Источник

Иерархия англиканская

Иерархия англиканская, современная, происходит от Матфея Паркера (Matthew Parker) архиепископа Кентерберийского, рукоположенного по указу королевы Елизаветы в 1559 г. 17 декабря. Был он рукоположен четырьмя лицами: Уильямом Барлоу, бывшим еп. Чисестерским, Джон. Скори, бывшим еп. Герфордским,. Милоном (Miles) Ковердалем, бывшим еп. Екстерским, и Джоном Годжкинсом, еп. викарием (суффраганом) Тетфордским. Первый и последний по своему рукоположению (1536 г.) относятся к епископам. имеющим апостольское преемство рукоположения по римско-католическому чину, хотя и вопреки римско-католическим канонам; второй и третий рукоположены по новому англиканскому чину рукоположений, но архиепископом Т. Кранмером, который сам. рукоположен был по римско-католическому чину и согласно римско-католическим канонам, но который отлучен от церкви, как не повинующийся папской власти и действовавший вопреки римско-католическим канонам (вопреки mandatum ароstolicum). – Таким образом, вопрос о законности и действительности современной англиканской иерархии сводится к вопросу о том: сохранилось ли в ней преемственное апостольское рукоположение или последовательная передача благодати священства? И к вопросу о том: совершалась ли эта передача благодати священства согласно с практикою древней Церкви? С римско-католической точки зрения благодать священства, как дар неизгладимый, сохранилась у Кранмера, архиеп. Кентерберийского, и по католическому ритуалу передана Уильяму Барлоу и Джону Годжкинсу, которые рукополагали Матфея Паркера, а по новому чину рукоположений передана Дж. Скори и Милону Ковердалю, которые тоже рукополагали Матфея Паркера. Итак, с римско-католической точки зрения Матфея Паркера необходимо рассматривать, как лицо, получившее епископское рукоположение и имеющее благодать священства. – Другой вопрос – о законности и незаконности этого рукоположения. Рукополагателями М. Паркера, – родоначальника современной англиканской иерархии, – являются епископы (?), лишенные своих кафедр, и епископ-суффраган, по канонам не имеющий права самостоятельно действовать в качестве епископа. Их права восстановлены королевскою властью Англии с целью возобновить в Англии древне-церковный порядок управления согласно 34 апост. правилу. Однако способ восстановления этого порядка противоречит 30-му апостольскому правилу, ибо совершается властью «мирских начальников», а равно 6-му и 4-му правилу 1-го вселенского собора, и не согласен с практикою, определенною 19 прав. Антиох. собора и 13 прав, Карфагенского собора, как он не согласен и с общим духом древне-церковного законодательства, по которому наказание, наложенное на Кранмера, Барлоу, Скори и Ковердаля во имя власти римского епископа, могло быть и снято только властью, действовавшею во имя его (прав. 32 св. Апост.; 5-е прав. 1-го всел. собора и 6-е прав. Антиох. собора); но М. Паркер и его рукополагатели могут быть и оправданы – потому, что римский епископ может в данном случае рассматриваться, как отступивший от веры, отверженный всякого общения церковного и подлежащий суду епископов той же области (1-е прав. III вселенского собора). Итак, с точки зрения древне-церковных канонов, действия королевской власти, а также и рукополагателей М. Паркера могут быть рассматриваемы, как незаконные, но заслуживающие снисхождения в силу исключительных обстоятельство («еретичество» римского епископа). Понятно, что окончательный приговор по этому делу может произнести только вся Церковь своим соборным определением или по согласию своих главных представителей: только Церковь могла и может ослабить, изменить и отменить действие канонов – составленных ею, – в видах неизмеримой пользы, ради блага всего христианского мира. – Изъясненная выше незаконность англиканской иерархии не исключает возможности признать ее действительности. чти неоднократно бывало в истории христианства: для этого необходимо только убедиться в ее правоверии, православии. Сущность вопроса сводится к тому, насколько велики отклонения англиканства от учения древней Церкви по вопросу о значении служений в Церкви. Отрицая священнотаинственный характерно рукоположений на служение в Церкви, вероизложение англикан (XXXIX членов) дает основание видеть в англиканской иерархии не древне-вселенское священство или жертвоприносящее служение, а простое служение, подобное другим служениям в человеческой общественной жизни: иерархия не представляется собственно учреждением божественным (de jure divino), необходимым для церковной жизни. Не является она такою и с точки зрения книги рукоположений англиканских (The Form and Manner of Making and Consecrating Bichops, Priests, and Deacons. A. D. 1559). Колебание в этом отношении мы встречаем и у отдельных наиболее видных богословов англиканских, как об этом можно судить по их произведениям (XVI, XVII, XVIII вв.). Стремление приблизить англиканское учение об иерархии к его древнему первообразу стало заметным у английских богословов «высокоцерковной» партии в противовес крайне-протестантским воззрениям, и проникавшим в народную жизнь (в XVI-XVIII вв.), уже сравнительно в период более поздний (в XVII в.) и особенно с 30-х годов XIX в. «Оксфордское движение» было причиною того, что все вопросы о Церкви и происхождении Ея учреждений стали предметом обсуждений и специальных исследований; созналась целая литература о происхождении англиканской иерархии и в защиту ее древне-церковного характера и ее божественного происхождения. Наряду с распространением такого рода воззрений происходит ряд попыток к сближению с православием, как из Англии, так и из Америки, и стремление восстановить древне-церковный порядок жизни и богослужения, нарушенный реформационным периодом: значение иерархии в сознании народном выдвигается и ее служение получает в глазах народа значение особого от других общественных и государственных служений. При таком положении вещей можно надеяться, что недалеко время решения вопроса о том, как смотрит на свою иерархию англиканство, а, следовательно, и решение вопроса о том: действительно ли англиканское священство с точки зрения учения древне-вселенской Церкви? – Но наряду с таким благоприятным для воссоединения Англии воззрением на Церковь и все ее учреждения (и на иерархию) в ней есть весьма сильное течение богословствующей мысли совершенно противоположного направления. Оно опирается на те же самые официальные, – принятия и утвержденные законодательством, – вероисповедные формулы, на которых усиливается стоять и высокоцерковное направление, – но по вопросу о значении иерархии приходит к крайне-протестантским выводам и таким образом затрудняет возможность произнесения окончательного приговора: верует ли англиканство в священство, в древне-церковном смысле этого слова, и признает ли оно необходимым существование в Церкви Христовой – кроме священства всех христиан (« священства духовного», – по выражению «Правосл. Испов.») – еще священство иерархическое («священство таинственное», – по выражению «Правосл. испов.»)? Если да, то англиканская иерархия должна быть признана действительною подобно иерархии, напр., несторианской; если же нет, то она должна быть рассматриваема стоящею на одной степени с лютеранским и кальвинским пасторатом, как человеческое по происхождению (de jure humano) служение в обществе христиан.

А. Булгаков


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle