Беседа о посте в первую неделю св. Великого поста46
Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков; вернии возопиим: Боже, помилуй нас.
Стихира на утрени в понедельник первой недели Великого поста.
Вот какие названия даёт посту Св. православная Христова церковь! Восхваляя пост, она внушает нам, братия, любовь и уважение к нему.
Пост называется приятными и утешительными именами: матерью, проповедником, спасением. Как не любить мать, которая рождает целомудрие, и не уважать проповедника, который учит покаянию? Как не желать себе спасения, и не искать сожительства с Ангелами? И однако ж, не смотря на привлекательные названия поста, мы более боимся его, чем любим. Это значит, что мы ещё не испытали благотворных действий поста.
Вникнем в происхождение наступившего поста, и изъясним его названия, потому что в них выражена его сила, действие и цель.
Прииде пост. Откуда? Из Иорданской, братия, пустыни. Господь наш Иисус Христос, прежде нежели начал проповедовать спасение человекам, возведен быть духом в пустыню, искуситися от диавола. И постися дний четыредесять и нощий четыредесять (Мф.4:1–2). Вот где, в пустыне, начало и основание нашей, христиане, великой Четыредесятницы! Отсюда пришёл к нам св. и Великий пост, и пришёл с тем, чтобы мы, по примеру Спасителя нашего, провели сорок дней и сорок ночей во бдении и молитве, для собственного нашего спасения.
Что принёс нам пост? Всё пустынное: хлеб, соль и воду, и то в таком количестве, какое только нужно для поддержания сил телесных. Он принёс пищу и для души: это покаянные молитвы с земными поклонами и коленопреклонением, трогательные песнопения св. подвижников своих. И нужно ли что более того, что принесено? Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих , говорит Господь наш (Мф.4:4).
Пост, приходя из пустыни, вводит её в города и общества. Торжища пустеют, общественные увеселения и забавы прекращаются, улицы праздны, дома спокойны: одни только храмы Божии полны любителями поста. Конечно, нельзя приметить такой перемены здесь, где число православных христиан весьма невелико; но идите в другие города, где все живут и дышат чистым православием; там найдёте точно пустыню, особенно в первую и последнюю недели поста.
Пустынный пост делает и нас, если строго соблюдаем его, пустынниками. Посмотрите: те ли лица на истинно постящихся и говеющих, которые имели они, когда не постились и не говели? То ли одеяние на истинно постящихся, в какое одевались они для вечерних собраний? Ту ли пищу употребляют сетующие и плачущие о грехах своих, какою они питались, не думая ни о грехах, ни о покаянии? И много ли употребляют? Смирение и степенность в одеянии, простота и воздержание в пище, целомудрие во взорах и словах, упражнение в чтении душеспасительных книг и молитв, постоянное хождение во храм, и благоговейное в нём стояние, – вот общие черты пустынножителей! Не примечаются ли ныне в ревнителях св. поста многие из этих свойств? может быть, в сердце у иных происходит совсем другое; по крайней мере, не соблазняет никого их наружное поведение.
Пост есть мати целомудрия. Удивительно, как такое нежное и прекрасное дитя рождается от суровой и угрюмой матери! Не удивляйтесь: есть и в природе подобные явления: и благовонные цветы растут на колючих прозябениях, и прекрасные плоды родятся на иглистых растениях. Пост состоит не только в воздержании от снедей, услаждающих чувственность, но и в воздержании души от грехов и страстей. Какая же страсть прежде других начинает ослабевать от поста? Та, которая имеет седалище в чувственности. Какая болезнь скорее врачуется постом? Та, которая происходит от сластолюбия. Посему пост прежде всего приводит нас к воздержанию чувств от греховных снедей, и укрощая вожделения плоти, заставляет жить целомудренно. И чем сильнее действует пост на наши чувства, тем тупее становится жало плоти, тем дальше мы от греха, растлевающего душу и тело.
Можно, скажете, иметь целомудрие и без поста? Можно. Но спрошу вас, братия, – долго ли хранил целомудрие без поста Адам в раю? В раю только один был искуситель; а сколько у нас подобных искусителей? В раю только одно было запрещённое древо; а сколько подобных дерев в нашем мире? Нет, братия, без поста нельзя ни сохранить целомудрие, ни восстановить. Пост есть оплот против пороков и ограда добродетелей, есть средство, врачующее душевные болезни и предостерегающее от оных. Те, которые восстают против поста, больны, одержимы духом слепоты и глухоты. Они не видят, что производит пост, и не слышат, как св. Церковь восхваляет его. Советуем таким людям попользоваться; и чем же? Постом и молитвою. Сей род, по слову Христову, ничим же может изыти, токмо молитвою и постом (Мк.9:29).
