Феофилакт Лопатинский
Феофилакт Лопатинский, Архиепископ Тверский и Кашинский, Член Св. Синода, родился в Волыни от Шляхетной фамилии, обучался в заграничных Училищах и в Киевской Академии, где и пострижен, а потом вызван в Московскую Академию к Учительской должности и там с 1706 до 1708 года был Префектом; а с 1708 по 1722 год Ректором; потом Архимандритом Московского Чудова Монастыря и Советником новоучрежденного тогда Св. Синода; в 1725 году хиротонисан во Епископа Тверской и Кашинской Епархии; а в 1725 году Марта 9 пожалован Архиепископом и вторым по Феофане Прокоповиче Вице-Президентом Синода.
Бывши еще Ректором Московской Академии, он вместе с Симоновским Архимандритом Иосифом Туробойским и с Академическими Учителями сочинил целую книгу Приветствий Государю Петру Великому на возвращение и торжественный въезд в Москву после Полтавской победы. Книга сия в лист на 178 страницах, с описанием Триумфальных Врат, напечатана была в 1709 г. в Москве под заглавием: Политиколепная Апофеосис достохвальныя храбрости Всероссийского Геркулеса, Пресветлейшего и Великодержавнейшего, Богом венчанного и Богом укрепляемого и Богом прославляемого Великого Государя и Великого Князя Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Императора и Автократора и проч., возвращающегося в Москву и проч., от Академии Московския торжествована. Государь за сию книгу положил Ректору и всем Учителям прибавку жалованья. На сию же победу по Именному Повелению Феофилакт сочинил и Церковную Службу, которая самим Государем рассмотрена, поправлена, одобрена и в 1710 году напечатана в 4 долю листа в Москве, а вторично в С.-Петербурге в 1725 г.
С 1715 года вместе с Директором Духовной Типографии Феодором Поликарповым по Указу Государеву переводил он разные книги с Латинского языка, а с 1712 года занимался по Государеву же Указу с Иеромонахом Софронием Лихудом, Монахом Феологом, Греком Анастасием и с вышеупомянутым Поликарповым исправлением перевода Словенской Библии, которую и вторично в 1724 году с Архимандритом Афанасием Кондоидом в С.-Петербурге пересматривал и приготовил к изданию (см. ст. о Софроние Лихуде). Между тем часто упражнялся и в Проповеди Слова Божия. Несколько Поучений его напечатано было в Москве в 1722 и 1725 гг. Славенскими буквами в долю листа, а одно, говоренное им в 1722 г. на заключение мира с Швецией, того же года в лист напечатано в Москве с Немецким переводом, но большая часть остались неизданными. Сверх того сочинил он целую книгу на Раскольников под названием Обличение неправд Раскольницких, а другую на Ереси Лютеранские и Кальвинские в оправдание Яворского книги, именуемой Камень Веры, которую он и одобрил к печатанию в 1728 году и которую оспаривали Лютеране (см. статью о Стефане Яворском).
Но сии-то две последние книги (Яворского и его собственная) возбудили на него неудовольствие многих, а особливо Герцога Бирона, от которых дабы уклониться, испросил он в 1731 году себе увольнение в Епархию, где занялся устроением Семинарии в Отроче Монастыре и умножением в ней классов, а также частным проповедованием и сочинением Духовных книг. Однакож не оставили его и там спокойным. Книга Камень Веры была запрещена везде и отбираема, а сочиненная им самим на Лютеран и Кальвинистов письменная взята на рассмотрение в Тайную Канцелярию, куда в 1732 году в половине Августа привезен был и сам Сочинитель под крепкою стражею и строго допрашивай по трем первым пунктам; потом с 24 Августа по 6 Октября на Петербургском Тверском Подворье со всеми его служителями содержан был безысходно. Однакож после сего тайно паки отвезен в Тверь без обвинения; а вторично уже 12 Июня 1735 года взят в Петербург под Суд Св. Синода и также содержан был под крепкою стражею на Подворье Тверском. Вслед за ним привезены были все бумаги его и книги, и также к розыску два келейные его, Ризничий, Архимандрит Отрочевский и Секретарь. По произведении Суда по Именному Указу лишен он был Архиерейства и Монашества и под мирским именем Феодора предан Тайной Канцелярии. После чего 3 года содержан был на Подворье под тайною стражею и в сие время получил удар паралича; наконец заключен в казарму Петербургской Крепости, где и пробыл два года, до кончины Императрицы Анны Иоанновны и до падения Бирона. Уже Регентша Анна в конце 1740 года повелела освободить его и возвратить ему Сан Архиерейства, в который и облечен он самими Членами Синодальными при общих слезах всех присутствовавших. Однакож расслабленное параличей его здоровье не позволило уже принять ему Епархию; а в следующем 1741 году Мая 6 на своем Подворье он скончался и погребен со всею подобающею честью 8 числа того же месяца в Александровском Монастыре.
Все его страдания, а по окончании оных трогательнейшее посещение, сделанное ему Государыней Елисаветою Петровною, бывшею тогда еще Великою Княжною, незадолго до кончины его, подробнее и обстоятельнее с причинами описал современник Иван Евдокимович, Тверской Семинарии Учитель, в сочиненном им в 1757 г. Биографическом Каталоге Тверских Архиереев.
Книга его, писанная на Лютеран и Кальвинов под названием Апокризис или Ответ на писание ответно Франциска Буддея к некоему другу, на Москве живущему, о Лютеранской Ереси на книгу блаженные памяти Преосв. Митрополита Рязанского, нареченную «Камень Веры», осталась в списках у охотников; а книга «Обличение неправд Раскольнических по кончине его пересмотрена и поправлена Синодальным Членом Арсением Мацеевичем, Архиепископом Ростовским, и напечатана в Москве в 1742 г., в лист, Славенскими буквами. В 1782 г. издана еще в Москве переведенная с Латинского его подлинника книжка под заглавием Зерцало горячайшего к Господу Богу духа, в 8 долю листа Гражданскими буквами. В Архиве Св. Синода есть еще рукописное сочинение его под заглавием Иго Господне благо. Феофан Прокопович почитал сию книгу, якобы написанную вопреки его книге о Иге неудобоносимом.