Источник

Отдел третий. Устройство Евангелическо-Лютеранской церкви в России

Строй Евангелическо-Лютеранской церкви в России во многом отличается от строя ее в Прибалтийском крае. Одни и те же учреждения внутри России и в Прибалтийском крае существенно различаются по своим основным началам. Это различие объясняется различными историческими условиями происхождения лютеранских общин в разных частях империи. В Прибалтийском крае христианство проникло вместе с владычеством немцев и с стремлением ганзейских городов расширить свою торговлю.

Вместе с торговцами и рыцарями-завоевателями, Германия высылала и миссионеров. Первый из них был бременский священник Мейнгард. Его проповедь была весьма удачна, и, по обычаю того времени, он построил на устье Двины крепость (Durg) и был возведен папой в сан епископа новообращенных латышей и эстов. Тем не менее, преемники Мейнгарда были прогнаны латышами. Поэтому, по благословению папы, немецкие миссионеры вместе с рыцарями образовали военно-духовный орден Братьев Креста Господня и в 30 лет они подчинили весь Прибалтийский край.

В XVI веке реформация захватила и Прибалтийский край. Новое исповедание приняли и завоеватели немцы, и коренное население – эсты и латыши, причем бароны присвоили себе права, принадлежавшие прежде епископам, во всем же прочем значительных изменений не произошло, ни при перемене религии, ни после. Этим и объясняется то преобладающее значение дворянства, которое мы наблюдаем теперь в Прибалтийском крае.

Совершенно иначе явилась Евангелическо-Лютеранская церковь внутри России (в Москве и в Петербурге). Известно, что со второй половины XVI века и, особенно, в первой половине XVII века стали являться в Россию, по приглашению правительства, немцы Евангелическо-Лютеранского исповедания, занимавшиеся различными профессиями, и в Москве сами собою организовались приходы и общины. Для отправления богослужения они ставили особые избы. С 1620 года упоминаются немецкие избы в Белом, каменном и земляном городах. В это время немцам было представлено приискать для своих изб место только за земляным городом. Это запрещение не стеснило, однако, свободы организации немцев в церковном отношении. В одной немецкой слободе было до 11-ти церквей или приходов, в состав которых входили генералы, полковники и всякого рода чины иноземные. Отсюда можно вывести то заключение, что приходские общины организовались в Москве совершенно свободно и на основаниях чисто церковных. В XVIII веке лица Евангелическо-Лютеранского исповедания, являвшиеся в Москву, по приглашению русского правительства, входили в состав приходских общин, уже существовавших, или же составляли новые общины. Под влиянием идеи, что благополучие государства зависит, между прочим, от количества населения, русское правительство в XVIII и даже в XIX столетии старалось колонизовать многие слабо населенные местности юга и юго-востока России выходцами из Западной Европы. Многие, теснимые за свои религиозные воззрения, протестанты тогда переселились в Россию и образовали из себя религиозные общины разнообразного устройства, согласно догматическим началам своих вероучений.

При разделе Польши к России отошли, между прочим, области, отчасти заселенные поляками – лютеранами (евангелическо-аугсбургского исповедания), и, отчасти, хотя и в меньшей степени, реформаторами (кальвинистами).

Далее, присоединенная при Александре I-м Финляндия представляет из себя особую лютеранскую церковь в России, отличительная черта которой епископальная система устройства.

Наконец, как на особую Лютеранскую церковь, можно указать на Закавказские немецкие колонии, явившиеся там вскоре после покорения Кавказа. Они в религиозном отношении являются объединенными, хотя и чисто внешним путем, в лице общего представителя – Обер-Пастора.

Таким образом, история образования Евангелическо-Лютеранской церкви в России различна в различных местах, поэтому и права учреждений церковных в разных местах различны.

Общий состав Евангелическо-Лютеранской церкви имеют следующие части: 1) приходы, 2) пробстские или супер-интендантские округа, 3) консисториальные округа и 4) генеральная консистория и Генеральный Евангелическо-Лютеранский Синод.

I. Устройство приходов

В основе устройства Евангелическо-Лютеранской церкви, по ее вероучению, лежит приходская община (Gemeine religiosen). Она управляется и выражает свою деятельность: 1) через посредство пастора, 2) через посредство общих собраний, 3) через церковный совет, 4) в некоторых местностях, в частности в Прибалтийском крае, приходская община в управлении ее делами заменяется патронами (Vorsteher).

1) Пастор. Лютеране говорят, что духовенство, по необходимости, существует для порядка. Такое положение очень неясно. Между тем, как по каноническому праву Римско-Католической и Православной церквей, вступление в духовное звание совершается jure divino, т. е. через таинство посвящения. Евангелическая церковь не знает духовного состояния в этом смысле и посвящения в смысле таинства, так как, по евангелическому учению, все верующие суть члены истинного духовного состояния. Поэтому в малых общинах к проповедничеству и богослужению допускаются и миряне. Таким образом пастора облекается особыми правами и обязанностями по уполномочию общины, т. е. он является выразителем ее религиозного сознания. Таким выразителем может быть всякое лицо, но в действительности, не все члены церкви имеют эту способность. Поэтому, должны существовать особые условия, которые бы служили гарантией, что данное лицо может и способно быть выразителем религиозного сознания общины. Эти условия в разных странах разнообразны, но существенные из них повсюду одинаковы. Условия эти следующие:

1) Возраст не менее 25-ти лет (изъятия допускаются только с разрешения Министра Внутренних Дел) и безукоризненное поведение во всех отношениях.

2) Подданство той стране, в пределах которой находится приход, куда данное лицо желает поступить на должность пастора43.

3) Определенная государственными и церковными правилами степень богословского образования и определенные нравственные правила.

По русскому праву, право быть кандидатом в пасторы получают лица, окончившие курс богословских наук в Университетах (Юрьевском, Гельсингфорском) и выдержавшие удовлетворительный экзамен сначала перед богословским факультетом и потом два раза перед одной из местных консисторий. Первый экзамен перед консисторией дает право проповедования; (pro venia concionandi) выдержавший этот экзамен может быть допущен к проповедованию всяким местным пастором при его церкви. Второе испытание, к которому допускаются лица, выдержавшие первое не ранее года, pro ministerio и дает право быть помощником пастора, т. е. говорить проповеди и исполнять церковные службы.

