Глава XX. Свет во тьме сидящему
или вразумление умирающему
Боязнь смерти нападе на мя
и покры мя тьма (Пс.54:6).
Хотя я и во мраке, но Господь –
свет для меня (Мих.7:8).
«Важно последнее поприще земной жизни, где успешным, окончательным подвигом довершаются предыдущие и восполняется недостаток оных; напротив, неувенчанный конец затмевает и все дело. Важны дни последние на земле, последняя борьба тления с нетлением, ветшающего человека с обновленным, где присутствие духа (бодрость и благонадежность) в решительном сражении выигрывает вечную победу, или, напротив, малодушному и безнадежному угрожает невозвратный плен, где немногими остальными шагами человек переступает в рай или оступается в бездну ада. – Иногда упадающие силы телесные засыпают своими развалинами не отрешившуюся от тела душу, и болящий не видит приближающейся смерти, не примечает важности наступающего подвига, не ищет пособий. Приближься к сему колеблющемуся подвижнику свежий запасный воин, напомни ему о приготовлении к решительной битве, поддержи его в подвиге, подай ему духовные оружия: щит веры и шлем спасения (Еф.6:16, 17); подкрепи его силою Божией благодати; помоги его духу, сквозь развалины плоти, возвыситься к Отцу духов; утешительным Божиим словом и тихим дохновением молитвы, распутай и возвысь крила отлетающей душе. Кто знает? быть может, спокойно совершив свой горний полет, она, по взаимности любви невременной, возвратится некогда к тебе, как голубица к Ною, с неувядающею ветвью мира, когда настанет и твоей душе время выйти из ковчега смертного тела на землю живых бессмертных», – из слов митрополита (Филарета).
Кто может спастись
Кто мудр, тот познает сие,
и уразумеет милость Господню
(Пс.106:43).
Трудно жить безнадежному, но умирать без надежды на милость Божию еще труднее. Если малодушный должен мужаться, по слову пророка, и укреплять свое сердце надеждою на Бога во всю жизнь, то наиболее он должен так делать при кончине жизни, в скорби и раскаянии о грехах, в страхе и ожидании суда. Известно, что враг нашего спасения всегда внушает мысль малодушному: нет тебе спасения в Боге твоем (Пс.3:3); тем более он старается искоренить в душе веру и надежду на Бога в день переселения ее из мира сего. Если и всегда должны мы быть бодры духом и благонадежны, то особенно в день смертной печали, в день страха и ужаса следует нам, препоясав чресла ума своего, как говорит апостол, то есть подкрепив силу ума словом Господним, совершенно уповать на приносимую нам благодать явлением Иисуса Христа (1Пет.1:13), Спасителя и Бога нашего.
Спасение души, или вечная жизнь, вечное спокойствие и блаженство души, состоит в познании Бога. Как говорит Сам Господь: се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и Его же послал еси – Иисуса Христа (Ин.17:3). Но как прийти в сие познание? Сын Божий сказал: испытайте Писания, ибо они свидетельствуют о Мне (Ин.5:39). Посему наставлял апостол Павел Тимофея постоянно углубляться умом в Писание, могущее умудрить во спасение (2Тим.3:15); ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1Тим.4:16). И ныне, как и всегда, блажен тот человек, которого вразумляет Господь словом Своим и укрепляет душу его, чтобы дать ей покой в бедственные дни. Блаженны слушающие слово Божие и хранящие его (Лк.11:28), помышляющие о нем и утверждающие в сердце своем. Кто вникает в учение Господне и постигает тайны Царствия Божия, в того входит Дух Утешитель, Дух истины, и он обретает радость спасения, душа его почивает во благе.
Итак, что же нужно делать, чтобы получить блаженство, вечную радость душе своей? Чтобы оживить душу, умерщвленную грехом, иначе сказать, чтобы воодушевить грешного человека, у которого нет радости спасения, и сделать его наследником жизни вечной, нужно учить и вразумлять его Божиим словом, нужно всегда напоминать ему о Боге. Много значит знание Божественных откровений, разумение истины и помышление о том, что дарует нам Бог через Сына Своего, Иисуса Христа, – много значит. И апостол Христов верно говорит, что помышления духовные суть жизнь и мир души, а плотские помышления соделывают смерть (Рим.8: 6), производят в душе тревогу и вечное беспокойство. Кто помышляет о земном, того конец погибель (Фил.3:19), – сказал апостол Павел. И Давид вещает: снизойдут во ад все народы, забывающие Бога (Пс.9:18), все люди, которые не вспоминают Бога и не думают о Нем.
Значит, те только спасаются, которые ведут жизнь духовную, делают все согласно со словом Христовым, ибо слова Его суть дух и жизнь (Ин.6:63). Напротив же, все те, которые поступают по влечению суетного ума своего, у которых все их сокровище здесь на земле и сердце пленено желанием земных благ, все сии, – как говорит апостол, – отчуждены от жизни Божией по причине их невежества и ожесточения (непокорности) сердца (Еф.4:18). Чтобы, по учению Христову, могли мы помышлять не о земном, а о горнем (см. Кол.3:2), что только истинно, что достославно, что боголюбезно, или какая есть добродетель, за что будет похвала от Бога, для сего должны мы усердно вселять в себя слово Христово, также вразумлять друг друга псалмами и песнями духовными. Особенно так должны мы делать пред кончиною земной жизни, чтобы напутствовать душу благими впечатлениями, оградить ее миром Божественным, привести ее в тот премирный покой, который соблюдает сердце и помышления во Христе Иисусе (Фил.4:7).
Блажен тот человек, который уразумел милости Господни и с желанием крепким усвоил их себе, кто озарил свою душу сиянием Божией благости и познал, сколь благ Господь. Но что и нам с тобою, брат, препятствует быть такими же блаженными, бессмертными наследниками вечной жизни? Постараемся хотя ныне познать, что служит ко спасению души, к вечному упокоению ее и блаженству; ибо вот время ныне благоприятное, – как говорит апостол, – се ныне день спасения (2Кор.6:2). Не пропустим же его без пользы для души, без всякого спасительного дела, в одних суетных трудах и пустых разговорах. Ибо вот явил Господь ныне всем людям Свое спасение, показал нам чудную Свою милость, изъявил желание простить всякого грешника, который обратится к Нему и будет просить прощения. Милости хочу Я, а не жертвы (Мф.9:1, – говорит Он, – миловать и спасать погибших. Ибо для того Я и пришел в мир, чтобы призвать грешных на покаяние (Мф.9:13), проповедать лето приятное ко спасению, показать всем, кто обратится ко Мне, великую милость. Обратитесь же, и обращуся к вам; и аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю (Ис.1:18). Аще ли не покаетеся, вси погибнете (Лк.13:3).
Отвергая времена неведения, – говорит апостол, – Бог ныне повелевает всем людям покаяться (Деян.17:30). Он призывает к Себе всех утружденных и обремененных грехами, у которых сердце сокрушенно и смиренно (Пс.50:19); отвергает же одних надменных, одних богатящихся отпущает ни с чем. Кто говорит: богат есмь и ничтоже требую (Откр.3:17), кто не нуждается и не просит милости Божией, тот исходит из мира нищ душою, слеп, наг и окаянен (Ср.Откр.3:17). Жертва приятная Богу есть дух сокрушенный: кто имеет печаль по Боге, кто сокрушается о грехах и тяжело вздыхает, тот, хотя бы и весь век пребыл неисправен в делах, в день скончания обрящет благодать (Сир.1:13). Итак, не унывай, брат, не будь безнадежен, не сокрушайся о том, что не был весь век свой близок к Богу; и обрящешь милость от Бога, получишь прощение во всех грехах. Бог, как сказано, даяй живот сокрушенным сердцем (Ис.57:15), сказал через пророка: егда, возвратихся, воздохнеши, тогда спасешися (Ис.30:15). И ты не будь неверен, но верь, что Господь, как сказано, скор обретается во спасении (Ис.65:24); что у Господа милость и многое у Него избавление (Пс.129:7): Он избавляет просящего милости Его от всех беззаконий его. Он Сам говорит: за грех мало что опечалих его, и отвратих лице Мое от него и бысть смущен, и пойде дряхл в путех своих. Пути его видех, и исцелих его, и дах ему утешение истинно (Ис.57:17, 18). Не напрасно же пророк сказал: кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся; никто из уповающих на Него не погибнет (Ср.Пс.33:6, 23).
Силен есть Господь, как сказано, внезапу обогатити нищего (Сир.11:21); и вот пример: разбойник на кресте лишь только обратился ко Христу, пригвожденному с ним, и сказал: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (Лк.23:42); и Премилосердый, предав забвению все грехи его, отворил ему тотчас райскую дверь, Так Он богат своею милостью! Богат, как сказано, для всех призывающих Его (Рим.10:12). Сей нищий (духом) воззвал, – говорит Давид, – и Господь услышал его (Пс.33:7), и спас его от всех бед его.
