Источник

О необходимости внешнего богопоклонения, или обрядов и символов христианских

«Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1); «ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:20).

Как частная, домашняя молитва христианина, так и общественное богослужение христиан сопровождаются обрядами и символами. Обрядами называются такие священные действия, посредством которых во время молитвы и богослужения выражается известная истина веры христианской, какое-либо священное событие из жизни Христа и Его Церкви или известное настроение души молящегося христианина. То же самое означают священные символы, или знаки, употребляемые христианами во время молитв и богослужений.

Так, например, обряд троекратного погружения в воду крещаемого обозначает, что он, крестившись во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, умер для греха и воскрес для обновленной жизни во Христе Иисусе (Кол. 2:11–12), получив в крещении прощение грехов (Деян. 2:38). Белые одежды, надеваемые на крещенного, служат символом, то есть знаком, чистоты его души, омытой от грехов в крещении и записанной в книге жизни.» (Откр. 3; 5; 7; 9). Крестное, например, знамение выражает величайшие истины христианской веры: три первые сложенные вместе персты обозначают нашу веру в Св. Троицу, Единосущную и нераздельную, два последние персты, пригнутые к ладони, означают нашу веру во Христа, как Бога и человека; совершением самого крестного знамения мы наглядно показываем, что верим во Христа, пострадавшего и распятого на кресте за грехи всего мира и за нас грешных. Крест есть символ, или знак, победы Христа над диаволом, грехом и смертью, знак нашего спасения, знамение Сына Человеческого (Мф. 24:30), символ любви к Распятому, принадлежности человека-христианина к Христовому стаду. Коленопреклонение и поклоны – символы нашего смирения и покаяния пред Богом и т. п.

Нет ни одной христианской веры, последователи которой не имели бы у себя тех или иных священных обрядов и символов, и сами сектанты, отвергающие внешние православные обряды и телесное богопоклонение, по необходимости удержали некоторые общехристианские обряды и завели свои, ими придуманные. Да это и понятно: Господь создал человека не только из души, а и тела, почему он должен прославлять Творца своего не только душею, но и телом. Если бы мы были бесплотные духи, как ангелы, то молились бы Богу только духом, но, будучи телесны, должны молиться Ему и телом, «должны прославлять Бога в телах наших и в душах наших, которыя суть Божии» (1Кор. 6:20).

Создав человека из души и тела, Господь так крепко соединил их вместе, что только смерть человека, разлучает их, и то не навсегда, ибо после всеобщего воскресения они снова соединятся, и соединятся уже навеки для мук или для блаженства (1Кор. 15 гл.), «соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Душа и тело человека так тесно соединены, что всякое движение души человеческой выражается или обнаруживается телом: счастливый человек радуется, смеется, несчастный печален и льет слезы, от страха часто люди в одну минуту седеют, худеют и заболевают. В большем горе человек стонет, ломает руки, болеет, иногда и умирает. То страдает душа, но вместе с нею болеет и тело, как и слово Божие замечает: «веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч. Сол. 17:22). По лицу можно узнать человека и состояние его души: об этом и Писание говорит: «Сердце человека изменяет лице его или на хорошее или на худое; признак сердца в счастии – лице веселое» (Сир. В. 31–32). «По виду узнается человек и по выражению лица при встрече познается разумный» (19:26). «Мудрость человека просветляет лице, и суровость лица его изменяется» (Екл. 8:1). И Спаситель говорит: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34).

На лицах тяжких преступников, напр., разбойников и убийц, всегда отражается их преступная душа: они носят на лице своем «печать Каина» и носят до тех пор, пока не раскаются искренно и не примирятся с Богом, людьми и своею совестью.

Каин еще только задумал убить своего брата, а уже злые его думы отразились на лице его. Об этом Писание так говорит: «И призрел Господь на Авеля и на дар eгo, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?... И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4:3–15). По объяснению отцов Церкви, «знамение» это было то преступное выражение лица Каина, по которому всякий мог узнать в нем первого братоубийцу. Известно всем, что особый отпечаток лица замечается и у всех отступников от православной веры: их хмурые, поникшие, мрачные лица, особенно при встрече с православными, показывают, что на душе у них не спокойно, что совесть по временам их мучит и обличает за грех отступления от Церкви Христовой. Замечательно, что с возвращением к православию исчезает у сектантов и их прежний мрачный взгляд: примиренная с Богом совесть успокаивает их душу и уничтожает на их лицах «печать Каина».

