Источник

Отдел второй. История Римско-Католической церкви в пределах России

Католичество было занесено в Литву из Западной Европы немецкими рыцарями – крестоносцами. Первый из Литовских князей Миндовг принял католичество в 1250 г., начиная с этого времени, католичество постепенно распространялось в пределах Литвы и окончательно утвердилось к концу 14 в. при Ягайле – со времени обращения всех литовцев в латинскую веру. В 15 в. католичество насаждалось всевозможными мерами; из них главными были: инквизиция и учреждение монастырей католических монахов – бернардинов и доминиканцев. Во второй половине 16 в. прибывает в Вильну первый отряд иезуитов. Иезуитский орден, учрежденный папой в 1540 г., является главным деятелем и направителем истории Римско-Католической церкви в русском государстве. Пропаганда иезуитов в России началась со времени Ивана Грозного в лице известного иезуита Антония Поссевина, который хотел сначала окатоличить самого царя, а затем и всю Россию. Но его надежда не оправдалась, поэтому он направил свою деятельность по пропаганде на Юго-западную Россию, именно на Вильну и Киев.

До трех раз иезуиты изгонялись из пределов России: первый раз – в начале 17 ст., второй – в конце 17 ст. и третий – в 1719 г. Но твердо укрепились иезуиты в царствование Екатерины II, которая 6 февраля 1774 г. обнародовала жалованную грамоту на установление Белорусской католической епархии, а в 1778 г. янв. 17 издан был указ об учреждении в Могилеве архиепископии Римско-Католического исповедания. Архиепископ и консистория при нем были непосредственно подчинены Правительствующему Сенату, который и являлся посредствующей инстанцией между Римом и латинским духовенством в пределах России. Иезуиты же были признаны обществом, которому разрешено было в 1777 г. принимать новых членов.

При Павле I-м латинская пропаганда усиливается, благодаря расположению Императора, так в 1800 г. последовало Высочайшее повеление о том, чтобы в католической церкви Св. Петра богослужение отправляемо было одними иезуитами, и чтобы церковь Св. Екатерины со всеми домами была передана иезуитам в полное их распоряжение. Но в 1815 году издается указ, по которому иезуиты высылаются из С.-Петербурга и запрещается им въезд в обе столицы. В 1820 г. окончательно иезуиты были изгнаны из России. Теперь переходим к устройству Римско-Католической церкви.

Устройство Римско-Католической церкви

В устройстве Римско-Католической церкви имеются две главные особенности, которыми она отличается от других христианских церквей: 1) строгое разграничение между мирянами и клириками и 2) сложная и стройная система иерархическая, в которой заключается несколько степеней должностных лиц, при чем, низшие должностные лица подчинены высшим, и все степени венчаются главенством папы.

Миряне в Римско-Католической церкви, ни в отдельности, ни в качестве представителей общины, не имеют никакого участия в церковном управлении. Они считаются низшим сословием, повинующимся клиру. Даже находясь на государственной службе (например, членами парламента), миряне действуют по внушению церкви; таким образом, церковь есть общество неравное (societas inaequalis).

В дальнейшем изложении устройства Римско-Католической церкви необходимо выяснить: 1) положение клириков вообще, 2) положение иерархов и различных учреждений при них и 3) положение монашествующих.

А. Клирики

Клирики в Римско-Католической церкви составляют особый класс (status ecclesias ticus) и имеют отличительные от мирян особенные права и обязанности в церкви.

Особенные права и обязанности клирики получают через посвящение и по поручению главы церковной власти. Через посвящение (ординацию) они получают общие права в церкви, а по поручению – права juris dictionis. Посвящение есть такое же средство для вступления в класс клириков, как крещение для вступления в члены церкви. Посвящение имеет семь видов; отсюда происходит семь степеней клириков. Степени эти разделяются на высшие и низшие.

В низшие степени посвящение происходит через особый обряд, известный под именем тонсуры, а в высшие через таинство священства. Посвящение в высшие степени происходит не иначе, как после того, как посвящаемый прошел все виды посвящения в низшие степени.

I. Условия для вступления в клир

Различает абсолютную неспособность лиц к вступлению в клир (incapacitas) и относительную (irregularitas).