Вкусите, и увидите, сколь благ Господь!(Пс.33:9) Когда я молчал... день и ночь тяготела надо мною рука Твоя (Пс.31:3,4); в смущении моем я думал: отвержен я от очей Твоих (Пс.30:23). Но вот открыл я Тебе грех мой; я сказал: исповедаю Господу преступления мои (Пс.31:5); и Ты снял с меня тяжесть греха моего, снял с меня вретище и одел весельем, переменил сетование мое на ликование(Пс.29:12). И за сим, вошедши в блаженное состояние, пророк восклицает: блажен человек, которому Господь не вменит греха! (Рим.4:8). Ты же, слушая сие, быть может, скажешь: кто может быть таким блаженным? В Писании сказано: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян.2:21). Всяк просяй приемлет (Мф.7: 8). Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Деян.10:43). И аще, как говорит апостол, исповедуем согрешения наша, верен есть Господь и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды (1Ин.1:9). Ты словом истины нелегко уверяешься, и хочешь лучше научиться от дела, от примера, как Фома, осязательно узнать, что Господь истинен и нет неправды в Нем. Хотя Писание показывает многие тому примеры, но мы припомним более важные: вот человек, совершивший два великие злодеяния – прелюбодеяние и убийство, и, будучи в них обличен пророком, тотчас признался и сказал: согреших ко Господу! И в ту же минуту услышал пророческий глас: Господь отъя согрешение твое (2Цар.12:13). Вот еще другой, который нечаянно отрекся от Христа и горько плачет о том, – и что же? Как тот остался во пророках, так и этот в числе апостолов есть первоверховный. И Писание верно говорит: блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты (Пс.31:1). Но чтобы мы знали путь к сему блаженству, Дух истины возвестил через пророка: егда грешник возвратится от беззакония своего, и сотворит правду – (сознаваться будет во грехах и ожидать от Бога Спасителя своего помилования себе) – жив будет, и все грехи его не помянутся (Иез.33:19,16). Итак, глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис.43:26); сознавайся во грехах и проси милости у Бога, и Бог очистит тебя от всех грехов.
Внимая тому, что сказано нам от Бога, что мы скажем о тех, которые говорят: трудно спастись! или вскоре Бога не умолишь, а то и еще того хуже, что будто ныне не те уж времена, чтобы можно было спастись. Такие слова показывают, что нет в них Божественного разума, что они не пришли еще в познание истины, далеко отстоят от Царствия Божия; ибо разум их не покорен учению Христову, и они согласны с лукавым духом, который говорит всякому малосмысленному человеку: нет тебе спасения в Боге твоем. Кто говорит, что трудно спастись, тот все равно так толкует: трудно покориться Богу! А это так говорит в нем гордость, или неразумие и явное сопротивление Богу. Господь говорит: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф.11:30). А ты, напротив, учение Христово почитаешь трудным, тяжелым и для души твоей несносным бременем. Правда, и Божественная истина возвещает нам, что трудно войти в Царствие Божие, – но кому? – богатому человеку, пристрастному к земным благам и маловерному; а верующему, как сказано, все возможно (Мк.9:23). Трудно, и даже невозможно, как корабельному канату пройти сквозь игольные уши, так и тому спастись, кто столько же глуп, как юноша тот, который не хотел более слушать слов Господних и отошел от Него со скорбью. Какой же смысл, какая вера у того, кто не хочет быть с Господом и отстать от благ земных, чтобы удостоиться небесных? Неразумие и маловерие не допускают и ныне до спасения многих из нас; и оттого, хотя и легко спастись человеку, но не может, потому что не хочет быть покорным Богу.
Многого ли требует от нас Господь для того, чтобы спасти нас? Он говорит: покайтеся, и веруйте в Евангелие (Мк.1:15); сознайтесь, что вы пред Богом виновны, и просите себе прощения: Он простит, и даст вам вечную жизнь. Верьте этому. Что же, разве трудно грешнику сознаться во грехах? И верить Евангелию тоже не трудно, напротив, очень еще радостно; ибо слово это означает радостную весть. И действительно, нам очень приятно верить известию вечной жизни, которую дарует нам Господь Спаситель наш, прощающий все наши беззакония. Чему легче верить – злому или доброму известию? Обыкновенно, мы охотнее верим доброму; потому и праотец наш скорее поверил льстивому обещанию лукавого духа: будете, яко бози (Быт.3:5), а не грозному определению Божию: смертию умрете (Быт.2:17). Теперь нам за покаяние и веру назначена вечная жизнь, а за неверие – смерть; и потому нам легче спастись, нежели погибнуть, то есть удобнее поверить благому известию, тогда как злому – горько, неприятно. А несмысленный, посмотри, что делает? Господь ему говорит: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин.6:47), и вот он сомневается; а враг говорит: нет тебе спасения в Боге твоем, – и глупый соглашается, говорит, что скоро Бога не умолишь, или того хуже: ныне не то уже время, чтобы спасаться.
Слушай, неведующий и маловерный человек, – вот что Господь тебе сказал: се дах пред лицем твоим жизнь и смерть (Втор.30:15), и ты сам избирай себе, чего хочешь. Хотя и Господне есть спасение (Пс.3:9), ибо Господь говорит: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5); но вера и произволение требуются от человека. Верить или не верить, также желать или не желать, все это отдано во власть человека; потому и Господь говорит: аще хощеши, – аще кто хощет. Бог же, как сказано, хощет всем человекам спастися и в разум истины приити (1Тим.2:4); а кто не хочет вразумиться и увериться словом Божиим, тот вот и погибнет. Господь хочет тебя спасти, покорить тебя Своей воле и взять в Царствие Божие, но ты толкуешь: где уж мне спастись! И вот не творишь воли Божией, не делаешь ты ничего угодного Богу, по той причине, что не хочешь быть в Царствии Божием, на что дано тебе полное право.
Действительно, это слово от диавола: нет тебе спасения; Бог тебя не спасет. Рассуди же, кто или что тебя спасет? Или думаешь, что спасают человека добрые его дела? Но ведь сказано уже: несть творяй благостыню, несть даже до единого; вси уклонишася от Бога, вкупе непотребни быша (Пс.13:3). Все мы, зачатые в беззаконии и во грехах рожденные, богопротивно живем и делаем все; даже и мысли наши, как небо от земли, далеки, несообразны с помышлениями Божиими (Ср. Ис.55:9). Мы сами собою и думать того не можем, что угодно Богу; значит и спастись делами своими никто не может. И справедливо говорит Писание: затвори Бог всех в противление, да всех помилует (Рим.11:32). Если же Бог хочет спасти всех и помиловать, то неужели только для тебя одного не достает у Него такой безмерной ко всем милости? Сказано: от дел закона не оправдится никакая плоть (Рим.3:20); значит, кто же будет оправдан?! Кто будет спасен?! Ныне, независимо от дел закона, – говорит апостол, – явилась правда Божия через веру в Иисуса Христа, во всех верующих в Него. Все получают оправдание даром по благодати Его, будучи оправданы кровью Его (Рим.3:21, 24; 5:9). О сем предвещали все пророки, будучи просвещаемы в разуме Духом Божиим. Так, один из них, указывая на страждуюшего Спасителя мира, взывал: Сей грехи наши носит, и о нас болезнует; раною Его мы исцелехом (Ис.53:4, 5). Другой, как бы находясь пред лицем Его, говорил: се познах, яко Бог мой еси Ты, и благих моих не требуеши (Пс.15:2). Третий вопиял: кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления? Он умилосердится над нами, изгладит беззакония наши, потому что любит миловать (Мих.7:18, 19). И вот, когда это исполнилось, апостол пишет: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступление их... ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:19, 21). Человек оправдывается верою, независимо от дел закона... ибо верующему в Того, кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (Рим.3:28; 4:5).
Но и то сказано, что человек оправдывается делами, а не верою только (Иак.2:24). И это справедливо, потому что и Господь говорит: не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи! внидет в Царствие небесное, но творяй волю Отца Моего (Мф.7:21). Итак, какие же требуются дела, чтобы вера наша была действительна, а не такая, о которой говорит апостол: вера без дел бывает мертва (Иак.2:17). Был раз предложен такой вопрос самому Иисусу Христу: что нам делать, чтобы творить дела Божии. И Он им отвечал: вот дело Божие, чтобы вы веровали в того, кого Он послал (Ин.7:29). Значит, не маловажное это дело, а самое великое как дело Божие, – чтобы, по указанию Иисуса Христа, исследовать Писания и увериться в Его спасении, как в спасении Божием – всемогущем. Если всякий верующий в Него, как сказано, получит прощение грехов именем Его (Деян.10:43), то постараемся и мы укрепиться, или, так сказать, обогатиться верою в Господа нашего Иисуса Христа; и тогда непременно получим радость спасения, получим прощение грехов именем Его. Кто еще счастливее этих людей, которые обогатились верою в Иисуса Христа, у которых вера живая, которые обладают надеждою вечных благ? А кто они такие? Это те люди, которые все почитают тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, как говорит апостол Павел, который от всего отказался и все почитал за сор, чтобы приобресть Христа (см. Фил.3:8). На таких людей указывая, и другой апостол говорит так: не бедных ли мира сего избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его (Иак.2:51). Итак, не думай, брат, ни о чем земном, все суетное вмени за ничто, только размышляй о том, как Господь нас спасает, и радуйся о Господе, о Его неизреченном милосердии. Это дело великое, самое богоугодное, и за него вот обещает Господь спасение, как сказал через пророка: за то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его, – долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое (Пс.90:14–16).
