Источник

10. Об отмене субботы и почитании воскресного дня

«Итак никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол. 2:16–17).

Слово «суббота» по-еврейски значит «покой». Господь повелел евреям, уже после выхода их из Египта, праздновать этот день, как для напоминания о седьмом дне, в который Господь почил от дел Своих после сотворения всего мира (Быт. 2:2–3, Исх. 20:11), так и в особенности дли напоминания евреям об избавлении их Богом от рабства Египетского (Втор. 5:13–15).

Мы, христиане, тоже празднуем седьмой день недели, но не ветхую еврейскую субботу, а новую христианскую, – празднуем мы «день воскресный», когда совершилось новое творение человека: «Кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор. 5:17 и Гал. 6:15), «ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе» (Еф. 20:10); празднуем не субботу, а воскресение, ибо в этот день мы избавлены не от Египетского рабства, в котором ни мы сами, ни отцы наши никогда не были, а от рабства всемирного и более тяжкого, от рабства диаволу, от которого спасаемся, как учит св. Апостол, «воскресением Иисуса Христа» (1Пет. 3:21).

В этот день, а не в субботу или в какой-либо другой день, Христос «лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавил тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14–15); в этот именно, а не в какой-либо другой день, как учит св. Апостол, Христос «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). «Если Христос не воскрес, говорит он, то вера ваша тщетна; вы еще во грехах ваших» (1Кор. 15:17).

Итак, вот почему мы, христиане, празднуем воскресный день: празднуем его, как день нового творения человека, как день избавления нас и всего мира от рабства диаволу, – от греха, проклятия и духовной смерти.

Вопросы сектанта и ответы православного

Сектант:

1) Почему вы не празднуете субботы, говорят адвентисты, субботники- баптисты и жидовствующие, если Бог еще в раю велел людям покоиться в этот день: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которыя Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которыя делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его: ибо в оный почил от всех дел Своих, которыя Бог творил и созидал» (Быт. 2:2–3).

Объяснения православного:

1) В приведенном месте св. Писания ни слова не говорится о том, что Бог велел людям почитать субботу. Говорится, что Бог почил в седьмой день от дел Своих, то есть перестал творить, что Он благословил и освятил этот день для Себя, а не для людей, ибо только что созданные люди ничего еще не творили и, следовательно, и отдыхать им не было после чего.

В раю все дальнейшие дни для людей были одинаковы, все дни были днями блаженства, но вместе с тем и днями труда, – возделывания и охранения сада Эдемского (Быт. 2:15).

После грехопадения первых людей и изгнания их из рая они должны были в наказание работать и питаться «со скорбию во все дни жизни» их (Быт. 3:17), следовательно, – и в дни субботние.

И, действительно, из св. Писания нигде не видно, чтобы святые праотцы: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, праздновали седьмой день. Уже только при Моисее, после выхода евреев из Египта, Господь впервые дает евреям заповедь о субботе (Исх. 16:23–26), о которой потом точнее говорит при синайском законодательстве; дает эту заповедь для того, чтобы всегда неблагодарные евреи вспоминали и благодарили в этот день Бога, освободившего их от рабства Египетского (Втор. 5:12–15).

Итак, в приведенном сектантом месте св. Писания совсем нет никакой заповеди людям праздновать субботу; о людях здесь и слова не сказано.

Сектант:

2) Господь говорит чрез Моисея: «помни день субботний» (Исх. 20:8), следовательно, заповедь о субботе была еще раньше Моисея, в дни праотцов и патриархов, иначе Он не сказал бы о ней: «помни».

Объяснения православного:

2) Господь сказал про заповедь о субботе: «помни» не потому, что она была дана раньше Моисея, ибо, как мы уже говорили, не видно из Писания, чтобы кто-нибудь из патриархов, живших до Моисея, праздновал субботу; этим словом – «помни» – Господь только напоминает евреям, что заповедь о субботе была дана им несколько раньше синайского законодательства, именно–тотчас после выхода евреев, под предводительством самого же Моисея, из земли египетской в пустыне Син (Исх. 16:23–30). Повторяя на горе Синайской уже раньше данную чрез Моисея еврейскому народу заповедь, Господь и говорит ему о ней, как об известной ему: «помни»!

Сектант:

3) Мы различаем заповеди Господни, которых только 10, от многочисленных законов Моисея; первые храним и соблюдаем, а вторые отвергаем, ибо о заповедях сказал Христос: «кто нарушит одну из заповедей сих малых и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Mф. 5:19), «ибо это есть любовь к Богу, говорит ап. Иоанн, чтобы мы соблюли заповеди Его. И заповеди Его не тяжки»; а о законе Моисеевом сказано: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13), поэтому мы уже не под законом, а под благодатию» (Рим. 6:14). Мы должны соблюдать только законы Господни, изреченные устами Самого Бога (Исx. 20:18–22), написанные на скрижалях перстом Божиим (Исx. 31:18, 32:15–16), то есть 10 заповедей, законы же Моисея теперь нам не нужны, ибо Моисей дал их сам от себя.