Абсолютно не могут быть посвящаемы в клир следующие лица: некрещеные, женщины, женатые, гермафродиты и противящиеся посвящению. Относительная неспособность разделяется на два вида: А – irregularitas ex defectu и В – irregularitas ex delicto. А) Виды irregularitas ex defectu следующие: 1) defectus etatis – недостаток возраста; для посвящения в низшие степени возраст каноническими правилами не определяется, но он может быть определен в государственном законодательстве; для посвящения же в высшие степени требуется minimum 23 года для посвящения в сан диакона, 25 лет для посвящения в сан священника и 30 лет – в епископа. Исключение может быть дано только папой, 2) defectus natalium legitimorum – внебрачные не могут вступать в клир; но поступившие в монастырь или узаконенные через subsequens matrimonium могут вступать в клир, 3) defectus corporis – телесный недостаток, 4) defectus animi – недостатки умственных способностей и т. п., 5) defectus sacramenti matrimonii – двоеженство и вступление во второй брак препятствует вступлению в клир, 6) defectus scientiae – недостаток образовательного ценза38, 7) defectus ridei – новокрещеные и крещеные в тяжких болезнях не могут вступать в клир, 8) defectus libertatis – не могут быть причислены к клиру лица, не пользующиеся гражданскими правами. В) Второй вид относительной неспособности есть irregularitas ex delicto. Под delictum здесь разумеется всякое деяние, которое влечет за собой бесславие (infamia), на основании церковно-государственных законов. В источниках указаны следующие преступления: 1) crimen apostasiae, haeresis, simoniae; 2) abusus ordinis – отправление обязанностей, свойственных только лицу высшей степени священства, лицом низшей степени, вступление в брак после посвящения; 3) abusus baptisti – неправильное крещение; 4) irregularitas propter mulitationem et homicidium – лица, совершившие убийства или содействовавшие убийству, вообще проливавшие кровь человека, даже хирурги и бывшие на войне не могут быть принимаемы в клир (правило это не распространяется, однако, на лиц, совершивших убийство при необходимой обороне).

Кроме этих личных свойств лица, для вступления в клир требуется еще согласие государства.

Принятие в клир происходит по распоряжению известных должностных лиц (ordinarii). Они должны принимать в клир лиц, удовлетворяющих всем требованиям, указанным в правилах церковных, и по определенным основаниям (tiruli ordinationis). Основания эти следующие: 1) titulus beneficia, т. е. определенная должность церковная с содержанием, на которую посвящающий имеет в виду определить посвящаемого непосредственно после посвящения; 2) titulus patrimonii собственное имущество, достаточное для безбедного существования; 3) titulus pensionis – обеспечение со стороны третьего лица; 4) titulus missionis – посвящение в целях миссионерских, откуда само собой вытекает обеспечение содержания из средств конгрегации de propaganda fide; 5) titulus professionis, paupertatis – посвящение монашествующих с обеспечением монастырского содержания; 6) titulus mensae – содержание даваемое епископом из своих средств. Епископ, посвящающий кого-нибудь без ординационного титула, обязывается содержать посвященного на счет своей mensa episcopalis.

Для посвящения в степени клириков в Римско-Католической церкви определено особое время в году – 6 суббот.

2. Права, принадлежащие клирикам

Лица, принятые в клир, получают особые права, с которыми соединены и определенные обязанности. Права эти следующие: 1) privilegium fori – т. е. исключительная подсудность клириков церковному суду. Здесь, разумеется, подсудность не только в церковных делах, но и по преступлениям уголовным и по спорным предметам. Но подсудность клириков по уголовным преступлениям церковному суду подверглась во всех государствах значительным ограничениям. В России эта привилегия допускается, но лишь в тех размерах, какие допускаются по отношению к духовным лицам всех христианских и вообще покровительствуемых вероисповеданий; 2) privilegium immuritatis – свобода духовных лиц от личных податей и повинностей, свобода от обязанностей опекунских, от воинской повинности, свобода их жилищ от постоя и т. п.; 3) beneficium competentiae – сохранение необходимого содержания на всю жизнь; 4) privilegium canonis – почетные преимущества духовных лиц: право на особое уважение со стороны мирян, особые почетные места в церкви во время богослужения, ношение особой одежды и т. д.

3. Обязанности духовных лиц

К числу юридическо-канонических обязанностей, лежащих на клириках, принадлежат: 1) Целибатство, введенное папой Григорием XII в 1079 году, т. е., обязанность духовных лиц не вступать в брак; брак, заключенные иподиаконом, диаконом и священником, в Римско-Католической церкви считается недействительным, но, по русскому праву, такой брак не считается недействительным и сопровождается лишь особыми последствиями. 2) Произнесение духовными лицами каждый день положенных молитв. 3) Удаление от общественных удовольствий, от занятий медициной, хирургией и светской юриспруденцией. 4) Невмешательство в мирские дела. 5) Обязанность иметь место жительства (domicilium) при бенефиции, и наконец 6) Безусловное послушание церковной власти.

Все духовные лица Римско-Католической церкви или клирики, хотя бы и не находились при должностях, состоят в распоряжении папы и тех лиц, которых он уполномочивает на службу церкви.

Б. Римско-Католическая иерархия

I. Главенство папы

В церковной иерархии первое место занимает папа; он есть глава Римско-Католической церкви.

