: не напоминает ли его история времена библейские, судьбы народа, некогда избранного, народа еврейского? Все важнейшие судьбы его сплетены с судьбами Церкви Моей: как бы вам не понять, что и все благо его заключается в ревностной охране сего ковчега Божия? Но бережете ли вы его? Смотрите, как расхищают его тати и разбойники – разные сектанты и безбожники. Скажите, положа руку на сердце, много ли вы делаете для сохранения сей заветной святыни в сердцах малых сих – в простоте верующих? Вы, пастыри Церкви, стоите ли вы бодро на страже в виду волков хищных, со всех сторон покушающихся на стадо, вам вверенное? Вы, правители и законосоставители, ужели вы не видите, как и в вашу среду проникают те же враги Церкви Божией и, прикрываясь красивыми словами, выкидывая даже знамя якобы свободы, стремятся дать свободу волкам, чтобы вторгаться в ограду Церкви и расхищать кротких овец – простых душою чад Божиих? Что худого сделала вам Церковь православная, за что вы, многие из вас, относитесь к ней столь презрительно, как носительнице какого-то мрака, а не света, просвещающего всякого человека? Если отдельные личности в среде пастырей немощны, если они не все отвечают своему великому назначению, то зачем же винить всю Церковь, зачем пускать волков в ее ограду?.. Вы, отцы, матери, вы, старшие братья и сестры, вы, все миряне, именующие себя православными, ужели не видите страшных опасностей, в наши дни грозящих и вере, и душам ваших детей от всей этой тучи грязных уличных листков, от всех этих газет и журналов, театров и кинематографов, книжек и книжонок, развращающих массы юношества и простых людей? Людие Божии, – если только можно еще назвать вас таким именем, – чем вы платите Церкви Божией, на протяжении почти тысячи лет воспитывавшей народ Русский в духе Христова учения, взрастившей его в стомиллионную семью, во главе с Помазанником Божиим, отцом его, чем платите ей за все то добро, коему ни числа, ни меры нет?
Увы! На этот вопрос отвечает сама жизнь: прислушайтесь, присмотритесь, какие проходят законы в наших законосоставительных учреждениях, что говорит печать о Церкви, как относятся писатели и публицисты ко всему, что дорого и свято для нашей души. Что позволяют себе писать даже мнимые православные люди! Ложь и клевета на служителей Церкви, на духовенство; защита и возвеличение еретиков и сектантов; непростительное для образованных людей невежество в догматах веры; легкомысленные толки о церковной жизни без знания руководящих ею канонов церковных, какая-то бессознательная вражда ко всему, что носит печать церковности и, особенно, Православия. За что, за что??.. Не ведят, что творят и что говорят!
Не говорю о грехах воли, грехах обычных, но все же смертных, под тяжестью коих сотрясается земля, море вздымает волны свои, ураганы и другие грозные явления в природе заставляют содрогаться от страха жителей земли. И содрогаются, но не каются! И это чаще всего – христиане! Боже праведный! Как страшен суд Твой, грядущий на мир преступный, на нечестивцев нераскаянных!.. Братия мои! Слышите ли угрозу суда сего, может быть, как последнее предостережение нам, угрозу, изреченную некогда все тем же евреям, но готовую разразиться и над нами, как гром небесный: се – оставляется дом ваш пуст. Отымется от вас царствие Божие и дастся народу, творящему плоды его!.. Всмотритесь в изображение Господа, во гробе почивающего, приникните и очами, и сердцем к этим язвам гвоздинным на Его пречистых руках и ногах, к этой зияющей язве в пречистом ребре Его: кто нанес их? Кто виновник Его безмерных, несказанных страданий? Ведь это – мы, грешники, это – мы измучили, изранили, мы на крест вознесли Его! Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша: язвою Его мы исцелехом! Ведь каждый новый грех, каждое злое слово, грешная мысль – все это – новые и новые раны Господу, все это – второе распинание Христа! Не я это говорю, а святой Апостол Павел. Припадем же ныне, в сей спасительный день всемирного искупления, к священной плащанице сей и восплачемся о грехах наших, как плачутся дети, когда просят прощения у матери! Облобызаем язвы сии и дадим в сердце своем обет: больше не причинять их Господу, а если бы и случилось сделать что-либо неблагоугодное пред Ним, по немощам нашим, то скорее – опять и опять к Нему, со слезами умиленного покаяния. И Он, просивший у Отца Своего Небесного отпущения распинателям Своим, Он, за сии ничтожные наши слезы, омоет грехи наши кровью Своею и речет нам: отпущаются вам греси ваши. Аминь.