Объяснения православного:

3) Во-первых, совершенная неправда, что Моисей давал народу еврейскому, когда бы то ни было, заповеди от себя самого. Моисей называется «рабом Бога верным во всем доме Его» (Чис. 12:7), а раб не больше господина своего» (Ин. 13:16) и творит волю только его. Вот почему и Моисей никогда своих законов Израилю не давал, а давал только те законы, которые велел ему передать народу Сам Бог, почему и ап. Иоанн учит, что «закон дан чрез Моисея (а не от Моисея), то есть при посредстве Моисея, или как говорит ап. Павел, «рукою посредника» (Гал. 3:19). Следовательно, если в Писании говорится: «закон Моисеев» ((3Цар. 2:3), (Дан. 6:5), (Ин. 7:23) и др.) или: «закон дал нам Моисей» (Втор. 33:7), то это говорится не в том смысле, будто есть какой-то закон Моисея самого, им самим и от себя самого изданный, а в том смысле, что этот закон Божий «Господь дал чрез Моисея» (Неем. 8:13).

Когда, например, Спаситель говорит: «Моисей дал вам обрезание, хотя оно не от Моисея, а от отцев» (Ин. 7:22), то этими словами Он вовсе не указывает на то, что закон об обрезании дан самим Моисеем или придуман «отцами», напр., Авраамом, а только говорит, что этот закон Божий, повторенный Израилю чрез Моисея (Лев. 12:3), был дан людям чрез отцов, точнее, – чрез «отца верующих – Авраама», ибо Авраам не выдумал этот закон от себя, а завет этот между Богом и человеком положен Самим Господом, что видно из книги Бытия (гл. 17:10–14).

Вот почему книга Второзакония, где находятся 10 заповедей, называемых «постановлениями и законами» (гл. 5-я), называется и «книгою завета» (Исх. 24:7) и «книгою закона Моисеева»: «и сказали книжнику Эздре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю» (Неем. 8:2), называется и «книгою закона Божия»: «и читали из книги закона Божия каждый день» (ст. 18).

Во-вторых, только 10 заповедей написаны были перстом Божиим вовсе не потому, как думают адвентисты и субботники, что этим Бог хотел показать особенное их преимущество пред другими «законами», «уставами» и «постановлениями», а потому, что этим Господь хотел наглядно, видимыми образом всегда напоминать евреям о том великом событии синайского законодательства, когда «весь народ видел громы, и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, весь народ отступил и сталь вдали», и объятый великим ужасом и страхом просил Моисея: «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы не умереть (Исх. 20:18–19). Из последних слов видно и то, почему Бог устно дал только 10 заповедей: потому, что объятый ужасом народ не мог дольше слушать глаголы Божии и просил Моисея говорить с Богом и передавать Его дальнейшие законы.

Эти дальнейшие законы Божии и передал Господь уже чрез Моисея Израилю на той же горе Хориве, когда Моисей «вступил во мрак, где Бог» (Исх. 20:21): «И вот законы, говорит на Хориве Господь Моисею, которые ты объявишь им» (Исх. 21:1); и потом дает все те законы, которые переданы были Моисеем народу и записаны для него и его потомства в книге Исход и Второзаконии.

Отсюда для всякаго ясно заблуждение адвентистов, будто Бог дал только 10 заповедей и не давал больше никаких законов; ясно также и то, что и другие, Богом данные чрез Моисея, законы, напр., о пище, о жертвах, о праздниках и прочие имели одинаковую силу и значение с 10 заповедями, ибо эти законы были законы Божии.

Адвентистов и других субботников, утверждающих, что кроме 10 заповедей Господь не давал никаких законов, обличаете Сам Бог следующими, например, словами: «Не дам впредь выступать ноге Израиля из земли сей, которую Я укрепил за отцами их, если только они будут стараться исполнять все, что Я заповедал им по всему закону и уставам и повелениям, данным рукою Моисея» (2Пар. 33:8). ,И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, и дал им заповеди Мои и объявил им постановления, исполняя которые, человек жив был бы чрез них; дал им также субботы Мои (а не одну субботу), чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я – Господь, освящающий их... по Моим заповедям поступайте и мои уставы соблюдайте и исполняйте их» (Иез. 20:11–12 и 19).

Обличает адвентистов сам Моисей, когда, напр., говорит: «И объявил Он вам завет, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их» (Втор. 4:13–14).

Обличает их и Неемия, когда говорит: «И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые; и указал им святую Твою субботу о заповеди и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея». «И вступили (израильтяне) в обязательство с клятвою и проклятием поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего и уставы Его и предписания Его» (Неем. 9:14 и 10:29).

Обличает, наконец, заблуждения адвентистов и других субботников Сам Христос в приводимых ими же Его словах из евангелия Матфея (ст. 19), ибо, как видно из предыдущих слов Христа, под «малейшими заповедями» Он разумеет все сказанные Им заповеди блаженства (Mф. 5:3–16), которые если кто нарушит (одну из заповедей сих), «малейшим наречется в Царстве Небесном». Большею же заповедью Христос назвал вовсе не субботу, а заповеди, написанные не на каменных скрижалях, а на сердцах человеческих, когда на вопрос законника: «какая наибольшая заповедь в законе», сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, в всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Mф. 22:36–40), а не на еврейской субботе.

Кроме же 10 заповедей Бог не давал Израилю никаких законов.