***
А моя душа будет радоваться
о Господе, будет веселиться
о спасении от Него (Пс.34:9).
Как может человек усвоить благость Божию и войти в Царство, когда немоществует уже тело его и душа скорбит в разлуке с Богом? Что он будет делать, когда лежит уже на одре смертном и, подобно Давиду, говорит: уны во мне дух, во мне смятеся сердце мое (Пс.142:4)? Вхождению в Царствие Божие не препятствуют ни телесная немощь, ни великая скудость благ земных, ни множество грехов, ни иное что, кроме одного нерадения или небрежения, происходящего от пристрастия к суетным занятиям и временным удовольствиям. Откуда это видно? – Из притчи Господней о званных на вечерю велию, которая изображает собою вечное блаженство. Там сказано о званных: и начаша вкупе отрицатися вси (Лк.11:18), каждый выставляя причину, почему он не может прийти. Неразумие или невнимание к тому лицу, которое их зовет к себе, и нерадение о вечном блаженстве по причине пристрастия к временным благам – вот главная причина, почему люди мира сего, или, как еще называет их Господь, сыны века сего (Лк.16:8), не хотят обратиться к Богу и получить от Него вечную жизнь. Итак, кто же наследует то Царство, которое уготовано Богом еще при сотворении мира? В притче указывает Господь на тех, кто из нас приближается к Богу, идет к вечной радости и великому упокоению. Кто же? – это те, у кого сердца не были привержены к земным благам, которые лишены были временных радостей: они идут на призыв Христов. Но как в дому Отца Моего, – Господь говорит, – обители многи суть (Ин.14:2, 2), или, по выражению притчи, у царя, приготовившего вечерю, еще оставалось много места, то и послал он раба, сказав: изыди на пути и халуги (места за границею города) и убеди внити; да наполнится дом Мой (Лк.14:23). Смотри, как Господь Сам желает призвать нас в Свой вечный покой! – вот Он посылает не просто звать, но убеждать всех, кто пожелает прийти к Нему. Как если бы какой царь, имея бесчисленное богатство, пришел к бедным гражданам, умирающим от голода, и стал раздавать милостыню, объявляя всем: приходите ко мне все, кто хочет, и берите потребное для жизни, чтобы не умереть вам. Так Царь наш небесный, у которого во власти вечные блага, пришел в мир к погибающим грешникам и послал Своих рабов проповедовать: приидите ко Мне и берите не участки земли, но обители вечные на небесах. И вот приверженные к земле сами отрекаются, а тех, которые не пренебрегают призванием Христовым, всех принимает Он и хвалит за то.
Чтобы обратиться к Богу с покаянием и получить от Него вечную радость, для этого не нужно идти куда-нибудь вдаль, переплывать море, переселяться на край света; но можешь ты это сделать даже и лежа на боку, когда будешь усердно призывать имя Его, очищать ум и сердце от суетных желаний и помышлений, и прилепляться к Нему всей душой. Близ ти есть, – сказано, – глагол во устех твоих и сердце твоем, сиречь, глагол веры; и аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воскреси из мертвых, спасешися (Рим.10:9). Кто хочет спастись, то, хотя бы и связан был многими узами греховными, и уже погружался в погибель, был в руках смерти, во вратах ада, и тогда даже он может получить спасение, если только призовет себе милость Божию. Примером сему служит тот разбойник, который за грабежи и убийства достоин был тысячи смертей, и терпел уже смертные муки, готов был низринуться во ад, но, признавая себя достойным сего, вдруг уверовал в Распятого с ним, признал Его за Христа, Царя бессмертного, и осмелился Ему сказать: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (Лк.23:42); не забудь меня, когда Ты будешь судить живых и мертвых; вспомяни, что я с Тобою умирал. И что же произвело это предсмертное прошение и обращение к Богу? Днесь со Мною будеши в раю (Лк.23:43), – так сказал Господь и, конечно, так и сделал. За что же, – спросишь, – такая милость ему? За какие его подвиги? За какие дела? Неужели за злые? – Не за злые дела, а за доброе исповедание, за веру в Иисуса Христа, за призвание Его своим Господом, Царем, живущим вовеки.
Посему да не отчаивается никто из нас в своем спасении, хотя бы и был обременен бесчисленными грехами; но видя, что обитает в райских чертогах сделавший великие здесь преступления, уповал бы на благость Божию, веруя, что Господь и его помилует. Ибо нет неправды в Нем (Ин.7:18), – как говорит Писание; того быть не может, чтобы одного Он помиловал за одну веру и исповедание, а другого при всем этом погубил. Все те оправдаются через Иисуса Христа, которые веруют в Него как в Сына Бога Живого; все не лишаются спасения, кои признают Его всем сердцем за Бога Спасителя своего. Ибо они веруют к праведности, как говорит апостол, – а устами исповедуют ко спасению (Рим.10:10). Ведь не ложно же сказано: всякий, верующий в Него, не постыдится (Ис.28:16); всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13). Пусть кто видит себя неоплатным должником у Бога, беднее добром всякого человека, грешнее мытаря, беззаконнее разбойника; и сей нищий может удобно спастись, когда призовет Бога Спасителя и уверится в Божием к нему милосердии. Ты удивляешься и как бы не можешь еще увериться в средствах такого спасения?! Рассуди сам: если бы своими силами, своими добрыми делами, мы могли заслужить прощение грехов, то для чего бы и сходить с неба Сыну Божиему и терпеть на земле нищету, презрение от злых людей и лютую смерть? Но, как зачатые в беззаконии, мы никак не можем оправдаться пред Божьею правдою, – и живем, и умираем во грехах, то и потребовалось ходатайство за нас пред Богом, и явился, как сказано, Ходатай Бога и человеков, человек Иисус Христос, давый Себе избавление за всех. И елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин.1:2). Вот так-то возлюбил Бог мир, что и Сына Своего единородного дал нам, да всякий верующий в Него, не погибнет (Ин.3:16)! Воистину любовь Христова объемлет нас (2Кор.5:14)! – как говорит апостол.
Величие Божией любви столь велико, что превосходит и разум наш; ибо Он делает, – как говорит апостол, – несравненно больше того, чего мы просим, или о чем помышляем (Еф.3:20). Чтобы мы могли как можно более уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф.3:19) Христос Господь наш Сам выставляет Себя в притче под видом царя, а великого грешника под видом должника, которого долг возрос до десяти тысяч талантов (свыше 25 миллионов рублей), и когда этот попросил только потерпеть за ним долг, получил от царя то, чего и не ожидал – совершенное прощение всего долга. Вот сколь у Бога милости много! Он просящим у Него не только подает прощение грехов, но и дарует то, чего око не виде, и ухо не слыша, и на сердце их не взыдоша (1Кор.2:9). Вот блудница и разбойник, и мытарь, все свидетельствуют, что у Бога милости много, что Он не по грехам нашим творит с нами, когда мы обращаемся к Нему с молитвою; но как небо высоко от земли, так Он возвеличивает и любовь Свою к нам. Трудно ли нам сказать: Господи, помилуй! И пусть кто только одно это и будет говорить пред Богом и крепко надеяться, что Господь помилует его, тот непременно спасется. Ибо упование не посрамит, сказано, все, уповающие на спасение Его, не обманутся (Ср.Пс.33:23). И пророк говорит верно: приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс.33:6). Кто вникать будет в слова и дела Господни, и просветится ум его сиянием Божией благости; того молитва в недро возвратится, как говорит пророк, и все кости рекут: Господи, Господи! кто подобен Тебе? (Пс.34:13, 10).
