О святости и почитании храмов Божиих
«Святилище Мое чтите: Я Господь» (Лев. 19:30).
«Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:21).
«Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Мк. 11:17).
«Храмом Божиим,» или «домом молитвы» называется особое Богу посвященное здание, предназначенное для общественных богослужений и молений, научения в вере и принятия верующими благодати Божией в святых таинствах Церкви. Будучи освящен чрез епископа или уполномоченных чрез него пресвитеров, храм делается местом благодатного и постоянного присутствия Божия, местом общения человека с Богом, делается Его «домом,» Его «жилищем», местом «святым»требующим, поэтому, от верующих благоговейного почитания и поклонения «в страхе Божием».
I.
Сектант: Не нужно никаких вещественных, рукотворенных храмов, ибо каждый христианин сам по себе есть храм Св. Духа, есть дом Божий, жилище Божие: «Разве не знаете, учит ап. Павел, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят, а этот храм вы» (1Кор. 3:16). «Вы храм Бога живаго» (2Кор. 6:16–18. См. еще: 1Петр. 2:5. Еф. 2:21 и Евр. 3:6).
Объяснения православного: В приводимых сектантами словах святые ап. Павел и ап. Петр вовсе не отвергают вещественных, рукотворенных храмов Божиих, ибо они, будучи и при жизни своей более всех христиан «храмами Божиими» и имея в себе всю полноту благодатных даров жившего в них Св. Духа (1Кор. 7:40) сами, однако, чтили храм Иерусалимский, как святыню, ходили в него для поклонения и молитвы и удостоивались в нем видеть Господа: «Петр же и Иоанн, читаем в Деяниях (3:1), шли вместе в храм в час молитвы девятый». «Когда же я, говорит ап. Павел, возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в изступление и увидел Его» (то есть Христа). (Деян. 22:17–18). Св. Апостолы называют христиан «храмами» и «домом Божиим» в духовном смысле, указывая этими словами, что люди святой жизни являются вместилищами Св. Духа, как, напротив, – люди жизни греховной – вместилищем духа злого: об истинных христианах говорится: «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас», а, напр., об Иуде говорится так: «и вошел в него сатана» (Ин. 13:27).
Что касается места из второго послания к Коринфянам (гл. 6:16–18), то дальнейшее чтение его само достаточно опровергает заблуждение сектантов, говоря: «вы храм Бога живаго», св. Апостол поясняет: «как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Лев. 26:12). Слова «вселюсь в них» относятся к Израильскому народу, к ветхозавеным людям, которых, Апостол, очевидно, тоже называет «храмами», однако и у них был свой вещественный рукотворенный храм в Иерусалиме. Следовательно, как ветхозаветные, так и новозаветные люди, называются в Писании «храмами» в смысле духовном, чем вовсе не отрицается возможность и необходимость существования у них храмов рукотворенных.
Если христиане называются в духовном смысле «храмами Божиими», то это вовсе не значит, что не нужно храмов рукотворенных: ведь христиане называются «жилищем» (Еф.2:22) и «домом» (Евр. 3:6), но отсюда не станут же сектанты утверждать, что для них не нужно жилищ, не нужно домов. Истинные христиане называются в духовном смысле еще «солью» и «светом»: «Вы соль земли»«Вы свет мира»говорит о них Спаситель (Мф. 5:13–14); но кто же из сектантов, на основании этих слов откажется от употребления соли или пользования светом? Ведь это было бы безумно, как безумно на основании того, что христиане называются в духовном смысле «храмами», отвергать рукотворенные храмы.
2) Сектант: Излишне строить особые дома для молитвы, ибо Христос сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18:20).
Объяснения православного: Возражение пустое. Мы спросим сектантов: а если во имя Христа соберутся четверо или пятеро, то среди них уже не будет Христа? Конечно, будет. В храмах же Божиих собираются во имя Христа не только двое или трое, а целые десятки, сотни и даже тысячи верующих, следовательно, посреди их еще скорее будет Христос.