Итак, и слово Божие и сама жизнь нас учат, что душа и тело человека так крепко, так тесно соединены, что всякое состояние или движение души выражается посредством тела.

А что же такое молитва?

Молитва и есть самое живое, самое сильное движение души человека к Богу, поэтому она непременно должна совершаться с участием тела. Одна внутренняя молитва не есть настоящая молитва, это, так сказать, половина молитвы. Искренняя, горячая молитва христианина должна выражаться и посредством тела, т. е. посредством известных молитвенных действий и знаков, т. е. обрядов и символов; в молитве должна участвовать не одна лишь, душа, но и тело человека, которое есть «храм Св. Духа», живущего в нем (1Кор. 6:15–16), почему св. Апостол и велит нам: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1), «ибо вы, говорит он, куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которыя суть Божии» (1Кор. 6:20).

I.

1) Сектант (молокане, духоборы, баптисты, «евангелисты», «духовные христиане» и др.): Не нужно никакого внешнего богопоклонения; поклоняться Богу нужно только духом, как и Спаситель учил Самарянку. «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух и поклоняться Ему должно поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23–24).

Объяснения православного: В приведенных сектантами словах Христос не только не отвергает внешнего богопоклонения и священных обрядов, но совсем и не говорит о них, а говорит совершенно о другом, в чем можно убедиться, если рассмотреть всю беседу Христа с Самарянкой. Но прежде нужно выяснить кто были Самаряне и каковы были отношения их к Иудеям.

После смерти Соломона его царство разделилось на два царства: на Иудейское, состоящее из колена Иудина и Вениаминова, и на Израильское, состоящее из десяти прочих колен. Первым управлял Ровоам, сын Соломона, а вторым Иеровоам, сын Наватов (3Цар. 11 и 12 гл.).

Боясь, чтобы Израильтяне, ходя постоянно в Иерусалим для жертвоприношений в храме Господнем, не перешли на сторону царя Ровоама, Иеровоам поставил двух идолов в своем царстве – одного в Вефиле, а другого в Дане, построил капища на высотах и ввел народ Израильский в идолопоклонство, так что он перестал посещать храм Иерусалимский, а при последующих нечестивых царях своих совсем забыл истинного Бога, за что Господь предал царство Израильское в руки Салманассара, царя Ассирийского, который разрушил столицу Израильтян – Самарию, низложил царя их Осию, а народ отвел в плен в Ассирию, оставив немного людей для возделывания земли. На место уведенных в плен Израильтян Салманассар переселил людей из Вавилона и других языческих стран, которые поселились в Самарии и других городах и смешались с оставшимися там Израильтянами. По повелению Салманассара, один из находившихся в плену священников отправился в Вефиль и стал учить новых поселенцев вере в истинного Бога. Образовался таким образом смешанный Самарянский народ и по племени и по вере: «Самаряне чтили Господа и сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот. Господа они чтили и богам своим они служили по обычаям народов, из которых выселили их»... «Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили» (4Цар. 17:28–41). Для поклонения истинному Богу Самаряне выстроили храм на горе Гаразине, а истуканам поклонялись в капищах высот.

Не удивительно, что Иудеи, у которых во время пришествия Спасителя сохранялась истинная вера в Бога, бесконечно ненавидели Самарян, как изменивших вере отцов своих. По убеждению Иудеев, считалось грехом и осквернением даже прикоснуться к Самарянину; почему Христос решая вопрос, кто наш ближний, нарочно в известной притче указал Иудеям, что и Самарянин, которого они так сильно ненавидели, – их брат, достойный их внимания и любви.

Вражда между Иудеями и Самарянами особенно усиливалась еще постоянными их спорами по вопросу о том, где истинное поклонение Богу? Самаряне утверждали, что у них, в храме на горе Гаразине, а Иудеи говорили, что у них, в храме Иерусалимском (Ин. 4:9).

