Голод
Голод – символ. Физическому голоду предшествует духовное истощение.
Восемь главных бед или наказаний.
Восемь главных страстей.
Голод – символ. Голод физический – символ духовного голода. Видимое творение и видимое событие – символы духовной реальности. Бесплодная земля – символ бесплодных душ. Господь ограничивает людей в телесной пище оттого, что люди не приносят Ему духовных плодов – заповеданных Им добродетелей. Земля могла родить, но не смела – Бог запретил ей. Но земля год бесплодия не провела бесцельно, она своим бесплодием отразила духовное бесплодие и напомнила людям о Боге, Дарителе плодов. Семь тощих коров во сне фараона символизировали семь голодных лет. Нынешний голодный год символизирует бесплодие человеческих душ. Истощала человеческая душа, истощала и земля! Плодородный Египет голодал семь лет, а Израиль в безводной пустыне сорок лет не нуждался в пище!
«Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага» (Пс. 33:11). Что толку от сильного государства? Поможет только Бог Великий. Он дает, Он лишает. Когда дает, для того дает, чтобы люди прозрели и увидели Дающего. Когда лишает, для того лишает, чтобы люди познали, что от Него лишение. Трудно сказать, когда присутствие Бога очевиднее людям, когда Он милует или когда казнит. Милость и наказание, даяние или лишение, вот два обычных способа, с помощью которых Бог учит людей и пробуждает от греховного сна. Благодарная душа узнает Бога в каждом даре, который получает, и с радостью славит Его; грубая душа не узнает Бога под самым тяжким ударом бича – таким был царь Ахав (см. 3 Цар. гл. 17 и далее). Не узнает такая душа Бога и по изобилию даров, сетовал Моисей на свой неблагодарный народ: «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего». Каким мог быть ответ Божий на такое духовное отупение? Вот каким: «Сокрою лице Мое от них [и] увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности» (Втор. 32:15, 20).
Видите, как современен Моисей! Как будто он жил среди нас, после Второй мировой войны, и говорил о годах изобилия, во время которых истощались человеческие души и своими грехами подготовили этот голодный год.
Но голод не единственный незваный гость, посетивший нас. Незваных гостей было несколько, они приходили один за другим. Не одновременно, но один за другим, ибо, если бы все беды сразу навалились на людей, они бы погибли. А Господь не желает гибели людей, Он хочет их пробудить, предостеречь, научить и спасти. Даже грешному Египту Господь не попустил все казни одновременно, чтобы не уничтожить его: они приходили одна за другой, чтобы падшие встали и помраченные просветились.
Удивительно, что во время Мировой войны не было голода, точнее, не было голода, попущенного Богом; человек морил человека голодом по тюрьмам и лагерям, но это иное, а все годы мирового кровопролития были урожайными. Кто имеет очи, да видит... и увидит в этом очевидный Промысл Божий о людях, заботу о людях, милость к людям, ибо, если бы Господь одновременно с огнем и мечом попустил голод, кто на земле остался бы в живых?
И если мы сказали о войне и плодородии как о доказательстве Божьего Промысла, приведем к слову еще одно очевидное доказательство Его Промысла и милости. А именно, доказано, что после войны младенцев мужского пола рождается несравненно больше, чем женского. Помню, что во время войны английские ученые регулярно вели статистику рождаемости и широко комментировали факт превышения рождаемости мальчиков над девочками. Любое биологическое объяснение этого факта бессмысленно, его можно объяснить только духовно, а духовное объяснение заключается в том, что Господь промыслительно заботится о будущем человеческого рода и умножает мужской род, чтобы восполнить потерю, возникшую в ходе войны из-за гибели мужского населения. Сама по себе Мировая война была достаточным наказанием грешному миру, она отвела другие беды.
Но посмотрите, что с нами происходит после войны? Эпидемии, землетрясения, засухи, рост преступности, и сейчас – голод. Восемь главных бед перечисляет Церковь в молитве Богу о спасении от них: «От глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани». Первые шесть бед – неизменно посещали нас за последние десять лет, не посетили лишь последние две – нашествие иноплеменников и междоусобная брань, то есть война и революция.