Особых программ этих испытаний не выработано. Постановка экзамена зависит от суперинтенданта. За недостатком лиц университетского образования допускались к исполнению обязанностей пастора и обнаружившие достаточную степень богословского образования, только на консисторских экзаменах.

4) Знание языка, на котором говорит население прихода, достаточное для исповедывания. Это, однако, далеко не везде точно выполняется, а контроль со стороны государственного правительства весьма слаб.

5) Свободное состояние. Кандидат, принадлежащий к несвободному состоянию, должен представить увольнительное свидетельство.

6) Узаконенное избрание, утверждение, посвящение и введение в должность.

Порядок назначения пастора в разных приходах различен и определяется особыми правами прихожан (городских или сельских) и частных лиц (земельные их отношения).

По общему правилу Евангелическо-Лютеранского исповедания, пастор избирается и назначается самой общиной из кандидатов, удовлетворяющих всем вышеуказанным условиям. Этот порядок существует повсеместно в Германии и в России, кроме Прибалтийского края. Там в избрании и назначении пастора принимают участие патроны, правительство и консистория. Виды назначения пасторов, следующие: а) в некоторых приходах (на казенных или удельных землях) право назначения пастора принадлежит короне, т. е. Государю посредством nominatio. В таких приходах пастор определяется Государем по представлению Министра Внутренних Дел из кандидатов, выдержавших экзамен на получение права быть проповедником или служителем pro ministerio. Список этих кандидатов представляется Министру Внутренних Дел консисторией, которая ведет списки лиц, выдержавших экзамен. б) В иных же приходах пасторы назначаются консисториями, которым право назначения передано от короны и потому консистория каждого избираемого кандидата представляет на утверждение Министра Внутренних Дел. в) В иных же приходах корона только утверждает пасторов, а избранию их предоставлено или приходу, или части приходской общины (как в округах С.-Петербургском и Московском). Избранных прихожанами кандидат представляется консистории, которая вместе с своим мнением представляет акт выбора Министру Внутренних Дел. В иных приходах право выбора пастора принадлежит или одному, или нескольким патронам44; в других патрону и прихожанам вместе; утверждается пастор в обоих случаях консисторией. Если избиратели не воспользуются этим правом, то пастор назначается консисторией на основании jus devolutionis.

При избрании пастора патронами и прихожанами вместе или одними прихожанами присутствуют местный пробст или член консистории, или уполномоченный ее. Перед избранием кандидаты произносят пробную проповедь перед приходом.

День избрания объявляется в газетах или в особых листах на дверях церкви. Избранным признается тот, кто получил большинство голосов. В случае равенства голосов, старший из патронов, а где нет патроната, консистория избирает одного из кандидатов, получивших равное число голосов. При избрании пастора помимо прихожан эти последние могут не принять его, в силу присвоенного им нашим законодательством права протеста (так наз. Jus exclusionum). В этом случае они обязаны заявить, через своих попечителей или через местные церковные учреждения, пробсту, а этот последний, при неуспехе увещаний, доносит местной консистории и далее Министру Внутренних Дел и генеральной консистории.

Избранный и утвержденный кандидат посвящается по особому обряду. В России посвящение совершается суперинтендантом (одно и то же должностное лицо носит различные названия в различных местностях), или лицом, назначенным для этого консисторией. Посвящение происходит в праздничный день, при участии нескольких проповедников. Посвященному дается свидетельство о посвящении его. Совершавший посвящение обязан донести консистории и при этом представит присяжный лист, подписанный посвященным, содержащий в себе присягу на верность Государю. Обыкновенно, местом посвящения служит тот город, где находится консистория. По посвящении пастор вводится в должность местным правительственным лицом Евангелическо-Лютеранской церкви (пробстом или суперинтендантом) в присутствии прихожан или церковных старшин. В случае отсутствия местного правительственного лица, пастор вводится в должность приходскими попечительствами. После введения в должность, пастор принимает все приходские книги и документы, имущество церкви и вступает в права и обязанности по отношению к приходу.

Обязанности пастора по отношению к приходу следующие: 1) пастор должен исполнять все требы, совершать все таинства, общественное богослужение в определенные дни произносить проповеди; 2) наблюдать за религиозным воспитанием юношества в приходе, – поэтому он имеет право посещать школы своего прихода.

К личным правам пастора следует отнести: 1) личное дворянство, 2) привилегии судопроизводственного характера. По подозрению в уголовном преступлении могут быть арестованы только в чрезвычайных случаях, и об аресте пастора должно сейчас же донести консистории, равно и о случаях, требующих ареста пастора. До последнего времени арест пастора был чрезвычайно затруднителен, так как арестованный фактически отрешается от должности, а в 1888 году были точно указаны те случаи, при которых пасторы могут быть арестованы. Все производство об обвиняемом пасторе докладывается его начальству, которое может представить суду свои заключения. Вообще, пасторы не могут быть лишены навсегда духовного звания или отрешения от должности иначе, как по формальному судебному приговору, или же по Высочайшему повелению. Пастор имеет и почетные права, таковы титул и особая одежда. Его материальное положение должно быть обеспечено во все время пребывания в должности.

Община есть второй элемент прихода Евангелическо-Лютеранской церкви. Право ее на участие в делах прихода далеко не одинаково в разных местах России. Устав Евангелическо-Лютеранской церкви разделяет приходы по участию в управлении имуществом и в назначении пастора на: а) приходы городские в Империи, б) городские в Прибалтийском крае, в) сельские в Империи и г) сельские в Прибалтийском крае.

Правление прихода в городах Империи составляет общее собрание прихожан и церковный совет (Конвент или Коллегия). В общее собрание приглашаются все более или менее значительные в хозяйственном или гражданском отношении прихожане: чиновники, помещики, фабриканты, мастера ремесленных цехов и т. п. О дне и месте его сообщается не менее трех раз в церкви или в ведомостях. Участие или неучастие в общем собрании зависит исключительно от воли прихожанина, от степени интереса его к общинным делам, обязательности участия в собрании нет. Все присутствующие принимают участие в делах, но определенной организации это собрание не имеет, т. е. закон не указывает ни правоспособности отдельных членов, ни председателя собрания; но так как право этого собрания довольно значительно, то для надзора за его деятельностью определяются особые чиновники. Права общего собрания следующие: 1) избирать кандидатов в пасторы, почетных патронов (даже пожизненных); председателя и членов конвента; 2) выслушивание и утверждение отчетов конвента об управлении экономическими делами, а равно и учреждениями, состоящими при нем; 3) назначение комиссии для составления актов, описей и разных ведомостей для осмотра здания и учреждений; 4) разрешение вопросов, требующих согласия всех членов (напр. совершать значительные расходы на церковь), оценка деятельности должностных лиц, право делать им замечания и выговоры. Все дела в общем собрании решаются большинством голосов; решение заносится в протокол собрания. Споры разрешаются в консистории.