Избирается папа коллегией кардиналов из своей среды. Пассивным правом избрания, равно как и правом подачи голоса пользуются исключительно кардиналы. Избрание происходит в конклаве; обыкновенный способ избрания есть закрытая подача голосов: каждый избиратель-кардинал пишет на записке имя кандидата и свое имя и опускает ее в урну. Получивший две трети голосов наличных избирателей и провозглашается папой. В случае недостатка голосов до двух третей, производится дополнительная баллотировка. В истории были случаи открытого и единогласного указания избирателями кандидата; эта форма называется «per inspirationem». Главенство папы есть существенный пункт учения Римско-Католической церкви и догмат. Но главенство папы до новейших времен понималось канонистами и иерархами неодинаково. По этому вопросу существует две теории, которые допускаются не только в научных сочинениях, но и в законодательстве, и в канонических учреждениях этой церкви. Первая из этих теорий называется аристократическо-епископальной. По этой теории папа есть глава церкви в смысле первого иерарха (primatus) этой церкви; но в то же время и епископы призваны Богом к самостоятельному управлению диоцезами; высшая власть принадлежит не папе, а всему епископату, так что папа стоит ниже вселенских соборов. Епископы обладают определенными правами в церкви в силу степени священства и независимо от власти папы. Эта теория выражалась в особенности в течение XV века на соборах Констанцском, Базельском и в разных научных сочинениях. Но позже получила преобладание теория абсолютно-монархическая, понимающая главенство папы в смысле принадлежности ему всей полноты власти (principatus pienitudo potes tatis). Вся верховная власть церковная – принадлежит папе: он наместник Иисуса Христа. Все учреждения церковные не имеют самостоятельности, а суть лишь вспомогательные органы при папе; собор есть ничто иное, как совет при папе; постановления соборов имеют значение лишь в случае утверждения их папой.

Окончательно эта теория была проведена в определениях Ватиканского собора в 1869 году. Этот собор признал догмат непогрешимости папы. Члены церкви, не признавшие догмата непогрешимости папы, отделились от церкви и образовали старокатолическую церковь.

Права папы разделяются на церковные и политические. а) Церковные права папы выражаются в его главенстве, в его primatus. По современному праву, папа имеет главенство двух родов: 1) primatus honoris и 2) primatus jurisdictionis. К высшим почетным правам папы (primatus honoris) принадлежат названия и титулы (Pontifex maximus, vicarious Christi, Santissimus Papa), – право носить pallium и особую святительскую одежду, иметь особые регалии (прямой жезл, корону, кольцо с печатью), право особого почтения, наконец, право принимать и отправлять посольство к коронованным особам, первенство перед всеми монархами.

Как глава церкви, папа имеет следующие виды primatus jurisdiction: 1) jus supremae legislationis – папе принадлежит верховная законодательная власть. По воззрению Римско-Католической церкви, он один имеет право издавать общие законы для всей церкви; папа утверждает постановления вселенских соборов, учреждает новые монашеские ордена, диоцезы, миссии, допускает диспенсации, т. е. исключения из общих постановлений для отдельных случаев, раздает привилегии, т. е. жалует в пользу определенных лиц и учреждений такие права, которые по общему устройству не должны принадлежать этим учреждениям. Папские привилегии даются или на определенные сроки, или на неопределенное время – donec revocavero. Законодательные постановления папы в России имеют значение лишь по утверждении их русской верховной властью. 2) Папа имеет высшую законоисполнительную власть – jus supremae inspectionis и jus supremae administrationis – право высшего надзора и управления. По праву высшего надзора в церкви папа может требовать для себя беспрепятственных сношений с епископами всех стран, отправлять во все государства особых уполномоченных от себя лиц, рассылать послания даже в страны не католические. Епископы обязаны по требованию папы представить отчет или явиться лично в Рим (visitatis liminium Urbis S. Petri). По праву высшего управления пап назначает епископов, кардиналов, митрополитов, Генералов орденов; в некоторых же странах папа лишь утверждает этих лиц; на этом же основании папа имеет право входить во все дела подведомственные епископам и своими распоряжениями отменять всякое постановление епископа или всякое дело взять в непосредственное свое управление. Папа созывает вселенские соборы, председательствует на них и обнародует их постановления. Римско-Католические епископы в России сносятся с папой в порядке, установленном законом, через митрополита всех Римско-Католических церквей в России. 3) Папа есть верховный судья в Римско-Католической церкви. Он единственный и непосредственный судья над кардиналами, митрополитами и епископами. К нему поступают апелляционные жалобы на решения епархиальных судов всех инстанций. Он имеет право привлечь к своему разбирательству все важнейшие дела (majores res). В источниках, впрочем, не определено в точности, что следует разуметь под majores res, которые папа может изъять из рассмотрения обыкновенных судебных инстанций и подчинить своему личному рассмотрению. 4) Затем, папа есть верховный учитель во всей Римско-Католической церкви и обладает с 1869 г. свойством непогрешимости в определении учений и истин веры и нравственности. Это свойство понимается не в том смысле, что папа безгрешен во всех своих действиях; это свойство такое, каким обладали вселенские соборы. Восточной церковью этот догмат не признается.

В политическом отношении папа, по воззрениям католиков, считается главой мира. В международном праве это положение не признается. Далее, по воззрениям Римско-Католической церкви, папа есть не только глава церкви, епископ города Рима, но он есть монарх Папской Области. Теперь власть папы над папской областью не признается, но члены Римско-Католической церкви полагают, что папа имеет и теперь права на область. Если же он в действительности не обладает этими правами, то это происходит вследствие насилий над ним итальянского правительства. Римско-Католическое духовенство основывает права папы на папскую область на праве давности. В 1870 г. Рим был объявлен столицей итальянского королевства. Папа протестовал против признания Рима столицей Италии; в своих буллах он называл это ограблением церкви, а участников этого признания он подверг отлучению от церкви; папа продолжает смотреть на Рим, как на папскую территорию. Итальянское правительство не признало протеста папы и издало в 1871 г. закон о гарантии независимости и самостоятельности папы, как главы церкви. В этом законе определяются государственные и церковные права в пределах итальянского королевства.