Теперь для нас станут понятны, как вся беседа Христа с Самарянкой, так и слова сказанные ей Христом: «Бог есть дух; и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.»

Самарянка не поняла учения Христа о «живой воде» (ст. 25), но все таки, когда Он коснулся подробностей ее жизни (ст. 16–18) она увидела в Нем не обыкновенного человека, а прозорливца-пророка: «вижу, что ты пророк» (ст. 19), и сразу обратилась к Нему за разрешением того именно вопроса, который служил главным предметом раздора между Самарянами и Иудеями: «Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу» (ст. 20–21).

Таким образом, Самарянка не об обрядах спрашивала Христа, не об обрядах Он и отвечал ей, а отвечал на вопрос, где должно поклоняться: в храме Гаразинском или Иерусалимском. На этот вопрос Он ответил, что настало время, когда и не на Гаразине и не в Иерусалиме будут поклоняться, т. е. – что поклонение Богу не связано только этими двумя местами, а будут храмы везде, где будут христианские народы, как и после Он сказал: «Дом Мой, домом молитвы наречется дпя всех народов» (Map. 11:17, см. Деян. 15:14–17).

Затем Христос, как бы мимоходом решает вопрос, где в Его время истинное поклонение, или правая вера: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (ст. 22), т. е. этими словами Христос указывает на заблуждение в вере Самарян, которые, как мы уже видели выше, и Господа чтили в храме Гаразинском и служили идолам в капищах высот. Наконец, Христос говорит о том, что и Иудейское ветхозаветное поклонение Богу не совершенное, не достаточное, что в Новом Завете поклонение Богу будет иное, более совершенное, чем было до сих пор даже у Иудеев, в храме Иерусалимском: «но настанет время, и настало уже, говорит Он, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (ст. 23–24).

Что же означают последние слова Спасителя? Неужели до времени Христа у верующих Иудеев поклонение Богу было не духовное и не истинное? Разве святые праотцы – Ной, Авраам, Иаков, Моисей, Давид, святые праведники и пророки Божии поклонялись Богу не духом, а только телом, и не в истине, а в заблуждении? Конечно, нет! И они поклонялись Богу не только телом, но и душею, и они поклонялись Ему соответственно тому времени, в истине.

О том, что нужно поклоняться Богу в духе и истине знали еще и ветхозаветные праведники. Так, у пр. Исаии читаем: «вот на кого я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущого пред словами Моими» (66:2). «Я живу на высоте небес и во святилище и также с сокрушенными и смиренными духом» (57:15). И пр. Иезекииль говорит: «отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух» (18:31). «Господи! спрашивает псалмопевец, кто пребывает в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей»? И отвечает: «тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем» (Ис. 14:1–2. Ис. 33:15–16).

«Направь меня на истину, молится псалмопевец, и научи меня, ибо ты Бог спасения моего» (Пс. 24:5). «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей, утверди сердце мое в страхе Имени Твоего. Буду восхвалять Тебя, Господи, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно» (Пс. 85:11–12).

«Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).

Разве не была в духе и истине, например, величественная, вдохновенная молитва Соломона, после построения им храма Божия (3Цар. 8:23–53), или молитва Манасии (2пар. 26 гл.), или моление Псалмопевца, взывавшего к Богу в чувстве глубокого покаяния: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей... Изгладь беззакония мои... И от греха моего очисти меня... Сердце чисто сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня... Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже»(Пс. 50-й)? Разве ветхозаветные праведники не истинному Богу поклонялись? Конечно, да.

Но почему же Христос говорит, что еще «настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе»? Почему Он далее учит, что «Бог есть дух и поклоняющиеся должны поклоняться в духе и истине»?

Во-первых, – потомучто ветхозаветное поклонение в строгом смысле, не было вполне духовным, оно не было духовным, так как состояло главным образом из кровавых жертв, «не могущих сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были до времени исправления» (Евр. 9:9–10), «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (10:4). Ветхозаветные жертвы не очищали душу от первородного греха, оне очищали только тело человека.