Городской церковный совет (конвент) состоит из председателя, проповедника и членов (4–12), называемых, обыкновенно, церковными старшинами или попечителями (Vorsteher). Они избираются приходом на три года; председателем, обыкновенно, бывает или почетный патрон, или один из церковных старшин, или же старший пастор. Обязанности церковного совета следующие: 1) управление церковным имуществом, ремонт и постройка церковных зданий, увольнение и определение служащих при церковных учреждениях прихода; 2) хождение по церковным делам в правительственные и судебные присутствия; 3) призрение бедных и содержание училищ; 4) ведение церковного инвентаря и 5) составление ежегодного отчета по приходу и представление его в общее собрание и консисторию. Споры разрешаются общим собранием прихожан или местной консистории; может дело доходить, впрочем, до генеральной консистории и даже Сената. Таково устройство городских приходов, но оно далеко не одинаково в разных городах империи. От вышеописанного устройства городских приходов очень мало отличается устройство сельских приходов в Империи.

В городских приходах Прибалтийского края до 80-х годов XIX столетия, значение патронов имели магистраты (судебные и административные учреждения), в состав которых входили выборные от гильдейского купечества и цехов. Магистраты были заменены думами и управами, и новыми судебными учреждениями, но по отношению к церкви никаких реформ произведено не было. Поэтому входящие в состав 1-ой гильдии лица и до сих пор удерживают в своей власти церковные дела. Но так как купечество в Прибалтийском крае состоит главным образом из немцев, то в приходах, где большинство прихожан латыши или эстонцы, происходят весьма часто недоразумения из-за национальности назначаемых пасторов. Является настоятельная потребность вмешательства государственной власти для урегулирования этих отношений.

Главную особенность устройства сельских приходов Прибалтийского края представляют церковные попечители и патроны. 1) Церковными попечителями (Kirchenvorsteher) являются местные землевладельцы и дворяне. Они, если их несколько, образуют из себя конвент. Пастор и община занимают подчиненное место по отношению к конвенту. Попечителю принадлежит право представляют кандидатов в пасторы, назначать учителей в приходские школы, наблюдать за благочинием в церкви и заведывать хозяйством прихода, лично или через особый назначаемый им конвент, в состав которого входят мелкие землевладельцы и вообще лица, участие коих в конвенте признается желательным со стороны попечителя. В некоторых приходах попечитель избирает еще старост, которым дает в заведывание отдельные стороны приходской жизни; на их обязанности лежит церковная полиция, как то наблюдение за поведением и образом жизни прихожан, учителей сельских школ, появлением разного рода религиозных воззрений несогласных с общим вероисповедным учением. Ответственности старосты подлежат исключительно перед попечителями. Но главное основание чрезмерной власти церковного попечительства и неестественного устройства прихода заключается в полной экономической зависимости приходской общины от церковного попечительства, которая в области церковных отношений выражается в праве налагать по своему усмотрению повинности в пользу прихода, как тесно связанные с арендуемой у них землей. В связи с этим содержание пасторов находится также в зависимости от церковного попечительства. 2) Патронатство Прибалтийского края ведет свое начало от католической церкви. По действующему праву, патроном называется лицо, имеющее близкое и преимущественное участие в назначении пастора и управлении приходом. Право это приобретается следующими способами: 1) уступкой бесплатно место под церковь и пастырские задания; 2) сооружением церкви или пастората на собственное иждивение; 3) назначением земель или сумм на содержание церкви и пастората; 4) возобновлением разрушившихся церквей. Приобретший одним из этих способов звание патроната, утверждается в нём по представлению Министра Внутренних Дел Верховной властью. Патронатство бывает личное, наследственное и вещное, смотря по тому, принадлежит ли оно на одному лицу или роду, или переходит, как неотъемлемый сервитут определенного имения, от одного владельца к другому.   Если имение переходит к лицу не христианского исповедания, то всё-таки обязанности патроната должны быть выполнены, хотя правами в управлении церковью это лицо не пользуется. Если имение находится в опеке или попечительстве, то права патронатские переходят к опекуну или попечителю. Права патрона следующие: 1) избрание кандидата в пасторы; в случае отказа консистории о введении его в должность, патрон может приносить жалобу в Генеральную Консисторию (ст. 416); 2) наблюдение и участие в церковном хозяйстве; 3) Патрон имеет для себя и своего семейства особое место в церкви; 4) может назначать текст для проповеди; 5) дни общественного богослужения и 6) имеет право возношения молитвы за него на общем богослужении; 7) имеет право участвовать в церковном совете, а иногда и назначать членов в состав его; 8) на его обязанности лежит церковная полиция.

Права патрона утрачиваются: 1) если патрон назначил пастора по корыстным расчетам, 2) если он умышленно присваивает церковное имущество, 3) если по небрежности не пользуется своими правами в течение трех лет, наконец, 4) если церковь пришла в разорение. В первых трех случаях право патронатства при жизни патрона переходит к общине, а после смерти его к наследникам, а в последнем случае к восстановителю церкви.

Дальнейшая характерная особенность устройства лютеранских приходов Прибалтийского края – «пасторские имения», многие приходы имеют значительные земельные участки. Большая часть их находится по общему типу земельных отношений Прибалтийского края в обязательной аренде у местных крестьян, что крайне тяжело отзывается на их благосостоянии. Таким образом лютеранская церковь Прибалтийского края одна лишь в России имеет в настоящее время населенные имения.

Пробстские (суперинтендентские) округа

Приходы обыкновенно соединяются в пробстские округа для церковно-административных целей и учреждаются и изменяются не иначе, как по докладу министерства Внутренних Дел с Высочайшего соизволения.

