Источник

О священном Предании

«Братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес. 2:15).

Откуда и как мы научаемся истинной вере в Бога?

Мы научаемся истинной вере в Бога из двух источников богопознания: из естественного и сверхъестественного откровения Божия.

Под естественным откровением разумеется вся видимая сотворенная Богом природа: небо и земля, солнце, луна и звезды, моря, реки и леса, животные и растения, словом, весь видимый мир приводит человека к познанию Бога: «Небеса, говорит псалмопевец, проповедуют славу Божию и о делах рук Его возвещает твердь. День дню передает речь и ночь ночи открывает знание» (Пс. 18:2–3. Еще: 49:6. 88:6. 96:6.). И св. апостол Павел говорит об язычниках: «что́ можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им, ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:19–20).

Но естественное откровение далеко .не достаточно для полноты богопознания, особенно после человеческого грехопадения, повредившего всю духовно-телесную природу людей, исказившего их ум, волю и сердце; действительным и совершенно непогрешимым источником научения вере в Бога является сверхъестественное откровение, когда нелюди слабыми силами ума своего стараются познать всемогущего и непостижимого Бога, а Сам Бог, по бесконечной любви к людям, открывает им Себя и Свою волю чрез избранных Им святых мужей.

Избранные Богом святые мужи двояким способом объявляли людям Его волю: или устно или письменно. Первый, устный, способ передачи воли Божией называется священным Преданием, в отличие от обыкновенных преданий человеческих, второй способ, письменный, именуется священным Писанием, тоже в отличие от обычных писаний человеческих.

В Ветхом Завете существовало два источника научения людей вере в Бога: св. Предание и св. Писание, то и другое суть откровение божественное, «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петр. 1:21. Еще: 1Петр. 1:10–12). Подобными же двумя способами, т. е. устно и письменно, научались люди вере в Бога и в Новом Завете: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 13:1–2), а потом – и чрез учеников Его, св. Апостолов. Но Христос учил людей только устно, а св. Апостолы – устно и письменно, но устно – несравненно больше.

Таким образом, новозаветным священным Преданием называется устное учение Господа нашего Иисуса Христа и Его Апостолов, записанное не самими св. Апостолами, а уже их учениками или их преемниками, и неповрежденно сохраняемое Церковью наряду с Св. Писанием.

В Св. Писании многое из жизни и учения Иисуса Христа не записано св. Апостолами, а передано устно, например, сказано, что нужно совершать св. Крещение, Брак и Елеосвящение; сказано, что нужно рукополагать епископов, пресвитеров и диаконов, но как все это делать, – в Писании не записано, а передано Апостолами верующим устно. Вот это устное учение св. Апостолов, записанное после их смерти их учениками и преемниками их служения, называется св. Преданием. Как послушные дети должны исполнять не только писанные, но и устно переданные чрез верных людей приказания родителей, так и христиане в делах веры и церковной жизни одинаково должны руководствоваться Св. Писанием и Св. Преданием, ибо то и другое есть учение самих св. Апостолов, учеников Христа.

1) Сектант: Предания не нужно никакого, ибо его Сам Христос осудил его, когда сказал: «Вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего... тщетно чтут Меня, уча учениям и заповедям человеческим» (Мф. 15:1–17. и Map. 7:13).

Объяснения православного: Здесь речь не к Апостолам, а к книжникам и фарисеям (1 ст.) и говорится здесь не о предании апостолъском, то есть не об устном учении св. Апостолов, а о предании ветхозаветных старцев (см. ст. 2), которые, например, учили, что умовение рук пред употреблением пищи важнее исполнения всех заповедей (Map. 7:3–4); или учили, что можно и не жалеть родителей, лишь бы на храм жертвовать; причем, сказав о какой-нибудь вещи: «это дар Богу»они лишали родителей, нуждавшихся в этой вещи, помощи (Мф. 15:5). Такие предания старцев, учения и заповеди человеческие мы не признаем и решительно отвергаем, а признаем лишь предания св. Апостолов, которые однако сами называют себя «старцами», так второе послание ап. Иоанн начинает такими приветственными словами: «Старец – избранной госпоже и детям ея» (Гл. 1:1), такими же словами начинает он и третье свое послание: «Старец возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине» (1 гл. 1 ст.). И Премудрый Сирах говорит: «Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцев своих, и ты научишься от них рассудительности и – какой в случае надобности дать ответ» (8:11–12 см. еще. Втор. 32:7). Ясно, что как есть различие в старцах, так есть различие и в преданиях старцев: одни – человеческие, а другие – священные.

2) Сектант: Ап. Павел говорит: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать не то, что мы вам благовествовали, да будет анафема» (Гал. 1:8–9). Следовательно, нужно признавать одно лишь Писание, ибо предание – это уже иное благовествование.

Объяснения православного: Здесь ни слова не говорится о св. Предании. Все послание к Галатам написано против иудействующих, то есть таких учителей, которые учили, что если принявшие христианство язычники не обрежутся по обряду Моисееву, то не спасутся (см. гл. 5-я). Ап. Павел и говорит Галатам, что если бы даже Ангел с неба стал учить, что для христиан необходимо обрезание, да будет анафема, то есть отлучен. Приведенное место скорее говорит в пользу св. Предания: Апостол требует от Галатов держаться того учения, которое он уже раньше им благовествовал устно, ибо другого послания к Галатам нет; слова: «что мы благовествовали вам» (ст. 8 и 11) и слова: «как прежде мы сказали», «то, что вы приняли» (ст. 9) говорят, очевидно, о прежде бывшей устной проповеди Апостола у Галатов, то есть о св. Предании, которое, как апостольское, никогда не может быть названо «иным благовествованием»а что́ св. апостол раньше благовествовал Галатам, им не записано. Многие послания и Евангелие от Иоанна написаны позже, чем послание к Галатам, появившееся в 56 году. Напр., Откровение Иоанна написано в 70 году, Евангелие же его – только в 100 году. Если принять толкование сектантов приводимого ими места из послания к Галатам, то нужно отбросить и не признавать все писания, появившиеся позже этого послания, и даже такие, как Откровение и Евангелие св. ап. Иоанна.

