Источник

Жизнеописание старца Клеопы Илие

Отчий дом

Блаженной памяти архимандрит Клеопа Илие родился в селе Сулица уезда Ботоша́нь 10 апреля 1912 года. Родители его, Александр и Анна Илие, являли собой образец христианской жизни, любви к Богу, Церкви и детям. Они вели жизнь чистую и благоугодную Христу, никогда не пропускали церковных служб, подавали милостыню, молились вместе с детьми. Как рассказывал отец Клеопа, дом их был малой церковью.

Из воспоминаний отца Клеопы

У нас одна комната была вся в иконах, нечто вроде часовни. А в полночь мы вставали, читали Псалтирь и клали сотни земных поклонов. Затем снова ложились спать.

Нас у родителей было десять детей, и пятеро из нас (четыре брата и сестра) стали монахами. Самый старший наш брат, Михай, жил в монастыре Дурэ́у. Сестра моя Екатерина поступила в монастырь, когда ей было только одиннадцать лет, а я и двое старших братьев, Георгий и Василий, пришли в Сихастри́ю2. К 1935 году почти все мои братья и сестры умерли, будучи еще в молодых летах. Потом умер и папа, Александр. Остались в живых я, в монастыре Сихастрия, и мама, в родном селе Сулица-Ботошань. В 1946 году я привел маму в Сихастрию, постриг ее в монашество и отвел в монастырь Агапия Ветхая3, где она прожила до 1968 года и отошла ко Господу в возрасте девяноста двух лет.

В семье не водилось ни ссор, ни неподобающих слов, ни иных дел, неугодных Богу. Жизнь день ото дня протекала тихо, как родниковая вода, ибо так заведено было от дедов-прадедов и таковы были традиции тех мест. Не случайно родилось в тех краях, по Промыслу Божию, много великих людей, из которых немало было монахов, священников, славных иерархов и преподобных, каким был и святой Иоанн Новый Ня́мецский4. Не ошибемся, назвав в их числе и приснопамятного архимандрита Клеопу Илие, а также его духовника иеросхимонаха Паисия Олару.

Бог от рождения избрал отца Клеопу к тому, чтобы он окормлял и утешал как монахов и священников, так и множество простых верующих. Он являлся духовником и наставником всех, кто желал следовать за Христом и просил его молитв.

В родном селе архимандрита Клеопы находилась церковь, в которой с 1877 году служил известных в то время священник Георгий Кириак. Как вспоминал отец Клеопа, жители села Сулица слушались своего священника, как Самого Христа, и никаких дел не начинали без его совета и благословения. Потому жизнь их протекала спокойно, церковь была полна верующих, а дети, весьма многочисленные, составляли украшение села.

Такими были румынские села в первое десятилетие ХХ века. Потому и родителей отца Клеопы Бог благословил десятью детьми, из которых двое умерли в младенчестве.

Семья отца Клеопы

Отец

Предки отца Клеопы были известными овцеводами. Когда начались религиозные гонения XVIII века5, они переселились в Молдову6, где и осели в уезде Ботошань.

Александр Илие, отец старца Клеопы, родился 12 сентября 1871 года в селе Сулица уезда Ботошань. Он был рослым и молчаливым. В 1902 году Александр женился на Анне Бе́рчя из соседнего села. Их венчал в сельской церкви священник Григорий Кириак, который впоследствии крестил и всех их детей. Александр занимался сельским хозяйством, растил и продавал скот. В селе его почитали как одного из самых рачительных хозяев. У них было тридцать гектаров земли, сто пятьдесят овец и более двадцати коров.

Из воспоминаний отца Клеопы

Бог да упокоит душу отца моего. Он был мужчина высокий, лысый, с большой белой бородой. И очень верующий. На каждый праздник ходил он с нами, детьми, в церковь и помогал бедным. Никто его не видел пьяным, или ругающимся, или курящим, или делающим еще что-нибудь такое. Вспоминаю, что у отца были сапоги. В воскресенье мама как-то говорит ему:

– Александр, обувай сапоги, когда идешь в церковь, не ходи больше в лаптях.

А папа ей ответил:

– Женщина, ты видела в церкви на иконах хоть одного святого в сапогах? Все в лаптях, в лаптях буду ходить и я.