В состав округа входят пробст и синоды пасторов. Эти синоды имеют весьма важное значение. Так как их деятельность не ограничивается исключительно церковной сферой, но часто они преследуют и ученую цель.

Пробст избирается по предложению местной консистории или в собрании всех пасторов округа, или письменной подачей голосов, пасторами же. Избираются, таким образом два кандидата в пробсты и представляются через местную и генеральную консисторию на утверждение одного из них Министром Внутренних Дел. Права и обязанности пробста, следующие: 1) пробст по отправлению своих обязанностей подчинен непосредственно консистории и генеральному суперинтенденту. 2) Он есть непосредственный начальник пасторов, ведет кондуитные списки их, требует от них отчет в их деятельности, наблюдает за отправлением службы. 3) Он ревизует учебные заведения в отношении преподавания Закона Божия (лютеранского исповедания). 4) Он вводит в должности вновь назначенных пасторов, а в случае отлучки или смерти пастора заботится о временном замещении вакансии. 5) Он производит визитацию церквей своего округа не менее раза в год. Визитация производится вместе с ассистентами; издержки визитации возлагаются или на приходы, или на казну. Цель визитации – это ознакомление с приходом его учреждениями и религиозно-нравственной жизнью прихода. 6) Пробст созывает синоды пасторов своего округа и председательствует на них. Предмет занятия Синода состоит в совещании о духовных делах, распространении учения веры, устройств школ, благотворительности и прочее. Заседаниям ведется протокол, который представляется суперинтенденту. На заседаниях могут присутствовать и кандидаты, и генерал-суперинтенденты45. 7) Пробст есть также судья первой инстанции в спорах между прихожанами и пастором, которые могут оканчиваться примирением; принадлежит ему и некоторая доля дисциплинарной власти (право делать замечания, выговоры и т. д.). 8) Он есть посредник между своим округом и генерал-суперинтендентом; он принимает от пасторов ведомости, отчеты и прочее, составляет по ним отчеты по округу для препровождения в высшее учреждение.

Консисториальные округа

Приходы, входящие в состав пробстских округов, вместе с последними составляют консисториальные округа. С 1890 г. вся Евангелическо-Лютеранская церковь в России делится на 7 округов: Петербургский, Московский, Лифляндский, Зотляндский, Курляндский, Привислянский (ев. аугсб. исп.) и Кавказский. В состав консисториальных округов входят: определенная территория, консистория, генерал-суперинтендент, церковное попечительство и консисториальные синоды.

Для полного понимания значения этих округов и входящих в них учреждений, необходимо объяснить их историческую судьбу.

Известно, что реформация Лютера явилась в виде протеста против папы и Римско-Католической церкви. Протест этот был незаконный и посему подлежал преследованию как церкви, так и государства. Папа объявил протестантов еретиками, а князья и мирские власти обязаны были принять меры к их наказанию. Между тем, некоторые владетельные князья приняли их под непосредственное свое покровительство, и новое учение стало быстро распространяться. Новое учение принимали целые приходы во главе с их священниками, которые теряли свое звание при этом, так как новое учение провозгласило всеобщее священство и совершали богослужение учителя этого учения в качестве выразителей религиозных чувств общины. Все эти новые общины были проникнуты общей задачей – борьбы с римской католической церковью и единством нового вероучения. Но это единство не мешало порождаться разным спорам между общинами, поэтому появилась потребность в общем правительстве, которое бы уладило эти опоры. Но кому принадлежал решающий голос – новое вероучение не указывало; кто мог стать таким правителем – становилось насущным вопросом дня. Решен он был сообразно тогдашним обстоятельствам тем, что власть разрешать споры эти была признана за монархами, принявшими новое учение. Были отысканы и основания такого решения; их было два. Первое состоит в следующем: долг всякого гражданина – содействовать устроению царства Божьего на земле всеми своими силами и так как владетельный князь имеет большую, чем все его подданные, то ему и должна принадлежать правительственная власть в церкви. На нем лежит обязанность иметь попечение о церкви и ему принадлежат права законодательные (jus reformandi). Другое основание состоит в следующем: князья монархи поставлены самим Богом устанавливать порядок, следовательно, на них лежит обязанность устанавливать правительственную власть церкви. Решив вопрос о принадлежности власти монарху, пришлось определить объем представленной монарху власти в церкви. Так как каждый монарх образовал независимую церковную общину, то на него были перенесены все права, принадлежавшие в Римско-Католической церкви папе и епископам, т. е. он получил всю полноту церковной власти. Таким образом всякий монарх был объявлен главой церкви в своей стране summus episcopus, (caput ecclesiae). Этот титул удержан некоторыми европейскими государями до сих пор (так, например, Английская королева, король Прусский, Шведский). Но монарх, конечно, не мог непосредственно осуществлять все свои права, поэтому они стали назначать вместо себя уполномоченных. Так как ближе к церкви стояли пасторы, то короли их среды и выбирали своих уполномоченных; например, пасторам часто поручалась визитация церквей или другие поручения. По исполнении возложенного на уполномоченного поручения он представлял королю доклад. Эти лица получили названия суперинтендентов (перевод греческого слова επιςκοπος). Свои поручения суперинтенденты исполняли или единолично, или при участии других чиновников, в городах с участием магистрата. Совокупность лиц, исполнявших отдельные поручения современем, превратились в постоянное учреждение – консисторию. Консистории постепенно учреждались во всех протестантских землях. Монархи представляли консисториям некоторые из своих прав, так наз. jura vicarial, а часть прав так наз. jura extraordinaria оставляли за собой. Члены консистории назначались или исключительно монархом, или монархом и магистратом вольных городов или дворянским сословием и монархом. Везде консистории действовали только в силу прав и полномочий, представленных им монархами. Такой порядок, когда монарх признавался высшим правителем в церкви вследствие перенесения на него власти папы и епископов, наз. епископальной системой. Этот порядок был узаконен договором германских князей в Аугсбурге в 1555 году. После утверждения епископальной системы явился взгляд, что монарх имеет власть по отношению к церкви не как верховный епископ, но как верховный правитель страны. Этот взгляд явился потому, что в то время и монархи католики после Вестфальского мира (1648 г.) допустили образоваться в своих владениях протестантским общинам; но конечно они не могли быть епископами церкви, которую сами не признавали. Для объяснения права католиков монархов на управление Евангелическо-Лютеранской церковью и была создана территориальная система церковно-правительственной власти; основателем этой системы по крайней мере с теоретической стороны считается Томазий (XVII в.). По его мнению, монарх имеет право и обязанность устанавливать порядок во всякой стороне народной жизни в том числе и в религиозной. Религиозная сторона жизни подобно другим областям государственной жизни нуждается в законодательстве, а право законодательства принадлежит монарху; а раз он имеет законодательное право в церкви, то без сомнения ему же принадлежат распорядительное и судебное право.

