Источник

Часть третья. Церковно-правительственная власть

Содержанием деятельности верховно-правительственной власти могут служить – издание законов, исполнение их и отправление суда. Соответственно этому и власть церковная подразделяется на законодательную, законоисполнительную и судебную.

Отдел I. Церковно-законодательная власть

Законодательная власть церкви в разных христианских вероисповеданиях представляет некоторые разнообразия.

Православное церковное законодательство по степени значения и по самому содержанию распадается на два вида: 1) законодательство вселенской церкви и 2) законодательство поместной церкви.

А. Законодательство вселенской церкви

Высшим органом законодательной власти вселенской православной церкви служат вселенские соборы (см. источн. права). Начиная с IX века, вселенские соборы не созывались. С этого времени обыкновенно формою выражения вселенской церкви служат взаимные сношения поместных церквей. Православная церковь не отвергает возможности и необходимости для всех времен вселенских соборов. Они и теперь могут составляться по канонам вселенской церкви, образуя самый лучший орган для выражения религиозного сознания всех православных христиан. Но и в настоящее время составление их крайне затруднительно по политическим отношениям тех стран, народов и государств, в которых существуют православные поместные церкви. Вселенские соборы, кроме православных поместных церквей, признаются церквами Армяно-Грегорианской и Римско-Католической.

Главный предмет законодательной деятельности вселенского собора есть установление символов и изложение догматов веры. От символов и догматов следует строго отличать издававшиеся некоторыми соборами каноны-правила. Они имеют значение общее для всех поместных церквей, но не имеют характера непогрешимости и должны служить свидетельством и руководством для всех поместных церквей в развитии законодательной деятельности. Правил вселенской церкви изменять и отменять нельзя никакой другой власти, кроме вселенских соборов. а поэтому они называются неизменными и непреложными с редакционной стороны. Но это вовсе не исключает развития тех начал, которые положены в их основу и разнообразного применения их на практике в различных поместных церквах. Одни из правил должны иметь полное приложение во всех церквах. К таковым правилам относятся те, в которых облечены положения, основанные непосредственно на догматическом или нравственном учении церкви и возведенные на степень общих церковных законов, а те, которыми устанавливаются взаимные отношения поместных церквей, таких правил очень немного. Другие же, по самому содержанию своему могут быть развиваемы, дополняемы и подвергаемы изменению. Если возникает сомнение, имеет ли известное правило значение для поместной церкви, то оно разрешается законодательной властью данной поместной церкви.

Б. Законодательство поместной церкви

В поместных церквах законодательная власть принадлежит: 1) церкви, т. е. тем поместным соборам или учреждениям, заменившим соборы (синоды), 2) церкви совместно с государством и 3) государству. Основания этого деления таковы: 1) Церковь, как своеобразное общество, имеет свои особые задачи, которые по своей специальности не могут входить в круг ведения государства. В этих пределах государство должно дать самостоятельность церкви и предоставить эту сторону общественной жизни исключительной регламентации церкви. 2) Поскольку интересы церкви соприкасаются и сливаются с другими сторонами государственной жизни, постольку регламентация этих вопросов должна быть предоставлена совместным силам церкви и государства. Исключительное преобладание того или другого элемента было бы неправильно. 3) Наконец, те стороны церковной жизни, которые тесно связаны с самым строем государства, как то: задачи церкви, устройство ее, отношения ее к прочим государственным органам, взаимные отношения церкви между собой и т. п. – эти стороны подлежат исключительному ведению государства.

Такое деление признается и в России. Есть некоторые стороны церковной жизни, которые регулируются исключительно органами церковной власти. Сюда относятся: учение веры, богослужение, внутренний распорядок церковных установлений, составляющих необходимые части строя вероисповедного общества. Даже в игнорируемых государством религиозных обществах эти стороны, по необходимости, предоставлены внутренним силам общества. Процесс образования норм этого вида законодательства менялся в истории и в действительности.

В государстве есть учреждения, входящие в строй церкви, имеющие важное и не одно только религиозное значение в народной жизни. В этой сфере, как сказано – исключительное законодательство церкви не должно иметь места, и оно должно происходить при более или менее значительном участии государственной власти. В России к выработке законопроектов такого рода Св. Синод приступает по собственному усмотрению, по предложению членов Синода, или по представлению епархиальных архиереев и обер-прокурора. В случае сложности и важности законопроекта испрашивается предварительное разрешение монарха. Проект составляется особой комиссией или в канцелярии Синода, рассматривается Синодом со стороны содержания и редакции, и через обер-прокурора восходит на усмотрение монарха для утверждения, а иногда без предварительного рассмотрения Синодом докладывается обер-прокурором. Обнародывается общим порядком и вносится в Полное Собрание Законов, но в Свод обыкновенно не вносится.

Государственное законодательство относительно церкви вырабатывается и издается обще-законодательным путем. В России к выработке законопроекта приступает то ведомство, которым будущий закон будет применяться. Таким образом, закон относительно церкви вырабатывается в «ведомстве православного исповедания». Почин подается или церковными органами, или со стороны другого, заинтересованного ведомства, или сведениями Сената. Далее испрашивается разрешение монарха на составление проекта, после чего назначается особая комиссия для этого; в состав ее приглашаются представители тех ведомств, к которым имеет отношение предмет нового закона. Проект представляется на обсуждение Св. Синода. После чего Синод предлагает обер-прокурору сообщить проект кодификационному отделу и другим отдельным ведомствам. Проект вместе с заключениями этих последних вносится в департамент духовных и гражданских дел Государственного совета, Общее собрание через Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета становится законом. Выработка государственных законопроектов относительно других вероисповедных обществ происходит при участии тех органов, которым по началам строя этих обществ принадлежит участие в законодательной власти.


Источник: Церковное право : Лекции, читанные засл. профессором М.И. Горчаковым в 1901-1902 ак. году. - [Машинопись]. - [СПб., 1902]. - 536 с.

Комментарии для сайта Cackle