По закону 13 мая 1871 года положение папы представляется в следующем виде: личность папы признается священной и неприкосновенной, как личность каждого монарха; преступление против личности папы наказывается наравне с преступлениями против особы короля. Итальянское правительство обязано оказывать папе королевские почести; папа может иметь почетную стражу, телохранителей. В распоряжение папы предоставлены итальянским правительством Ватиканский и другие дворцы, музеи и библиотеки и т. п. Папа распоряжается этими дворцами и учреждениями, но без права отчуждать их. Равным образом, не могут быть отчуждаемы эти дворцы и учреждения и по распоряжению правительства. Доступ в папские здания и в учреждения церковные, имеющие общее значение, может быть открыт государственным чиновникам лишь с разрешения папы и его учреждений. Никакой агент правительства, при исполнении обязанностей по службе, не вправе перешагнуть через пороги папских дворцов и учреждений.

Действия итальянской государственной власти у ворот папских дворцов прекращаются. В пользу папского престола правительством назначено производство непрерывной и неотчуждаемой ренты в 3225000 ливров, но папы до сих пор не принимали этого содержания от государственного правительства, считая это для себя унижением. Все учреждения при папе, находящиеся и имеющие общее значение, пользуются правами экстерриториальности. Папа имеет право принимать посланников и послов от всех правительств, и эти послы пользуются всеми правами, присвоенными всем дипломатам; равно папа имеет право отправлять к иностранным дворам нунциев и посланников, – и эти лица пользуются правами экстерриториальности. Все действия папы, его распоряжения, акты, равно как и действия и распоряжения папских чиновников, относящиеся до церковных дел, не подлежат никакому стеснению со стороны итальянского правительства. Папа имеет право произносить свободно речи, не вызывая какого бы то ни было распоряжения со стороны государственного правительства. Папа пользуется полной свободой почтовых и телеграфных сношений без платежа пошлин в пользу государства.

Гарантируя эти права папы полной свободой относительно дел церкви, итальянское правительство, с другой стороны, старается устранить возможность оказывания со стороны папы действий, направленных к нарушению целости и единства итальянского Королевства.

Некоторые писатели находят, что закон 13 мая 1871 г. должен иметь характер международного закона и, действительно, некоторые правительства стремились к тому, чтобы положение папы определено было международным договором. Одни писатели и государственные деятели признают закон о гарантии вполне достаточным для того, чтобы папа мог пользоваться свободно своими правами независимо от итальянского правительства; другие же находят, что, в случае если действия папы окажутся вредными для некоторых государств. то закон о гарантии будет недостаточен, ибо государство, интересы которого нарушены действиями папы, не будет иметь возможности прекратить эти действия в пределах итальянского Королевства, а последнее снимает с себя всякую ответственность за действия папы, как главы церкви. С другой стороны, католические правоведы признают, что папа есть пленник, что он стеснен в своей свободе, что положение его невыносимо, что следует поэтому восстановить папу в качестве главы и монарха.

Русское правительство признает закон о гарантии и считает его достаточным, а для сношений с папской курией имеет в Риме своего уполномоченного.

II. Должностные лица и учреждения при папе

Папа имеет непосредственных помощников в управлении церковью. Такими помощниками являются кардиналы, учреждения, в совокупности составляющие Римскую Курию, и нунции разных видов.

а) Кардиналы. Кардиналами называются состоящие при папе духовные лица, считающиеся ближайшими советниками и помощниками. В настоящее время число кардиналов простирается до семидесяти; сверх этого числа кардиналы не назначаются; зачисление в кардиналы происходит исключительно по усмотрению папы. Впрочем, католические монархи могут выразить папе желание, чтобы в числе кардиналов был один из уроженцев данного государства. Такие кардиналы называются cardinals protectors nationis. В составе кардиналов четверо должны быть докторами богословия, или кандидатами прав. Кардиналы имеют особые права лично и в полном составе, в качестве членов коллегии. Личные права кардиналов состоят в том, что они признаются высшими после папы сановниками в Римско-Католической церкви. Они называются князьями церкви, имеют особый титул, носят пурпуровую одежду, особую шляпу, кольцо и т. п. Кардиналы обязаны пребывать в Риме, за исключением тех, которые получают особое назначение вне Рима, например, кардинал в Вене. Кардиналы, не находящиеся в Риме, могут явиться туда в чрезвычайных случаях (во время избрания папы, заседания коллегии и т. д.). Кардиналы в своей совокупности составляют saerum collegium (священную коллегию) и имеют своего декана, казначея и секретаря. Деканом-кардиналом бывает епископ гор. Остии; он пользуется особыми преимуществами, как председатель коллегии; он же совершает обряд посвящения в папы. Секретарь заведует внешними сношениями папы. Коллегия имеет свое имущество и свой круг занятий и вполне самостоятельна. В случае смерти папы он заведывает всеми делами до избрания нового папы. Коллегия кардиналов является в форме consistorium cardinalium – консистории кардиналов под председательством папы. Заседания консистории кардиналов бывают секретные (secreta seuordinaria) и публичные (publica seu extraordinaria). В consistorium ordinarium папа обыкновенно сообщает кардиналам сведения о важных делах церкви вообще или отдельных епархий, о заключении конкордатов с иностранными державами, о назначении легатов к иностранным дворам и т. д. Кардиналы торжественно выслушивают сообщение папы и принимают их к сведению, иногда же папа предлагает какой-нибудь вопрос на обсуждение консистории. Тогда консистория высказывает свое мнение, которое, однако, для папы необязательно. В публичной консистории (extraordinarium) могут присутствовать и лица, не принадлежащие к кардиналам, как светские, так и духовные. В публичной консистории папа обыкновенно объявляет для всеобщего сведения о каких-нибудь особенно важных событиях в церкви.