3) Сектант: Ап. Павел отвергает Предание, когда пишет Колосянам: «смотрите, братие, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не Христу» (Кол. 2:8).

Объяснения православного: Здесь опять ап. Павел говорит не о Предании апостольском, а о предании человеческом, то есть о языческой философии, учившей, что мир не Богом создан, а произошел сам собою из стихий мира: воды, огня или воздуха; или учившей, что мир не Богом создан, а эонами, произшедшими от Бога ангелами, из которых один будто и есть Христос. Вот против таких языческих философов и говорит ап. Павел, предостерегая христиан не верить пустому языческому учению, как преданию человеческому, а не апостольскому.

4) Сектант: Ап. Павел отвергает Предание и тогда, когда говорит Коринфянам, чтобы они научились «не мудрствовать сверх того, что написано» (1Кор. 4:6).

Объяснения православного: Здесь речь совсем не о св. Предании, а о тех партиях и разделениях, какие появились среди Коринфян (1 Kop. 1:10): одни из них называли себя учениками ап. Павла, чем особенно гордились, другие хвалились, что они ученики Аполлоса, третьи, – что они ученики Петра (1 Kop. 1:11–15). Апостол и пишет им, чтобы они не гордились и не мудрствовали сверх того, что им написано раньше, в первой главе послания (ст. 31): «чтобы было как написано: хвалящийся хвались Господом» (Иер. 9:24), а не тем, что он – Павлов или Аполлосов или Петров, «ибо когда один говорит: я Павлов, а другой: я Аполлосов, το не плотские ли вы? кто Павел? кто Аполлос? они только служители, чрез которых вы уверовали и притом поскольку каждому дал Христос» (3:4–5).

5) Сектант: Сам ап. Павел запрещает предания, называя их «баснями»: «Отходя в Македонию, пишет он Тимофею, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями родословиями, которыя производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1Тим. 1:3–4). «По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая иудейским басням и постановлениям людей отвращающихся от истины» (Тит. 1:3–4).

Объяснения православного: Под «иудейскими баснями» ап. Павел разумеет, конечно, не апостольское Предание, а те талмудические толкования Моисеева закона и фарисейские обычаи, которые были распространены среди иудеев его времени – напр., омовение рук, чаш, кружек, котлов и скамей (Map. 7:3–4), запрещение входить в дом и есть не только с язычниками (Ин. 18:28. Деян. 10:28), но и самарянами (Ин. 4:11), ложное понимание о святости храма и дара Богу (Мф. 23 гл. и 15; 5–6) и т. п.

Под «родословиями» же разумеются те языческие учения об эонах и происхождении от них мира, о которых была речь выше (пун. 3-й) и о коих ап. Павел пишет еще в послании к Титу, говоря: «глупых же состязаний, и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (гл. 3:9).

6) Сектант: «Кто учит, говорит ап. Павел, иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (1Тим. 6:3–4).

Объяснения православного: Во времена св. Апостолов учили иному и не следовали здравым словам Господа нашего Иисуса Христа еретики, особенно гностики, гордившиеся своими знаниями и любившие всякие словопрения (Деян. 17:21); а в наше время им подражают сектанты, ибо слово Божие ясно велит нам сохранять св. Предание: «стойте и держите Предания» (2Фес. 2:15), – «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите Предания» (1Кор. 11:1–2), «завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по Преданию, которое приняли от нас» (2Фес. 3:6), – так учит св. апостол о св. Предании, а сектанты учат, что св. Предания не нужно, следовательно, именно они учат иному и не следуют здравым словам св. Писания, которое и будет судить их в день оный.

7) Сектант: Господь запрещает прибавлять к св. Писанию какое бы то ни было учение, следовательно, и всякие предания:

а) «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа Бога вашего, которыя Я вам сегодня заповедую» (Втор. 4:2)

б) «Я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей» (Откр. 22:18). Значит, нельзя к Посланию прилагать еще и Предание.

Объяснения православного: а) Приводимое сектантами место из 22-й главы Второзакония запрещает не св. Предание, а языческое учение и в частности – поклонение Ваал-Фегору, что видно из пояснений следующего, 3-го, и дальнейших стихов этой же главы: «глаза ваши видели, что сделал Господь Бог наш с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя, а вы, прилепившиеся к Господу Богу вашему, живы все доныне» (ст. 3–4).

К постановлениям и законам, о которых. говорится во всей книге Второзакония святые пророки и ветхозаветные праведники прибавили очень многое, но не были за это наказаны Богом. Так, напр., пророки Гад, Нафан и Давид ввели при богослужении в доме Господнем игру на цитрах и кимвалах (2Пар. 296 25); Соломон поставил в выстроенном им храме много такого, чего не было в скинии Моисея, напр., изображения пальм, гранатовых яблок, львов и волов (3Цар. 7:29, 36 и 42), и Господь освятил этот храм (гл. 9:1–3). Гораздо позже Моисея установлены некоторые посты и праздники (Есфирь 9:20–22. 24–28. Неем. 10:34. Зах. 8:19. 1Мак. 4:59 см. Ин. 10:22 и др.), о которых нет и помину в Моисеевом Законе.