Первые христиане собирались для молитвы не только по двое или по трое, а целыми десятками и даже сотнями: «Все они (Св. Апостолы) единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его... Было же собрание человек около ста двадцати» (Деян. 1:14–16). Мы знаем, что после Своего Воскресения Христос являлся не только двум (Лк. 24:33–32), или трем ученикам (Ин. 21:1–2), а десяти и одиннадцати, собравшимся вместе (Иоанн. 20:19 и 26), и даже более, чем одиннадцати (Лк. 24:33–51), «потом явился более, нежели пятистам братии» (1Кор. 15:6. См. еще Деян. 1:15–16 и др.).
Не могут же сектанты сказать, что в этих многолюдных собраниях последователей Христа Его не было, иначе погрешат против истины и слова Божия, как грешат они против него, утверждая, что не нужно храмов потому, что сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». В своих молитвенных домах сектанты собираются не по двое или по трое, а целыми десятками, а иногда и сотнями. Итак, в святых храмах Божиих, где и во множестве собираются верующие во имя Христа, Он среди них всегда пребывает.
3) Сектант: Не нужно строить храмов, ибо Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4:21),
Объяснения православного: Христос, изгнавший из храма нарушивших святость его (Map. 11:15–16), сказавший о храме: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (ст. 13), не мог учить о ненужности для христиан храмов, иначе Он Сам Себе противоречил бы. Приводимые сектантами слова Писания лишь еще раз подтверждают то учение Христа, что в Новом Завете место богослужений не будет ограничиваться одним только храмом на горе Гаризине, как думали Самаряне (Ин. 4:20), или одним Иерусалимским храмом, как предписывал иудеям закон Моисеев (Втор. 12:13–14), а будет время, предсказывал Спаситель, когда везде, по всему лицу земли, будут храмы у христиан для их общественных молитв. И слова Христа, обличающие непонимающих их сектантов, сбылись: теперь уже повсюду, где только славится имя Св. Троицы, где только живут христианские народы, существуют у них храмы, или дома молитвы; их нет только у неверующих во Христа, да у сектантов, врагов креста Христова.
4) Сектант: Не нужно xpaмов, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: «Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян. 7:48. Ис. 66:1–2). «Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенны храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24–25).
Объяснения православного: Иудеи обвиняли св. Стефана в том, что он говорил, «что Иисус Назорей разрушит место сие» (Деян. 6:13–14), το есть храм Иерусалимский, о котором они думали, что он только и есть единственное место для молитв и поклонения Богу. Св. Стефан опровергает этот взгляд иудеев на храм и говорит им, что «Бог в нерукотворенных храмах живет»,. что Он не связан одним каким-нибудь определенным местом (Пс. 138:7–10), что молиться Ему можно везде, ибо Он присутствует во всей вселенной, как об этом говорил еще и пророк Исаия. О ненужности же вообще храмов Св. Стефан, знавший, конечно, слова Христа: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»не учил и не мог учить, а высказал ту мысль, которая заключается в словах Христа: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу», то есть будете иметь храмы везде, везде будете молиться в Моем доме. Не мог Св. Стефан приводить указанное место из пророка Исаии против необходимости существования храма, ибо он, конечно, знал и такое место из пророка Иеремии: «Слава Господа наполнила весь храм. И я слышал кого-то говорящего мне из храма, а этот муж стоял подле меня и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43:5–7).
В словах же ап. Павла, сказанных язычникам – Афинянам в их Ареопаге идет речь не об Иерусалимском храме и не о храмах христианских, которых тогда в Афинах и не было, а о храмах языческих, или капищах, и находившихся в них идолах, о которых язычники думали, что они живут в храмах и помещаются в них, как люди в своих домах, и нуждаются в жертвах, как люди – в пище (Дан. 14:6–11), за принесение которых дают людям всякие блага и самую жизнь. Желая научить Афинян-язычников истинной вере в Бога и опровергнуть их заблуждение, будто Бог живет только в храме и нуждается в жертвах, ап. Павел и учит, что Бог «в нерукотворенных храмах живет», то есть, что Он живет во всем мире и прежде всего в душах людей, и что Он ни в чем не нуждается, а Сам дает всему жизнь, дыхание и все, что нужно.