б) Римская Курия. Курия есть учреждение при папском престоле. Она образовалась из совета пресвитеров при папе и разделяется на несколько отделений или конгрегации (congregationes). (Congregationes) бывают постоянные (ordinals) и исключительные (extraordinales). Предметы ведения установлены папой, а отчасти практикой. Из конгрегаций заслуживают особого упоминания: Rota Romana – это высший судебный трибунал Римско-Католической церкви. Решения его окончательны и вносятся в особый сборник. Rota Romana имеет руководственное значение для всех судов Congregatio consistoriales, – для подготовления дел, которые должны быть предложены консистории кардиналов. Затем, существуют учреждения для управления разными сторонами церкви, а именно: Cancelaria apostolica – для приготовления папских бумаг; secretaria apostolica – для рассылки папских bleves; Congregatio interpretationis consilii Tridentini – наблюдающая за точным исполнением постановлений Тридентского собора. Congregatio indicis librorum prohibitorum – эта конгрегация следит за литературой во всем христианском мире и вносит в особый список (index) те книги, которые не дозволены для чтения католикам; Congregatio de propaganda fide для заведывания всеми миссиями. В составе ее имеется особое отделение, которое заведует католическими миссиями, находящимися среди церквей восточных. Эта конгрегация имеет свои учебные заведения для приготовления миссионеров. Кроме перечисленных конгрегаций имеются еще некоторые другие.

в) К папским помощникам принадлежат нунции (nuntii) – папские посланники. Эти дипломатические чины разделяются на 3 класса: 1-й класс – legati a latere – ими бывают исключительно кардиналы, назначаемые для важных случаев; 2-ой класс – legati missi или nuntii apostolici – постоянные (в Вене, Мадриде) и временные. В России нунции были при Екатерине II и Павле, теперь присылаются временно; 3-й класс – internuntii. К дипломатическим чиновникам относятся также лица, имеющие особые поручения от папы; например, legati nati.

г) За непосредственными помощниками папы в управлении церковью в иерархическом порядке следуют примасы, экзархи и митрополиты.

Примасом называется в Западной Церкви епископ, первенствующий между всеми епископами. Так, архиепископ Лиссабонский называется примасом всех епископов Пиренейского полуострова.

Экзархом называется подобный первенствующий между епископами на Востоке. Некоторые из епископов носят название патриархов. Обыкновенно звание примаса, экзарха и патриарха не дает особых действительных прав, а имеет лишь некоторое почетное значение. Действительными же правами обладает архиепископ-митрополит. Вся Римско-Католическая церковь разделяется на округи, которые называются митрополиями. В состав каждой митрополии входит несколько диоцезов. Первенствующий епископ округа называется архиепископом или митрополитом. В настоящее время во всем Римско-Католическом мире насчитывается до 310 епископских округов. В пределах России находятся 2 митрополии: Могилевская и Варшавская. В обоих округах находится 12 епархий.

III. Римско-Католическая духовная коллегия

Посредствующих учреждений между митрополитами и папой нигде не существует. В России центральным учреждением, в котором совершается отправление власти Римско-Католической церкви, служит Римско-Католическая Духовная Коллегия. Папа не признает этого учреждения в строе Римско-Католической церкви, игнорирует его, хотя устройство коллегий и круг ведомства, предоставленного ей, не заключает в себе ничего противного каноническим правилам Римской церкви. Римско-Католическая Духовная Коллегия находится в Петербурге и учреждена при Екатерине II. По устройству она изменялась несколько раз, в настоящее время она состоит из присутствия и канцелярии. Председательствует в ней архиепископ Могилевский, митрополит всех церквей католических в России; в состав присутствия входят два члена – один епископ, другой прелат, а затем, асессоры по числу епархий. Члены определяются и увольняются Высочайшими указами через Министра Внутренних Дел; на каждую вакансию обыкновенно представляются 2 кандидата. Асессора являются в качестве представителей от тех епархий, в которых они состоят клириками. Они избираются кафедральным капитулом каждой епархии на 3 года. При избрании обращается внимание, чтобы лицо, избранное имело достаточные познания в Церковном праве, в русском языке и государственных узаконениях. До 60-х годов в составе Коллегии находились только асессоры из русских губерний, а затем стал присылать своих асессоров и Привислинский край.