б) Здесь говорится не о св. Предании и даже не о всем Св. Писании, а только об одной книге Откровения св. Иоанна, ибо книг в Библии несколько десятков (см. заглавие ее: «Библии, или книги Св. Писания»«первая книга Моисеева»«вторая книга Моисеева» и т. д.), а здесь сказано об одной книге – об «Откровении», что не должно ни уменьшать, ни прибавлять новых пророчеств о конце видимого мира, кроме тех, какие записал в эту книгу св. Иоанн.

Если же толковать это место по-сектантски, то выйдет, что сами сектанты не избегнут язв, написанных в Откровении, ибо они не только признают, кроме Откровения, и другие священные книги Библии, но имеют еще и свои ими выдуманные «псалмы», например «Гусли» имеют «катихизисы», в которых изложены правила их веры и проч.

8) Сектант: Никакого предания не нужно достаточно для веры и одного Писания, ибо Апостол пишет Тимофею: «Ты из детства знаешь священныя писания, которыя могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления в праведности» (2Тимоф. 3:15–16).

Объяснения православного: Прежде всего нужно заменить, что Тимофей из детства мог знать одни лишь ветхозаветные писания, которых не достаточно для полного познания Христа и спасения. Затем, если св. Апостол говорит, что Писание полезно, то это еще не значит, что он признает Предания вредным. Так, если кто скажет, что хлеб человеку полезен, то это не будет значить, что он признает воду для человека вредной. Если бы Апостол признал Предание ненужным, то он прямо так и сказал бы. Но Апостол, напротив, сам требует, чтобы христиане держали предания так же, как и Писания: «стойте и держите Предания», учит он (2Фес. 2:15).

Сам Тимофей, родившийся в 30 году по Рождестве Христовом, и во время написания к нему послания не мог знать не только все новозаветное Писание, но даже всех писаний ап. Павла, который начал писать послание только с 53 года. Ясно, что Тимофей был научен вере больше устною проповедью ап. Павла, что видно из предыдущего 14-го стиха: «А ты пребывай в том, в чем научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен», говорит ап. Павел, а потом добавляет: «притом же (т. е. при устном научении Апостола) ты из детства знаешь св. Писания» (конечно, ветхозаветные). Слово «притом» указывает, что ветхозаветное Писание, говорившее так много о Мессии – Христе, только помогало Тимофею еще более умудрить себя в учении, преподанном ему ап. Павлом устною проповедью.

Таким образом приведенное сектантом место говорит лишь о пользе Св. Писания, и только, ибо в первом послании к тому же Тимофею Апостол пишет: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (6; 20), а во втором послании учит: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе» (1:13) «и что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2:2).

9) Сектант: Довольно изучать одно Писание, чтобы правильно веровать во Христа, как это делали, напр., Верийцы: «Здешние (Верийцы) были благосмысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11).

Объяснения православного: Приводимое сектантами место из Деяний не оправдывает, а обличает сектантов, не признающих устного учения, или Предания св. Апостолов. В этой главе Деяний говорится о том, что когда Фессалоникийцы возмутились проповедью ап. Павла и Силы, то последние, опасаясь от них насилия, ушли ночью в Верию, где в синагоге и начали проповедь о Христе. Верийские иудеи оказались благосмысленнее Фессалоникийских: они «приняли слово»т. е. устную проповедь, или предание, ап. Павла, проверяя ее ветхозаветным Писанием, а не отвергли ее, как неблагосмысленно ее отвергают, подобно Фессалоникийцам, наши сектанты.

10) Сектант: Достаточно для научения в вере и одного св. Писания: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Петр. 1:19).

Объяснения православного: Нет, не достаточно: нужно еще и правильное изъяснение св. Писания, т. е. устное Предание, ибо, как говорится в следующем 20 стихе, «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою».

Затем, если основываться на этом тексте и толковать его по-сектантски, то нужно будет отвергнуть все ветхозаветное и новозаветное Писание, кроме пророчеств, признав их одних достаточными для спасения.

Смысл приводимого сектантами места из 2-го послания ап. Петра тот, что для веры в пришествие и Божество Иисуса Христа (ст. 16–18) достаточно и ветхозаветных пророчеств, ясно говоривших о Нем, как о Сыне Божием. Но кроме этой истины есть много и других, необходимых для нашего спасения, о которых пророки мало или совсем ничего не говорили, напр., о таинствах св. крещения, покаяния, брака, елеосвящения и проч., и о которых возвестил нам устно Господь Иисус Христос и научили нас устно и письменно Его св. Апостолы.

11) Сектант: Что для спасения довольно одного Писания, видно из слов Авраама приточному богачу: «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их» (Лк. 16:29), и из слов Христа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39 см. еще: Рим. 3:21).