Соломон, конечно, лучше наших сектантов знал, что Бог не в одном только храме живет, однако построил храм «в жилище» Богу, по Его же повелению: «Поистине, молится Соломон, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм который я построил имени Твоему» (3Цар. 8:27). Далее Соломон просит Господа, чтобы Он услышал молитвы всех молящихся в этом храме: грешных и обижаемых, теснимых врагами, нуждающихся в дожде и урожае, бедствующих от голода или моровой язвы, – чтобы услышал молитвы даже иноплеменников, когда они войдут в храм помолиться; чтобы Господь услышал и тех, которые, уйдя на войну и находясь вдали от родины, будут молиться, обратившись к храму, который построен имени Его. «Тогда, молится Соломон, услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них» (3 Цар. гл. 8-я). «И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во веки; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар. 9:1–3).
Но когда Сам Бог желает, чтобы Ему был построен храм, сектанты этого не хотят.
Так и мы, православные христиане, верим что Бог не только в рукотворенных храмах живет, как думали язычники, а живет во всем мире, но в храмах особенное Его благодатное присутствие, потомуто и само Св. Писание как Ветхого, так и Нового Завета, ясно говорит, что Бог «в храме живет»И устроят они, говорит Бог Моисею, Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8). «И поставлю жилище Мое среди вас и душа Моя не возгнушается вами» (Лев. 26:11). «Он (Соломон) построит дом имени Моему» (2Цар. 7:13). «Я, говорит Соломон, построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» (3Цар. 8:13).
Сам Спаситель учил, что храм свят потому, что он – жилище Божие: «Горе вам, вожди слепые,которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые, что больше: золото или храм, освящающий золото?... Клянущийся храмом, клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:16–21).
5) Сектант: Не нужно xpaмов, ибо Господь отвергает общественную молитву: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6:6).
Объяснения православного: Здесь Господь отвергает не общественную, а лицемерную частную молитву, что видно из предыдущего стиха приводимых сектантами слов Его: «И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь молиться, чтобы показатъся пред людьми. Истинно, истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (ст. 5).
Не только св. Апостолы, молившиеся в храме (Лк. 24:53. Деян. 22:17–18), но удостоившаяся похвалы от Христа бедная вдова, посещавшая храм и пожертвовавшая на него последние две лепты (Map. 12:44), и оправданный в грехах после молитвы не дома, а в храме, мытарь (Лк. 18:10–14) очень сильно обличают неправду мудрствования сектантов о храме.
6) Сектант: Первые христиане не имели храмов, а молились по домам: «И каждый день единодушно пребывали в храме и преломляли по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца «(Деян.2:46).
Объяснения православного: Это неверно: в первые времена у христиан вместо храмов были особые предназначенные для общественной молитвы «горницы», или «церкви» (Деян. 1:13–36 и 20; 8), где считалось неприличным есть и пить, как в обыкновенных домах (1Кор. 11:22). Преломление же первенствующие христиане совершали «по домам» по той простой причине, что совершать его в храме Иерусалимском неверовавшие во Христа Иудеи, конечно, им не позволили бы. А молиться св. Апостолы на первых порах ходили в храм Иерусалимский, что видно из приводимого же сектантами места книги Деяний: «И каждый день единодушно пребывали в храме» (см. еще 22:17–18).
7) Сектант: Еще пророк Иеремия предсказывал, что в Новом Завете храмы не нужны будут: «Не надейтесь на обманчивые слова: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господенъ» (Иер. 7:4).