Прекраснейшим изображением Божьего милосердия служит тот отец, который, завидя идущего к нему сына вдали еще, спешит сам к нему навстречу. Посмотри, как он с распростертыми объятьями принимает его, исхудалого, в изорванной одежде, – и крепко прижимает его к сердцу и целует его! Удивительна любовь отеческая! И сын, растроганный милосердием отца, стоит пред ним и плачет. Если и ты готов заплакать, и твое сердце тронулось любовью Божественною, возведи свой слезный взор к Отцу щедрот и всякой утехи, и скажи Ему: согрешил я пред Тобою, Господи, и вот изныло от тоски око мое, истощилась в печали жизнь моя и лета мои прошли в воздыханиях; но Ты скажи душе моей: спасение твое есмь Аз (Пс.34:3). Ибо на Тебя, Господи, уповаю (Пс.30:2). Я говорю: Ты Бог мой, Спаситель, яви светлое лице Твое рабу Твоему, спаси меня Твоею милостью; воззри на страдание мое и изнеможение мое, и прости все грехи мои. Я уповаю на Твою милость, одна надежда у меня осталась на Твое милосердие, и сердце мое возрадуется о спасении Твоем. Если ты будешь говорить так от сердца непритворного, нелукавого; то послушай, что тебе скажет Господь и Бог твой. Он скажет: не бойся, Я твой Спаситель и Отец твой; ибо Я искупил тебя, и Мой ты, потому что ты познал Мое имя и возлюбил Меня, и вот Я защищу тебя; ты в скорби своей ко Мне стал прибегать и ко Мне взывать, – и вот Я послушаю тебя, избавлю тебя от скорби, явлю тебе спасение Мое.
О, любимец ты Божий, возлюбленный брат мой! Если будешь ты печальный взор свой часто обращать к Богу, будешь усердно просить Его милости, то, несомненно верь, что будешь помилован. Сколь бы ни были грехи твои богопротивны, ты будешь оправдан за одно упование на милость и спасение Сына Божия. Ибо что сделал достойного милости блудный сын? Чем оправдался мытарь? Какими трудами богоугодными спасся разбойник? Не одним ли сознанием своей греховности и не одною ли надеждою на милость Божию все они получили радость спасения? Если не только удобно, но и приятно пред очами Божиими обогатить нищего внезапно, превыше всякого ожидания, то будем же и мы твердо уповать на благодать, дарованную нам Богом Спасителем нашим. Известно нам, что спасение наше, вечная жизнь, которую подает нам Господь, зависит от познания Бога, или разумения Его Божественных свойств, благости и милосердия к кающимся грешникам. Чтобы прийти в познание сей истины, обратим еще внимание на того, кто, будучи вдали от отца своего, томился голодом и изображал собою грешника, истощившего все богатство Божьего к нему милосердия. Но вот бедный сын идет к отцу своему богатому, или смиренный грешник обращается с сердцем сокрушенным к Богу, – Отцу щедрот, Который несказанно богат Своею благостью и подает всем к Нему близким Духа Своего Утешителя. Что же? нужно ли еще томить, наказывать того, кто за оставление родительского дома был уже подвержен всякому горю и всякой нужде? Много жестокосердия надо иметь, чтобы не пожалеть грешника кающегося, умильно просящего прощения себе! Если и злым, жестокосердым иудеям Бог повелел щадить и жалеть животных, упавших в яму, и не проходить мимо их, хотя бы они и врагу принадлежали; то не скорее ли Он так сделает Сам, хотя бы грешники и весьма противились Ему и враждовали на Него? И вот отец того блудного сына, как бы в знамение милосердия Божия, не говорит пришедшему ни одного противного ему слова; он даже не помянул и о том, зачем оставил дом, куда потратил все имение. Все это оставлено без внимания, все забыто; не сделано ни одного обличения, ни одного упрека. Отец только радовался, что сын его, которого считал умершим, еще жив и возвратился к нему; и вот – ликование и пиршество! Светел и полон весь дом гостей! Ты скажешь: за что же такая награда беспутному сыну? Не за грехи ли уж его? Не за грехи, а за раскаяние грешника: и такое утешение ему произвело не иное что, как только одно Божие милосердие.
Итак, пусть никто не говорит: грехи мои велики! Примет ли меня Господь? По внегда прелюбодействовати во всех сих, ко мне обратися (Иер.3:7), – говорит Господь. Приидите ко Мне все обремененные, и Я вас упокою (Мф.11:28). Если так, то что же ты в раздумье, брат, стоишь еще? Господь благ: Он никого от Себя не отталкивает, прочь не отгоняет, хотя бы и было бремя его греховное весьма велико. Он всем, ожидающим Его милости, воздает с избытком: и мытаря, просящего помилования охотно милует; и блуднице, плачущей у ног Его, отпущает все грехи; и разбойника, покаявшегося на кресте, вводит вместе с Собою в рай. Верно же слово и всякого принятия достойно, что Сын Бога Живого пришел в мир грешников спасти; и эта истина явлена была еще при грехопадении первого человека. Там, в раю еще, Господь ходил и искал первого грешника, взывая к нему, как потерянному: Адаме, где еси? (Быт.3:8). Слышишь ли, мой брат, слова милосердого Бога? Это не судья так говорит и не обличитель; но разве только друг и Спаситель грешников. И не для того Он так взывал, чтобы усмотреть под древом скрывшегося; Всевидящий ли не видит путей грешника? Адам, Мой друг, где же ты? – любвеобильными словами Своими Господь хотел тронуть сердце грешника, привести его в сознание. Так точно хотел Премилосердый обратить к Себе и самого ожесточенного грешника братоубийцу Каина, когда взывал к нему: Каин! Где брат твой, Авель? (Быт.4:9). Конечно, не то хотел Господь узнать от Каина, где его брат зарыт; но такими словами хотел уязвить душу Каина сожалением к брату и привести его в покаяние. Он говорил, как бы так: прииди, и истяжемся, глаголи ты беззакония своя прежде, да оправдишися (Ис.43:26). Но Каин не внял гласу милосердого Бога, и еще более ожесточился; и остался за то стеня и трясыйся на земле (Быт.4:12). Не то же ли и ныне мы видим? – Кто не внимает словам Господним, не проводит ли он весь век на земле в тревоге и озлоблении? И вот эти бессознательные люди, которые поступают, как руководит их суетный ум, все они отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца (Еф.4:18). Все они мертвы духом; и потому они не внимают слову Господню, призывающему всех на покаяние.
Эти люди, которых души объемлются сном смертным, остаются всегда в неведении Бога, – и потому говорят они так: вскоре Бога не умолишь; до неба высоко, и до Бога далеко. Им представляется, что Бог невнимателен, что Он знать не хочет Свою тварь и грешника, хотя он и молится, долгое время отвергает от Себя. Такие неразумные пред кончиною своею не надеются уже на милость Божию! и оттого души их весьма унывают и смущаются. Если и тебе, брат, настало такое время и враг души твоей шепчет: нет тебе спасения, – ты уж и не думай, Бог тебя не спасет; и ты от гласа вражия тоскуешь и взываешь: уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое (Пс.142:4). Остановись, возлюбленный, и не доходи до отчаяния! отчаяние погубит тебя; а надежда, крепкая надежда на милость Божию, она одна спасет тебя. Не думай, как глупые, что Бог от нас далеко, что Он не слышит, не внемлет твоей молитве, и в скорости Его не умолишь. Все это выдумка лукавого духа на погибель нам; истина же Господня вещает, что Бог скор обретается во спасении, что Он не хочет смерти грешника. И что же ты еще не разумеешь, что не веришь, когда Сам Господь говорит: Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча (Иер.23:23)? Также и о грешниках, к Нему обращающихся, Он сказал: прежде нежели они воззовут, Я отвечу, они еще будут говорить и Я услышу (Ис.65:24). Итак, не унывай и не думай, что нет тебе спасения от Бога; ибо Господне есть спасение, – говорит пророк, – и что близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет (Пс.33:19). Если и печалишься ты о грехах, то знай, что это покаяние твое служит тебе во спасение (2Кор.7:10). Не предавайся только великой скорби: она может убить тебя, истомить твою душу и внушить, что ты погиб и нет тебе спасения. Ты же делай напротив, – обращайся к Богу и говори: Ты не хочешь смерти грешника; Ты хочешь всем спастись; и я не умру, но жив буду. Ибо к Тебе я обращаю душу мою; я говорю: Ты мой Бог, Ты мой Спаситель, и у Тебя источник живота (Пс.35:10). Так говори и утешай свою душу: не думай, что Бог, как мертвый для тебя, и не слышит твоей молитвы, и не заботится о твоем спасении. Но помышляй и говори лучше так: я знаю, Искупитель мой жив; Он облек меня в ризы спасения (Ис.41:10). Ибо кровь Иисуса Христа, – как говорит апостол, – очищает нас от всякого греха... она есть умилостивление за грехи наши (Ин.1:7, 8; 2:2).