Вообще весь ветхозаветный обрядовый закон, неисполнение которого влекло за собою даже наказание смертию (Быт. 17:14. Исх. 35:2 и др.), подчинив человека каждой букве его, не спасал человека, не соединял его с Богом. Но «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там и свобода» (2Кор. 3:17), почему «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (ст. 6. См. Рим. 2:28–29). «Ныне умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7:6). От этой буквы ветхого закона, с его кровавыми жертвами, мы освободились смертию Сына Божия, Спасителя мира.

Кровавые жертвы только напоминали ветхозаветным людям о той, великой жертве, которая должна некогда быть принесена за грехи всего мира – о жертве Мессии Христа, «Который к концу веков явился для уничтожения греха: жертвою Своею» (Евр. 9:26).

У наших святых алтарей не льется уже кровь тельцов и козлов, а приносится духовная жертва истинного Тела и истинной Крови Христовой, очищающих не только тело, а и душу от всякого греха.

Об этой новозаветной спасающей духовной жертве и говорил Христос, когда учил Самарянку, что настанет время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу «в духе»т. е. учил, что вместо всевозможных обрядов, «относящихся до плоти», а не до духа, вместо кровавых ветхозаветных жертв, «которыя никогда не могут истребить грехов» (Евр. 9:11), будут приноситься истинными поклонниками духовная жертва Тела и Крови Христовой, принимая которые они будут очищать свои грехи (Мф. 26:28), для вечной жизни со Христом (Ин. 6:56–57).

Ветхозаветное поклонение Богу не было, в строгом смысле, и истинным, ибо люди тогда еще не знали величайшей истины христианства – Троичности лиц в Боге, они поклонялись только единому Богу, но не ведали ни Сына Божия, ни Духа Святого, Которые открыли Себя людям уже только в Новом Завете (Ин. 1:14 и 18. 1Тим. 3:16. Лк. 3:21–22. Деян. 2:1–4).

Не было ветхозаветное поклонение истинным и потому, что оно не спасало, не соединяло человека с Богом, выражаясь, главным образом, в кровавых жертвах, которые только прообразовательно указывали на великую истинную жертву, принесенную на Голгофе за грехи всего мира, когда «освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10).

Только Кровь Христа, пролитая на кресте, явилась истинною, спасительною за нас жертвою, которая «очищает нас от всякого греха» (1Ин. 1:7), «ибо если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистив совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9:13–14).

Следовательно, поклоняется в истине тот, кто участвует в жертве Христовой, кто принимает для прощения грехов и вечной жизни истинное Тело и истинную Кровь Христа (Ин. 6:51–58. Мф. 26:26–28).

Ветхозаветное поклонение Богу не было истинным и в том отношении, что при ежегодно приносимых за грехи жертвах, люди связанные ветхозаветным обрядовым законом все таки оставались во вражде с Богом, были «чадами гнева», их поклонение Богу было рабское, чуждое спасающей благодати Св. Духа. Но, «ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева, ибо мы примирились с Богом смертию Сына Его» (Рим. 5:9–10). «Мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии, а если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники Христу» (Рим. 8:15–17), «друзья» Его (Ин. 15:14–15).

Новозаветное поклонение и есть истинное, ибо в основе его лежит не рабский страх, а сыновнее дерзновение к Богу (1Ин. 5:14), дающему поклоняющимся Ему благодать Св. Духа, очищающую и спасающую их от грехов, чего не давало людям ветхозаветное поклонение.

Таким образом, когда Христос говорил Самарянке, что истинные поклонники должны поклоняться Отцу в Духе и истине, то Он не об обрядах говорил с ней, не о том учил ее, что никаких обрядов не нужно, а говорил ей о том, что настало уже время «Нового Завета в Крови Его» (Лк. 22:20), когда ветхий закон с его «обрядами, относящимися до плоти», с его кровавыми, недействительными для спасения, жертвами, потеряли свое прежнее значенле, что теперь истинные поклонники это те, кто уверовал во Христа, поклоняется Отцу в Духе и истине, т. е. соединяется со Христом, принимая для отпущения грехов и вечной жизни духовную и истинную великую жертву: Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Короче сказать: не об обрядах говорил Христос с Самарянкой, а о св. таинстве причащения и других таинствах, в которых подается спасающая благодать Св. Духа.