Территориальная система утвердилась в Германии в XVI и XVII вв. По отношению к Евангелическо-Лютеранской церкви эта власть монарха осуществляется через лиц этого вероисповедания. Согласно воззрениям приверженцев в этой теории. Консистория является государственным учреждением, заведующим делами Евангелическо-Лютеранской церкви под верховенством короля; законом установляется и объем ведения ее. С утверждением территориальной системы многие дела, состоящие в ведении епископальной консистории, имеющие гражданское значение были выделены и переданы государственным учреждениям, компетенции же консистории предоставлено регулирование строя управления и отправления Евангелическо-Лютеранской церкви.

Но и она удовлетворила не всех, поэтому на ряду с ней была создана коллегиальная система, представителем которой был Пуффендорф. По его воззрению, строй государственной жизни слагается из трех элементов: status politicus – лица и места правительственные, status ecclesiasticus – учреждения церковные и status economicus – весь народ. Затем, исходя из теории договора, он говорит, что и status ecclesiasticus – образовался по договору ее членов, и государство обязано обеспечить твердость договора и не имеет права стеснять деятельность церковного строя. Где нет коллизии между государством и церковью. Практически эта теория вела к тому, чтобы в состав консистории входили члены из всех status входящих в состав государства, т. е. представители государственной власти, духовного класса и народа. Представители государственной власти и учительского класса, т. е. духовные, утверждают положение церкви в государстве согласно с государственным правом. А представители народа являются выразителями общественного религиозного сознания. Но эта теория не имела полного развития, потому что в XVII веке понятие о народе, как в высшей степени, о важном факторе государственной жизни, было весьма мало развито, а в следующем XVIII веке и самая теория договора была изменена в том смысле, что государство есть результат договора между народом и правительством. Правительство должно заботиться о благосостоянии государства, а народ пользуется этими заботами. Государства, придерживающиеся подобного основания. Назывались полицейскими. Поэтому и в прежних государства и полицейских – народный элемент представлялся не свободным выбором общин, но по назначению монарха.

В действующем праве сохранились коллегиальные и территориальные системы, причем последняя преобладает, а коллегиальная система отчасти переходит к синодальному устройству Евангелическо-Лютеранской церкви. В России удержались системы епископальная и территориальная. Каждый консисториальный округ состоит из следующих учреждений: местная консистория, генерал-суперинтендент, консисториальный синод и главное церковное попечительство.

Местная Евангелическо-Лютеранская консистория состоит из присутствия и канцелярии. Присутствие состоит из президента, вице-президента и заседателей духовного и светского. Президент назначается всегда из светских лиц, по докладу министра Внутренних Дел, – Государем. Кандидаты на должность президента (обыкновенно два) выбираются или генеральной консисторией (Московской и Петербургской), или местным дворянством (в Прибалтийском крае), или же по представлению генерал-губернатора (Варшавского).

Вице-президент местных консисторий назначается из духовных лиц и называется: генерал-суперинтендентом, избирается и утверждается таким же порядком, как и президент. Генерал-суперинтендент, кроме общих прав члена консистории, имеет еще особые права, как высшее духовное лицо в своем округе: посвящает и вводит в должность пасторов, освящает храмы, наблюдает за деятельностью пробстов. Ведет списки духовенству. А в списках, представляемых ему пробстами, он аттестует духовных лиц, а списки представляет в консисторию; он производит визитацию округа, по крайней мере, раз в шесть лет, визитации могут быть обыкновенные и чрезвычайные; цель их – ревизия пробстских архивов; генерал-суперинтендент разбирает споры между пробстами и пасторами, он имеет почетные знаки: наперсный золотой крест, печать и титул.

Затем, в состав консистории входят заседатели из церковных и светских лиц, избираемых теми же учреждениями, что и президент, но утверждаются они в должностях Министром Внутренних Дел. Все члены консистории считаются на государственной службе. При Варшавской консистории, для судебных дел, состоит, сверх того, прокурор местной судебной палаты.

Предметы ведения консистории довольно многочисленны и разнообразны. Во-первых, ей принадлежит надзор, охрана и руководство за чистотой вероучения в округе, правильностью богослужения и исправностью служителей церкви; на этом основании она издает символические и богослужебные книги, ей принадлежит цензура книг духовных и проповедей, испытание кандидатов в пасторы. меры относительно религиозного обучения, меры против сектантства, собственной властью или с разрешения высшей власти, 2) консистория управляет округом: принимает участие в назначении и увольнении пасторов и пробстов своего округа, представляет должностных лиц к наградам, делает представления об основании новых приходов. 3) Консистория есть судебное учреждение, как первой инстанции, ей принадлежат: а) дела о заключении и расторжении браков46, б) дела об упущениях и проступках духовных лиц по службе и в) дела спорные между пасторами и приходами, до духовного ведомства касающиеся, г) консистория назначает следствия по жалобам на пробстов и суперинтендентов, назначает депутатов в суды, налагает церковные наказания по приговору светского суда, принимает участие в следствиях по обвинению духовных лиц в уголовных преступлениях, как второй инстанции ей принадлежат дела, разобранные пробстами, но не удовлетворившие спорящие стороны. 4) Консистория получает ведомости о служащих лицах в округе, о состоянии всех учреждений церковных, о денежных суммах, послужные списки и метрические книги47. 5) Консистория есть распорядительное учреждение по обнародованию узаконений и распоряжений государственной и высшей церковной власти по всем приходам округа. При консистории состоит канцелярия для письмоводства из секретаря, нотариуса и чиновников. Они тоже считаются на государственной службе.

По своему положению в ряду государственных учреждений, консистории имеют значение губернских учреждений.