Каждое из этих зол символично, ибо каждое из них выразительно и наглядно показывает состояние человеческих душ в те времена, когда эти беды приходили. О физическом голоде мы говорили, он отражает духовное истощение. Пища для человеческой души – Бог, и если душа не питается этой пищей, она голодает и истощается. «Я – Хлеб Жизни», – сказал Тот, ученики Которого никогда не жаловались на голод. Эпидемии и моры символизируют предшествующий им мор в человеческих душах. Когда человеческий разум сворачивает с Божьего пути, он уклоняется во зло; когда развращается сердце – воля устремляется на зло; и добродетели погибают одна за другой, а личность разрушается. Смерть добродетели в человеческой душе отражается в физических, видимых эпидемиях и морах людей и животных.
Трус, или землетрясение, следует за духовным сотрясением, после которого человеческие души соскальзывают с твердого основания – закона Божия, и падают в руины некогда величественных и надежных зданий. Христианская душа зиждется на основании, имя которому Иисус Христос. Здание, воздвигнутое на этом основании, превосходит все материальные и духовные здания, ибо рассекая небо, высится до самого Престола Всевышнего. Землетрясение, несущее страшные разрушения, лишь символ потрясения, которое несет разрушения несравнимо более страшные, ибо разрушает духовное царство в душах людей.
Наводнение символизирует наводнение грехов, это ясно следует из истории потопа времен праведного Ноя. Если грех не остановить, он умножится и разрастется, и словно разлив затопит душу и человека, и народа. Водяной потоп приходит для того, чтобы сделать наглядным состояние человеческих душ, чтобы отрезвить их, чтобы они вспомнили о Боге и покаялись. Огонь, пожары, засухи, зной и бездождие символизируют огонь страстей: ненависти, похоти, зависти, сребролюбия, властолюбия и подобных. Если этот страшный огонь не погасить в самом начале росой Духа Божия, он разрастется в человеческих душах в неугасимое и всепоглощающее пламя, подобное адскому. И тогда Господь затворяет небеса, и удерживает росу, и попускает засуху и жажду, чтобы дать людям наглядный урок о состоянии их душ.
Меч символизирует самочиние и самовластие, не ожидая Божьего суда, невзирая на Бога. Когда человеческая душа переполнится осуждением ближнего, клеветой, унижением других; когда в ней возобладает дух отрицания личности и существования Бога, тогда между людьми встает меч, чтобы они увидели, что они носят в своих душах, и земля наполняется преступлениями, убийствами, самоубийствами и всяким злом. Нашествие иноплеменников, то есть нападение на отечество чужаков, или война, символизирует подобную реальность, которая прежде нашла себе место в душе человека. Когда люди не хранят веры отцов, когда разоряют в себе храм Бога единого и живого, когда начинают относиться к святыням презрительно и насмешливо, тогда в их опустошенные души и сердца вторгаются «иноплеменники», чужие Богу и человеку... Врываются в пустые дома человеческих душ и поселяются в них. Это – бесы, это – нашествие иноплеменников на человеческие души. Это – невидимое завоевание человеческих душ бесами, а видимый символ – завоевание отступившего от Бога народа другим, который грабит и порабощает его. Междоусобная брань, междоусобная борьба, или революция, символизируют внутреннее смятение человеческой души. Отпавший от Бога человек теряет внутреннее равновесие, а вместе с ним мир и радость. Он озлобляется на других, унывает, опрокидывается система ценностей в его душе, он меняет одного идола за другим, одну ложь на другую, зло кажется добром, а добро злом. Такое болезненное душевное состояние проявляется видимым образом во внешних беспорядках, бунтах, братоубийственной резне и революциях.
Мы молимся Господу, чтобы Он сохранил и спас нас от этих главных восьми бед, из которых голод – первая, а революция – последняя. Святые отцы говорят о главных восьми человеческих страстях. Святой Кассиан перечисляет их в таком порядке: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, славолюбие, гордость. Каждой из этих восьми страстей соответствует одна из тех восьми бед, если какая-то из страстей возобладает в душе человека, то навлекает на него соответствующее ей зло. Изложим наглядно и по порядку:
Страсти: | Наказание |
---|---|
Чревоугодие: | Голод |
Блуд: | Эпидемия, болезнь, смерть |
Сребролюбие: | Землетрясение |
Гнев: | Пожары, засухи |
Печаль (грусть): | Наводнение |
Уныние (отчаяние): | Меч, преступления |
Славолюбие: | Война |
Гордость: | Революция |