Итак, ясно видно из св. Писания, что адвентисты и другие субботники сами себя подвели под проклятие Божие, ибо, празднуя ветхую субботу, этим самым вступили «в обязательство с проклятием» исполнять и весь ветхозаветный, Богом данный, закон, то есть закон о субботних годах, о жертвах, пище, праздниках и о прочем, «ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона», то есть во Второзаконии (Гал. 3:10 и Втор. 27:26).

Сектант:

4) В 4 заповеди сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякия дела твои, а день седьмый – суббота Господу Богу твоему» и т. д. А в 31 главе (ст. 15–16) Исхода суббота названа «заветом вечным», следовательно, должно и теперь праздновать ее, как установление вечное.

Объяснения православного:

4) Да, евреи должны были праздновать субботу, иначе они были бы под клятвою закона (Исх. 27:26). Мы же теперь не под законом, а под благодатью искупившего нас от этой клятвы Христа: «Христос, учит св. апостол Павел, искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою... Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относятся обетования... Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя, ибо все вы, говорит апостол, сыны Божии по вере во Христа Ииcyca» (Гал. гл. 3-я), «Который упразднил вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением» (Еф. 2:15).

Слова: «навеки» и «вечно» в св. Писании Ветхого Завета не значат «навсегда», а означают время вообще продолжительное: «он останется рабом его вечно» (Исх. 21:6 см. еще: Быт. 17:8, Иис. Нав. 14:9 и др.) и особенно – время до пришествия Мессии – Христа, когда начался новый век, – век христианства.

Сами же субботники не празднуют, например, еврейскую пасху с однолетним агнцем, опресноками (мацою), мазанием его кровию дверных косяков, не празднуют ее с препоясанными чреслами; с посохами в руках и т.п., а ведь Господь об этом празднике сказал: «Да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его... Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки» (Исх. 12:1–24).

Сектант:

5) Нужно различать «установления вечныя» и «законы вечные» от «завета вечнаго»: «установления» и «законы» исполнялись только до Христа, а «завет» это – союз Бога с человеком и должен существовать вечно.

Объяснения православного:

5) Бог, как Творец и Законодатель, может изменять не только все Свои законы, но и заветы, хотя бы и говорил, что Он дает их «навеки» (1Цар. 2:30). Завет не есть договор человека с Богом: ведь договариваются в чем либо равные друг другу; завет есть проявление милости Божией и снисхождения к человеку, и Бог может Свои обещания, законы, заветы, заповеди, уставы, постановления изменять или совершенно уничтожать, если найдет, что они уже не нужны или что люди стали недостойны их.

Не было завета большего, как завет об обрезании; обрезание старше не только по времени, чем суббота, но и по своему значению; Сам Спаситель сказал, что оно важнее, чем суббота: «Моисей, говорит Он, дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, а от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете, что Я всего человека исцелил в субботу»? (Ин. 7:22–23).

Итак, из-за обрезания нарушалась сама суббота, потому что обрезание выше субботы. Оно тоже называется «заветом вечным», нарушители его тоже предавались смерти: «Обрезывайте, сказал Бог еще Аврааму, крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами... И будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день66), истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17:11–14).

И вот, этот «завет вечный» об обрезании, бывший выше субботы, отменяется св. Апостолами на их соборе. Когда христиане из иудеев стали требовать от обратившихся из язычников, чтобы они соблюдали обрезание и «закон Моисеев», то св. Апостолы, собравшись вместе, постановили: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимаго: воздерживаться от идоложертвеннаго и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15 гл.).

Этим постановлением св. Апостолы отменили не только обрезание, которое было выше субботы, но и весь обрядовый Моисеев закон с его праздниками, новомесячиями, субботою и прочим (См. Кол. 2:16–17, Гал. 5:6, 6:15).

Сектант:

6) Христос соблюдал субботу, и мы должны ее соблюдать: «Если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в любви Его» (Ин. 15:10).

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить Я пришел, но исполнить» (Mф. 5:17).

Объяснения православного:

6) Христос соблюдал субботу потому, что, как иудей, Он обязан был подчиняться обрядовому закону Моисея до времени отмены этого закона, до заключения с людьми «новаго завета в Крови Его» (Лк. 22:20), то есть до времени Его страданий и славного воскресения, когда пришел конец Ветхому Завету и настало начало нового, предсказанного еще пророком Иеремиею (Иер. 31:31–32), тогда Христос «упразднил, то есть уничтожил, закон заповедей учением» Своим (Еф. 2:15).

На том основании, что Христос соблюдал субботу, нельзя утверждать, что и христиане должны ее чтить: Христос, как иудей, праздновал еврейские праздники, совершал еврейскую пасху, но субботники не празднуют же их; Христос, как иудей, принял и обрезание, но сектанты не принимают же его.

Сектант:

7) Христос чтил субботу, ибо по субботам ходил в синагогу и учил народ: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу и стал читать... И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние» (Лк. 4:16, 31 и Мк. 1:21).

Объяснения православного:

7) Почему и до как их пор Христос чтил субботу, объяснено выше; из приведенных же мест св. Писания вовсе не видно, что христиане должны праздновать субботу; в них говорится о том, что Христос по обыкновению учил евреев по субботним дням в их синагогах; и только. Учил же по субботним дням, очевидно, потому, что евреи собирались по субботам в синагоги для молитвы, и поэтому Христос всегда мог иметь готовых, уже собравшихся слушателей. Если бы кто-либо ходил по пятницам в еврейские синагоги, когда они вечером тоже собираются для молитвы, и учил бы их вере, то неужели это значило бы, что проповедник чтит пятницу?!