Объяснения православного: Этими словами Господь не отвергает храма, который Он назвал «жилищем» Своим, о котором Сам сказал, что Он «освятил» его, чтобы пребывать имени Его там вовеки. Здесь Господь грозит Евреям тяжко наказать их за их грехи и предостерегает, чтобы они не надеялись, что Он пощадит их потому только, что у них есть святый храм Его: «Как! вы крадете, убиваете, прелюбодействуете и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости... И ныне, так вы делаете все эти дела..., то Я так же поступлю с домом сим (то есть разрушу его), над которым наречено имя Мое» (Иер. 7:8–15).
И действительно, за грехи Израиля Господь привел в исполнение Свою угрозу: великолепный храм Соломонов до основания был разрушен Навуходоносором, царем Вавилонским, и народ был отведен в плен (4Цар. 25:8–10. 2Пар. 36:18–19), но потом Господь смиловался над Израилем: народ возвращен был из плена, и Ездрою был выстроен новый «дом Господа Бога Израилева» (1 Ездры 1:1–3. 5:2), «дом Божий в Иерусалиме» (5:2). «И слава этого последнего храма была больше, нежели первого, ибо в него пришел Желаемый всеми народами» (Агея 2:6–9)
Итак, ясно, что в приводимых сектантами словах пророка Иеремии Господь не отвергает храма Господня и почитания ero, а грозит Израильтянам лишить за их грехи величайшей их святыни, – храма Божия (Иер. 51:11).
8) Сектант: Господь еще в Ветхом Завете предсказывал, что храм Иерусалимский, как не нужный, будет разрушен: ..Храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» (3Цар. 9:7–8).
Объяснения православного: Из предыдущего стиха (6-го) видно, в каком случае Господь грозил разрушить храм Иерусалимский: «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то... храм отвергну».
А из последующего (9-го) стиха еще яснее видно за что Господь мог бы разрушить храм Иерусалимский: «За то, что они (Израильтяне) оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им».
Из пророчества же Иеремии мы видим, что храм был «любезен» для Господа и что Он наказал Вавилонян именно за разрушение храма Его: «острите стрелы, наполняйте колчаны; Господь возбудил дух царей Мидийских, потому что у Него есть намерение против Вавилона, чтоб истребить его, ибо это есть отмщение Господа, отмщение за храм Его» (Иер. 51:11).
9) Сектант: Сам Христос отверг храм, когда сказал о нем одному из Своих учеников при выходе из храма : «Видишь сии великия здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Марк.13:1–2).
Объяснения православного: Не мог Христос отвергнуть тот храм, о котором Сам сказал: «дом Мой дом молитвы наречется для всех народов» (Map. 11:17). В приведенных словах Христа Спасителя высказано лишь пророчество о разрушении Иерусалимского храма за неверие еврейского народа в пришедшего Мессию, а вовсе не о всех будущих христианских храмах, ибо Христос ясно говорит, когда произойдет это разрушение: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей (это поколение), как все сие будет» (Map. 13:30).
Как во время прор. Иеремии Господь грозил разрушить за неверие и грехи Израиля храм Соломонов, так теперь Господь снова грозит за еще большее неверие Иудеев, сделавших «дом Его вертепом разбойников»и за то, что Он «пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин. 1:11), разрушить и второй храм, созданный во имя Его Иезекией: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37–38), «ибо приидут на тебя дни, когда враги обложат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не останется в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41–44).
Угроза и пророчество Христа исполнились: в 70 году по Рождестве Христовом римский полководец Веспасиан разрушил Иерусалим и сжег храм его; с храмом пропало и государство иудейское: Евреи разсеялись «по всем народам от края земли до края земли» (Втор. 28:64). Исполнились и слова Господа, сказанные чрез пророков Иеремию и Иезекииля: «Я оставил дом Мой, покинул удел Мой, самое любезное для души Моей, отдал в руки врагов его» (Иер. 12:7). «Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших, а сыновья ваши и дочери ваши, которых вы оставили, падут от меча» (Иез. 24:21. См. Пс. 73:3–4. 78:1–4).
