епископ Михаил (Лузин)
Литургика
Слова и речи
Священное Писание Ветхого Завета
Священное Писание Нового Завета
Статьи
епископ Михаил (Лузин)
Литургика
Слова и речи
Священное Писание Ветхого Завета
Священное Писание Нового Завета
Статьи
Епископ Курский и Белгородский. Ректор Московской Духовной Академии. Духовный писатель, богослов, экзегет.
В миру Матвей Иванович Лузин родился в 1830 году в Нижегородской губернии. В 1854 году, по окончании Московской Духовной Академии, принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. В 1855 году удостоился звания магистра богословия и был оставлен в Академии на кафедре Священного Писания Нового Завета. В 1859 году получил звание профессора, в 1861 году был назначен инспектором Московской Духовной Академии. За диссертацию о Ренане был удостоен степени доктора богословия, публичная защита которой стала важным церковным событием. Ректор Академии А.В. Горский характеризовал его как профессора, «основательно знакомого с толкованиями древних Отцев и Учителей Церкви, равно как и новейшими». В 1876 году по желанию Святейшего Синода был назначен ректором Московской Духовной Академии на место почившего А.В. Горского. В 1878 году архимандрит Михаил был хиротонисан во епископа Уманского, а с 1883 года и до конца жизни епископ Михаил пребывал на Курской кафедре.
В 1883 году епископ Михаил был избран почетным членом Московской Духовной Академии «во уважение его плодотворной, продолжавшейся более двадцати пяти лет профессорской деятельности, соединявшейся с ректорством сначала в Московской, а потом в Киевской Духовной Академии, и во уважение его многих, весьма полезных и отмеченных печатью выдающегося таланта трудов, по истолкованию Священного Писания». В своих лекциях и трудах епископ Михаил преследовал две цели — экзегетическую и апологетическую. «На мою долю, — писал он, — выпал жребий сделать в доступной мне области первый у нас опыт открытого состязания с современными отрицательными учениями». Труды епископа Михаила при жизни не раз подвергались критике, однако позднейшие исследователи признавали, что он положил начало новому направлению в русской библеистике. У епископа Михаила было немало талантливых учеников, которые обогатили православную науку о Священном Писании ценными комментариями и монографиями по Библейской истории. Библейскому богословию, археологии и текстологии.
Епископ Михаил скончался 20 марта 1887 года.
Труды:
• О крещении чрез погружение и обливание. Магистерская диссертация // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891; 1855.
• О Евангелии и Евангельской истории (по поводу книги Ренана «Жизнь Иисуса»). Докторская диссертация. — М., 1870;
• Академические чтения по Священному Писанию Нового Завета: По Евангелию // Под ред. Троицкого Н. — М., 1900; Тула, 1904;
• Святой апостол Павел и его послания. — Вып. 1. — Тула, 1905;
• Римская Церковь и послание к римлянам // Под ред. Толстого. — Вып. 2. — Тула, 1906;
• Коринфская Церковь и послание к коринфянам. — Тула, 1906;
• Колосская Церковь и послание к колоссянам; Фессалоникийская Церковь и послание к фессалоникийцам. — Тула, 1906;
• Введение в новозаветные книги Священного Писания. — М., 1888.
• Академические чтения по Священному Писанию Ветхого Завета:
• Очерк истории толкования Библии. — Тула, 1898;
• Пятокнижие Моисеево. — Тула, 1899;
• Исторические книги Ветхого Завета. — Тула, 1899;
• Учительные книги Ветхого Завета. — Тула, 1890;
• Пророческие книги Ветхого Завета. — Тула, 1901;
• Святый пророк Исайя и книги его пророчеств. — Тула, 1901;
• Святый пророк Иеремия, книга его пророчеств и плач Иеремии. — Тула, 1902;
• Святые пророки Иезекииль и Даниил и книги их пророчеств. — Тула, 1903;
• Евангелие от Матфея на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями. — Киев, 1912;
• Евангелие от Марка и Луки. — Киев, 1903;
• Евангелие от Иоанна. — Киев, 1905;
• Деяния святых апостолов на славянском и русском наречии с предисловиями и подробными объяснительными примечаниями. — Киев, 1897.
• Соборные послания святых апостолов. — Киев, 1890.
• О так называемом Евангелии от евреев // Православный собеседник. — Казань, 1904, апрель, с. 4.
• Митрополия Киевская в начале своего отделения от Московской до 1854 года // Православный собеседник. — Казань, 1904, апрель, с. 4. Молитвы утренние и вечерние // Православный собеседник. — Казань, 1904, апрель.
• «Библейская наука», в 11-ти книгах (Тула, 1898—1905) (сборник книг еп. Лузина)