Молельная на кладбище
Все нами сказанное не является некой некрократией, это истинное учение об усопших, которое уже подтвердилось и будет подтверждаться до Всеобщего Воскресения. Нет некрократии, нет вивократии, есть единство живых и мертвых в едином братстве, в единой надежде, едином устремлении, в едином ожидании. Ожидании Общего Воскресения Божьей семьи, рода Христова. Самым выразительным проявлением этого ожидания служит молельная на кладбище. Храм на кладбище не «мертвецкая», а радостная весть и для бодрствующих, и для спящих. Это знамя победы там, где все кажутся побежденными; триумф жизни среди молчаливого праха и обнаженных костей; огненное слово обетования Божия там, где все выглядит безнадежным. С древних времен христианские кладбища располагались рядом с церквями, и церковь была при каждом кладбище. О том, что кладбища считались святыней наравне с самим храмом, пишет преподаватель университета Лазарь Миркович в своей Литургике: «Места погребений считались святыми. Разрушение могил считалось осквернением святыни, за которое полагалось тяжкое наказание». И римские катакомбы служили и алтарями, и кладбищами. Единое целое могил и алтаря содержит в себе основную христианскую мысль о жертве и воскресении. А в каком еще месте, помимо кладбища, теплее прозвучит молитва за усопших, «еще помолимся за упокоение усопших отец и братьев наших»? Где бы с большим воодушевлением может быть спета песнь пасхальной победы: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав»!