Но исполнились и другие пророческие слова Христа. «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»: теперь где только христианский народ, там и храмы Божии. И у людей, у которых нет храмов Божиих, нет и истинной веры во Христа.
Божии храмы будут существовать у христиан до кончины мира, когда «откроется человек греха (антихрист), сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:1–4), «чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13:6), как хулят и теперь слуги его, сектанты, жилище Божие и живущих на небе святых угодников Божиих. Это обличающее сектантов место Св. Писания ясно показывает, что и после разрушения Иерусалимского храма у истинных христиан будут существовать св. храмы до конца мира, до второго пришествия Христа – Судии вселенной.
10) Сектант: Христос не особенно чтил храм Иерусалимский; Он даже желал видеть его разрушенным: «разрушьте храм сей», предлагал Он иудеям (Ин.2:19).
Объяснения православного: Нужно дальше читать этот стих, чтобы видеть ложное понимание его сектантами: «и Я в три дня воздвигну eго». Слова Христа: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» – относятся не к Иерусалимскому храму: «Он говорил о храме тела Своего» (ст. 21-й), как поясняет это Евангелист, т. е. Христос под разрушением и трехдневным созданием храма разумел Свою смерть и трехдневное воскресение. А о том, что Христос любил храм Иерусалимский, свидетельствуют и пречистые слезы Его, при мысли о предстоящем разрушении храма язычниками (Лк. 19:41), и изгнание из храма нарушителей святости его, и название храма «домом» Его (Мк. 11:15–17). Сектанты оказываются хуже врагов Христа, искавших лжесвидетелей на Него, чтобы убить Его, ибо когда некоторые из них, «встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и чрез три дня воздвигну другой нерукотворенный»– первосвященники и синедрион, выслушав лжесвидетелей, признали, что «свидетельство их не было достаточно» (Мк. 14:55–59), а сектанты считают его достаточным, по своему неразумию, вместе с лжесвидетелями обвиняя Христа в желании разрушить храм Иерусалимский.
11) Сектант: Отвергал храм, как место общественной молитвы, и ап. Павел, когда говорил: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистыя руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2:8).
Объяснения православного: В приведенных словах ап. Павла нет даже упоминания о храме; Апостол выражает только желание, чтобы христиане на всяком месте воздевали при молитве руки, отбросив от себя гнев к людям и сомнение в вере. Православные христиане так и молятся, как велит Св. Апостол: они молятся на всяком месте – и в храме, и дома, и на полях, и в дороге, словом, – везде.
На всяком месте приносят они Богу и фимиам, чистую жертву: и в храме, и в степи, и на море, и дома, и на кладбище, воздевая при этом для крестного знамения руки во время молитвы, согласно пророчеству о новозаветном богослужении пророка Малахии: «На всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» (1:11).
Неудачно приведенные сектантами места Писания их же самих и обличают, ибо они ничего этого не делают, а, вопреки Писанию, учат, что не нужно ни рук употреблять при молитве, ни каждения фимиама.
II. Вопросы и ответы православного
1) Кто повелел людям строить храмы Богу?
Сам Бог: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения: от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:1–8–9. 1Пар. 22:19).
«Господь сказал Давиду, отцу моему: у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это на сердце у тебя. Однако не ты построишь храм, а сын твой, который произойдет от чресл твоих, – он построит храм имени Моему» (2Пар. 6:8–9).
О новозаветных же храмах Сам Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4:21): «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Map. 11:17), το есть все христианские народы должны иметь дома Господни, или храмы Божии для молитвы.
2) Как Св. Писание называет храм Божий?
Оно называет его: а) «церковью», ибо в храме собирается живая церковь – верующие христиане: «Целый год собирались они (Св. Апостолы Павел и Варнава) в церкви и учили не малое число людей» (Деян. 11:26). «Слышу, что когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» (1Кор. 11:18–22 и 14:34–35).
