Источник

Слово в первую неделю св. Великого поста48

Приидите, ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы (Мф.11:28).

Как утешительно слышать этот успокоительный призыв во дни поста и покаяния! Какой подвижник не ободрится и не усугубит усердия и ревности в подвигах поста и молитвы! Одно обещание: и Аз упокою вы, – уже много облегчает тяжести и трудности, сопряжённые с делами веры и благочестия; одна надежда уже радует и возносит мысль к Успокоителю.

Если сердце наше, братия, находит утешение в призыве: то разум должен находить убеждение. Как не идти, когда зовут? И можно ли не получить, что обещают? поскольку убеждение достигается размышлением, то, хотя каждый из нас нимало не сомневается в обязанности идти к Призывающему, и каждый уверен в несомненности получения обещанного блага; но, для большего утешения и большего убеждения, употребим несколько минут на размышление.

Призывающий к успокоению есть Господь наш Иисус Христос. Как Он призывал Иудеев, во время земной жизни, так и ныне призывает всех труждающихся и обремененных. Чтобы отстранить недоумение насчёт всеобщего призывания, приведём в утверждение истины слово одного из учеников и апостолов Христовых, так свидетельствующего: Бог Отец посла Его Спасителя миру; следовательно не одному народу, или времени, а всем народам всех времен и стран. Мало сего: Сам Господь сказал: небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут (Мф.24:35). Какие словеса? Это глаголы живота вечного, это словеса спасения, между которыми читаем мы и утешительные словеса призывания к успокоению. Что значит: не прейдут? То, что как Господь вчера и днесь, тойжде и во веки (Евр.13:8), так и словеса Его всегда были и будут неизменны и непреложны, живы и действенны. Не удивляйтесь же, что и теперь глаголет Христос, что и теперь призывает: приидите!

Что это за люди, – труждающиися и обремененнии (Мф.11:28)? На земле греха и смерти, в мире скорбей и страдании, не трудно найти призываемых к успокоению: это все те грешники, которые чувствуют тяжкое бремя грехов и не знают, как сложить его; все те страдальцы, которые, кроме бремени грехов, ещё страдают под бременем скорбей и бедствии; все те подвижники добродетели, которые стараются быть добродетельными, но изнемогают под благим и лёгким игом заповедей Христовых. Скажите, было ли время, в которое бы не было таких людей? Не было и не будет времени, в которое бы Спаситель не взывал к людям: приидите.

Нужно заметить, что между труждающимися и обремененными есть и такие, которые не чувствуют себя утружденными и обремененными; живут во грехах и не видят в них ига и бремени. Спаситель мира не оставляет и их без призывания: только призывает не словами, а скорбями, не утешениями, а лишениями. Призывы грозны, но спасительны. Удары скорбей тяжелы, но благотворны.

В числе труждающихся и обремененных, но сознающих свою греховность, свои печали и скорби, легко найти себя каждому из нас, христиане. Кто не чувствует, как грех иногда, подобно бремени, тяготит душу воспоминанием соделанного, а иногда, подобно игу, лишает свободы, изнуряет и затрудняет привычкою? Кто всегда так счастлив и доволен собою, что никогда не испытывает ничего неприятного и горького? Если он не чужд греха, то не чужд печали и скорби. Кто не любит добродетели и не тяготится исполнением её? Добродетель не то, что грех. Грех пред исполнением представляется приятным и сладким, а по исполнении – горьким и отвратительным. Напротив, добродетель пред совершением кажется скучною, трудною и тяжёлою, а по совершении – лёгкою, приятною и спасительною. Вот одна из причин, почему человек более преклонен ко греху, нежели к добродетели. Грех с первого раза льстит чувствам наслаждением, а добродетель предлагает терние.