Сектант:

8) Христос сказал Своим ученикам: «молитесь, чтобы бегство ваше не случилось зимою или в субботу» (Mф. 24:20), чем, очевидно, указал на святость субботнего покоя.

Объяснения православного:

8) Приведенные слова Христа вовсе не говорят о том, что христиане должны праздновать субботу, иначе нам нужно было бы почитать и праздновать и зиму, они лишь указывают на близость разрушения Иерусалима и на то затруднение, какое могли бы испытать ученики Христа, если бы это разрушение произошло неожиданно зимою, когда они могли бы погибнуть в дороге от холода, или очень скоро, – до страданий и воскресения Христа, когда еще не вполне отменена была ветхая суббота, во время которой трудно было бы и бежать из Иерусалима, так как по субботам ворота в нем запирались.

Сектант:

9) Ученики Христа праздновали субботу. Так, например, мироносицы не пошли в субботу ко гробу Христа, а «остались в покое по заповеди» (Лк. 23:56).

«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие» (Лк. 24:1).

Объяснения православного:

9) Что мироносицы праздновали субботу, когда Христос лежал во гробе, в этом нет ничего удивительного: до воскресения Христа они должны были исполнять ветхий закон, ибо новый завет начался после воскресения Христа из мертвых.

Затем, разве могли последователи Христа праздновать воскресный день, когда они еще и не знали, что Христос воскрес?

Мироносицы, даже когда узнали об этом, «недоумевали», пока ангел не засвидетельствовал им о воскресении Христа, а когда они, возвратившись от гроба, возвестили об этом Апостолам, то им «показались слова их пустыми, и не поверили им» (Лк. 24:4, 9–11), как «не верили и дивились» даже тогда, когда Воскресший Сам явился им (ст. 41). Как же не веровавшие, что Христос воскрес, могли праздновать воскресение?

Наконец, для всякаго здравомыслящего человека понятно, что пока Христос не воскрес, не могли христиане и воскресный день праздновать.

Сектант:

10) Ап. Павел чтил субботу: «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из писаний» (Деян. 17:2 и 16:13).

Объяснения православного:

10) Из этих мест Писания совсем не видно, чтобы ап. Павел чтил субботу, а видно только, что он по субботам проповедовал, как и Христос, а почему именно по субботам проповедовал, объяснено выше: потому, – что тогда евреи были в сборе, были готовые слушатели, (см. п. 5-й).

Сектант:

11) Ап. Павел в воскресный день работал, а в субботу праздновал: ходил в синагогу молиться и проповедовать. Поселившись в доме Акилы и Прискиллы, он, «по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18:1–4).

Объяснения православного:

11) Прежде всего нужно заметить, что из этого места Писания вовсе не видно, чтобы ап. Павел работал в воскресные дни; это выдумка сектантов. Сказано только: «работал», а сколько дней в неделе работал и в какие дни, – не указано. Затем нужно помнить, что он проповедовал не только в субботу и в синагогах, но и «ежедневно», «на площади» (Деян. 17:17–20), «всенародно и по домам», а Ефессян «учил три года день и ночь непрестанно». (Деян. 20:20, 31). Если сектанты чтут субботу потому, что ап. Павел по субботам проповедовал, то пусть чтут каждый день, пусть чтут языческий ареопаг, еврейские синагоги и проч.

Молиться же в коринфской синагоге с евреями апостол не мог (2Кор. 6:15), ибо тамошние евреи не только не верили, «что Иисус есть Христос», но «противились» проповеди апостола и «злословили» его, так что он, «отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян. 18:5–7).

Сектант:

12) Суббота должна оставаться и для христиан: «для народа Божия остается еще субботство» (Евр. 4:9).

Объяснения православного:

12) «Народ Божий» это – евреи, а «субботство» это – получаемое чрез веру во Христа царство небесное.

В этой главе послания к Евреям говорится о трех «покоях»: первый покой это – покой Божий, о котором сказано: «и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» (ст. 4); второй покой это – обещанная евреям «земля обетованная», куда за ропот в пустыне и непокорность не все они вошли (ст. 5–6), почему Давид предсказывает евреям о третьем покое: «ныне, когда услышите глас Его (то есть Христа), не ожесточите сердец ваших. Ибо если бы Иисус (Навин) доставил им (евреям в земле обетованной) покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему, говорит апостол, для народа Божия (то есть для евреев) еще остается субботство» (ст. 9), остается чрез веру в пришедшего Мессию-Христа войти в вечный покой, или в Царство небесное. «Ибо кто вошел в покой Его (то есть в царство небесное), тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, учит евреев св. Апостол, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру (как евреи в пустыне) не впал в непокорность» (ст. 10–11).

Итак ясно, что под «субботством» должно разуметь не седьмой день недели, а царство небесное, получаемое чрез веру во Христа, ибо только там люди окончательно успокоятся от дел своих; притом седьмой день недели никогда и нигде не называется в св. Писании «субботством», а прямо – «субботою».

Сектант:

13) Пророк Исаия предсказывал, что христиане будут праздновать субботу: «Ибо как новое небо и новая земля, которыя Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:22–23).