2) Сектант: Не нужно никаких плотских обрядов: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало» (Ин. 6:63).

Объяснения православного: Этими словами Христос не об обрядах учил, а о том, что плотское понимание о вкушении Плоти и Крови Его, какое было у слушателей Христа, учившего их о таинстве Св. Причащения, совершенно ложное; они думали, что Христос простой человек и предлагает им для снедения простую плоть Свою. Христос и говорит, что обыкновенная плоть не пользует ни мало. «Слова, продолжает Спаситель, которыя Я говорю вам, суть дух и жизнь», т. е. говорит, что учение Его о плоти нужно понимать духовно, именно – в том смысле, что Он даст для вкушения иную, не простую плоть; что под видом хлеба и вина Он даст пречистое Тело и Кровь Свою для жизни вечной.

3) Сектант: Плотские обряды излишни, ибо «всякая плоть, как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве; засохла трава, и цвет ея опал» (1Петр. 1:24).

Объяснения православного: Для всякого понятно, что и здесь не об обрядах говорится, а о непрочности славы и благополучия человеческого на земле, которые пропадают тотчас со смертию человека, о чем учил и Спаситель в притче о богатом человеке, думавшем об одном: «ешь, пей, веселися! Но Бог сказал ему, безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил»? (Лк. 12:16–20).

4) Сектант: «Живущие по плоти (т. е. по обрядам) о плотском помышляют, а живущие по духу (т. е. молящиеся духом) – о духовном... Живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 5:5–8).

Объяснения православного: Не сказано: «молящиеся» по плоти, или плотию, а сказано «живущие» по плоти, т. е. по ее прихотям, по ее страстям. Обряды – одно, а дела плоти – совсем другое: «Дела плоти, учит Апостол, известны; – они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так, (т. е. живущие греховно, по плоти) царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19–21).

5) Сектант: «Телесное упражнение (т. е. обряды) мало полезно, а благочестие на все полезно,имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим. 4:8).

Объяснения православного: Приведенные слова ап. Павла имеют в виду «негодныя басни» (ст. 7), т. е. лжеучение еретиков, которые «учили иному и занимались баснями и родословиями безконечными, которые производят больше споры нежели Божие назидание в вере» (1:3–4. 4:7. 2Тим. 4:4). К этим «басням» еретиков относилось и их учение о телесном упражнении, о совершенном воздержании, напр., от мясной пищи и брака, о чем Апостол говорит в начале главы, немного раньше, когда предостерегает христиан от «лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог благословил» (ст. 1–7). Опровергая лжеучение еретиков, отвергавших, подобно нашим хлыстам и скопцам, употребление мясной пищи и вступление в брак, Апостол и говорит: «Негодных же и бабьих басней отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение (т. е. воздержание от мясной пищи и брака) мало полезно».

Если, не понимая Писания, сектанты под «телесным упражнением» разумеют обряды, то и тогда они в общем не должны отрицать их, ибо и «телесное упражнение», хотя и мало, а все же «полезно».

6) Сектант: Не нужно плотских обрядов, « потому что обрезание – мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом и не на плоть надеющиеся» (Фил. 3:3).

Объяснения православного: Евреи надеялись, что они спасутся уже только потому одному, что происходят от Авраама (Мф. 3:90) и имеют на себе обрезание; хвалясь этим, они требовали от вступивших в Церковь язычников, чтобы и они обрезывались, если хотят спастись. Апостол и предупреждает Филиппийцев, пиша им: «Берегитесь псов, берегитесь злых деятелей, берегитесь обрезания, потому-что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Иисусом Христом, а не на плоть (т. е. не на обрезание) надеющиеся» (Фил. 3:2–3). Вот о чем учил Апостол Филиппийцев, а не о ненужности обрядов, о которых он здесь и не упоминает.

7) Сектант: «Мы должны не телом молиться, а только душою. Всякою молитвою, говорит Апостол, и прошением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6:18).