Объяснения православного: В словах Авраама и Спасителя нет даже намека на ненужность устного научения вере, т. е. св. Предания, и на достаточность для спасения одного лишь св. Писания. В речи Авраама говорится о необходимости для живших в Ветхом Завете братьев богача слушаться предписаний Моисея (пяти его книг) и пророков, а в словах Спасителя говорится о необходимости иудеям, ожидавшим Мессию Христа, проверять ветхозаветным св. Писанием учение Христа о Себе, как Сыне Божием, чтобы уверовать в Него, как пришедшего Мессию. И только. Ведь само учение Христа было не повторением учения ветхозаветного Писания, а новым и притом устным благовестием о Себе, как Спасителе мира и открывшемся для людей Царстве Божием. Моисей и пророки и все ветхозаветное Писание, с пришествием Христа, уже не достаточны для нашего спасения, оно может только возбудить веру во Христа, как возбудило ее у евнуха, Ефиоплянина (Деян. 8:27–37) может укрепить веру христианина, как укрепляло ее в Тимофее, но для спасения оно не достаточно: для него нужна вера в новозаветное Евангелие (Map. 1:15) и во все то письменное и устное учение (2Фес. 2:15) св. Апостолов, которое они передали Христовой Церкви.

12) Сектант: Св. Писание достаточно для спасения всякого человека: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину (Рим. 1:16).

Объяснения православного: И эти слова ап. Павла не оправдывают, а обличают сектантов, ибо Сам Христос и Его св. Апостолы под словом «благовествование» разумели прежде всего и главным образом устную проповедь, т. е. св. Предание, а не св. Писание: «Дух Господен на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим... » (Лк. 4:18). «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах Галилейских» (ст. 43–44. 9:6 и др.). Никакого Писания ни нищим, ни городам Христос не писал. Ясно, что под словом «благовестие» Христос разумел устную проповедь, а не писанное слово Божие.

«Апостолы, читаем в Деяниях, всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (5:42). «И вот благовестие, которое мы слышали (а не читали) от Heгo» (1Ин. 1:5). «Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (Деян. 11; 20). «Нищие, говорит Господь, благовествуют» (Мф. 11; 5. Лк. 8:1. 9:6 и др.).

И из этих мест Писания видно, что Христос и Апостолы под словом «благовестие» разумеют прежде всего устную проповедь, т. е. св. Предание, а не св. Писание, ибо никакого писания ни от нищих, ни от Киринейцев или Кипрян Христова Церковь не знала и не знает.

13) Сектант: Для веры во Христа и спасения достаточно одного св. Писания: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

Объяснения православного: Как видно из предыдущего стиха: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» – здесь речь идет о чудесах Христовых, которые записаны евангелистом Иоанном и которых достаточно для того, чтобы уверовать во Христа, что Он – Сын Божий. Но для спасения не достаточно только веры в чудеса Христа, а нужны еще добрые дела, и спасительная благодать Божия, подающаяся в святых таинствах Церкви, т. е. нужно все то, что предложено нам и в письменном и в устном учении св. Апостолов.

14) Сектант: Довольно для веры и спасения тех законов, уставов и заповедей, которые записаны в Писании: «О если бы направлять пути мои к соблюдению уставов Твоих, тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои... Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца... Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» (Псал. 118:5–6, 33–35, 113).

Объяснения православного: Нужно сектантам помнить, что уставы, заповеди и законы даны были людям гораздо раньше Писания, и путям Господним научились люди еще до Моисея чрез св. Предание; так,. напр., Сам Господь говорит об Аврааме: «Я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18; 19). «Благословятся в семени твоем, говорит Господь Исааку, все народы земные за то, что Авраам. (отец твой) послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:4–5).

И так в 118 псалме не отрицается, а утверждается необходимость св. Предания, бывшего руководством в вере еще раньше появления св. Писания.

15) Сектант: Не нужно Предания, ибо в Писании возвещена вся воля Божия, о чем и говорит Апост. Павел пресвитерам эфесским: «Я не упускал возвещать вам всю волю Божию... Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:27–31).

Объяснения православного: Последнее возражение сектантов ясно говорит в пользу Предания, а не против него, ибо, во-первых, «три года» и «непрестанно», «днем и ночью» учил Апостол ефесян устно, так как послания к Эфесянам, которое заключало бы в себе трехлетнюю его проповедь, нет; во-вторых, ап. Павел учил ефесян, «три года день и ночь», а написал им послание всего в три листа; возвещал им «всю волю Божию»а не упомянул в послании о причащении, о рукоположении и о многом другом, чему, очевидно,. ефесяне научены были Апостолом устно и хранили это устное учение его так же, как и писанное.

16) Сектант: О том, что в Писании все записано, что необходимо для спасения, говорит и евангелист Лука: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил» (Деян. 1:1).

Объяснения православного: Первая книга, которую написал еванг. Лука это – евангелие его. Но кто же скажет, что ев. Лука записал в свое евангелие все, что Иисус Христос делал и чему Он учил? (Ин. 20:30. 21:25). Не будучи очевидцем жизни Иисуса Христа, он написал о Нем только все то, что слышал по преданию от Его Апостолов и учеников, «как передали ему то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лк. 1:2). Однако евангелистом Лукою не записано в его евангелие даже такое великое и поучительное событие, как омовение Христом ног Своим ученикам пред тайной вечерию и многое другое.

17) Сектант: Мы не признаем св. Предания потому, что если оно и было дано Церкви Апостолами, то почти за две тысячи лет могло быть изменено и даже совершенно повреждено.

Объяснения православного: Но на этом же основании сектанты должны отвергнуть и св. Писание, ибо без св. Предания они ничем не могут убедиться в подлинности и неповрежденности св. Писания, т. е. не могут доказать, что оно именно то, которое было написано св. Апостолами, что за две тысячи лет оно ни в чем не повреждено. Если сектанты верят в сохраненное нашею Церковию св. Писание, то должны верить и в сохраненное ею св. Предание.