Объяснения православного:

13) «Дары различны, говорит св. Апостол, но Дух один и тот же» (1Кор. 12:4, 11). Следовательно, чрез пророка Исаию говорил тот же Святый Дух, Который прорекал и чрез Иеремию, почему противоречить друг другу они не могли, «ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:21). А пророк Иеремия говорит, что завет, заключенный Богом с евреями про выходе их из Египта, тот завет, в котором говорится и о субботе (Исх. 16:23–26), будет уничтожен, а будет заключен новый завет, следовательно, будет установлена и новая суббота: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их, в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иер. 31:31–32). Очевидно, здесь Исаия говорит пророчески о новой субботе, ибо если завет новый, то должен быть и новый день покоя.

Сектант:

14) Почему же другие пророки нигде не говорят о новом дне?

Объяснения православного:

14) Нет, говорят и очень много, Так, например, пророк Зaxapия говорит, что в этот день совершится наше спасение чрез прощение грехов:

«И изглажу грех земли сей в один день» (Зах. 3:8–10).

«И спасет Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой, ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (Зах. 9:16).

«В тот день откроется источник Дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1).

«И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един и имя Его едино» (Зах. 14:9).

Пророки предсказывали не только «Христовы страдания, но и последующую за ними славу» (1Пет. 1:11), явившуюся миру в день воскресный, когда «Христос воскрес из мертвых славою Отца» (Рим. 6:4). Так, например, пророк Иезекииль говорит о дне воскресном: «И знаменит будет у них день», в который Я прославлю Себя, говорит Господь Бог» (Иез. 39:13).

А так как «Христос воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25), то пророк Давид приглашает нас в день воскресный радоваться и веселиться: «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и сделался моим спасением! Камень, который отвергли строители, сделался главою угла (см. Лк. 20:17–19 и 1Пет. 2:7). Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» (Пс. 117:21–24).

В этот день и Христос велел апостолам радоваться: «радуйтесь», сказал Он (Mф. 28:9), и они, действительно, в этот день радовались (Mф. 28:8, Ин. 20:20, Лк. 24:41). Таким же днем радости должен быть день воскресный и для всех истинно верующих в воскресшего Христа.

Итак ясно, что ветхозаветная суббота была «до времени исправления» (Евр. 9:10), то есть до времени Христа, Который не только словом, а и делом отменил ее, ибо наступила, по предсказание пророков, новая суббота, то есть день воскресный, день «знаменитый», который, «сотворил Господь», день славы Христа, а нашей радости и веселия об избавлении нас и всего мира от рабства диаволу.

II. Вопросы и ответы православного

1) Откуда видно, что Христос отменил субботу?

1) Весь Моисеев закон «имел тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр. 10:1), поэтому пришедший Мессия-Христос, исполнив весь закон (Mф. 5:17) и ветхозаветные заповеди (Ин. 15:10), потом Сам же иные из них пополнил, другие изменил (вся 5-я глава ев. Матфея) и в общем «упразднил, то есть уничтожил закон заповедей учением» Своим (Еф. 2:15). Субботу же Он совсем отменил и словом и делом.

Так, напр., Он Сам нарушал ее, исцеляя в субботу больных: сухорукого (Mф. 12:10–13), расслабленного (Ин. 5:5–16), слепорожденного, сделав в субботу ему брение, (Ин. 9:1–16), что все запрещалось ветхим законом о субботе (Исх. 20:10, 31:14–15, Чис. 15:32–36).

Нарушая субботу, Христос заставлял и других нарушать ее. Исцеляя, напр., больного в субботу, Иисус говорит ему: «встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний; посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал: Кто исцелил меня, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8–12).

Иудеи, основываясь на ветхом законе о субботе, справедливо обвинили исцеленного, а следовательно и Христа, в нарушении субботы, ибо в заповеди говорится, что в субботу не должно делать никакого дела (Исх. 20:10, 31:15), а пророк Иеремия говорит: «Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими. И не выносите нош из домов ваших в день субботний так, как Я заповедал отцам вашим» (Иер. 17:21–22). Но Христос Сам нарушил субботу и велел нарушить ее исцеленному слепорожденному, чтобы показать, что суббота Им отменена.

2) За что иудеи искали убить Христа?

2) За нарушение субботы: «И стали иудеи гнать Ииcyca и искали убить Его за то, что Он делал такия дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает и Я делаю. И еще более искали убить Его за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу». (Ин. 5:16–18).

3) А св. Апостолы нарушали субботу?

3) Да, нарушали: «И случилось Ему в субботу идти засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать... И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Mк. 2:23–28).

Фарисеи, на основании ветхого закона о субботе, опять совершенно справедливо обвинили учеников Христа в нарушении ими субботы, ибо в субботу нельзя было растирать руками колосья, тем более нельзя было ходить по полям (Исх. 20:10, Чис. 15:32–36 и Лк. 23:56), но Христос не сделал выговора Апостолам, а, назвав Себя господином субботы и сказав, что суббота для человека, то есть что человек выше субботы, этим самым оправдал учеников в нарушении субботы, то есть окончательно ее отменил.

4) Откуда особенно ясно видно, что суббота отменена?