Предметы ведения Римско-Католической духовной коллегии касаются управления всеми делами Римско-Католической церкви, – ее имуществами и сношениями. В частности: 1) В Коллегии собираются и хранятся полные сведения о состоянии церквей, находящихся в пределах России. 2) Она имеет право общего надзора за правильным и успешным ведением дел в консисториях. 3) Она имеет и судебную власть: производить пересмотр решений консистории, рассматривает дела, поступающие по отзывам, апелляциям и протестам; является второй инстанцией по всем делам за исключением брачных и чисто церковных. Последние рассматриваются в 1-й инстанции, а 2-ая инстанция для них – консистория митрополита. 4) Она рассматривает и представляет Министру Внутренних Дел всякого рода предположения епархиальных начальств, требующие или нового закона, или какой-нибудь общей меры. Она же дает заключения по делам, касающимся Римско-Католической церкви. 5) Рассматривает все дела, по которым членам католической церкви необходимо войти в сношения с папой. 6) Заведывает общими капиталами и хозяйством Римско-Католической церкви; производит ревизии отчетов о денежных суммах, отпускаемых из государственного казначейства на содержание. 7) Производит дела о поступлении в монашество, о желающих принять веру Римско-Католической церкви.

Все эти дела производятся в Коллегии на основании установленных законов.

При Коллегии состоит прокурор, который назначается и увольняется Высочайшим приказом по представлению Министра Внутренних Дел. Прокурор имеет право при совещаниях и постановлениях Римско-Католической Духовной Коллегии давать заключения, указывать законы, которые могут быть применены к данному делу, делать предложения и, в случае непринятия их, входить с протестом. Прокурор представляет Министру Внутренних Дел ведомость о решенных делах. Таким образом Коллегия находится в известных отношениях к Министру Внутренних Дел. В составе Министерства Внутренних Дел есть Департамент Иностранных Исповеданий и в нем особое отделение для дел Римско-Католического исповедания. Все Высочайшие повеления, относящиеся до Римско-Католической церкви, поступают в Коллегию из Министерства Внутренних Дел, но по судебным делам Коллегия имеет отношение к Сенату.

Под ведением Коллегии управляют в России церковными округами митрополиты и архиереи. В России имеются два митрополита: Могилевский и Варшавский.

Права митрополита

Общие права митрополита состоят в следующем. Он является в пределах митрополичьего округа старейшим иерархом и имеет многие почетные права. При этом, митрополит имеет право делегировать свою власть особому совету, по отношению к которому не может иметь положения высшей инстанции. Имеет право надзора за деятельностью архиереев; ему принадлежит судебная власть: он пересматривает в качестве 2-й инстанции решения епархиальных архиереев, имеет право созывать провинциальные соборы из архиереев (только в немногих странах39, делать общие распоряжения по всем диоцезам). Митрополит наблюдает за тем, чтобы, в случае открывшейся вакансии в диоцезе, немедленно был выбран викарий для временного заведывания диоцезом. Викарий избирается Кафедральным Капитулом или же митрополитом.

Особенное значение имеет митрополит Могилевский.

Кроме перечисленных прав, ему принадлежат еще следующие особенные права. Он называется митрополитом всех церквей Римско-Католических в России; он есть председатель Римско-Католической Духовной Коллегии; он имеет исключительное право непосредственно сноситься с папой и учреждениями папы. Однако, его сношения происходят под надзором государства с соблюдением известных требований и условий. Сношения эти происходят таким образом. Все частные просьбы, направляемые к папскому престолу со стороны членов Римско-Католической церкви, должны быть представляемы чрез местного епископа Митрополиту Могилевскому, который и входит в сношение с папским престолом; равным образом, все документы папской курии присылаются в Россию через Митрополита Могилевского. Он обязан по получении такого документа представить его Министру Внутренних Дел и только, когда последует Высочайшее разрешение, может обнародовать этот документ и привести в исполнение; всякий же документ римской курии, другим путем дошедший до России, не имеет юридической силы и обнародование его считается уголовным преступлением. Наконец, ему принадлежит право непосредственно сноситься с Министром Внутренних Дел, а все другие иерархи (и архиепископ Варшавский) могут сноситься с министром только через него.

Митрополит Могилевский имеет в своем заведывании С.-Петербургскую Католическую Духовную Академию, как высшее учебно-образовательное заведение. Митрополит признается высшим государственным сановником.

Епископы

Под ведением митрополитов или архиепископов управляют диоцезами40 епархиальные архиереи или епископы. Назначение епископов совершается в разных формах: 1) в памятниках сохранилось указание на избрание при участии клира и народа. Но эта форма нигде не практикуется, хотя и не отменена еще; 2) по выбору кафедральных капитулов закрытой баллотировкой. Эта форма избрания епископов признается обще-канонической; 3) nomination – назначение высшей государственной властью, но с согласия папы; 4) praesentatio – представление со стороны государственной власти кандидатов, из которых митрополит или папа утверждает одного; 5) назначение по усмотрению папы (преимущественно в terries missionis, где правительство игнорирует Римско-Католическую церковь, например, в Англии, С.-Ам. Соед. Шт. и др.).

