О монашестве
Монашество есть понуждение естества всегдашнее. Самопринуждение, хоть и нет силы, нужно; нужно и сознание банкротства; это естественный ход вещей. Блаженны отошедшие от мирской жизни. Я имею в виду внутренний уход в сознании чуждости. Мертвыми убо быти мирови, живым же Богу. Отречься надо и от всего того, что кажется правильным разуму.
Неумение говорить «прости» есть монашеское неблагородство. Поклон и «прости» должны быть не внешними, а органическими, тогда только это и ценно. И они нужны не для очистки совести, а от сердца /Мф. 18:15/. – И это не лицемерие, а понуждение естеству еже есть монах. Проба монашества – заставить делать то, чего не хочешь.
Так бывает во всех монастырях и хороших объединениях: входят в них люди, имеющие все немощи; и не умеют одни, а не хотят другие уступать друг другу; одни не живут высшей внутренней жизнью, другие – критикуют, третьи – очень определенно хотят по-своему мыслить и делать; и вот обычный результат общения зараженных грехом людей, отчего и нужно монашество, как изолированность и лечение. К вот, для душ, внутрь обращенных, все хорошо, а для тех всегда и везде увидится недолжное. Значит надо вырабатываться и приходить к тому, чтобы жить внутренней жизнью.