Источник

Слово в первую неделю св. Великого поста47

Отвещав Иисус и рече ему (Нафанаилу): зане рех ти, яко виидех тя под смоковницею, веруеши: больша сиих узриши (Ин.1:50).

В чтенном ныне Евангелии слышали мы, братия, исповедание веры, которое произнёс Нафанаил пред Иисусом, вследствие своего убеждения в Его всеведении: Равви, Ты еси Сын Божий, исповедал он, Ты еси Царь Израилев (Ин.1:49); и вместе с тем слышали одобрение исповедания и обещание успеха в вере, которое изрёк Нафанаилу Спаситель. Отвещав Иисус и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши: больша сих узриши.

Не оставим, братия, без размышления, что слышали, по крайней мере, того, что ближе к нашему вниманию: это вера, которой обещает Иисус большие блага: больша сих узриши.

Что есть вера? Вера в природе человека есть ничто иное, как естественная способность, которою, как рукою, принимаем всегда предметы, неподлежащие нашим чувствам. Посмотрите на детей: они первыми своими познаниями обязаны вере к своим родителям. Посмотрите на совершеннолетних: занимаясь науками, они не престают доверять познаниям своих наставников. Но что я говорю? даже самые просвещённейшие люди, которые трудятся над усовершенствованием науки, продолжают верить в знания и опыты других учёнейших мужей. Природа даровала нам способность верования не без намерения: дабы то, о чём не могут свидетельствовать наши чувства и чего не может постигать разум, было дополняемо верою. Не верить ничему, значило бы поступать против назначения врождённой способности, значило бы оставить большую часть познаний и возвратиться в невежество детства.

Что есть вера в смысле христианском? Она есть ничто иное, как семя духовной жизни, принятое естественной способностью верования в область ума и сердца. Это семя заключается в учении Иисуса Христа, в Его заповедях, обетованиях, делах; это семя сеется в нас чрез слух. Вера от слуха; слух же глаголом Божиим, говорит апостол (Рим.10:17). Осуществление слова Божия в нашем сердце, его действие в нас, жизнь, развитие есть вера. Таким образом, и приемлющая способность, и приемлемая истина Божия носит одно название веры. Та и другая есть дар. Первая есть дар Божий, естественный, а вторая есть дар благодати.

Упоминаемый в Евангелии Нафанаил, прежде нежели увидел Иисуса, уже имел естественную веру. Но когда услышал от Него о Его всеведении, возымел веру Божественную, так что господствовавший в его уме предрассудок: может ли от Назарета быть что-либо доброе, мгновенно обессилел и совершенно исчез. Ум его озарился, сердце согрелось, чувства оживились, словом, всё существо его пришло в необыкновенное движение. Он подвигся умом и сердцем, и выразил, что мыслил и чувствовал: Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев (Ин.1:49).

Сличим нашу веру с верою Нафанаила: чья полнее и совершеннее? Он первоначально познал по Христе только Божеское всеведение, а мы знаем о Христе в Слове Божием и Символе веры, несравненно более, чем он знал тогда: и однако ж, как наша вера недеятельна, холодна, мрачна! Если когда и бывают подобные движения в нашем сердце, то очень редко и на короткое время. От чего происходит это? Не трудно решить этот вопрос. Мы знаем много Евангельских истин, но равнодушны к ним; читаем ежедневно Символ веры и молитву Господню, но без участия сердца; веруем, но не всё исполняем, чего требует вера. Видите, чего недостаёт в нашей вере – жизни, движения, добрых дел.

Чтобы наша вера была спасительна для нас, надобно, чтоб она действовала в нашем уме, сердце н делах; в уме, как живое познание, в сердце, как радостное чувствование, в делах, как сила Божия. Вера ума имеет известный предел, это убеждение, далее которого она не может идти, но вера сердца всегда может возрастать от силы в силу; её деятельности нет пределов; её порывам нет препон. Так возрастала вера сердца у святых божиих. Так должна возрастать и в каждом христианине, если не хочет он подвергнуться сильному обличению св. апостола, который так обличал верующих, тщеславящихся верою: ты веруеши, яко Бог един есть; добре твориши; но и беси веруют и трепещут (Иак.2:19).

Вера ума, без веры сердца, холодна, а вера сердца, без веры ума, мрачна; в соединении она есть вера живая, которая спасает человека, просвещая его ум и согревая его сердце, побеждая в нём злые наклонности и очищая душу от грехов, возбуждая в нём благие помыслы и чувства и побуждая к творению добрых дел. Вот та вера, которою, по слову апостола, вселяется Христос в сердца наша. Она воздействовала в сердце Нафанаила, она должна действовать и в наших.

Теперь спрошу вас: трудно ли веровать? Так легко, как нельзя легче: ибо мы родились со способностью верования. Трудно ли принимать верою, чему учит нас Иисус Христос? Его Слово само идёт к нам на встречу, всякий раз, как мы приходим в храм Божий; стоит только отверзть верою сердце, и благовестие Христово войдёт в него. Тяжело ли сохранять это благовестие и развивать его? Оно само разовьётся, только веруй; ибо оно есть свет, жизнь, радость, мир, блаженство.

Окончим размышление! Обратимся с молитвою ко Господу Иисусу, да озарит он нашу веру светом благодати Своея и согреет её теплотою любви Своей, да утвердит её в нас и умножит во спасение наше ко благу ближних наших и к славе имени Своего. Аминь.

* * *

47

Произнесено февраля 24-го, 1846 года.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : В 3 том. – Изд. придв. книгопрод. Смирдина (сына) и К° - Санкт-Петербург : В Тип. Морского министерства, 1857. / Т. 1: Слова на святую Четыредесятницу и на дни недельные. - 1857. - II, LX, 339, [2] с., 1 л. фронт. (портр.).

Комментарии для сайта Cackle