Дивное творение Духа Святого 18
Дни празднования памяти святых, братья, установлены Церковью на первом месте, чтобы мы, величая святых, славили Бога. Ибо святые – величайшее и прекраснейшее творение Духа Божия в этом мире, величайшее и прекраснейшее всех видимых творений. Но есть и еще одна причина тому, что Церковь, по мудрости Промысла Божия, установила праздник памяти святых. Причина заключается в том, чтобы святые, которых мы вспоминаем в эти дни, стали примером тем, кто их вспоминает и празднует. Язычники не имели святых и посвященных им праздников, у них были праздники, связанные со сменой времен года, сбором урожая или сева, или с какими-то вымышленными событиями, рожденными их воображением или бесовским прельщением, не имея святых, они не могли иметь и посвященных им праздников. С кого люди брали пример святой жизни, кого стыдились? Брали пример друг с друга, как скот со скота, а о стыде не могло быть речи.
Представьте себе, в каком преимуществе христиане перед язычниками и насколько мы духовно и нравственно богаче их. Каждый наш день в году украшен святым или святой, не какими-то вымышленными именами, но именами людей, реально жившими, и мы знаем, когда и как они жили. Наш христианский год представляет собой невидимый иконостас. Каждый Божий день напоминает нам о ком-то из святых. И так же как в храме мы видим иконы святых, написанные красками на досках, каждый день духовно мы смотрим на духовный лик и образ поминаемого святого, на его житие, его добродетели, силу его веры, свет его любви.
Иконы Христа и Богородицы больше и торжественнее других в церковных иконостасах, также и праздники, посвященные Им, больше и торжественнее других праздников. В каждое из четырех времен года мы празднуем четыре великих Богородичных праздника: осенью Ее Рождество, в начале зимы Введение, весной Благовещение и летом Успение.
Празднуя сегодня день Введения Богородицы в храм, вы прославляете Матерь Божию и вместе с Ней Бога живого, Творца Ее и вашего. Что за дивное творение Духа Святого! Рожденная старыми родителями, больше от их молитв и слез, чем от плоти и крови, Мария с младенчества была завещана на службу Богу. Благочестивые люди исполняют обещания, данные людям, а тем более Господу. Благочестивые Иоаким и Анна исполнили свое обещание, данное Богу. Исполнили тогда, когда исполнить его было крайне тяжело, когда их единственному чаду было всего три года. Те, у кого есть дети, знают, как они в этом возрасте дороги родителям. Трехлетний ребенок, едва научившийся говорить, ласковый к своим родителям, удивляющийся на окружающий мир, наивно расспрашивающий обо всем и обо всех, – настоящее утешение, радость и веселье родителям. И особенно престарелым родителям, какими были Иоаким и Анна, которые, можно так сказать, тонкой нитью держались за земную жизнь. Как трудно было им разлучиться с такой милой им единственной дочкой, но обет Богу был дан, и нарушать его нельзя.
И это первое поучение, которое дает нам сегодняшний праздник. Очень важное поучение в наше время, когда некоторые христиане ведут себя как язычники и без зазрения совести лгут людям и Богу. Попав в беду, они просят и молят и дают обеты, но пройдет беда – и сердца их остывают и данный обет нарушается. И когда приходит гнев Божий, они удивляются и обвиняют всех и вся, кроме самих себя. Потому прошу вас, братья, ради вашего блага всеми силами старайтесь исполнить данный вами обет и обещания Всевышнему Богу.
Второе поучение Введения маленькой трехлетней Марии в храм важно не меньше первого. Оно касается воспитания детей с раннего детства в Законе Божием. Есть христиане, которые рассуждают совершенно по-язычески и думают, что если они оставят им как можно больше имения и денег, они обеспечат им счастье. Жизнь каждый день свидетельствует о том, что такие родители – настоящие враги собственным детям. Если Господь попустит, они смогут увидеть из иного мира, какими несчастными они сделали своих детей. Введя их в мир денег и большого наследства и не введя их в святыню Бога жизни, они ввели их в непреодолимые искушения в этом мире и в адские муки в мире ином. Лучше, братья, оставить своим детям в наследство Бога, чем власть над целым миром. С одним Богом они будут богаты и счастливы, а с целым миром без Бога – убогими и несчастными. И малый страх Божий – лучше большого богатства.
Поэтому прошу вас, братья, ради блага ваших детей, подражайте святым Иоакиму и Анне и введите своих детей в наследство, которое не обманет, не пропадет и не истлеет ни в этом, ни в ином мирах. Это наследство – душевное богатство, которое разумное дитя стяжает в познании Закона Божия. Духовно богатым детям не трудно будет получить хлеб насущный – не оставит и не забудет их Господь, а духовно обездоленные быстро расточат и самое богатое имение и останутся обездоленными вдвойне, и для земного мира, и для духовного.
Этим двум урокам учит нас праздник Введения Пресвятой Богородицы.
Праздники святых воистину словно невидимый иконостас живых душ в Царстве Божием. Не было ни у язычников, нет их у безбожников, поэтому язычники поклонялись мертвым идолам. А вы, дети Божии, поклоняетесь реальности в Боге едином, живом, Творце вашем и Его многочисленным Ангелам и святым, пребывающим в Вечном Царстве истины и радости, в котором и вы надеетесь пребывать. Да подарит вам Господь это Царство, то Отечество, которому не грозит опасность, ту жизнь, которая не знает смерти.
Богу нашему Слава и Хвала, Пресвятой Богородице Честь и Поклонение, а всем вам здравия и мира, радости и благословение Божие во веки веков. Аминь.
* * *
Проповедь на праздник Введения, 1931 г.