Св. Церковь от времен св. Апостолов так же бережно сохраняла св. Предание, как и св. Писание, ибо верила и верит, что «виновник того и другого есть один и тот же Св. Дух» (Посл. восточ. патриарх. гл. 2). Самый способ распространения среди христиан св. Предания говорит за то, что оно от времен св. Апостолов сохранялось Церковию в неповрежденном, чистом виде. Святые Апостолы, приказав христианам хранить св. Предание, повелели своим преемникам, пастырям Церкви, чтобы оно всегда содержалось согласно с св. Писанием, почему, по словам ап. Павла, истинный епископ Церкви должен быть «держащийся истинного слова (св. Предания), согласно с учением» (св. Писанием) (Тит. 1:9), он, по повелению св. Апостола, должен передавать устное слово его, или св. Предание, «верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим. 2:2).

И действительно, преемники св. Апостолов, – апостольские мужи, св. отцы и учители Церкви первых ея веков свято хранили св. Предание: «они, говорит св. Иустин Мученик, ничего не учили по собственным соображениям и никогда не впадали во взаимное несогласие, ибо будучи чужды всякого искательства и злоумышленности, как приняли от Бога, так и передали нам учение». («In exhort. ad gentes»).

Историк Евсевий (4-го века) передает следующие слова Папия, епископа Иерапольского, ученика Иоанна Богослова: «Если мне случалось встречать кого-либо, обращавшегося со старшими (т. е. Апостолами), то я заботливо расспрашивал об учении старцев, например, – что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома или Иаков, что Иоанн или Матфей, либо кто другой из учеников Господа, что Аристион и пресвитер Иоанн, ученики Господни; ибо я полагал, что книжные сведения не столько мне пользы, сколько живой и внедряющий голос » (Церк. истор. Евсевия. Кн. 3; гл. 39). В первые же века Церкви Христовой мужи апостольские, св. отцы и учители ее, как, напр., Егизип, современник Иринея Лионского , св. Климент Александрийский и другие стали записывать предания св. Апостолов, так что к 4 веку они были уже все собраны в один теперешний канон, утвержденный отцами Церкви на соборе Иппонийском, бывшем в 393 году. Это определение Иппонийского собора подтверждено было 33 правилом собора Карфагенского в 397 году и окончательно утверждено навсегда на 6 Всел. Соборе, (правил. 2), бывшем в 691 году.

Св. Предание заключается в древних символах, в древних литургиях (ап. Марка, ап. Иакова, ап. Фаддея и др.), в писаниях св. отцев и учителей Церкви, в церковной богослужебной практике, в Правилах Апостолов и, наконец, в девяти поместных и семи вселенских соборах, которые, будучи выражением голоса всей Церкви, пользовались сами св. Преданием и утвердили его навеки, как источник христианской веры и благочестия. Таким образом св. Предание неповрежденно сохранилось Церковью от времен св. Апостолов и будет неповрежденным сохраняться ею, наряду с св. Писанием, до конца мира.

Общее заблуждение сектантов, отрицающих св. Предание, обличается ими самими, их учением и богослужением.

Отрицая св. Предание, сектанты в беседах с несогласными с их убеждениями сами прибегают к писаниям св. отцов и учителей Церкви, к свидетельствам древней церковной истории и практике древней Церкви, сами же празднуют, по Преданию, вместе с нами праздники: Рождество Христово, Пасху и Вознесение Христово и удерживают обычаи давать своим детям имена святых, которых они не почитают. Отвергнув далее, обряды и богослужение православной Церкви, сохраненные ею по Преданию от св. Апостолов, сектанты выдумали свои обряды при совершении преломления, крещения, брака, омовения ног, «обновления дома» и проч., – выдумали свое богослужение и ввели при нем свои безграмотные и часто еретические песнопения, составленные их вожаками, – А. Сторожевым, Ив. Прохановым и др., носящие различные названия: «Любимые стихи», «Песни Сиона»«Гусли» и т. п.

Отвергнув св. Писание, как источник вероучения и руководство церковной жизни, и признав достаточным для всего этого одно св. Писание, сектанты повыдумывали свои предания: баптисты – катихизисы, составленные В. Павловым и Д. Мазаевым, духоборы– «Животную Книгу», выдуманную их старцами, адвентисты – видения их «пророчицы», больной женщины, – Елены Уайт и т. п.

Словом, отвергнув Предания церковные, апостолъские, сектанты завели у себя предания свои, человеческие, т. е. они повторили то же, что делали древние еретики – гностики, которые, как говорит св. Ириней, когда их «отсылали к Преданию, которое происходит от Апостолов, противились ему, говоря, что они... и без него нашли чистую истину», и в то же время завели ими самими выдуманные свои предания. («Против ересей» кн. 3, гл. 2:2–1).

II. Вопросы и ответы православного

1) Что древнее св. Предание или св. Писание?

Св. Предание древнее св. Писания. От Адама и до Моисея, т. е. в течении около 4 тысяч лет, не было св. Писания, а научились люди вере в Бога посредством устной проповеди, т. е. Предания. Таким способом научились вере все ветхозаветные Божии люди: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие святые, между которыми был и Энох; он не читал и даже не видел Писания, а, научившись вере в Бога по Преданию, так угодил Ему, что живым был взят на небо (Евр. 11:5).

О научении праотцев вере в Бога посредством св. Предания говорит Сам Господь: «Я избрал его (Авраама), чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18:19).

При Моисее впервые появилось у евреев св. Писание, но наряду с ним продолжало существовать и св. Предание, т. е. устное научение вере: «И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я– Господь» (Исх. 10:1–2).

