Смысл против бессмыслицы
Согласно учению материалистов и так называемых позитивистов, а это философы-близнецы, смерть бессмысленна. Если смерть бессмысленна, то бессмысленно и рождение, бессмысленна вся наша земная жизнь, и слова о ценности кладбищ – безумие. Тогда кладбища вообще не должны существовать, тогда мертвые человеческие тела нужно было бы как можно скорее уничтожать в огне, как некую «мерзость», а пепел бросать в воду. Ибо для чего хранить пепел в урнах и хранить в домах, если смерть и могила и мертвый прах в ней не играют больше никакой роли и не имеют больше никакого смысла? Но не много людей, которые домысливают свою мысль до конца, а если и домысливают, то еще меньше тех, кто реализуют ее до конца на практике. Такой пример дают нам московские социалисты. Они, отрекшись от Бога, от души и смысла жизни, все-таки прикладывают огромные усилия, не меньше чем христиане, к тому, чтобы сохранить тело своего вождя Ленина в целости как можно дольше. Для чего это нужно, если смерть бессмысленна, мертвое тело бессмысленно и бессмысленна гробница? Почему они не сожгли его и не высыпали пепел в Москву-реку? Думаю, не потому ли, что на них стихийно действовала непреодолимая вера русского народа в жизнь после смерти, пусть безотчетно и неосознанно? Но если не вера, то действие это вызвано не любовью к усопшему, а желанием использовать его прах для пропаганды. Это напоминает нам одно библейское событие, когда некий человек расчленил свою покойную наложницу на части и разослал их по всему Израилю, чтобы тем самым возбудить народ против племени Вениаминова (Суд. гл.19), или на поступок Антония, который приказал открыть тело Цезаря, чтобы речью над окровавленным телом диктатора поднять народ против его убийц, при этом предложив себя в преемники. В наше время очевидно разделение взглядов людей на смысл и бессмысленность смерти. В каждом народе есть малочисленные, но стоящие у власти и имеющие влияние группы, отстаивающие ее бессмысленность. Их жизненное поприще ограничивается одним поколением их современников, а ушедшие поколения они считают уничтоженными и мертвыми. Им противостоит Церковь с народом своим и отстаивает смысл жизни и смерти. Со смертью не кончается человек как человек, кончается лишь его временная роль в этом телесном мире. Цель смерти – разлучить душу и тело и держать их в разлуке до момента их соединения в день Воскресения, Всеобщего Воскресения. Могила – ложе для спящего праха телесного, который, преобразившись, подобно тому, как песок в огне преображается в стекло, восстанет на зов небесный, чтобы жить вечно.