Если мы благодатию Господа Иисуса Христа веруем спастися (Деян.5:11), или, как говорит апостол, благодатию Его спасены через веру (Еф.2:8), – спасены в надежде (Рим.8:24), то какое же нужно время, чтобы умолить Бога и умилостивить? Если сам Бог хочет спасти тебя, и ты этого же хочешь, то что еще препятствует спасению твоему, примирению твоему с Богом? Иисус Христос, Сын Бога Живого, взял на Себя грехи наши, принес Себя в жертву и тем примирил нас с Богом: потому нам остается только увериться в этом, покорить свой разум уму Христову и принять от Него такую милость и благодать без всякого прекословия. Ты думаешь, что надобно долгое время взывать к Богу, чтобы Он услышал тебя, и много молиться, чтобы помиловал, простил твои согрешения; не так нас учит Божие слово, и не таковы примеры мы видим в Божественном Писании. Там говорит пророк пред Господом, – значит не лжет: рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви; и Ты оставил еси нечистие сердца моего (Пс.31:5). Давид как бы так говорил: я только сознался, что согрешил пред Богом; и ты, мой Бог, простил мой грех, помиловал меня. И действительно было так; он лишь только сказал: согреших ко Господу; и пророк Нафан тотчас возвестил решение Божие: Господь отъя согрешение твое (2Цар.12:13).
Но при этом скажешь: теперь нет Нафана, который бы засвидетельствовал мне прощение грехов; да и я далек от Давида, столь богоугодного, что Бог Сам о нем сказал: избрах мужа по сердцу Моему (1Цар.13:14). Пусть будет так, что ты неравен Давиду по делам; но если кто равен с ним по грехам (прелюбодеяния и хитрого убийства), и при этом сознается в них, и ждет, подобно Давиду, великой себе милости Божией, то неужели он не получит ее? У Бога ведь нет лицеприятия: Он не смотрит на то, царь ли согрешил, или раб. Одно Он говорит: хотением не хощу смерти грешника (Иез.33:11); и если не хочет, то, значит, Он Сам желает оправдать и помиловать всякого, кто только захочет сего. Также напрасно думаешь ты, что нет ныне подобных Нафану, – объявителей Божественной воли, истинных свидетелей Божией правды. Мы знаем, что Господь дал ученикам Своим власть отпущать грехи; и от апостолов приняли эту Божественную власть иереи Божии – хранители Господней воли. Значит, не одним ветхозаветным законникам вручены были ключи разумения (Лк.11:52), а всякому наместнику апостольскому открыты уже тайны Царствия Божия (Мф.13:11). Потому, можно ли думать, что имеющий власть вязать и разрешать грехи, не истинно говорит, когда при исповеди объявляет кающемуся грешнику спасительную волю Божию такую: «и аз, недостойный иерей, властью Его мне данною, прощаю и разрушаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святого Духа»? Или не веришь еще, что это прощение грехов совершается от имени Бога нашего, в Троице прославляемого, и об этом свидетельствуют через иерея Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый? А действительно ли, ты возражаешь еще, бывает прощение от Бога, когда не Сам Он возвещает о том? Если власть царя земного бывает, по воле его, действительна и тогда, когда совершается посредством судей, – царских служителей, то разве не может быть, по воле Царя небесного, отпущение грехов, когда не Сам Он, а слуга Его изрекает то, что хочет Бог? Если исповедуем грехи наши, как говорит апостол, то Господь, будучи верен и праведен во всех словах, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1Ин.1:9).
Итак, вразумись же, бедный верою брат мой, укрепись и убедись в Божием к тебе милосердии, и не препятствуй Ему, – Богу и Спасителю твоему, – возложить тебя на рамена Свои и принести к Отцу небесному. Посмотри, как Он Сам не хочет твоей смерти, как старается вразумить тебя и утвердить в надежде на Его милость! Вот Он в притчах Своих называет Себя то отцом чадолюбивым, принявшим блудного сына с распростертыми объятиями, то выставляет Себя пастырем добрым, который оставляет 99 овец и идет искать одну заблудшую. Не противься же, грешник, воле Господней; допусти Его исполнить благое хотение – отыскать тебя и привлечь к небесному Своему Царству, вечному покою. Пусть ты много согрешил как человек немощный, не имеющий сил творить повеления Божии, но почему же не хочешь, чтобы Бог тебя простил, не хочешь просить у Него милости? Ведь это происходит от диавольской гордости, от великого неразумия твоего и неверия Божественным откровениям. О, если таким непокорным останешься до смерти, – все будешь преграждать себе путь ко спасению – то представь, какой же ты будешь тогда достоин милости, какого сострадания? Что можно еще хуже сделать, как отвергать от себя Божию милость, сопротивляться благой Его воле и не допускать Его простить твои грехи? Не есть ли это ожесточение на Бога и борьба с Богом? Но ты говоришь: я не сопротивляюсь Богу, ибо сам желаю, чтобы Он меня простил, но не могу уверен быть, что Бог столько милостив, чтобы захотел простить такого грешника, каков я. Ты сомневаешься в Божьем человеколюбии и не думаешь, что Господу приятно спасти тебя; если так, то посмотри, – какие претерпел Он муки, чтобы спасти род наш? сколько Он на Кресте пролил крови? И все за грешников!
Разве такие страдания потерпеть для Него ничего не стоило? Или ты думаешь, что грешников Ему не жалко! А о ком Он проливал слезы, когда приближался к Иерусалиму, избивавшему пророков? За кого молился, когда был пригвожден ко Кресту? О, поверь, брат! не так любит мать свое дитя, как любит тебя Бог наш; и не так жалеешь ты, когда потеряешь, что драгоценное, как жалеет Господь душу твою. Потому-то Господь всегда любит миловать тех, в ком сердце сокрушенно, и о таких-то вот говорит: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мк.2:17). И ты заметь при этом, как Господь сострадателен к нам грешным! И называет-то Он нас не иначе, как больными; потому и печется о нас, как о больных. И как ни один больной не наказывается за то, что сделался болен, ибо самая болезнь уже служит ему наказанием, так и Господь не погублять грешника хочет, но уврачевать его покаянием. Значит, не за то грешникам уготована мука, что они согрешили, но за то, что не хотели покаяться, что может сделать всякий грешник.
У тебя, говоришь, нет веры, что Бог спасет или помилует тебя. В таком случае обращайся к Богу и взывай, как некогда и Давид взывал: рцы душе моей: спасение твое есмь Аз (Пс.34:3). И тогда более и более душа твоя будет во благих чувствах, водворяться и почивать в радостной надежде, – и будешь ты всем сердцем благословлять Господа, очищающего все беззакония твои... венчающего тебя милостью и щедротами (Пс.102:3,4). О, возлюбленный Божий! Не думай, что молитва твоя недостойна того, чтобы Бог ее услышал: обратись только всем сердцем, и Спасающий от истления живот твой (Ср.Пс.102:4) не замедлит спасти тебя. Ибо чего не успевает сделать дружество, то совершает неотступная просьба, что можно видеть из притчи пришедшего в полночь к другу просить хлеба взаймы. Знай, что сердечное покаяние и усердная молитва имеют столь много силы, что могут в короткое время освободить от тьмы грехов и очистить душу грешника белее снега, ни одного порочного пятна не оставят на ней. Такова вот сила истинного покаяния! И если бы оно не имело такой силы, то как бы разбойник, состарившийся в злых делах, мог вместе с Господом войти в самый рай? Если бы не имело силы раскаяние во грехах, то как бы оскверненная блудодеянием могла приблизиться к Существу, на которое не смеют без трепета взирать и ангельские силы? Если бы не покаяние, то как бы мытари и грешники могли быть общниками трапезы, за которой восседал вместе с ними Христос Бог? Если бы оно не очищало от грехов, то кто бы из рода грешного и прелюбодейного мог быть святым и праведным, достойным сожития с небесными силами? О, сила покаяния! как чудно преобразует она грешника, восхищает его душу от земли на небо, возвращает даже от адовых врат и уносит в рай, к престолу Божьей славы!