Гедеон так говорит явившемуся ему ангелу: «Господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это (бедствие)? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян» (Суд. 6:13).

И сам Моисей говорит Израилю: «вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов, спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Вт. 32:7).

А пророк Давид, живший гораздо позже Моисея, говорит: «что слышали мы и узнали и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил: Он поставил устав в Иакове и положил Закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» (Пс. 77:3–7).

Многие же из пророков, напр., Энох, Илия, Елисей, Самуил, Нафан и другие не оставили после себя писаний, ибо учили людей вере только устно, и это устное их учение сохранялось в ветхозаветном Предании.

Таким образом св. Предание не только старше по времени св. Писания, но оно продолжало существовать наряду с ним в течение всего Ветхого Завета, до самого пришествия Мессии – Христа.

И в Новом Завете Христос учил только устно, а св. Апостолы проповедовали больше устно, чем письменно, почему некоторые церкви первых веков христианства совсем не имели св. Писания, а верили и спасались, будучи научены вере в Бога устно, посредством св. Предания.

2) Писал ли что-нибудь Иисус Христос для научения людей вере в Него?

Нет, не писал ничего, а всегда учил Своих последователей только устно, посредством живого слова, и Своим Апостолам никогда не приказывал непременно писать об Его учении, а велел проповедовать его прежде всего устно, посредством живого слова (Мф. 10:7. 28:19–20).

3) Все ли устное учение Спасителя записано в Евангелии и посланиях Его Апостолами?

Нет, далеко не все! Евангелист Иоанн говорит: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» (Ин. 20; 30). «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25).

4) А нyжнo ли нам знать и исполнять все учение Христа, даже и незаписанное Его учениками?

Конечно, нужно! «Идите, сказал Спаситель Своим ученикам, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20). Если Господь велит соблюдать все, что Он повелел, а заповеди Его не все в Писании записаны, то нужно соблюдать и те, которые сохранились в Предании основанной Им Церкви.

5) Все ли Апостолы писали послания?

Нет, далеко не все! Из 82-х писали только 6 (ап. Павел и Лука не были в числе 82 Апостолов), а все остальные учили устно, то есть посредством устной проповеди, посредством Предания. Иоанн Богослов после вознесения Иисуса Христа жил еще 68 лет. Разве можно допустить, чтобы его проповедь о Христе в течении этого долгого времени ограничилась одним Евангелием и тремя небольшими посланиями, что он не учил верующих и неверных устно? Конечно, никто этого не может допустить.

6) Все ли учение Христа и Апостолов ими самими записано в Писании?

Нет! «Многое, говорит ап. Иоанн, имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь прийти к вам и поговорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин. 12 ст.). «Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростию, я надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам» (3Ин. 13 и 14 ст.). «Посему бодрствуйте, говорит ап. Павел Ефесским пастырям, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31).

Три года день и ночь непрестанно учил ап. Павел Ефессян, а написал им очень небольшое послание, в котором не говорится даже о таком великом таинстве, как св. Причащение. Очевидно, в деле веры и жизни Ефессяне руководствовались устною проповедью Апостола, т. е. св. Преданием (см. еще 15 гл. 27).

В Книге Деяний говорится, что по воскресении Христос «в продолжении сорока дней являлся им (Апостолам), говоря о Царстве Божием» (1:3). Но эта сорокадневная проповедь Христа не записана нигде целиком Апостолами.

Сделав некоторые наставления Коринфянам, ап. Павел пишет им: «Прочее устрою, когда приду» (1Кор. 11:34). Ясно, что устройство Коринфской церкви явилось плодом устных распоряжений Апостола. В другом месте тем же Коринфянам он пишет: «Подражайте мне, как я Христу. Для сего я послал к вам Тимофея, возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви» (1Кор. 4:17). Итак, многое из устного учения Христа и св. Апостолов в Писании не записано.

7) Нужно ли христианам держаться и устного учения св. Апостолов?

Непременно нужно! Апостол Павел говорит Тимофею, ученику своему: «О, Тимофей! храни преданное тебе» (1Тим. 6:20). «Держись образца здравого учения, которое ты слышал (а не читал) от меня» (2Тим. 1:13). «Мы непрестанно, пишет св. Апостол Фессалоникийцам, благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное (а не писанное только) слово, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие (каково оно есть по истине), которое и действует в вас верующих» (1Фес. 2:13). «Чему вы научились пишет Апостол Филиппийцам, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте» (Филип. 4:9). Смотри еще: (1Кор. 11:2 и 1Ин. 2:24).

Ясно отсюда, что Церковь Христова должна хранить слышанное учение от Апостолов так же, как и писанное, то есть должна хранить и исполнять Предание св. Апостолов так же, как и их Писание.

8) Из слов ап. Павла: «Итак, братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес. 2:15). Здесь Апостол для всех ясно учит, что христиане должны держать и исполнять как словесное («словом») так и письменное («посланием») его учение.

Что св. Преданию и св. Писанию, т. е. устному и письменному научению вере, св. Апостолы придавали одинаковое значение, это не менее ясно видно из сделанного на Апостольском соборе постановления, о котором они решили известить письменно и устно церковь Антиохийскую, Сирскую и Киликийскую чрез ап. Павла, Варнаву, Иуду и Силу, написавши и вручивши им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братьям из язычников: радоваться. Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали; то мы собравшись единодушно рассудили, избравши мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно... Итак отправленные пришли в Антиохию и, собравши людей, вручили письма. Они же, прочитавши, возрадовались о сем наставлении. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом, (а не писанием) преподали наставление братиям и утвердили их»(Деян. 15:22–27, 30–32. см. 2Фес. 2:5–7).