Объяснения православного: Молитва духом не исключает, а предполагает участие в ней и тела для прославления Бога, как ясно учит об этом ап. Павел в других своих посланиях: «Разве не знаете, говорит он, что тела ваши суть члены Христовы?... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущого в вас Св. Духа, Которого вы имеете от Бога? и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою: посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которыя суть Божии» (1Кор. 6:15–20).

Молитва есть служение Богу, но мы должны служить Богу, не только духом (Фил. 3:3), а и телом: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, говорит Апостол в другом послании, представъте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1).

8) Сектант (некоторые из них): Мы признаем обряды, но только те, которые употребляли Христос и Апостолы и о которых упоминается в Новом Завете. Именно: коленопреклонение и воздеяние рук.

Объяснения православного: Это – неправда, ибо сектанты некоторые обряды, употреблявшиеся во время молитвы Христом и Апостолами, отвергли, а другие, о которых нет и упоминания в Писании, выдумали сами; подтверждая ту истину, что без обрядов немыслима никакая религия.

Так, напр., сектанты отвергли благословение руками (Лк. 24:50–51. Map. 10:16), поклоны во время молитвы (Мф. 26:39), употребление при богослужении светильников (Деян. 20:8), употребление фимиама (Фил. 4:18. Отк. 8:3–4), особые священнические облачения (2Тим. 4:13), отвергли вместе с таинствами обряды Покаяния (Ин. 20:23) и Елеосвящения (Иак. 5:14–15), отвергли установленный Самим Христом пред тайной вечерею обряд умовения ног (Ин. 13:4–14). Словом, отвергли почти все христианские новозаветные обряды.

Зато повыдумали новые, свои, о каких в Писании и помину нет, напр., обряд совершаемый при крещении, когда крещаемого опрокидывают навзничь в воду, сложение на животе рук во время молитвы пред или после принятия пищи, особый обряд брака, обряд наречения имени младенцу, обряд «обновления дома» и другие. Таким образом, говоря, что никаких обрядов не нужно, что нужно молиться только духом, сектанты отвергнув обряды православной Церкви, ведущие свое начало от самих св. Апостолов, завели у себя свои, ими самими выдуманные, обряды, чем сами поставили себя в противоречие, оправдав на себе слова ап. Павла о подобных им отступниках от веры, которые «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, о чем утверждают» (1Тим. 1:7).

9) Сектант: В православной Церкви есть много таких обрядов, о которых в Писании не говорится ни слова.

Объяснения православного: Совершенно верно. Но многие обряды Церковь содержит по Преданию Апостольскому. Кроме того, если св. Церковь имеет власть отворять и затворять двери рая для людей (Мф.18:19. Ин. 20:23), то тем более она имеет право вводить новые или отменять старые обряды, которые не составляют существа веры. Поэтому всякий, противящийся Церкви из-за обрядов, или отрицающий установленные Церковию обряды является непослушным ее сыном, о котором сказал Христос: «Если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

II. Вопросы и ответы православного

1) Что такое священный обряд и священный символ?

Священным обрядом называется такое священное действие и символом такой священный знак, посредством которых выражается известная истина веры, известное религиозное чувство, церковно-историческое событие, или событие из жизни Иисуса Христа.

2) Почему необходимы христианские обряды?

Обряды необходимы потому, что без них не мыслима никакая общественная молитва, и частная молитва без них не полна, не совершенна, так как человек должен молиться не только духом, но и телом. Будучи обязательны для исполнения при общественном богослужении и принятие св. таинств, обряды крепче соединяют верующих в одну Божию семью, делая еще на земле всех равными пред Богом: богатого и бедного, вельможу и слугу, царя и раба.

3) Почему нужно молиться не только духом, а и телом?

Так как люди не бесплотные духи, а состоят из души и тела, то они должны прославлять Бога и служить ему в молитве и душею и телом. «И создал Господь человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 1:27. 2:7).

Душа и тело так крепко соединены, что всякое движение души проявляется в теле. Молитва есть сильнейшее движение души к Богу, почему должна обнаруживаться и посредством тела, как и Спаситель говорит: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34).

4) Откуда из Писания видно, что молиться и служить Богу должно не только духом, но и телом?