Утром, когда мы уходили в школу, мама говорила нам, чтобы мы поели или хотя бы взяли с собой еды в котомке. А папа говорил:

– Нет! Оставь их, женщина, небось не помрут!

А когда мы возвращались из школы, то принимали сначала просфору, а потом уже ели. Братья мои, особенно брат Миха́й, не ели ничего, пока не закончат читать Псалтирь.

Папа не знал грамоты, но имел страх Божий. Я слышал, как он молился: «Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу». Чтобы он вечером уснул, не помолившись? Или сел за стол, не прочитав «Отче наш»? Или чтоб не пошел в воскресенье в церковь? Или чтобы кто-нибудь услышал, будто он ругался, или курил, или украл что-нибудь? За таким делом его не увидать было вовек.

У него висел ремень на гвозде, он его называл «святой Николай». Боже упаси, чтобы он застал тебя за чем-нибудь! Он говорил тогда:

– А ну, посмотри на «святого Николая»! Ступай на молитву! Я родил тебя с двумя глазами, ты знаешь грамоту, так что иди читай Псалтирь и молитвы по книге!

Однажды, возвращаясь из школы, я нашел на дороге конскую сбрую. Обрадовавшись, я взял ее и понес домой. Когда папа увидел меня, то спросил, где я ее украл. Я ему сказал:

– Я нашел ее и подумал, что она может нам пригодиться.

Но папа жестко ответил:

– Иди и отнеси ее назад, и чтобы положил точно туда, где взял, потому что не ты ее там оставил!

И я пошел и стал в пыли искать место, где взял эту сбрую, потому что с папой шутки были плохи.

Он был в доме светильником для всех. Он был нашим владыкой.

Достигнув возраста семидесяти двух лет, Александр Илие предал душу свою в руки Христовы 23 февраля 1943 года.

Мать

Анна Илие, мать отца Клеопы, родилась 10 октября 1876 года в семье земледельцев, добрых христиан. В 1902 году она вышла замуж за Александра. Из десяти их детей пятеро – четверо сыновей и одна дочь – приняли монашество. Анна была небольшого роста. Простая, неграмотная, она обладала необыкновенной памятью.

Из воспоминаний отца Клеопы

Мама была очень добросердечна. Раздавала все, что имела. Много раз я слышал, как папа говорил:

– Ах, женщина, все, что я привожу в телегах, ты раздаешь в котомках. Был у нее и дар слез. Она плакала по любому случаю. Видели бы вы, как она плакала по нам, когда мы уходили в монастырь! Идет по веранде – и начнет причитать:

– Пташки мои, мамины милые, уйдут в монастырь, и я останусь одна. Пташки мои, мамины милые…

Соседи спрашивали отца:

– Дядя Александр, кто у вас умер? Кого оплакивает тетя Аня?

– Никто не умер, это жена плачет над детьми, потому что они уходят в монастырь, – отвечал им папа.

Огромным горем в ее жизни было то, что почти все ее дети умерли в молодых летах. Единственным, кто дожил до глубокой старости, был отец Клеопа. Три сына и дочь Анны Илие упокоились в монастыре, а остальные в родном селе. Но благодать Божия укрепляла ее нести крест, предназначенный ей.

Овдовев в 1943 году, она была приведена отцом Клеопой в монастырь и приняла монашеский постригв Агапии Ветхой в 1947 году, получив в постриге имя Агафия. 15 сентября 1968 года схимонахиня Агафия Илие переселилась в вечность в возрасте девяноста двух лет.

* * *

2

Монастырь Сихастрия основан в 1655 г. учениками великого исихаста ХVII в. иеросхимонаха Афанасия как исихастирий (скит, место безмолвия и молитвы) в 20 км от знаменитого Нямецкого монастыря на месте, называемом «Поляна Афанасия». С 1799 г. скит Сихастрия был приписан к Нямецкому монастырю, которым в то время управлял преподобный Паисий Величковский.

3

Монастырь Агапия Ветхая – один из наиболее крупных женских монастырей Румынии. Основан в 1642–1644 гг. Находится в 15 км от г. Тыргу Нямц в живописной холмистой местности. В середине ХХ в. соборный храм Архангелов Михаила и Гавриила был перестроен и расписан известным румынским художником Николае Григореску. В монастыре действует духовная семинария для монахинь.