4) Из 15-й главы Деяний св. Апостолов и из послания ап. Павла к Колоссянам (2:16–17).

Христиане из евреев настаивали на том, чтобы христиане из язычников приняли обрезание и «соблюдали закон Моисеев» (Деян. 15:1 и 5), то есть закон о пище, питии, еврейских праздниках, субботе и о прочем, что находится в законе Моисеевом. «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения этого дела» (ст. 6) и сделали следующее постановление: «Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили... Угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимаго: воздерживаться от идоложертвеннаго и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15:24–29).

Таким образом св. Апостолы отвергли обрезание и весь обрядовый Моисеев закон, следовательно, и субботу, ибо не постановили на своем соборе соблюдать ее.

Вот почему и св. ап. Павел говорит о субботе следующее: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу77): Это есть тень будущаго, а тело во Христе» (Кол. 2:16–17). Здесь еврейская суббота названа «тенью», то есть ничего незначащею, бесполезною.

5) Что должны делать празднующие еврейскую ветхую субботу?

5) Они должны исполнять не только все «заповеди», но и все ветхозаветные «постановления», «законы», «заветы» и «уставы», ибо все они «Господни» и даны евреям «навеки», то есть должны праздновать еврейские праздники, субботе дни, праздник опресноков (маца), праздник кущей (кучки) и прочее, ибо о всех этих установлениях Господь сказал, что они – Его и потому должны евреями исполняться (Исх. 12:1–24, 16:4 и 28, 28:1–43, 29:9). «И объявил Он вам завет, который повелел вам исполнять, десятисловие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтобы овладеть ею» (Втор. 4:13–14). И вступили (израильтяне) в обязательство с клятвою и проклятием поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего и уставы Его и предписания Его» (Неем. 10:29. См. еще Иез. 20:11–13). «Проклят человек, говорит Иеремия, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской» (Иер. 11; 3–4).

Отсюда ясно, что празднующие субботу должны исполнять весь закон, данный евреям по выходе их из Египта, а в том законе говорится не об одной субботе, а и об опресноках, о пасхе с агнцем и горькими травами, о мазании дверных косяков кровью и о прочем, что все субботники должны исполнять, иначе будут прокляты.

6) Еще что обязаны делать субботники?

6) Они должны праздновать каждый седьмой год: каждый седьмой год они не должны ни орать, ни сеять, ни жать, ни собирать плодов и винограда: «Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай произведения их; а в седьмый год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай. Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай: да будет это год покоя земли» (Лев. 25:3–5).

Нельзя также пользоваться субботникам землею в 49-й и 50-й годы; в эти два года земля их должна пустовать (ст. 8–12). Но сектанты седьмые дни празднуют, а седьмые годы не чтят: не выгодно!..

Субботники еще должны ежегодно отделять для Господа десятую часть всего дохода из земли, из скота, из птицы, фруктов и проч. (Лев. 27:30–31). Должны также отделять десятую часть годового дохода для содержания своего священства, то есть для своих вожаков, непризванных лжепресвитеров (Чис. 18:21, Евр. 7:5). Но они этого тоже не делают, ибо и это для них не выгодно.

7) В каком положении находится тот, кто ветхозаветную субботу празднует, а прочий ветхий закон не исполняет?

7) Кто признает только закон о субботе, а всего остального закона Моисеева не исполняет, тот находится под проклятием: «Проклят (всякий человек) кто не исполнит всех слов закона сего и не будет поступать по ним»! (Исх. 27:26). «Проклят человек, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской». (Иер. 11:3–4). «Все, утверждающиеся на делах закона, говорит ап. Павел, находятся под клятвою, ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10). Мы не желаем быть под проклятием Божиим и потому отвергаем весь обрядовый закон Моисеев с его ветхою субботою.

8) Почему мы празднуем новую субботу, то есть день воскресный?

8) Потому, – что «древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 5:17). «Никто, учит Спаситель, к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегаются то и другое» (Mф. 9:16–17).

9) Еще почему празднуем день воскресный?

9) День воскресный празднуем потому еще, что Христос в этот день не только избавил нас от рабства диаволу, но Сам возвеличил и освятил именно этот, а не другой какой-либо день и Своими явлениями ученикам и другими великими делами. Об Его явлениях читаем:

«Воскресши рано, в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16:9).

«По прошествии же субботы, на рассвете перваго дня недели пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб... Когда же шли оне возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И оне, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему »(Mф. 28:1, 9).

«В тот же день недели» явился Христос двум ученикам, шедшим в Эммаус (Лк. 24:13–32).

«В тот же первый день недели вечером» Христос явился всем собравшимся ученикам Его, кроме Фомы (Ин. 20:19–23).

«После восьми дней» от воскресения (считая в числе восьми дней и день воскресный, так как воскресение совершилось «весьма рано» (Mк. 16:2 и 9), «когда было еще темно» (Ин. 20:1), явился Христос всем ученикам с Фомою (Ин. 20:24–29).

Таким образом Своими явлениями Христос освятил и отличил не какой-либо иной день, а день воскресения Своего.

10) В какой день Христос совершил первый раз преломление после Своего воскресения?

10) В день воскресный. «В тот же первый день недели», когда Клеопа и Лука шли в Еммаус, явился им в пути Христос. «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они в тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее, но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его, но Он стал невидим для них» (Лк. 24:1 и 13–31).