«Разве не знаете, говорит Апостол, что тела ваши суть члены Христовы?.. Не знаете ли, что тела ваши суть храм, живущого в вас Св. Духа, Которого вы имеете от Бога? И вы, не свои, ибо вы куплены дорогою ценою, посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которыя суть Божии» (1Кор. 6:15–20).

«Итак, умоляю вас, братия, милосердим Божиим, говорит он в другом Послании, представьте тела ваши в жертву живую, святую, богоугодную Богу, для разумного служения вашего» (1 Рим. 12:1).

5) Совершали ли Христос и св. Апостолы обряды при молитве?

Да, совершали: коленопреклонения, поклоны, благословение руками, руковозложение, воздеяние рук и другие.

а) О коленопреклонении читаем в Писании: Христос, сказав ученикам Своим в саду Гефсиманском: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение, Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился» (Лк.22:41).

Св. Стефан, побиваемый камнями, преклонив колена, молился за своих убийц (Деян.7:60).

Молился коленопреклоненно ап. Петр, при воскрешении им умершей девицы Тавифы: «Петр выслал всех вон и, преклонив колено, помолился и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидевши Петра, села» (Деян. 9:40).

Молился не раз коленопреклоненно и ап. Павел. Так, прощаясь в Троаде с учениками своими, Апостол «преклонил колена свои и со всеми ими помолился» (Деян. 20:36).

О провожавших ап. Павла и Луку христианах читаем в книге Деяний: «нас провожали все с женами и детьми даже за город; а на берегу преклонивши колена, помолились» (21:5).

В послании к Ефесянам, говоря о молитве за них, aп. Павел пишет: «для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа» (3:14).

«Бог, говорит о Христе Апостол, превознес Его и дал Ему имя, выше всякого имени; дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил. 2:9–10).

б) О поклонах тоже говорится в Новозаветном Писании; так в Евангелии Матфея читаем, что во время молитвы в саду Гефсиманском Христос творил поклоны Отцу Небесному: «и, отошед немного, пал на лице Свое, молился, говоря: Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39). После славного воскресения Христа, когда жены мироносицы, не найдя Его в гробе, пошли по повелению Ангела, возвестить об этом ученикам, «Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И оне, приступив ухватились за ноги Его, и поклонились Ему» (Мф. 28:9).

Также, когда возносился Христос на небо, ученики Его «поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостию» (Лк. 24:52).

О неверующем человеке, ап. Павел говорит, что когда он войдет в собрание христиан, «то он всеми обличается, всеми судится, – и таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу, и скажет: истинно с вами Бог» (1Кор. 14:24–25).

Поклонение Богу существует и в Церкви небесной: «тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков» (Отк. 4:10). «И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу» (11:6).

в) О благословении руками читаем в Евангелии. Когда привели ко Христу детей, Он, «обняв их, возложил руки на них и благословил» (Мк. 10:16).

Пред вознесением на небо Христос, собрав Своих учеников, «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50–51).

г) О возложении рук при низведении даров Св. Духа на крещаемых (впоследствии– миропомазание) и таинстве священства читаем: «тогда возложили руки на них (на крещенных Самарян), и они приняли Духа Святаго» (Деян. 8:17. 18–19). Когда Павел возложил на них (на крещенных учеников Иоанновых) руки, нисшел на них Дух Святый» (Деян. 19:6).

«Их (избранных в диаконы) поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:6).

Чрез рукоположение же поставлялись на пресвитерское (Деян. 14:23) и епископское (1Тим. 4:14. 5:22) служения.

д) Руковозложение, очевидно, употреблялось Апостолами и при исцелении больных, о чем читаем: «Руками же Апостолов совершались: в народе многия знамения и чудеса» (Деян. 5:12).

«Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе. Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его» (Деян. 28:8).

е) Св. Апостол велит нам воздевать при молитве руки, только не говорит, – как: «желаю, пишет он, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистыя руки без гнева и сомнения» (1Тим. 2:8).

ж) Об установленном Самим Христом обряде умовения ног, каковой совершается у нас архиереями в страстной четверг в соборах, передается в Евангелии св. Иоанна (Ин. 13:3–15), где говорится, что, окончив обряд умовения ног, Христос сказал Своим ученикам: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (ст. 15).