Между общими чертами труждающихся и обремененных есть частные, зависящие от духа времени и обстоятельств. Многие труждаются под игом ложного просвещения, которое, вложив в сердце тщеславие и надмение, препятствует им упражняться в слове Божием, и потому многих спасительных истин они или не знают вовсе, или понимают оные превратно. Многие отягчены бременем светских приличий, которыми быв связаны, как узами, волею и неволею влекутся в великолепное капище блистательной суеты. Хорошо, если те и другие сознают тяжесть суеты мирской и ничтожность земного просвещения! Рано или поздно приидут к Спасителю! Но почему не теперь приидут, не завтра, не послезавтра? Причина очевидна: бремя, давно носимое на плечах и обратившееся уже в привычное бремя, сложить вдруг невозможно. Горе от мира тому, кто бросит мир и станет действовать вопреки правил и обычаев мира! Мир не оставит преследовать его, как своего беглеца. Горе от мира тому, кто, предавшись влечению Веры, решится отвергать внешний блеск и роскошь, оспаривать нравственную цель зрелищ, осуждать игры, забавы и увеселения! Пламенные поборники суеты человеческой восстанут на него, осыплют колкостями, уязвят клеветою, и наконец объявят его лишённым здравомыслия. Но не бойся никаких бед, ревнитель христианского благочестия! Ты один из тех, которых призывает к Себе Господь. Пусть мир презирает тебя и гонит: тебя приемлет Спаситель и обещает тебе покой: прииди, труждающийся и обремененный, и Аз упокою тебя (Мф.11:28).

Призывание Христово не должно оставаться без действия между теми, которые слышат его и признают его спасительным. Пойдём же, братия, к призывающему нас Спасителю. В светских обществах и собраниях, в которые нередко нас призывают, не обещают душевного спокойствия: там доставляют одно веселие. Если сравнить веселие со спокойствием, то первое ничтожно, а второе важно. Действие веселия, подобно упоению, которое бывает непродолжительно, и оставляет по себе чувство лишения и тягости; а действие спокойствия, подобно отрезвлению, которое постоянно сопровождается приведением всех умственных и нравственных сил в тихое, мирное и безмятежное согласие.

Церковь Христова, вводя нас в св. Четыредесятницу, возвестила, что ныне ближайшее нам спасение, и указала самый путь ко спасению. Это подвиг поста духовного и телесного, упражнение в слове Божием и молитве, хождение во храм, раскаяние во грехах и исповедь. Смотрите, как этот путь, назначенный Церковью, скоро и благонадежно может привести нас к призывающему Спасителю. Пост обуздывает страсти, которые могли бы затруднять наше шествие; Слово Божие насыщает душу, молитва привлекает силу Божию, для подкрепления нас в немощах; церковные богослужения возбуждают и питают в нас благочестивые помыслы и чувствования; раскаяние во грехах и исповедь отверзают вход благодати в сердце. Точно ныне ближайшее наш спасение. Нет столь лёгкого пути ко Христу, как во дни поста и покаяния. Пойдём!

Успокоение, обещанное труждающимся и обремененным, заключается в таинственном и благодатном общении нашем со Христом. Так обременённым грехами, но очистившимся исповедью, Спаситель даёт Себя в снедь: приимите, ядите: сие есть Тело Мое; пейте от нея вси: сия есть Кровь Моя. ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Мф.26:26, 28). Укажите же мне такое состояние радости и счастья на земле, которое, хотя несколько, могло бы сравниться с состоянием, в какое входим, приобщаясь Плоти и Крови Христовой. Быть во Христе и иметь Его в собственном сердце, значит иметь в себе целое небо света, жизни и блаженства. В страждущих под бременем скорбей и бедствий Господь открывает, чрез общение с Собою в таинстве Причащения, чувство благополучия; страдание растворяет удовольствием, печали даёт вкус радости. Радуюся во страданиях моих , говорит апостол (Кол.1:24). От чего радуется он? От того, что носит в сердце своём Господа Иисуса: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал.2:20). Найдите же мне утешение на земле, которое было бы похоже на утешение, почерпаемое из чаши Господней? Здесь мы вкушаем такое утешение, которое потушает все горести, печали и скорби. Утружденным в подвигах добродетелей, Господь даёт облегчение и подкрепление, облекает новою силою и одушевляет новою ревностью, к достижению христианского совершенства. Удовлетворяя таким образом труждающихся и обремененных в их разных духовных потребностях, успокаивает их в благодатном общении с Собою; и успокоив их совесть и сердца, взывает гласом кротости к каждому: иди, се здрав еси, и ктому не согрешай (Ин.5:14).

Пойдём же, возлюбленные, к Спасителю нашему с полною верою и твёрдою надеждою; сложим бремя грехов и скорбей пред отцем духовным и отверзем двери сердец наших, да внидет Господь Иисус Своим благодатным светом и Своею благодатною жизнию, и даст нам и душевное спасение, и здравие телесное. Аминь.

* * *

48

Произнесено февраля 9-го, 1847 года.


Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Комментарии для сайта Cackle