б) «храмом Бога», созданным имени Его: «Сын твой, который произойдет от чресл твоих, – построит храм имени Моему» (2Пар. 6:9). «И отверзся храм Божий на небе и явился ковчег завета Его в храме Его» (Откр. 11:19). «Какая совместимость храма Божия с идолами?» (2Кор. 6:16).
в) «престолом Божиим»: «Слава Господа наполнила весь храм. И я слышал кого-то, говорящего мне из храма, а этот муж стоял подле меня, и сказал мне: сын человеческий! Это – место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43:5–7).
г) «жилищем Божиим»: «И поставлю жилище Мое среди вас» (Лев. 26:11). «Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе. Это – покой Мой на веке: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его» (Пс. 131:3–5 и 13–14. Пс. 77:5. 2Пар. 29:6. Иез. 37:26–27).
д) «святилищем»: «И устроят они (Израильтяне) Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:8. Пс. 95:6).
Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» (1Кор. 9:13 и Пс. 73:3. 77:68–69. Иез. 5:11, 12, 14. 37:26–27).
е) «домом Божиим» и «домом отца»: «Ожидаете многаго, а выходит мало, и что принесете домой, то Я развею. За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении» (Аггей 1:5–11 и Map. 11:17. Аггей 2:3–7). «Я оставил дом Мой, покинул удел Мой, самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его» (Иер. 12:7).
ж) «святым»освящающим другие предметы: «Боже, язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины» (Пс. 78:1. Исх. 30:1–29). «Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото?» (Мф. 23:16–17).
з) «домом молитвы для всех народов»: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Map. 11:17).
3) Откуда еще видно, что храм – место святое, что его нужно чтить, поклоняться и молиться пред ним?
«Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс. 92:5). «И сказал ему (Соломону) Господь: Я услышал молитву твою, о чем ты просил Меня (сделал все по молитве твоей). Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар. 9:2–3. Исх. 40:9. 2Пар. 7:12–16).
«Воздвигните руки ваши к святилищу и благословите Господа» (Пс. 133:2. 3Цар. 8:38).
«Святилище Мое чтите: Я Господь» (Лев. 19:30. 26:2).
4) Откуда видно, что храм Божий чтили Христос и Апостолы?
Христос сказал, что храм принадлежит Отцу Его: «или вы не знали, что мне должно быть в том (в храме), что принадлежит Отцу Моему» (Лк. 2:; 49). Иисус, вошед в храм, начал прогонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул. И не позволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов; а вы сделали его вертепом разбойников?» (Map. 11:15–17). Спаситель говорил, что храм Божий дороже всякого золота, ибо в нем живет Господь: «Безумные и слепые что больше золото или храм освящающий золото?.. Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:17).
«И пребывали (Апостолы) всегда в храме, прославляя и благословляя Господа» (Лк. 24:53. Деян. 2:46), «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в изступление и увидел Его» (Деян. 22:17–18). «Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения» (Деян. 24:11).
5) Откуда мы знаем, что искренние молитвы в храме спасительны?
«Да пошлет тебе помощь от святилища Своего и с Сиона да подкрепит тебя» (Пс. 19:3). «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь... Сказываю вам, что сей (мытарь) пошел оправданным в дом свой» (Лк. 18:10–14).
6) Откуда мы знаем, что в храме – особенное присутствие Бога, что Бог живет преимущественно в нем Своею благодатью?
«Это место престола Моего и место стопам ног Моих» (Иез. 43:5); самое любезное для души Моей» (Иер. 12:7). «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар. 9:2–3, Деян. 22:17–18).
Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:21). «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его; Я живу на высоте небес и во святилище» (Ис. 57:15).
7) Где Писание учит, что нужно жертвовать на Храм?
«Скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне... И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их» (Исх. 25:1–8. Мал. 3:9–11).