Итак, будем же умудряться в деле спасения, будем вразумляться и покоряться сему повелению Господню: покайтеся, и веруйте во Евангелие (Мк.1:15). Будем сокрушаться о грехах и смиряться пред Богом, и вместе с тем иметь совершенную веру благовестию Христову – известию о вечной жизни, которую подает нам Христос Бог даром, по Своей великой милости. Это благовестие приносит нам великую радость, а бесам наносит скорбь, великое горе, – потому и взывали они ко Христу, зачем прежде времени пришел мучить нас? Эти богопротивные духи стараются о погибели душ наших и радуются, когда увидят, что грешные погибают; но зато и печалятся, когда души, преданные им, обращаются к Богу и каются во грехах. Ах, как они негодуют тогда и горюют! Если бы довелось кому узнать от самого диавола, что более ему противно? – то он не солгал бы, если бы мог признаться только и сказать так: хотя пост и молитва побеждают меня, но не всякий способен этим оружием поразить меня. И милостыня также много может во спасении грешника; однако ничто столь не огорчает меня, как одно это покаяние грешников. О, это несносное для меня покаяние! сколько оно сделало мне вреда! сколько отняло у меня друзей! Много мытарей спасло оно, много блудниц исхитило из рук моих, даже и разбойника прямо с креста унесло в рай. Нет ничего сильнее покаяния: оно с великою силою вырывает у меня из рук самых преданных мне слуг. Хотя и долгое время стараюсь я связывать души их всякими греховными узами; но как раскаяние приходит, все мое разрывает, как бы гнилую и самую ничтожную нить. И что всего горестнее? Не смею я и приступать к тому, кого объемлет покаяние. Пусть кто уйдет в монастырь, удалится в пустыню, сокроется в пещеру, я и там не отстану от него, если только не будет с ним покаяния; без покаяния никто не страшен мне, а покаяние от всех меня гонит прочь. И справедливо бы так сказал диавол, если бы захотел признаться в том, как противно ему покаяние грешников, и как оно озлобляет его. Так и Сам Господь свидетельствует, что радость бывает на небе и об одном грешнике, пришедшем в покаяние, более, чем о девяносто девяти праведниках (Лк.15:7). Значит, и демоны в аду в такой же мере сетуют и скорбят о душе кающегося грешника.
Итак, сотвори, брат, радость ангелам; приведи в скорбь и томление демонов, этих злейших врагов нашего спасения: покайся, возлюбленный, покайся! И многие, слыша о твоем обращении к Богу, возрадуются; многие возвеселятся о спасении твоем. Сего желают ангелы, сего ожидает и Сам Господь: Он давно ищет случая, как бы вразумить и спасти тебя. Не уподобляйся же Каину, который думал, что его велика вина, и Бог его не простит; не будь, как Иуда, который говорил: согрешил, предав кровь неповинную (Мф.27:4). Хотя таких слов и устрашился сатана, бывший в сердце Иуды, ибо он думал: Господь его человеколюбив, Он отклонял его от греха и тогда, когда сей захотел предать Его; и ныне, как увидит, что он болезнует сердцем, непременно пожалеет и простит его. Потому и старался диавол внушить предателю одну мысль: согрешил ты, – предал на смерть Неповинного! Вот какое зло сделал! Какой непрощенный грех! И чтобы отклонить Иуду от покаяния, научил скорее удавиться, что и сделал он, не подумав, что Господь милостив, что Он для того и приходил на землю, чтобы призвать грешников на покаяние, взыскать и спасти погибших (Мф.9:13; Лк.19:10).
Слыша это, никто не говори: погиб я; много согрешил, и нет мне прощения. Подумай, кто без греха? Но я хуже всех; весь я в ранах греховных: и ум, и воля, и сердце, и чувства, все во мне заражено грехом. Пусть так; но разве Исцеляющий всякую язву в людях не может исцелить тебя? Если создал Он тебя из ничтожества, вдохнул в тебя Дух Свой и одарил жизнью бессмертною, то неужели Он не может исправить существующее? Ты не можешь понять, как Он из одной и той же земли мог произвести в теле кровь, жилы, кости и прочее; также и того знать нельзя, как хотением Его уничтожаются в нас грехи, и делается человек свободным от всякого зла. Не говори: как это может быть? Но верь, что Богу все возможно; возможно же Ему было исцелить кровоточивую одним ее прикосновением к ризам Его. Возможно было и блудницу, плакавшую у ног Его, очистить от всех грехов и паче снега убелить помраченную душу ее. И чего невозможно Ему сделать с грешником, если только сам тот захочет, чего? Разве Господь не исцелил от самой неисцельной болезни того прокаженного, который взывал: Господи! Аще хощеши, можеши мя очистити? И что же? Господь только сказал: хощу, очистися, – и тот очистился (Мф.8:2, 3). Взирая на дела великого в милости и силе Своей Бога нашего, скажем еще, что и Он сказал: слепые прозирали, хромые ходили, глухие слышали, прокаженные очищались и мертвые воскресали (Мф.11:5), и все это совершалось по благости Его и по вере приходящих к Нему.
Не говори, что это было прежде, а ныне этого быть не может. Господь в Своей силе и благости неизменен: вчера и днесь, – как сказано, – Он тот же и вовеки (Евр.13:8). Как прежде никто из приходящих к Нему с верою не отходил ни с чем, так и ныне являет Он милость Свою всем, призывающим Его во истине. Милость Господня, – сказано, – от века и до века на боящихся Его (Пс.102:17) пребывает; моления их Он слышит, и желания их всегда исполняет. Много Он сотворил чудес для погибших дома Израилева; но еще более обещал верующим в Него: и дам вам сердце ново и дух нов (Иез.36:26). Сего обновления ожидая своей душе, проси, брат, с верою и неотступно, и непременно получишь. Неотступная просьба имеет силы более, чем молитвы близких к Богу людей: так, Петр и Иоанн чего не могли испросить у Господа, то сделала усердная молитва одной женщины, и притом многогрешной – хананеянки. Проси и ты, брат, милости у Господа: и сколько бы грехи твои ни были велики, получишь прощение. Исцеляющий все недуги исцелит и твою многоболезненную душу, – и обновится, яко орля, юность твояее (Пс.102:5). Тогда душа твоя, окрыленная радостью спасения, будет ежеминутно устремляться к Богу Спасителю и величать Его непрестанно: и будешь ты от всего сердца благословлять Господа, и не забудешь уже таких благодеяний Его.
Итак, слыша от Самого Господа, что Он пришел к нам, сидящим во тьме смертной, проповедать пленным освобождение, исцелить сокрушенных сердцем, отпустить измученных на свободу (Ср. Лк.4:18), и уверяясь словом истины: всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется (Рим.10:13), будем, пока живы, призывать Господа на помощь и не вознерадим о молитве. Много может молитва и самого грешного человека, когда возносится из глубины сердца сокрушенного и смиренного; опыт всех веков показывает, что все, уповающие на Господа, сподоблялись благоволения Его, все, кто обращал взор к Нему, просвещались (Ср. Пс.36:6). И Господь не всуе говорит нам: обратитеся ко Мне, и обращуся к вам (Зах.1:3). Но как обратиться? Пророк научает: возьмите с собою словеса, и обратитеся ко Господу Богу, и поклонитеся Ему кийждо от места своего (Ос.6:3). Указывая на силу молитвы, и пророк Давид взывает: в смущении моем я думал: отвержен я от очей Твоих; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе (Пс.30:23). К тому же склоняет нас и Сам Господь, когда говорит так: какой из вас отец, когда сын просит у него хлеба, даст ему камень! Если вы, будучи злы, умеете подавать детям своим просимое благо, то тем более Отец небесный даст Святого Духа просящим у Него (Лк.11:11, 13). Потому просите, и дастся вам; ибо всякий просящий приимет (Мф.7:7, 8), – будет ли кто грешен и многогрешен, непременно приимет, если будет просить у Бога того, чего Он Сам желает подать. Отверзи уста свои, – говорит Он грешнику, – и исполню их Духа. Если и начальник злобы поднебесной, супостат наш диавол, по временам, как видно из книги Иова, встает пред Господа, отверзает пред Ним уста свои и получает просимое, то рабу ли Христову будет отказано, когда будет он умильно просить Господа о своем спасении?
Ты думаешь, что много и долго нужно просить Господа, чтоб получить прощение; или еще кажется тебе, что Бог и не простит тебя, потому что много согрешил. Неправое это мнение и богопротивная мысль! Да вразумит тебя такое законоположение Христово: если и в один день согрешит пред Тобою брат твой до семидесяти раз седмерицею и сознается в том, обратится к тебе и скажет: прости, то ты прости ему (Мф.18:22; Лк.17:4). Если же нам, нетерпеливым и мстительным, Господь велит так делать, то Сам Он, долготерпеливый и многомилостивый тем скорее это сделает. Сказано, что Он всех людей заключил в непослушание, чтобы всех помиловать (Рим.8:24), – то значит, не помилованы будут только те, которые сами не хотят того, чтобы Христос Бог помиловал их, которые не веруют в Него как в Бога Спасителя или не верят тому, что Он милостив и их помилует. В Евангелии не раз упоминается, что Господь, исцеляя болезни, говорил так: по вере твоей да будет тебе (Мф.8:13) или вера твоя спасла тебя (Мк.5:34). Это показывает, что для получения милости Божией требуется вера, что Бог поможет; и вот при такой-то вере подается и помощь от Бога. Потому уверься только в милости Божией и проси, чтобы Бог тебя помиловал, и тогда водворится в сердце твоем радость спасения, и ты будешь с апостолом взывать: мы спасены в надежде (Рим.8:24), – будешь подобно пророку воспевать: благословлю Господа, вразумившего меня... даже и ночью учит меня внутренность моя (Пс.15:7). Я взыскал Господа (милости Господней), и Он услышал меня, и от скорбей моих (грехов) избавил меня (Пс.33:5). Однако радость избавления, как видно, последует за скорбью, после печали по Боге, которая ведет во спасение (2Кор:7, 10); потому и ты скорби о грехах, но не унывай, не говори: едва ли простит Бог столь многогрешного меня? Если задолжавший тьмою талантов получил оставление всех долгов за то, что попросил только отсрочки, то не безумно ли говорить: может ли это быть, чтобы Бог простил мои грехи? Ты только сознавай себя грешником и скорби о том, что Бога оскорбил, – и Бог простит. Разве иное что делала блудница, плакавшая у ног Христовых? У ней не было и слов, кроме одних слез и сердечного сокрушения; и однако Господь сказал: прощаются грехи ее многие за то, что возлюбила много (Лк.7:47). Сокрушайся и ты, и уповай на милость Божию: ибо она только и оправдывает тебя. Верь неложному слову: избавит Господь души рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет (Пс.33:23).