Главное церковное попечительство есть орган, существующий для хозяйственного управления. Оно состоит из президента и двух главных попечителей, светского и духовного, избираемых на три года тем же порядком, как и члены консистории. Главное попечительство: 1) Надзирает за целостью церковного имущества в своем округе и за исправным заведыванием хозяйства в приходах; надзор этот осуществляется через визитацию. 2) Оно разрешает споры. Возникшие между пасторами и приходскими конвентами, касающиеся хозяйства церкви. 3) Рассматривает проекты церковных построек. 4) Заведывает церковной полицией.

Консисториальные синоды созываются ежегодно генерал или суперинтендентом из пасторов своего округа, так что одна половина пасторов должна собраться в первый год, а другая – на следующий. В синоде присутствуют также члены консистории и могут присутствовать кандидаты в пасторы и светские члены. Место и время съезда синода зависит от президента. Цель этих синодов – совещание членов об улучшении церковных учреждений своего быта, взаимные сообщения о местных особенностях и т. п. Заседаниям ведется протокол, который представляется генеральной консистории.

Генеральная консистория

Генеральная консистория есть высшее учреждение в России по делам Евангелическо-Лютеранской церкви (кроме Привислинской консистории – она самостоятельна). Закавказская консистория находится в ведении пастора, подчиненного Генеральной консистории. Она состоит из светского президента, духовного президента, двух светских и двух духовных членов (все лютеранского исповедания). Президент и вице-президент назначаются Государем; на места духовных членов все местные консистории представляют кандидатов Министру Внутренних Дел, кандидаты же в светские члены избираются порядком, вышеизложенным для избрания членов в местные консистории.

Светские и духовные члены утверждаются по докладу Министра Внутренних Дел, – Государем. Члены эти выбираются на три года, но они могут быть выбраны и на следующее трехлетие.

При Генеральной консистории состоит прокурор и канцелярия. Прокурор назначается по соглашению Министра Внутренних Дел с Министром Юстиции и имеет значение прокурора старых коллегиальных учреждений. Все лица, находящиеся в составе канцелярии генеральной консистории, числятся на государственной службе. Генеральная консистория, по своему значению, есть высшее центральное правительственное учреждение Евангелическо-Лютеранской церкви, имеющее: 1) права надзора за действиями местных консисторий, генерал-суперинтендентов в отправлении ими своих обязанностей; 2) значение высшего судебного учреждения: она имеет право ревизовать судебные дела, производящиеся в местных консисториях; к ней же поступают апелляции на решения местных консисторий; она есть первая инстанция и решает окончательно частные жалобы по делам церковным, жалобы пасторов и кандидатов на духовные должности, на членов консистории; она есть вторая судебная инстанция по делам брачным; разрешает браки, не допускаемые общими правилами Евангелическо-Лютеранской церкви; 3) Генеральная консистория есть высшее совещательное учреждение правительства по делам Евангелическо-Лютеранской церкви. Поэтому она дает свои мнения по таким делам, которые идут к Главноуправляющему, и по его требованию дает заключения, дает мнения, когда испрашивает дозволение или потребуется сношение с другими Министрами, а также по пререканиям Евангелическо-Лютеранской церкви с другими вероисповеданиями, дает заключения относительно законопроектов, касающихся Евангелическо-Лютеранской церкви; 4) в Генеральной консистории сосредоточиваются все сведения о состоянии церковных установлений, о положении дел в церковном отношении по всем консисториальным округам. Наконец, 5) Генеральная консистория представляет Министру Внутренних Дел о созвании синода и предполагаемых предметах занятий.

Генеральный синод

В Евангелическо-Лютеранской церкви по закону должен еще существовать Генеральный синод, но фактически он ни разу не собирался. Генеральный синод, по закону, должен собираться для представления правительству точнейших и подробнейших сведений о потребностях Евангелическо-Лютеранской церкви и о средствах усовершенствования учреждений Лютеранской церкви; но у нас синод еще никогда не собирался. Он должен составляться из депутатов, назначаемых по одному из каждого консисториального округа (при этом должно быть так, чтобы от одного округа был светский депутат, а от другого – духовный), из вице-президента, профессора Богословского факультета Юрьевского университета по выбору совета факультета, президента или вице-президента от местных консисторий (от одной консистории президента, а от другой вице-президент). Депутаты должны избираться так же, как и члены в местной консистории. Список кандидатов представляется Министру Внутренних Дел, а от него на Высочайшее рассмотрение. В собрании синода должен присутствовать или прокурор Евангелическо-Лютеранской Генеральной консистории, или особый чиновник, назначаемый Министром Внутренних Дел. В частности, синоду принадлежат: 1) разрешение вопросов, предлагаемых Генеральной консисторией по предписанию и с согласия Министра Внутренних Дел; 2) доведение до Высочайшего сведения о состоянии Евангелическо-Лютеранской церкви; 3) обсуждение мер для приведения в действие положений устава Евангелическо-Лютеранской церкви. Протоколы Генерального синода должны быть представляемы Министру Внутренних Дел.

В число предметов ведомства Евангелическо-Лютеранской церкви входят и учреждения Евангелическо-Реформатского вероисповедания. Реформатское исповедание появилось в Европе в XVI веке по Франции и Швейцарии; вскоре распространилось в Германии, а затем проникло в Россию через Польшу. В России Реформатское исповедание пользовалось в конце XVII и в XVIII в. в. той же свободой, как и другие иноверные церкви.

Реформатские общины в XVII и XVIII веках стояли везде отдельно от лютеранских общин и не имели с ними никакой связи. Но после Наполеоновских войн немецкие монархи желали увековечить счастливое окончание «войны за освобождение» религиозными союзами. Между прочим, Прусский король предложил реформатским общинам соединиться с Евангелическо-Лютеранской церковью. Многие общины согласились. Общины, вошедшие в союз, подчинились консисториям, которые сами подверглись поэтому некоторым изменениям в своем строе. изменения состояли в том, что вместо духовных лиц Евангелическо-Лютеранского исповедания по делам Реформатского исповедания должны быть пасторы этого исповедания. И в России некоторые Реформатские общины признали необходимость союза с Евангелическо-Лютеранской церковью, сохранив, впрочем, свои особенности в общинном устройстве. Такие общества были в Москве, С.-Петербурге и Архангельске. Особенность в соединении та же, что и в Германии, т. е. на заседаниях консистории, когда обсуждаются Реформатские дела, присутствуют Реформатские пасторы; такие заседания называются Реформатскими заседаниями Евангелическо-Лютеранской консистории.