4

Преподобный Иоанн Новый Хозевит, Нямецкий (1913–1960). В 1936 г. был пострижен в монашество с именем Иоанн в Нямецком монастыре. В том же году по благословению митрополита Никодима монах Иоанн отправился в Святую Землю. Там он два года провел в пещере в Иорданской пустыне, после чего поступил в монастырь святого Саввы Освященного, где в течение 8 лет подвизался, исполняя различные послушания: ухаживал за больными, был гидом, помощником эконома, библиотекарем... В 1947 г. отец Иоанн был рукоположен в диакона и священника и назначен настоятелем румынского скита на Иордане неподалеку от Иерихона.

В 1952 г. он удалился в монастырь преподобного Георгия Хозевита, расположенный к западу от Иерихона. В окрестностях этой обители находится множество пещер, высеченных в отвесных скалах, в которых на протяжении многих веков жили монахи-румыны. В одной из этих пещер в суровых условиях пустынножительства преподобный Иоанн провел последние восемь лет своей жизни. В этой убогой келии преподобный подвизался в молитве, претерпевая холод и зной, голод и жажду, болезни и многие искушения. Большую часть времени он проводил в молитвенном бдении, пищу вкушал один раз в день, вечером; сну отводил три-четыре часа; читал Священное Писание и творения святых отцов. В пещерной часовне совершал полное монашеское правило. Иногда, по большим церковным праздникам, он спускался из пещеры и сослужил в соборе преподобного Георгия Хозевита Литургию, причащался Святых Таин, затем участвовал в общей монашеской трапезе и снова возвращался в свою пещеру.

В этой пещере преподобный Иоанн мирно почил о Господе 5 августа 1960 г. Ему было 47 лет, из которых 24 года он провел в Святой Земле. Тело его, изможденное постом и постоянным бдением, было положено в той же пещере.

Спустя 20 лет, в 1980 г., согласно монастырским традициям, совет старцев монастыря открыл пещеру, чтобы положить останки преподобного в общую могилу. Все присутствующие засвидетельствовали нетленность тела, нисколько не изменившегося с течением времени. По распоряжению Иерусалимского Патриарха Венедикта останки были перенесены в монастырский храм, где было отслужено 40 Литургий. Гроб с телом преподобного Иоанна был поставлен у святого алтаря, и над ним возносились поминальные молитвы. После того, как отслужили все Литургии, тело подвижника было все так же нетленно. Его с благоговением переложили в раку из черного дерева, которую поставили в храме рядом с мощами преподобного Григория Хозевита.

В 1992 г. Румынская Православная Церковь причислила преподобного Иоанна Нового Хозевита к лику святых. Память его совершается 5 августа (нов. ст.).

5

В конце ХVII – начале ХVIII в. господари Молдавии, заботясь о защите территориальной целостности и суверенитета, постоянно прибегали к поддержке со стороны России.

В 1711 г. между господарем Молдавии Димитрием Кантемиром и императором Петром 1 был заключен Луцкий договор, согласно которому Россия становилась гарантом территориальной целостности Молдавского княжества. Когда во время Прутского похода, предпринятого в союзе с молдавскими и валашскими господарями в том же году, армия Петра I подходила к Яссам, столице Молдавского княжества, для торжественной встречи императора бояре, почетные горожане и все священнослужители «во главе с митрополитом Гедеоном вышли за город, где с великой радостью поклонились Петру, воздавая хвалу Богу, что, наконец, настало время освобождения их от турецкого ига», – свидетельствует летописец тогдашних событий. Прутский поход закончился неудачей, однако он положил начало совместной вооруженной борьбе России и Молдавии против Османской империи. После того как русские войска потерпели поражение, отношение Османской империи к румынам и молдаванам резко ухудшилось. Турками были начаты гонения против православных.

6

Молдо́ва – историческая область на востоке Румынии, между Восточными Карпатами на западе и рекой Прут на востоке. По современному административному делению включает уезды Бакэу, Васлуй, Вранча, Галац, Нямц, Яссы, часть уездов Ботошани и Сучава.


Источник: Да увижу вас всех в Раю! : Румынский старец архимандрит Клеопа Илие. – Москва : Класы Духовные, 2010. - 365 с.

Комментарии для сайта Cackle