***
Сотворите достойные плоды
покаяния (Лк.3:8).
Предтеча Господень, когда проповедовал людям о покаянии, то учил еще творить добрые дела, или, как он называл их, – плоды покаяния (Лк.3:8). И апостол велит для подкрепления веры творить добрые дела, а иначе, вера без дел, как говорит, мертва есть (Иак.2:26). Также и в Писании пророков сказано: егда грешник возвратится от беззакония своего, сотворит суд и правду, – жив будет, и вси греси его, яже сотвори, не помянутся (Иез.33:19, 16). Какой же суд и какую правду должно творить? – спросишь ты. То, что Господь присудил и определил для твоего оправдания. Если и того не знаешь, что Господь присудил грешнику делать, чтобы он был оправдан, то поучись из притчи, в которой должник, получивший прощение величайшего долга, не пожалел своего должника, и за сто динариев посадил его в темницу. Горе тому, кто не вразумляется учением Господним и, будучи помилованным, сам не милует других. Ибо прощение грехов дано нам под условием: если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших (Мф.6:15). Посему и говорит нам апостол: мир имейте и святую любовь со всеми; их же кроме никтоже узрит Господа (Евр.12:14)
Итак, во-первых, позаботься о примирении своей души со всеми враждующими с тобою людьми: призови их, если есть они, и испроси у всех прощения, чтобы никто не имел в сердце обиды на тебя, и ты тогда не будешь осужден. В удостоверение сего припомни слово Господне, сказанное грешнице, которой требовали законники суда у Господа: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Никто, Господи, – сказала она. И Я не осуждаю тебя (Ин.8:10,11), – отвечал ей Господь. Видишь ли, как легко можно достигнуть милости Божией? Примирись со всеми, и будешь иметь мир с Богом; попроси прощения у тех, кого оскорбил, и удостоишься прощения от Бога во всех грехах. Также прости всех, кто тебя обидел словом или делом, не сердись на них, помолись о них, – и тогда оставит Господь все долги твои, подобно как и ты оставляешь должником твоим. Ибо закон Христов гласит: в нюже меру мерите, возмерится и вам, и каким судом кто будет судить других, таким и сам будет судим (Мф.7:2). Таков вот суд Господень: он согласоваться будет с нашим судом.
Но вот еще требует чего правда Божия, чтобы оправдать грешника: совет мой да будет тебе угоден, – так говорил пророк Даниил царю Навуходоносору, – грехи твои милостынями искупи, и неправды твои щедротами убогих (Дан.4:24). Что еще может быть выше такого человеколюбия Божия? После всех оскорблений, причиненных Господу твоими неправдами, Он обещает простить тебя за то только, что ты окажешь милость бедным людям. И Господь сказал: блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5:7). А кого Господь милует, того и оправдывает, кого оправдывает, того и прославляет – вводит в рай, делает наследником жизни вечной. Хочешь ли ты, чтобы Господь услышал твою молитву и очистил тебя от всех грехов, а с тем вместе и приблизился к тебе, и наделил тебя Своею славою? Вот что говорит пророк: раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия бескровныя введи в дом твой; тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се приидох. И предъидет пред тобою правда твоя, и слава Божия обымет тя (Ис.58:7–9 ). Итак, нужно ли еще отказываться от такого дела, которое имеет дивную силу и приносит столь великую благость! Если милостыня от смерти избавляет, как сказано, и не оставляет идти во тьму (Тов.4:10), то умирающему ли не позаботиться запастись таким благом для души своей? Но ты беден, ты сам не лучше нищего живешь, – и тогда вспомни ту вдовицу, у которой было две лепты, и те принесла в дар Богу, через что и заслужила дивную похвалу. Пусть у тебя мало имения, но если и этим малым можешь искупить себя от грехов и даже достигнуть славы, которая от Бога, то можно ли не радеть о сем? Господь Царь небесный ищет не богатства, но веры словам Его; не груды золота приятны Ему, но расположение сердца. Ведь богатые жертвовали гораздо более вдовы, – однако Господь сказал, что она положила более всех, – не потому, что много, но потому, что все, что имела, отдала Богу. И за то она прославляется доныне во всей вселенной. Если и ты в сердце своем возымеешь веру словам Господним и произрастишь плоды веры, то будешь ходить во свете Господнем и узришь во всем великую к себе милость Божию.
Научись еще из примера, как может человек очень скоро принести достойный плод покаяния; вот Закхей – начальник мытарей, значит, великий грешник, неожиданно принял в дом свой пришедшего к нему Господа, и это одно почел за великую к себе милость Господню; он знал, что Господь любит правду и милость, и потому так сказал: се полимения моего раздам нищим, и кого чем обидел, возвращу четверицею. И вот за это одно намерение, за одно желание сердца, удостаивается такой милости Господней, что и он, и все семейство его вдруг получают оправдание себе, совершенное прощение всех грехов. Ибо Сам Господь сказал о нем: днесь спасение дому сему (Лк.19:9). Будь подражателем ему и ты, если не мог еще до сего дня ничего сделать в защиту себе, и тогда много утешен будешь и ты на суде Христовом, и возвеселишься Его правдою. Ибо у Господа милость, – как говорит Давид, – и многое у Него избавление (Пс.129:6): Он избавит тебя от всех беззаконий твоих.
***
Господи! отверзи уста мои, и
язык мой восхвалит правду
Твою (Пс.50:17).
О, не отвергающий и самых великих грешников от Твоего великого милосердия! Уверяясь Твоим словом: всякий, кто призовет имя Твое, спасется, – буду я отныне призывать Тебя, Бога Спасителя моего, и буду совершенно верить, что Ты спасешь и помилуешь меня; ибо Ты Сам не хочешь того, чтобы я погиб; Тебе желательно спасти меня. Итак, я не умру, но жив буду; не погибну, но спасуся! Отчужден я был от жизни Божией по причине моего неразумия и бесчувственного сердца, но блажен, кто вразумляется словом Господним, кто сердечно верит словам Его, исполняется Духом Божиим – Духом премудрости, Духом разума, Духом страха Божия. В того вселяется упование жизни вечной, и он говорит, как и пророк Божий: верую видети благая Господня на земле живых (Пс.26:13).
Желаю я, Господи, спастись; желаю прийти в познание Твоей истины, в познание того, что Ты благ; но – что сотворю, да наследую жизнь вечную? О, Господи мой, Господи! Ты истину непреложную возвестил нам: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5); даже и помыслить богоугодного никто не может сам собою. Истинно Твое слово, что мысли наши от мыслей Твоих так далеки, как небо от земли; и потому во мне, без помощи Твоей благодати, нет и не может быть ничего доброго. Только тот, кто живет по слову Твоему, которое есть дух и жизнь (Ин.6:63), производит плод духовный, еже есть: любовь, радость, мир (Гал.5:22); плод, достойный вечной жизни. Но аз сый древо неплодное, – как учит меня песнь церковная, – и умиления плода отнюдь не ношу; умиление же есть плод сердца сокрушенного и смиренного. Я воли Твоей не творю, и николиже сотворих благое пред Тобою; и оттого сердце мое остается доныне бесчувственно, как камень. Как же я вниду в Царствие Божие? Что я буду делать, чтобы получить радость спасения?
Господи! отними от меня сердце каменное, грубое и жестокое, и дай мне сердце мягкое, чувствительное и умиленное; порази его страхом Твоим, и извлеки из него воду живую, текущую в жизнь вечную. Ибо от сердца исходят помышления благие, которые подают душе жизнь и мир, как и апостол говорит: помышления духовные суть жизнь и мир (Рим.8:6); и этот мир Божий, который сохраняет помышления во Христе Иисусе (Фил.4:7), подается не от мира сего, не от временных благ происходит и потому превосходит всякое понятие мирского человека. Господи! Ты рек нам: мир оставляю вам, мир Мой даю вам, да не смущается сердце ваше, и да не устрашается (Ин.14:27). Сей мир да сохранит меня в любви Твоей, да поможет мне благодать Твоя освободиться от власти князя мира сего (Ин.14:30) и пребывать всегда в учении откровения Твоего. Ибо мног мир любящим закон Твой, Господи, – как говорит Давид, – и нет им преткновения (Пс.118:165). Ты укрываешь их от мятежей людских; хранишь их, как зеницу ока: и как много у них благ, которые Ты приготовил им!