«Как, спрашивает ап. Павел, призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали, как слышать (а не читать) без проповедующего?» (Рим. 10:14).

«Итак, говорит ап. Иоанн в своем первом послании, что вы слышали (а не читали) от начала, тό и да пребывает в вас; если пребудет в вас тό, что вы слышали (а не читали) от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» (1Ин. 2:24).

Следовательно, для того, чтобы пребывать в Сыне и Отце, нужна, по словам св. Апостола, и слышанная, устная проповедь, т.е. св. Предание, которому собор св. Апостолов, пославший с устною проповедью Варнаву, Павла, Иуду и Силу, придавал одинаковое значение с тем, что они писали христианам.

9) Как передавалось и сохранялось в Церкви апостольское Предание?

Сперва оно передавалось устно, а потом, чтобы, с течением времени, христиане не забыли или не изменили св. Предание, оно было записано в книги учениками св. Апостолов и их преемниками. «Укрепляйся, сын мой, пишет ап. Павел Тимофею, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим. 2:1–2).

Евангелист Лука не был учеником Христа и написал свое евангелие по преданию: «как передали ему тό бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лк. 1:1–4).

Необходимо заметить, что сами новозаветные писания писались к тем, которые уже уверовали во Христа после устной проповеди св. Апостолов и были уже христианами, и писались по различным случаям, кратко, без изложения всего христианского учения; таким образом, главным способом научения в вере христиан было св. Предание, а не св. Писание.

10) Для чего нужно св. Предание?

Св. Предание нужно:

а) для научения людей во всей полноте христианской вере и жизни, ибо св. Писание, как мы уже видели, говорит о том и другом не полно, а кратко: «Сие кратко написал я вам», говорит в своем послании ап. Петр (1Петр. 5:12). «Мне чрез откровение, говорит ап. Павел, возвещена тайна, о чем я писал кратко» (Еф. 3:3). Вот почему устное учение св. Апостолов, т.е. св. Предание, дополняет св. Писание и так же, как и оно, приносит плод веры в людях: «Благодарим, пишет ап. Павел, Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас, услышавши о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине» (Кол. 1:3–6).

б) Нужно св. Предание для того, чтобы удостовериться в подлинности самого Св. Писания, чтобы иметь возможность отличить книги, писанные св. Апостолами, от книг подложных, написанных еретиками от имени Апостолов (2Фес. 2:2). В св. Предании и перечислены все подлинные книги Св. Писания (см. 85 правило св. Апостолов и 60 правило Лаодикийского собора), так как было много и подложных книг, писанных еретиками, напр., «Евангелие от 12 Апостолов»«Евангелие от Фомы»«Деяния Павла», «Апокалипсис Петра» и др.

в) Нужно Предание для правильного толкования св. Писания, в котором, как говорит ап. Петр, «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели превращают» (2Петр. 3; 16).

г) Предание необходимо, как сказано раньше, для правильного совершения службы Божией и святых таинств, ибо в свящ. Писании не написано, как их совершать, а между тем в Церкви Христовой во всем должен быть чин и порядок: «все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор. 14:40). О таинстве св. Причащения ап. Павел пишет Коринфянам: «Я от Самого Господа принял то, что и Вам передал» (а не передаю теперь) (1Кор. 11:23). «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, тό исполняйте, – и Бог мира будет с вами» (Фил. 4:9).

Сектанты, отвергнув Предание св. Апостолов, по необходимости завели свое человеческое, ибо по-своему совершают обряды преломления, крещения, брака и проч.; поют ими составленные «псалмы» и т. п. Значит, они отвергли Предание апостольское и живут «по преданию человеческому»

11) Пользовались ли Преданием святые Апостолы?

Да, пользовались! Так, напр., Ап. Иуда говорит в своем послании о пророчестве Эноха (ст. 14–16), говорит о споре Архангела Михаила с диаволом из-за Моисеева тела (ст. 9); но обо всем этом в Писании нет ни слова; очевидно, Ап. Иуда знал о сем из св. Предания, которое не отвергал, а принимал наряду с св. Писанием.

Апостол Павел приводит следующие слова Господа Иисуса Христа: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Эти слова Христа нигде не записаны в Евангелии; очевидно, св. Апостол, не живший со Христом, знал о них по Преданию; по Преданию же были ему известны имена ветхозаветных волхвов Ианния и Иамврия, противившихся Моисею, о которых в ветхозаветном Писании нигде не упоминается (2Тим. 3:8).

12) Как относится Ап. Павел к тем христианам, которые признают и соблюдают святое Предание?

Хвалит их: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите Предания так, как я передал вам» (1Кор. 11:2). Ясно, что здесь св. Апостол Павел хвалит Коринфян за сохранение ими его устного учения, которое Коринфяне слышали от Апостола еще раньше написанного к ним его первого послания.

13) Что говорит св. Апост. Павел о тех, кто отвергает св. Предание?

«Завещеваем же вам, братия, говорит он, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Фес. 3:6).

Пастыри и учители первых веков Церкви Христовой учили ясно о необходимости следовать не только св. Писанию, но и св. Преданию.

Св. Игнатий, еп. антиохийский, ученик Иоанна Богослова, замученный в 107 г., увещевает верующих «блюстись от превратных мнений еретиков... и с твердостию держаться апостольского Предания» (Церк. Ист. Евсевия, кн. 3 гл. 36).