Реформатские общины в Белоруссии и Привислянском крае не пожелали соединиться с Евангелическо-Лютеранской церковью и Русское законодательство сохранило для них отдельные учреждения. Для Реформатских общин в западном крае существует консистория и Виленский Реформатский Синод. Синод составлялся один или два раза в год. Членами его бывают почетные особы духовного и дворянского звания, живущие в западном крае. При Синоде состоит постоянный орган для текущих дел – Виленская Реформатская коллегия, состоящая из президента, вице-президента и трех светских и духовных членов. Коллегия с ведома главного начальника края созывает Синод, ведет протокол заседаний в Синоде и сносится с Министром Внутренних Дел по департаменту иностранных исповеданий. Подобная же коллегия существует и для Реформаторов Кавказского края.

Кроме того, есть Реформатские общины, стоящие по своим религиозным воззрениям особо от всех других; их наше законодательство передает в ведение местных лютеранских консисторий, что является не вполне правильным и ими не признается. Поэтому в спорных вопросах они обращаются к местным окружным судам.

Устройство Армяно-Грегорианской церкви

Эта церковь получила свое название, во 1-х, от страны, в которой существуют по преимуществу приходы и члены ее, и во 2-х, от имени первого просветителя Армении – Григория.

Христианская вера утвердилась в Армении в IV веке, когда св. Григорий обратил в христианство Армянского царя Тиридата и значительную часть населения. Св. Григорий по единодушному желанию царя, удельных князей и всего народа был посвящен в епископы, а затем возведен в митрополита Армении. В этом сане ему удалось окрестить всю Армению. Свое пребывание он имел в монастыре Эчмиадзине. Вскоре самостоятельность Армении и христианская вера подверглись сильному нападению Персии. Но лишившись самостоятельности, Армяне остались верны христианству, и сохранили свою связь с греческой церковью до половины V века – до 4-го вселенского собора 451 г. Еще в IV веке начавшееся разобщение Армянской церкви от Греческой ко времени этого собора развилось вполне. На этом соборе не было представителя от Армении, и она не признала постановлений этого собора (осуждение учения о двух естествах в Иисусе Христе). Поэтому Армяно-Грегорианская церковь признает только постановления первых трех соборов и не принимает постановлений остальных соборов.

Несмотря на это догматическое разногласие, различие между ее учением и учением Православной церкви не велико и состоит разве в некоторых молитвах, носящих на себе следы монофизического учения. Кроме Армяно-Грегориан существуют еще Армяне-Униаты, состоящие в связи с Римско-Католической церковью. В России их не много, и они не отличаются, но в Турции их довольно много. Униаты явились лишь в XVIII веке и окончательно отделились от Грегориан в 1831 году. В этом году Римская Курия назначила особого патриарха Армянского, имеющего жительство в Константинополе. При нем имеется congregatio de propaganda fide, занимающаяся распространением унии среди Армян и подчинением их папе. Этой церковью неоднократно пользовались некоторые державы для ослабления влияния России в Турции.

Во главе Армяно-Грегорианской церкви стоит верховный патриарх Католикос народа Гайканского и Эчмиадзинский Грегорианский Синод.

Патриарх. Патриарх есть верховный пастырь всех Армян. Первые преемники Григория избирались епископами по установившемуся порядку из родственников его. В Х веке на одном поместном соборе Армяно-Грегорианской церкви было постановлено, чтобы в достоинство Католикоса избирались митрополиты. Когда Армянское государство было самостоятельно, избрание происходило следующим образом. Царь предлагает по открытии вакансии на патриарший престол собраться епископам, старшему духовенству и представителям мирян из епархии. Избиратели составляют список кандидатов посредством запечатанных записок. Из этих кандидатов царь снова предлагал избирателям выбрать двух или трех по большинству голосов, из которых один утверждался царем в звании Католикоса. С течением времени, когда Армянское царство пало, Католикос избирался представителями клира и утверждался персидским шахом или турецким султаном, смотря по тому, кому принадлежал Эчмиадзин.

С 1827 года Эриванская область, в которой находится Эчмиадзин, принадлежит России. Еще до присоединения этой области к России в последней были уже армянские общины, которым правительство предоставило полную свободу, нисколько не заботясь о них; но с присоединением Эриванской области, оно заботилось дать им организацию, основанную на законе. В 1836 году был издан устав Армяно-Грегорианской церкви, подвергшийся некоторым изменениям. Согласно этому уставу, избрание патриарха происходит следующим образом. С открытием вакансии патриаршей кафедры Эчмиадзинский синод рассылает во все армянские епархии, русские и заграничные, известительные грамоты об открывшейся вакансии и необходимости в годичный срок избрать нового патриарха, и принимает меры к составлению избирательного собрания. В каждой епархии (их всегда 48) к назначенному сроку избираются два депутата – духовный, епархиальный архиерей или его представитель и светское лицо, избранное мирянами. Пререкания относительно выборов избирателей решаются или местной епархиальной властью или Эчмиадзинским синодом. Избиратели от епархии обязаны явиться в определенный известительными грамотами срок в Эчмиадзин. Неявившиеся избиратели могут письменно указать желаемого кандидата. В избирательном собрании присутствуют, кроме вышеупомянутых избирателей еще Синод и находящиеся постоянно при патриархе семь высших иерархов и прокуроров. Собрание при особых обрядах избирает двух или трех кандидатов, о которых составляет избирательный акт, который представляется на благоусмотрение Государя. Государь утверждает одного, получившего большинство голосов. Если избранным окажется не русский подданный, то он должен принять русское подданство. Утверждение кандидата в сане патриарха происходит при особой жалованной грамоте, в которой Государь повелевает избранному присягнуть на верность престолу и совершается согласно древним обрядам Армянской церкви.