Господи мой, Господи! да не буду я осужден за то, что смею я говорить с Тобою, имея нечистые уста и нечистое сердце. Если и человекоубийца змий отверзает пред Тобою уста свои, и хотениям его Ты попускаешь совершиться, то милость и истина Твоя тем более насытит благами желание сердца моего. Ибо Ты сказал слушающим слово Твое и хранящим его в сердце: вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам; и если слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Ин.15:3, 7). Господи! вот о чем я более прошу: да очистится мое сердце от всех желаний и помышлений, противных Тебе, да созиждется вновь во мне святое чувство – чувство вечной жизни, и внутри меня возобновится дух правый – дух правдолюбивый, любящий Твою истину. Ей, Господи, да будет так! Не отврати от меня лица Твоего, не сокрой от меня благость Твою, и не постыди меня в надежде на Твою милость, дабы не поникли взоры души моей, когда она предстанет на суд Твой; и прежде чем отойду и не будет меня, подай мне радость спасения Твоего, и Духом Твоим, во веки непоколебимым, утверди меня (Пс. 50:12)в ней, в радости вечной жизни. Во аде же, – как сказал Давид, – кто исповестся Тебе? (ПС. 6:5) – там никто уже не будет призывать и даже признавать Твоей милости; потому что здесь только истина Твоя устроила, да неизменное покаяние ведет ко спасению всякого грешника. Ибо Ты, Господи, пришел на землю не для иного чего, как только призвать грешных на покаяние (Мф. 9:13), взыскать и спасти нас погибших (Мф.18:11).
О, Свет – святых, избавляющий от мрачного неведения всех к Тебе прибегающих! Слышу я от Самого Тебя, что пришел Ты к нам, сидящим во тьме смертной, чтобы даровать пленным освобождение, исцелить сокрушенных сердцем, отпустить измученных на свободу (Ср. Лк.4:18). Ей, благосердый Господи, вожделенно Тебе спасать нас грешных, приятно сие и ангелам Твоим, и они на небе радуются об одном кающемся более, чем о девяносто девяти праведниках, не требующих покаяния (Ср. Лк.15:7). Велики Твои милости нам грешным, велики благодеяния Твои земнородным, и многое избавление подаешь Ты сетующим о долгах своих; сие показывает и та великая грешница, которая плакала у ног Твоих и получила прощение во всех грехах. Люблю я вспоминать об этой пленнице страстей плотских, так скоро Тобою помилованной; приятно для души моей, грехами огорченной, слышать о покаянии и очищении всех грехов ее. Вот и сей, заживо умершей, не иное что послужило к оживлению души, как ведение Твоей благости, Твоего великого милосердия к Тебе обращающимся грешникам. Слышала она о Тебе как о Божьем Посланнике, имеющем власть отпущать грехи и исцелять всякую немощь в людях. Видела она, как не гнушаешься Ты мытарей и грешников – ешь и пьешь с ними, и возымела смелость подойти к Тебе, когда Ты был в дому Симона фарисея. Здесь встретила она гостей важных, надменных своею праведностью, и не нашла в них сочувствия себе, все ее презирали. При виде же столь кроткого, благоволительного лица Твоего она с радостью подошла к Тебе, припала к ногам Твоим, обливала их слезами, отирала волосами, мазала миром и целовала их: что хотела, то и делала она; и Ты не укорил ее ни в чем, не отогнал прочь, но с любовью внимал ее воздыханиям.
Не то, напротив, совсем не то таилось в сердце Симона, который думал, что он не таков, как эта грешница. При виде такого к ней милосердия Твоего, он переменил свое мнение о Тебе и думал: если бы Сей был пророк, то знал бы, кто прикасается к ногам Его (Лк. 7:39). О, Симон, Симон! по твоему суждению должно бы быть Божие милосердие весьма ограниченно, и Божия правда должна награждать тех только, кто сделал меньше зла. Тебе кажется Божия милость к кающейся грешнице одним неразумением, неведением ее грехов; но Господь уже сказал: кого следует пожалеть, пожалею, и кого нужно помиловать, помилую (Исх.33:19). Вот и тебя Господь вразумляет сими словами: Симон! Я, имею нечто сказать тебе: у одного заимодавца было два должника; один был должен пятьсот динариев, а другой пятьдесят; но как не имели они чем заплатить, то он и простил им. Скажи же, который из них более полюбит его? И Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Тогда Господь ему сказал: правильно ты рассудил; вот видишь эту женщину: Я пришел к тебе в дом, и ты воды Мне не дал на ноги, а она слезами облила их и волосами головы своей отерла. Ты поцелуя Мне не дал, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Моей маслом не помазал; а она миром облила Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит (Лк.7:40–47).
Итак, малые и великие грехи равно прощаются Господом нашим Иисусом Христом за одну только веру в Него и любовь к Нему; и блажен, кого жалеет Господь и милует. Блажен, кто признает Тебя, Сыне Божий, за Бога своего и Спасителя, и надеется не на свои богоугодные дела, но на милость Твою. Слышу я, ибо Ты сему учишь меня. Пришли два человека помолиться в храм: дела одного превозносили его, и он не находил равного себе, благодарил Бога, что он не таков, как прочие все – блудодеи и грешники. Второй, будучи обличаем своею совестью, не смел и смотреть на небо, к престолу великого Бога; он, тяжко вздыхая, только и мог говорить: меня ничто не спасет, если не Твоя, Господи, милость. И вот надежда последнего не обманула его, а мнимый праведник остался ни с чем. И это весьма радует скорбную о грехах душу мою, подает мне крепкую надежду на милость Твою. О, Владыко мой, Господи! – врачевство моей души, обретенное в скорбные дни моей жизни. Се познах, яко Бог мой еси Ты, и благих моих не требуеши (Пс. 15:2). Скажи душе моей: твой есмь Аз, – Я твой Бог и Спаситель; и никто из руки Моей не измет тебя. Ибо через пророка Своего Ты изрек уже: защищу его, потому что он познал имя Мое; воззовет ко Мне, и услышу его, избавлю его, явлю ему спасение Мое (Пс. 90:15). Господи! Все слова Твои истинны; и как не ради заслуг человеческих Ты сделался человеком, так и спасешь меня не ради моих добрых дел, которых нет у меня.
Воистину, как и сказано, – спасение состоит во многом совете (Пр. 11:14). Многими притчами и многими примерами Ты, Господи, вразумляешь нас и наставляешь Своим словом, чтобы подать душам нашим покой и в эти бедственные дни. И не напрасно же ты повелел нам стараться более, чем о всяком другом деле, о познании Божией правды и покорении ей своего разума: ищите, – сказал нам, – прежде (всего) Царствия Божия и правды Его (Мф.6:33). И при сем мы слышим еще такую печальную истину: многие взыщут внити (в Царствие Божие), и не возмогут (Лк.13:24). Таков вот был юноша тот, который старался узнать, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И, однако, не мог увериться словом Господним, потому и остался при своем неразумии. Что же сказать о прочих, к которым относится слово пророка: несть взыскаяй, и несть разумеваяй (Пс.13:2)? Все сии, будучи помрачены в разуме, конечно, отчуждены от жизни Божией (Еф.4:18). Подобны им и те, кои стараются иметь оправдание от дел своих, и по гордости ума отвергают от себя правду Божию, не признают за истину, что они оправдываются даром, только по вере в Бога Спасителя. Все сии не внидут в радость Господа, в блаженное чувство вечной жизни, – как и те, кои стремились в землю обетованную, и невозмогоша, – сказано, – внити за неверие (Евр.3:19).
Скажу еще одно: милосерд Ты, Господи, ко всем, кто делается покорен Твоей воле, хотя и под конец своей бесполезной жизни. Ибо даешь Ты полную плату, как тому, кто с утра работает в Твоем винограднике, так и тому, кто в преполовение дней (Пс.101:25) своих начал подвизаться в делах богоугодных, не лишаешь Ты достойной награды и того, кто, хотя под конец жизни своей обратится к Тебе с покаянием, исполнит хотя сию благую волю Твою. Щадишь Ты, Царь небесный, и таких, каков был распятый с Тобою, и в последний уже час жизни своей обратился к Тебе с самою смиренною просьбою. Ибо не о быстроте ног человеческих благоволит Господь, – как сказано, – не силе коня Он радуется; но благоволит Господь о боящихся Его и надеющихся на милость Его (Пс. 146:11).