11) В какой день Христос дал Апостолам великое право прощать людям их грехи, – право переданное ими их преемникам, служителям Церкви?

11) «В тот же первый день недели» (ст. 19): «Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21–23).

12) В какой день сошел Св. Дух на Апостолов?

12) В день воскресный. В книге Левит (23:15–16) сказано, как определять день пятидесятницы: «отсчитайте себе от перваго дня после праздника семь полных недель... До перваго дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней».

Еврейская пасха в год смерти Христа приходилась в субботу (Лк. 23:53–54); следовательно, первый день после праздника, был в то время «первый день недели», то есть воскресение. Если насчитать, начиная с этого дня, 50 дней, то выйдет, что день пятидесятницы, когда св. Апостолы «все были единодушно вместе» (Деян. 2:1), совпал с воскресением, как и у нас праздник Пятидесятницы, или день Св. Троицы по тому же счету всегда приходится в день воскресный.

13) В какой день собирались ученики Апостолов для преломления и молитвы?

13) В день воскресный. Явление Христа всем ученикам было в первый день недели (см. пункт 9), когда Он «наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери» (Mк. 16:14), то есть «на вечери Господней» (1Кор. 11:20).

В воскресение же собрались для преломления с ап. Павлом ученики его: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день (то есть в понедельник), беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян. 20:7–8). Очевидно, это было торжественное праздничное собрание с усиленным освещением.

14) Какой день христиане посвящали делам милости?

14) Тоже – день воскресный. «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских; в первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду». (1Кор. 16:1).

15) В какой день было дано св. Иоанну откровение о будущей судьбе мира?

15) В воскресение: «Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр. 1:1088).

16) Правда ли, как говорят субботники, что воскресение христиане стали праздновать только со времени Константина Великого, издавшего об этом особый указ в 321 году?

16) Нет, не правда! Если Константин Великий издал указ о воскресном дне в 321 году, то это еще не значит, что до этого времени не праздновали воскресного дня. Константин Великий издал и указ о том, что вера христианская может всеми исповедоваться свободно и открыто, но разве это значит, что до издания этого указа не было вовсе веры христианской? Так может говорить только тот, кто совсем не знает истории Церкви христианской.

Константин Великий издал указ о воскресном дне, чтобы оградить законом святость этого дня от нарушения и оскорбления его язычниками.

Мы имеем свидетельства истории о праздновании христианами воскресного дня гораздо раньше Константина Великого, вступившего на престол в 313 году, и имеем свидетельства о праздновании воскресного дня даже от самих учеников апостольских.

История сохранила нам очень интересный рассказ о следующем событии, бывшем при жестоком гонителе христиан императоре Диоклитиане, царствовавшем раньше Константина Великого: он оставил престол в 305 году.

«В гор. Карфаген привели однажды 49 человек христиан, взятых в ближнем городе за участие в общественном богослужении. В этой толпе христиан были люди разного звания, разного возраста. Был священник с четырьмя детьми: был сановник, всеми уважаемый за честность и правдивость; были юные девы; все были равно одушевлены пламенною верою и любовью к Богу, и все с твердостию вытерпели мучения, славя и благодаря Бога и молясь за мучителей своих.

«Господи, помилуй их», восклицал один из мучеников; благодарю Тебя», Господи; – Господи, даруй нам терпение, освободи служителей Твоих от рабства миру! Ты наша надежда, Боже всевышний, Боже всесильный»! Судья убеждал христиан открыть место, где хранится у них Священное Писание. «Оно у нас в сердце», отвечали некоторые. Предали их истязаниям. Судья убеждал христиан отречься и тем спасти жизнь свою, но они все единодушно отвечали: «Мы христиане и до последней капли крови сохраним заповеди Бога нашего.

– Я не спрашиваю у тебя, христианин ли ты, сказал судья одному из мучеников, а спрашиваю, присутствовал ли ты при богослужении и праздновал ли день Воскресный?

– Да, отвечал тот, мы праздновали день Воскресный со всевозможным торжеством; мы не пропускали ни одного Воскресенья без чтения Священного Писания.

Этот ответ так раздражил судью, что, по повелению его, отвечавший был замучен до смерти.

– Был ли ты при Воскресном Богослужении? спросил судья у Ампелия, хранителя священных книг.

– Был вместе с братьями, праздновал Воскресение и имею священные книги; они в сердце моем.

Другой юный христианин, не дождавшись допроса, воскликнул: «День Воскресный, радость христианина! Я присутствовал с братьями при Богослужении, ибо я христианин; я праздновал день Воскресный, ибо я христианин. Да будет это известно»!

– Я христианин! воскликнул третий; после имени Самого Иисуса Христа, это священнейшее из всех названий. Я имею священные книги; вырви их из сердца моего!

Между мучениками был ребенок, сын священника Сатурнина. И он воскликнул с твердостью: «и а был при Богослужении в Воскресение; был там добровольно»!

После этого все христиане преданы были тяжким мукам; все они умерли в ужасных страданиях, но ни один из них не отрекся пред мучителями ни от Христа, ни от Евангелия, ни от воскресного дня.

Вот как христиане и до Константина Великого чтили воскресный день!