Права и обязанности патриарха Католикоса

Патриарх имеет: 1) почетный титул верховного Католикоса всех Армян, народа Гайканского и Эчмиадзинского, его имя поминается в молитвах и ектеньях во всех армянских церквах, оно печатается во всех книгах, выходящих на армянском языке; он имеет почетную стражу, герб, печать. Затем, 2) он может рассылать свободно пастырские послания ко всему армянскому народу без участия русского правительства; 3) имеет право надзора во всех епархиях, где бы они не находились, и может посылать для этой цели особых уполномоченных, награждать священнослужителей; 4) окончательно решает все дела, касающиеся церкви, веры, богослужения, согласно каноническому праву Армянской церкви; 5) имеет исключительное право приготовления и освящения мира для всех церквей армянских и 6) он утверждает в должности других патриархов. Кроме того, имеет еще особые права в русских епархиях, он есть председатель Эчмиадзинского синода, и вместе с последним имеет высшую власть; он настоятель Эчмиадзинского монастыря и Нахичеванской епархии; имеет титул «Высокопреосвященства». В служебном отношении считается высшим сановником, может получать высшие ордена, посылать епископов с поздравлениями к Государю, может иметь прямые сношения с высшими государственными учреждениями.

Эчмиадзинский Синод. При патриархе с давних пор существовал католический, т. е. общецерковный совет, названный в 1838 году Синодом. Синод состоит из 4 архиепископов и 4 архимандритов – вартапедов. все члены обязаны жить в Эчмиадзине. Члены избираются патриархом и утверждаются Государем по представлению Министра Внутренних Дел. Председателем Синода бывает патриарх или по его назначению старший архиерей.

Ведомству Синода подлежат: 1) Высшая распорядительная власть. 2) Надзирающая власть в пределах России за церковным благоустройством. 3) Административная власть, разрешение вступить в церковь лицам других исповеданий, сложение духовного сана и др., представление патриарху мнений о назначении архиереев, разрешение на постройку и учреждение новых церквей, учебных заведений и монастырей. Впрочем, для этого требуется также Высочайшее разрешение. В Синоде ведутся списки всем лицам духовного звания, составляются ежегодные отчеты для представления Министру Внутренних Дел. Через Синод проходят все дела, требующие утверждения и разрешения Верховной власти, равно и дела, возникшие вследствие сношения Армяно-Грегорианской церкви с правительствами других церквей в России. 4) Синоду принадлежит также судебная власть: рассмотрение и разрешение жалоб на консисторию и епархиальных начальников, но решения по таким делам в случае осуждения приводятся в исполнение по соглашению с Кавказским Главноначальствующим. Синод решает в качестве второй и последней инстанции дела брачные, взаимные тяжбы духовных лиц и преступления их, неподлежащие государственному суду. При разрешении всех этих вопросов, Синод есть коллегиальное учреждение, самостоятельное, мнения которого обязательны для патриарха, как председателя коллегии, но в делах, касающихся вероучения, разрешаемых на основании положительных правил церкви. Синод есть только совещательное учреждение при патриархе и заключения его для последнего необязательны. Синод Эчмиадзинский в ряду государственных учреждений занимает равное место с высшими учреждениями других церквей в России. Он непосредственно или через патриарха сносится с Министром Внутренних Дел. На судебные решения Синода можно апеллировать Сенату. При Синоде состоит по назначению Министра Внутренних Дел прокурор для наблюдения за законностью разрешаемых Синодом дел, согласно с государственными постановлениями. Он присутствует также на избирательных собраниях для выбора патриарха. О судных делах он представляет срочные ведомости Министру Юстиции.

Армяно-Грегорианская церковь разделяется на пять патриаршеств и два самостоятельных архиепископства. Первенствующее значение между ними имеет патриарх Эчмиадзинский – Католикос. Каждый патриарх делится на епархии. Самое большое число их в Константинопольском, но самые обширные по пространству и количеству населения в России. В Российской империи шесть епархий Армяно-Грегорианской церкви.

Устройство епархий такое же, как и в православной церкви; управляются они епархиальными архиереями, которые, впрочем, зовутся архиепископами. Архиепископы утверждаются Высочайшими указами по докладу Католикоса. Архиепископ есть начальник и ответственное лицо своей епархии, ему принадлежит административная и судебная власть, поэтому он может производить обозрения своей епархии, руководить действиями священников, заботиться об учреждении благотворительных и духовных учебных заведений, общих и специально духовных, и прочих.

Архиепископу в управлении епархией содействуют следующие учреждения: консистория и попечительство. Устройство и круг дел консистории аналогичны с устройством консистории православной церкви, т. е. они имеют значение административное и судебное, представляют отчет и т. п. Попечительство заботится о призрении семейств духовных. Во всех епархиях, кроме того, имеются семинарии, состоящие под руководством архиепископа, но правила для них выработаны Эчмиадзинским Синодом и одобрены правительством. На содержание семинарий взимается определенный сбор не более 2% с церквей, монастырей и окладов. Доходами с этого сбора архиепископы могут выполнить одну из своих обязанностей – распространение грамоты.

Духовные лица Армяно-Грегорианской церкви по нашему законодательству пользуются теми же правами и преимуществами, что и православное духовенство.

* * *

43

Следует заметить, что в России существует закон, не отвечающий интересам общегосударственным и церковным, по которому некоторым общинам евангелическо-Лютеранского исповедания предоставляется право приглашать пасторов и из заграницы. Это дает им возможность иметь постоянное общение с заграничными общинами и тем самым поддерживать свои немецкие общественные и политические стремления, тем более что сами пасторы заграничные смотрят на себя, как на миссионеров, призванных распространять немецкую цивилизацию. С таким значением являются они не только в многочисленных немецких колониях, (по Волге и на юге России), но даже и Петербурге. Между тем, при значительном количестве членов Евангелическо-Лютеранской церкви в России, при их хорошем материальном обеспечении, при покровительстве высшей власти, казалось бы весьма возможным для общин устраивать свои учреждения, могущие подготовлять к деятельности пастырской – лиц русского подданства.

44

Патроном может быть землевладелец, арендатор, строитель церкви и другие лица, а чем будет ниже.

45

До 1890 г. синоды составлялись самостоятельно по усмотрению пробста, который определял и программу заселения, но после проведения в Прибалтийском крае гражданской полиц. и суд. реформы правительство стало требовать программу заседания к рассмотрению. Вследствие этого соборы стали происходить значительно реже.

46

Варшавская консистория есть вместе с тем и единственная инстанция по этим делам.

47

В Варшаве последнее принадлежит генерал-губернаторской власти.


Источник: Церковное право : Лекции, читанные засл. профессором М.И. Горчаковым в 1901-1902 ак. году. - [Машинопись]. - [СПб., 1902]. - 536 с.

Комментарии для сайта Cackle