Пост есть обличитель грехов. И как верно исполняется обличение это на самом деле! Так иной хотел бы пригласить к себе двух или трех приятелей для препровождения времени за игрою, в которой самые ядовитые страсти находят себе пищу, но совестится: прииде пост. Другой хотел бы пойти в такое и такое общество для наслаждения чувств, но стыдится: прииде пост. Третий стал бы употреблять запрещённую пищу, но опасается соблазнить своих людей: прииде пост. Что это, как не обличение и не укоризна? Тем не менее пост обличает нас чрез наших ближних. Иной говорит: я пощусь и чувствую себя гораздо здоровее, чем когда-либо; другой: я несколько раз был в храме и утешался высокими мыслями и чувствами, изложенными в покаянном каноне; третий: я по благости Божией удостоился приобщиться св. Христовых Тайн, и чувствую неизреченное удовольствие в душе и спокойствие в совести. Все трое говорят правду. Приятно ли слышать такую правду тем, которые могли поститься, и не постились, имели свободное время быть во храме Божием, и не были, могли исполнить христианский долг, и не исполнили? Не грешно ли сидеть дома и делать угодное плоти и миру в такое время, в которое другие идут во храм, и назидают там себя покаянным учением и молитвами грешников, раскаявшихся и уже принятых в Царство Небесное.
Пост есть проповедник покаяния. Без сомнения, он не имеет собственного голоса, но проповедует устами св. пророков и апостолов, великих учителей и пастырей Церкви, и знаменитых подвижников веры и благочестия; и что же проповедует? Обратитеся ко Господу Богу всем сердцем вашим; покайтеся, приближися бо Царствие небесное (Мф.4:17); измыитеся от грехов слезами покаяния, – и чисти будите (Ис.1:16). Пустынный проповедник то заставляет грешника войти в себя и сознать своё недостоинство; то учит его, чтобы он оставил тщеславие и гордыню фарисейскую, смиренно молился, как мытарь, каялся и сокрушался, как блудный сын; то угрожает ему за нераскаянность Страшным судом Божиим, и приводит в чувство спасительного страха; то утешает милосердием Божиим и примерами помилованных грешников. Дух покаяния и молитва непрестанно движутся и дышат в проповеди поста. Стоит только усерднее и прилежнее вникать в чтение и пение, и сердце исполнится духом умиления и сокрушения.
Пост есть жительство ангелов. Что значат эти слова? То, что где соблюдается строго пост телесный и душевный, там живут ангелы. Каким образом? Они живут своим благоволением и вниманием к постящимся, предохраняя их от искушений плоти, мира и диавола, – живут своею чистою радостию с кающимися грешниками, – ибо радость бывает, по слову Христову, пред Анелами Божиими о едином грешнике кающемся (Лк.15:10); живут своею святою любовию с сохраняющими целомудрие, – ибо оно есть свойство ангельское. Вот как привлекателен св. пост! Ангелы приближаются к нам во время поста с особенною любовию.
Наконец, пост есть спасение человеков, эти слова не требуют изъяснения. Очевидно, что пост не сам есть спасение, но ведёт ко спасению, умерщвляя наши страсти и похоти, и очищая наши души слезами нашего раскаяния.
Видите, братия, что означают названия, приписываемые посту св. Церковью. С каким чувством приняли мы св. пост? С веселием, или печалию? Облобызали ли его нашею любовию, как матерь целомудрия? Смирились ли умом и сердцем пред ним, как обличителем грехов? Усердно ли внимаем ему, как проповеднику покаяния? Веруем ли, что он полезен и нужен в деле нашего спасения? Пусть отвечает на эти вопросы совесть каждого, а я должен сказать, что полной любви к посту ещё недостаёт в нас. Знаете ли, что мы огорчаем чрез это св. Церковь? Не пост распоряжает Церковью, а Церковь постом. Отвергая пост, мы не повинуемся Церкви. Как это больно для неё и пагубно для нас! Но время поста только ещё наступило; можем, братия, дополнить, чего недоставало в нас в прошедшие дни, и дополним, если решительно захотим и призовём благодать Божию в помощь.
Вернии возопиим: Боже, помилуй нас. Аминь.
* * *
Произнесена февраля 12-го, 1839 г.