В России все епископы и митрополиты назначаются Государем (nomination) по предварительному соглашению с папой и канонически утверждается по принятому порядку. Государь дает именной указ Правительствующему Сенату о назначении епископа; назначенный епископ дает присягу на верность Государю и Наследнику престола, а вслед за посвящением присягает и папе.

Епископы Римско-Католической церкви имеют права по отношению ко всей церкви и по отношению к тем областям, которыми они управляют по уполномочию от папы. Епископ имеет право участвовать во вселенских соборах и возводить постановления папы в общие церковные законы; имеет право, с согласия главы церкви, давать собственные мнения и заключения по различным пунктам вероучения и богослужения и право (в России ограниченное) непосредственных сношений с главой церкви.

Права епископов по отношению к диоцезам разделяются на jura ordinis, jura imperi и jura diocaesaria. Под jura ordinis разумеются особые права епископа, касающиеся учения веры и преподавания (jura magisterii) и права по священнослужению. Эти права по каноническим началам епископы получают de jure divino, но возможность осуществления их происходит по одному учению, от папы, по-другому, в силу самой степени священства. Права же imperii епископ получает по уполномочию от папы. В состав этих прав входят: распорядительная часть (jus administrationis), право надзора за монашествующими и духовными (jus inspectionis) и власть судебная.

Епископ есть judex ordinarius в своем диоцезе. Он может единолично производить все судебные отправления в своем диоцезе в качестве 1-ой инстанции, но он имеет право по своему усмотрению делегировать свою судебную власть другим лицам, – поэтому лица, которым он передает долю этой власти на время, или на определенный срок, называются delegate. Иногда епископ предоставляет этим лицам произвести следствие по тому или другому делу и постановить приговор. Апелляции на эти приговоры поступают уже во вторую инстанцию, так как епископ по отношению к своему делегату не составляет особой инстанции. Затем, епископы имеют еще некоторые почетные права (jura honoris); сюда относятся: особая одежда, посох, кольцо, митра, кафедра и др.

IV. Должностные лица и учреждения при епархиальных архиереях

Диоцезарные архиереи имеют для отправления своей власти вспомогательных лиц и учреждения, как-то: епископов, суффраганов или коадъюторов, кафедральные капитулы, консистории и, кроме того, семинарии.

1) Епископами-суффраганами по нашему законодательству называются лица епископского сана, назначенные епископу в качестве помощников. Епископы суффраганы избираются и назначаются, как епархиальные архиереи, и состоят в определенной епархии; епископ-суффраган не имеет самостоятельных прав при sede plena, но при sede vacante он вступает во все права диоцезарного епископа до назначения нового епископа, но есть епископы-суффраганы, которые не могут вступать в права диоцезарного епископа. Существование епископов-суффраганов есть отличительная особенность Римско-Католической церкви в России. Во Франции епископ каждого диоцеза назначает для содействия себе генерального викария. В Германии назначение викария необязательно. Для дел судебных епископ назначает официалов.

2) В каждом диоцезе существуют кафедральные капитулы. Кафедральный капитул развился из учреждения, состоявшего в первые времена христианства при епископе. Самостоятельное значение – это учреждение стало приобретать с XII века. Современное устройство его чрезвычайно разнообразно. Оно установлено то обычаем, то правилами церкви, то государственным законодательством.

Кафедральный капитул состоит из определенного числа духовных лиц с разными титулами.

В России в состав кафедрального капитула входят четыре прелата41, четыре каноника действительных и четыре почетных. В члены капитула могут быть назначаемы лишь те, которые по своему образованию и способностям могут быть помощниками епископов. По общему праву церкви, члены кафедрального капитула должны иметь ученые степени – доктора или магистра. Дальнейшие условия определяются местными узаконениями.

Члены кафедрального капитула имеют особые личные права: они считаются представителями клира и всего диоцеза, и обязаны присутствовать и участвовать при богослужении епископа, равно принимать участие во всех делах капитула. Члены капитула пользуются также преимуществами чести между духовными лицами в диоцезе. Кафедральный капитул находится в определенных отношениях к епископу и составляет его совет. В некоторых делах епископ обязан требовать заключения капитула, например, при избрании коадъютора, при раздаче и изменении бенефиций, в случае принятия новых членов капитула; в других делах епископ может спросить лишь мнение капитула, которое для него не обязательно. Кроме того, капитул же выбирает заседателя в духовную коллегию. Но особенные права получает кафедральный капитул при sede vacante и sede impedila, т. е., когда открывается вакансия на епископскую кафедру, или, когда епископ не имеет возможности осуществлять свои права по обстоятельствам, от него не зависящим.

По нашему праву, в случае открывшейся вакансии на епископскую кафедру, если нет епископа-коадъютора с правом преемства, кафедральный капитул обязан в течении 8-ми дней избрать викария или администратора, который затем утверждается правительственной властью. Капитул, до утверждения викария, управляет диоцезом.