Из других свидетелей о почитании христианами воскресного дня раньше Константина Великого, можно указать на отцов и учителей Церкви, живших гораздо раньше царствования равноапостольного Константина.

Так, напр., св. Петр епископ Александрийский, умерший мученическою смертию в 311 году, пишет: «воскресный день мы провожаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный» (правило 15-е).

Иустин Мученик, живший раньше св. Петра Александрийского, именно, – во втором веке, пишет, что христиане «собирались в день, называемый воскресением, чтобы слушать чтение апостольских писаний» (1-я апол. к императору Антонину, глава 67-я).

Иустин Мученик, живший раньше св. Петра Александрийского, именно, – во втором веке, пишет, что христиане «собирались в день, называемый воскресением, чтобы слушать чтение апостольских писаний» (1-я апол. к императору Антонину, глава 67-я).

Св. Игнатий Богоносец, ученик ап. Иоанна Богослова, за имя Христово преданный язычниками на растерзание зверям в 107 году, в своем послании к Магнезийцам пишет: «Итак, жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью воскресения... Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски» (главы 9 и 10).

Спутник ап. Павла, ап. Варнава, говоря об отмене субботы, пишет в своем послании: «Мы проводим в радости осьмой день, в который и Иисус воскрес из мертвых». (гл. 14-я).

В «Правилах св. Апостолов» (64-е) мы находим следующее указание на день воскресный: «аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу кроме единыя токмо (великие субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».

В книге «Учение двенадцати Апостолов», написанной не позже начала 2-го века, читаем: «в день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите» (глава 15-я).

В книге «Постановления св. Апостолов», написанной не позже 2-го века, говорится о дне воскресном следующее:

«В день воскресения Господня, то есть в день Господень, собирайтесь постоянно, благодаря Бога и исповедуя, чем облагодетельствовал вас Бог чрез Христа» («Постан. Апост.» Казань, 1864 года, стр. 225-я). Сходитесь в зданиях Господних в день воскресения Господня, то есть в день Господень, воссылать хвалу Богу, сотворившему все чрез Иисуса и пославшему Его к нам, попустившему Его пострадать и воскресившему Его из мертвых. Ибо чем оправдывается пред Богом тот, кто не ходит слушать спасительное слово о воскресении в такой день, когда и три моления совершаем, стоя, в память воскресшего в третий день, и когда бывают чтения пророков и евангелия и приношение жертвы и дары священной снеди» (стр. 95–96-я). В день Господень «пусть пребывают в церкви ради учения благочестия», «он имеет образ воскресения» и есть «воспоминание воскресения» (стр. 221-я и 293-я).

Итак, мы видим, что день воскресный праздновался гораздо раньше Константина Великого, что этот день чтили христиане еще апостольских времен.

Лаодикийский собор, бывший в 346 году, повелевает: «не подобает христианам иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся (найдутся) иудействующие, да будут анафема (отлучены) от Христа» (Правило 29-е).

Об обязательном почитании воскресного дня говорят также правила Первого (20-е) и Шестого (90-е) вселенских соборов.

Голос же вселенского собора есть голос предстоятелей всей Христовой Церкви, о которой Сам Спаситель сказал: кто «не послушает Церкви, будет тебе, как язычник и мытарь»! (Mф. 18:17).

Подумай, заблудший брат, что празднуя еврейскую субботу, ты напрасно гоняешься за тенью; желая почитанием субботы угодить Богу, ты оскорбляешь воскресшего Христа, унижаешь преславное Его воскресение, а отделяясь из-за субботы от Христовой Церкви, навеки губишь свою грешную душу, ибо «если кто и подвизается, учит ап. Павел, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим. 2:5).

* * *

6

Примечание. «Почему, спрашивает св. Иоан Златоуст, 8-й день становится выше 7-го? Дети обрезываются в 8 день потому, что в 8 день надлежало быть воскресению, то есть Господню обрезанию всего мира. Почему не повелел Моисей обрезывать в 6 день? Почему не в 9 или 10? Ясен 8 день, в который воскресает Христос. И так, если кто не верит воскресению, тот не обрезан сердцем, отчужден от Бога неверием» (Слово о сретении Господа нашего Ииcyca Христа. Твор. И. Златоуста, т. II. стр. 875).

7

Примечание. В некоторых переводах Библии стоит: «за субботы», чем еще сильнее отвергается всякая суббота, во всех ее видах: седьмой субботний день, седьмой субботний год. юбилейные субботние годы —49—й и 50-й; словом, отвергаются все еврейские субботы.

8

Примечание. День воскресный, как видно это из церковной истории, христиане называли еще «днем Господним» и «днем Солнца», разумея под Солнцем Христа, именуемого «Солнцем правды». Название «день Господень» (по гречески «кириаки имера») сходно с наименованием «вечеря Господня» (1Кор. 11:20) – (по гречески «кириакон дипнон»), иначе: «вечеря Христова». Следовательно, «день Господень» то же, что «день Христов», каковым никогда не может быть ветхая суббота, в которую Христос лежал в гробу. «Днем Господним», или «днем Христовым» может быть назван только день славы Христа, то есть «день воскресный».


Источник: Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед / М.А. Кальнев. - Одесса : "Славян." тип. Е. Хрисогелос, 1911. - [2], 279 с.

Комментарии для сайта Cackle