з) Без обрядов немыслимо и совершение св. таинств, в которых подается спасающая благодать Божия, ибо Христос установил для них известные вещества и известные внешние действия. Так, св. Тело и Кровь Христа преподаются верующим под видом хлеба и вина, после совершенного священнослужителем их благословения, с молитвою о преложении их Духом Святым; для крещения необходимы вода, произнесение известных слов и троекратное погружение; для постановления во священство нужно руковозложение с молитвою; для исцеления больного и получения им прощения грехов необходимо помазание маслом, с молитвою над болящим, пресвитеров Церкви и т. д. Все это совершается не одною только молитвою духом, но и при участии тела, при совершении известных священных действий, или обрядов.

6) О каких еще обрядах упоминается в Новом Завете?

а) о каждении фимиамом: «Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита, посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» (Фил. 4:18).

«И пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама от руки Ангела пред Бога» (Отк. 8:3–4).

б) возжение светильников во время богослужения: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (по-гречески – лампад) (Деян. 20:7–8).

в) Употребление при богослужении особых священных одежд: «Когда пойдешь, пишет ап. Павел Тимофею, принеси фелонь 15, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги особенно кожанныя» (2Тим. 4:13).

7) Кто имеет право устанавливать, изменять или отменять обряды?

Только св. Церковь. Обряд не догмат и не составляет сущности веры: что одежда для тела, то обряд для веры. Но изменять или отменять обряды может только Церковь, власть которой, в лице ее высшей иерархии, не ограничивается в делах веры и церковного порядка (1Кор. 14:40) не только на земле, но и на небе (Мф. 18:18. Ин. 20:23). Поэтому, кто отвергает установленные Церковию обряды и символы, тот является непослушным сыном Церкви, о котором Христос сказал: «Если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

III.

1) Бог сотворил человека не только с душею, но и телом: Быт. 1:27. 2:7.

2) Тело и душа так крепко соединены, что всякое движение души выражается посредством тела: Притч. 17:22. Сир. 13:31–32. 19:26. Екл. 8:1. Мф. 12:34. Пример – Каин. Быт. 4:3–15.

3) Поэтому мы должны прославлять и служить в молитве Богу и душею и телом: 1Кор. 6:15–20. Рим. 12:1.

4) Мы подражаем Христу и Апостолам (Кор. 11:1. Фил. 3:17), совершавшим обряды: а) коленопреклонение: Лк. 22:41. Деян. 7:6. 9:40. 20:36. 21:5. Еф. 3:14. Фил. 2:9–10.

б) поклоны: Мф. 28:9. Лк. 24:52. 1Кор. 14:24–25. Отк. 4:10. 11:16.

в) благословение руками: Мк. 10:16. Лк. 24:50–51.

г) возложение рук при низведении на крещаемых дара Св. Духа (впоследствии замененное миропомазанием). Деян. 8:17 и 18–19. 19:6, при посвящении в степени священства: Деян. 6:6. 14:23. 1Тим. 4:14. 5:22.

д) руковозложение при исцелении больных: Деян. 5:12. 28:8.

е) воздеяние рук при молитве: 1Тим. 2:8.

ж) обряд омовения ног: Ин. 13:3–14 и 15.

5) Упоминаемые в Новозаветном Писании обряды:

а) каждение фимиамом: Фил. 4:18. Отк. 8:3–4. Мф. 2:11 и Мал. 1:11.

6) возжение светильников во время богослужения: Деян. 20:7–8.

г) употребление при богослужении особых священнических одежд: 2Тим. 4:13.

6) В Церкви Христовой должен быт известный чин обряда (1Кор. 14:40). Церковь, имеющая право затворять и отворять для людей двери рая (Мф. 18:18. Ин. 20:23), тем более может устанавливать новые и отменять старые обряды, поэтому непринимающий установленных Церковию обрядов враг ее, как язычник и мытарь: Мф. 18:17.

* * *

15

Длинная богослужебная священническая одежда: риза.


Источник: Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед / М.А. Кальнев. - Одесса : тип. Епарх. дома, 1913. - [2], 381 с.

Комментарии для сайта Cackle