Тесно ли на кладбище
Самые многонаселенные города земли занимают самую небольшую площадь. Это города мертвых отцов и братьев наших. Тысячи и тысячи их уживается на одной малой ниве. Ниве Божией! Тело к телу, плита к плите, крест ко кресту. «Царь ли воин, богатый ли нищий, неизвестно». Можно узнать по памятнику или поминальной записке, но там внизу, в гробах, все один спящий прах, священный прах. Покойники не возражают против того, что города живых разрастаются на километры, а некоторые из живых протестуют, что города мертвых расширяются на метры. Некоторые из таких протестантов требуют, чтобы кладбища были перекопаны и превращены в парки. Другие же, единомышленники таких паркоманов, требуют, чтобы тела наших отцов, и братьев, и детей, сжигались в огне. Огнепоклонники! «Из санитарных соображений»! – кричат одни. «Из экономических соображений», – вторят другие. «Из соображений эстетики», – говорят третьи. А по сути, все из одних соображений – неверия в жизнь и воскресение, веры в смерть, всесилие смерти. И боязливо, охраняя миг своего земного существования (как единственную жизнь, в которую они верят), хотят сделать все, чтобы оттолкнуть тела усопших как можно дальше от своих жилищ как «вредные» или превратить их в «невредный» пепел. То, что «санитарные соображения» иллюзорны, ясно из опыта наших стариков, которые строили кладбища вокруг церквей в центрах городов и деревень, и были сильнее и здоровее нынешнего поколения. «Экономические соображения», то есть то, что наши покойные братья и сестры, отцы и матери своими могилами отнимают слишком много наших плодородных земель, просто безнравственны. Почему находится достаточно земли, плодородной и ровной, для конных бегов, и не находится достаточно места для хранения тел народа Божьего, этого драгоценного сокровища Его?
Эстетические соображения отпадают сами собой для всякого, у кого есть чувство красоты, ибо трудно найти более прекрасное зрелище, чем храм на возвышенности и кладбище вокруг него. Даже для языческого глаза эта картина прекрасна, для того, кому дан разум понимать смысл этого соединения храма с гробами, она не имеет сравнения. Храм символизирует и смерть и жизнь, смерть Христа из любви к роду человеческому и воскресение по всесилию Господа. Храм символизирует триумф любви, победу жизни над смертью и конечное воскресение тел усопшего народа Божия (то есть пробуждение и оживление того священного праха под гробовыми плитами). «Этого не может быть!» – говорят материалисты. А мы говорим: «Этого не может быть вашими усилиями и умением, но это произойдет всесильной мощью Того, Который сотворил вас и вашего прародителя из праха земного».
Ошибочно думать, что роль усопших окончена навсегда, что они, как говорится, словно воины, выведенные из строя. Это не так. Окончена самая краткая драма их жизни на земле. Но это не все. Самое важное событие еще не произошло ни для них, ни для нас. Мы ждем двух событий – упокоения и воскресения, а они только одного – воскресения. А когда произойдет это самое важное, они будут участвовать в нем так же, как и те, кто будет застигнут в своих земных телах. Это важнейшее событие и для них, и для нас – важнейшее во всей вселенской драме всего человечества – Общее воскресение. И земля тогда содрогнется, как содрогнулась она, когда Христос Воскрес. И содрогнется еще сильнее, ибо вся семья Божия, весь род Христов воскреснет из гроба. Тогда «отдаст море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдадут мертвых, которые были в них» (ср. Откр. 20:13). «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр. 21:4). А когда мы все воскреснем, возрадуется небо и земля, и души и тела, возрадуется и возвеселится ожившая земля, тот пробужденный из могильного сна прах, отцы наши и матери, братья, сестры и дети, и мы с ними, и миллиарды, миллиарды человеческих существ, скончавшихся во Христе, крестом благословленные, отпетые и освященные, и под холмиком земли сохраненные. А остаток земли на планете, от которого отделится и вознесется ожившая часть, словно бабочка из кокона, бросится в огонь и сгорит как ненужный.