О пожертвованиях на храм читаем в св. Писании следующее: «и взял священник Иодай ящик, и сделал отверстие сверху его, и поставил его... и полагали туда все серебро, приносимое в дом Господень» (4Цар. 12:9–15). «Никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, как Он дал тебе» (Вт. 16:16–17).
«И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила болъше всех, клавших в сокровищницу: ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Марк. 12:41–44).
8) За что Бог разрушил сперва храм, выстроенный Соломоном, а потом Езекией?
За нечестие Евреев и их невериие в пришедшего Мессию-Христа: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется дом ваш пуст!» (Мф. 23:37–38). «Ибо придут на тебя дни, когда враги обложат тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не останется в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41–44).
9) Что сказал Христос о дальнейшей судьбе храма среди христиан?
Сказал, что вместо разрушенного Иерусалимского храма будут везде выстроены у христиан для молитвы другие храмы Божии: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин.4:21): «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Map. 11:17). «И с сим согласны слова пророков, как написано: потом обращусь и возсоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое» (Деян. 15:15–17).
10) До каких пор будут существовать у христиан храмы?
До конца мира и второго пришествия Христа, когда явится враг всего рода человеческого – антихрист, осквернитель храма Божия: «День тот (день второго пришествия Христа) не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, противящийся и превозносящийся выше всего называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:3–4), «чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе» (Откр. 13:6).
Православный христианин! Твердо помни и не забывай, что только у неверующих во Христа и у несчастных сектантов, вагов креста Христова, нет храмов Божиих, ибо о храме Своем Сам Христос сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Марк. 11:17), а у них его нет.
Посещая храм Божий, вместе со св. Давидом смиренно молись: «Войду в Дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5:8).
«Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господа, стоящие в доме Господнем, во дворах Бога нашего. Аллилуия!» (Пс. 134:1–2).
«Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его»! (Пс. 26:4).
III.
1) Храм, или дом молитвы, по имени собирающейся в нем живой церкви, иногда называется в св. Писании «церковію»: Деян. 11:26. I Кор. 11:18–22 и 14:34–35.
2) Строить храмы повелел Сам Бог еще в Beтхом Завете: Исх. 25:1–9. 2Пар. 22:19. 6:8–9.
3) Господь живет в храме: 3Цар. 9:2–З. Ис. 57:15. Иез. 43:5. Мф. 23:21.
4) Поэтому храм великая святыня и ему усвояются священные названия. Он именуется: «храмом Бога»: 2Пар. 6:9. Откр. 11:19; «престолом Божиим»: Иез. 43:5–7, «жилищем Божиим»: Лев. 26:11. 2Пар. 29:6. Пс. 77:58. 131:3–5 и 13–14. Иез. 37:26–27; «святилищем»: Исх. 25:8. Пс. 73:3. 77; 95; 6:68–69. Иез. 5:11–12, 14. 37:26–27: «домом Божиим и домом Отца»; Иер. 12:7. Аггей 1:5. 3:1. Мк. 11:17; «святым и освящающим»: Пс. 5:8. 78:1. Мф. 23:16–17; «домом молитвы для всех народов»: Мк. 11:17.
5) Пред храмом должно молиться и поклоняться: Пс. 5:8. 133:2. 3Цар. 8:38.
6) Господь помогает и прощает грехи людям, молящимся в храме: Пс. 19:3. Лк. 18:10–14.
7) Ha храмы нужно жертвоватъ: Исх. 25:1–8. Мал. 3:9–11. Мк. 12:41–44.
8) Господь разрушал храм в наказание за великие грехи Израильского народа: Мф. 23:37–38. Лк. 19:41–44.
9) Храм Божий чтили, в нем молились Сам Христос и Апостолы: Мк. 11:17. Ин. 2:14–16. Лк. 24:53. Деян. 26 46. 22:17–18. 24–11.
10) Христос и Апостолы учили, что храмы будут у всех христиан до конца мира: Ин. 4:21. Мк. 11:17 и 2Фес. 2:3–4.