Мужи Апостольские, чтобы верующие не уклонились в ересь, толкуя неправильно св. Писание-(см. 2Петр. 5:15–16), советовали им руководствоваться в деле веры св. Преданием, как живым учением вселенской Христовой Церкви. Так, напр., св. Ириней Лионский (202 г.) в своей книге «Против ересей» пишет: «Если бы возник спор о каком-нибудь важном вопросе, то не надлежало ль бы обратиться к древнейшим церквам, в которых обращались Апостолы, и от них получить, что есть достоверного и ясного относительно настоящего вопроса? Что если бы Апостолы не оставили нам Писаний? Не должно ли было следовать порядку Предания, преданного тем, кому они вверили церкви», т. е. епископам церковным (см. Деян. 20:28) («Против ересей» кн. 3-я, гл. 1).

«Все, желающие видеть истину, еще пишет св. Ириней, могут во всякой Церкви узнать Предание Апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных Апостолами в церквах, и преемников их до нас, которые не учили и не знали такого, о чем еретики бредят» (там же кн. 3; гл. 3:1, 3).

«Они (пастыри и учители) ничему не учили по собственным соображениям, говорит Иустин Мученик, и никогда не впадали во взаимное несогласие: ибо, будучи чужды всякого искательства и злоумышленности, как приняли от Бога, так и передали нам учение» (Введ. в Прав. Богосл. Архим. Макарий стр. 501).

Тертуллиан карфагенский, известный учитель Церкви 2-го века, указывает какие признаки истинного Предания: «Что проповедуется, пишет он, во всех апостолами основанных церквах и хранится без письмени, то несомненно от Апостолов ведет свое начало» («О давности против еретиков», гл. 21).

Ориген, знаменитый учитель 3-го века, пишет: «той только истине должно верить, которая ни в чем не разнится с церковным и апостольским Преданием» (там же кн. 4; гл. 22).

Св. Киприан, еп. карфагенский, в одном из своих писем учит: «душам благочестивым и простым легко избежать заблуждения и найти истину, ибо, когда мы обратимся к источнику божественного Предания, заблуждение исчезнет» (Письмо 63).

Иоанн Златоуст, св. отец 4 века, учит «что, (Апостолы) не все предали чрез послания, но многое и без письмени, между тем то и другое равно достоверно; поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Есть Предание, – болше не ищи ничего» (Толк. на 2Фес. 2:15).

Учитель Церкви V века – Викентий Лиринский так определяет признаки истинного предания: «В самой Церкви всеми мерами нужно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все, потому что то только в действительности и в собственном смысле есть вселенское, как показывает и значение этого слова, что, сколько возможно, все обнимает. А этому правилу мы будем, наконец, верны при том единственном условии, если будем следовать всеобщности, древности, согласию. Следовать всеобщности – значит признавать истинною ту только веру, которую исповедует вся Церковь на всем земном шаре; следовать древности – значит ни в коем случае не отступать от того учения, которого несомненно держались наши св. отцы и предки; следовать, наконец, согласию – значит в самой древности принимать те только вероопределения и изъяснения, которых держались все или по крайней мере все пастыри и учители» (Сильвестр «Прав. Догм. Богосл.» т. I, изд. 3. 1892 г. стр. 112).

Православный христианин! Твердо держись всего, что хранит св. Церковь от времен апостольских, и «удаляйся от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по Преданию!»

1) Ветхозаветное св. Предание древнее св. Писания: Быт. 18:19. Исх. 10:1–2. Евр. 11:5.

2) И после появления, при Моисее, св. Писания люди научились вере в Бога посредством св. Предания: Вт. 32:7. Суд. 6:13. Пс. 77:3–7.

3) Новозаветное св. Предание тоже древнее новозаветного се. Писания: Христос учил только устно, a св. Апостолы – болъше устно, чем письменно: Мф. 10:7. 28:19–20. Ин. 20:30. 21:25. Деян. 1:3. 20:31. 2 Ин. ст. 12. 3 Ин. ст. 13–14. 1Кор. 4:17. 11:34.

4) Нужно знать и исполнять все, и незаписанное, учение Христа и Апостолов: Мф. 28:19–20. 1Ин. 2:24. 1Кор. 11:2. 1Тим. 6:20. 2Тим. 1:13. 1Фес. 2:13. Фил. 4:9.

5) Св. Предание одинакового достоинства с св. Писанием: Деян. 15:22–27, 31–32. 1Ин. 2:24. Рим. 10:4.2Фес. 2:5–7, 15.

6) Предание передавалось в неповрежденном виде устно верным людям, способным и других научить: 2Тим. 2:1–2.

7) Предание нужно: а) для научения в вере: 1Петр. 5:12. Еф. 3:3. Кол. 1:3–6, б) для удостоверения в подлинности самого св. Писания: 2Фес. 2:2., в) для правильного толкования св. Писания: 2Петр. 3:15–16 и г) для одинакового и правильного совершения богослужения и св. Таинств: 1Кор.14:40. Фил. 4:9.

8) Сами св. Апостолы пользовались св. Преданием: Деян. 20:35. Иуд. ст. 9, 14–16. 2Тим. 3:8.

9) Aп. Павел хвалит держащих Предание: Кор. 11:2.

10) И завещевает именем Господа Иисуса Христа удаляться от не признающих св. Предание: 2Фес. 3:6.


Источник: Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед / М.А. Кальнев. - Одесса : тип. Епарх. дома, 1913. - [2], 381 с.

Комментарии для сайта Cackle