Со времени же утверждения викария обязанности кафедрального капитула прекращаются.

Кроме кафедральных капитулов существуют в России (в Привислинском крае) еще Коллегиатские капитулы. Это ничто иное, как причты не кафедральных соборов. По строю Римско-Католической церкви, в каждом учреждении должен быть один администратор. Если же приходскому священнику дается другой священник в помощники, то последний не имеет самостоятельной власти. Поэтому для священников, выслужившихся и отличившихся, стали учреждаться такие церкви, где бы все они пользовались одинаковыми правами. Такие-то учреждения вместе с этими лицами и причтом и называются Коллегиатскими Капитулами.

Они имеют своим назначением давать средства к жизни престарелым, выслужившимся и заслуженным приходским священникам. Количество этих капитулов до 1864 г. зависело от епархиального архиерея. Впоследствии оказалось, что число коллегиатских капитулов и содержание их не оправдываются никакими основаниями. Поэтому русское правительство оставило в Привислинском крае по одному капитулу в диоцезе и назначило им штатное содержание от государства.

3) Епархиальная консистория, состоящая при каждом епархиальном архиерее, имеет особенное значение. Не во всех странах, где имеется Римско-Католическая церковь, существует учреждение под названием консистории. Вместо консистории в некоторых диоцезах существуют отдельные лица под названием Генеральных викариев или официалов. В других странах эти лица составляли особую коллегию при епископе под названием консистории. В России консистория существует на основании конкордата, заключенного между русским правительством и папой в 1848г.

Консистория состоит из присутствия и канцелярии. В состав присутствия входят: официал, вице-официал (не везде), визитары монастырей и церквей и определенное число заседателей. Официал есть председатель консистории; вице-официалы суть ничто иное, как помощники официалов.

Отношения консистории к епископу диоцеза характеризуется тем, что определение и увольнение членов консистории зависит от начальствующего архиерея; епархиальный архиерей по своему усмотрению назначает в консисторию членов из лиц непротивных правительству. Относительно назначения официалов и визитаторов монастырей он должен делать представления Министру Внутренних Дел, о назначении прочих членов он доводит лишь до сведения Министра Внутренних Дел. Епархиальный архиерей может увольнять членов консистории во всякое время и назначать им преемников, доводя лишь до сведения Министра Внутренних Дел, – при чем он не обязан объяснять причин увольнения. Он может, наконец, назначить одновременно новый состав консистории.

Члены консистории остаются в своей должности лишь до тех пор, пока состоит в должности лицо, их назначившее. Такое положение членов консистории, обнаруживающее полную зависимость их от епархиального архиерея, объясняется тем, что консистория есть делегация от епископа.

Канцелярия консистории состоит из секретарей и нескольких чиновников. Секретарь назначается и увольняется Министром Внутренних Дел из лиц католического исповедания, по представлению епархиального начальства.

Секретарь имеет прокурорское значение при консистории, но право протеста ему не принадлежит во всем объеме. Прочие чиновники назначаются местным начальством.

К предметам ведомства епархиальной консистории относятся.

1) Дела, касающиеся епархиального духовенства, а именно: а) дисциплинарные: епархиальный архиерей имеет право лично производить дисциплинарный суд по отношению к духовным лицам, если провинившийся может быть исправлен пастырским увещанием. Дела, которые влекут за собой наказание более или менее важное, как, например, отрешение от должности, хотя и временное, или запрещение совершать богослужение, – должны производиться в консистории; на решения их могут быть приносимы отзывы в Римско-Католическую Духовную Коллегию; б) споры между духовными лицами по отношениям церковным; в) дела, возникающие по спорам духовных лиц между собой, касательно пользования движимым и недвижимым имуществом; г) дела по жалобам и искам на духовных лиц, жалобы на личные обиды, жалобы на неисполнение духовными лицами бесспорных обязательств; д) дела о недействительности монашеских обетов.

2) Дела, касающиеся светских лиц, все брачные дела: получение доказательств о действительности или недействительности браков, о расторжении брака; дела о выдаче актов о рождении, крещении и смерти лиц Римско-Католического исповедания; дела о законности рождения и т. д.

По делам брачным консистория с епархиальным архиереем есть первая инстанция, второй инстанцией является митрополит совместно с коллегией, а третьей – Papa Romanus.

3) Дела смешанные (res mixtae), касающиеся и духовных и светских лиц. сюда относятся наложение церковного наказания и покаяния за какое-либо преступление или проступок, подлежащий светскому суду.

4) Дела хозяйственные. Консистория составляет сметы сумм, отпускаемых на содержание католического духовенства, поверяет отчеты епархиальных сумм, дает разрешение на построение церквей и т. д.

5) Дела распорядительные и исполнительные. Консистория рассылает указы и циркуляры, ведет списки духовным лицам в епархии, принимает и хранит метрические книги, собирает статистические сведения и пр.

Что касается до порядка производства дел в консистории, то он такой же, как и в губернских присутственных местах. Ответственность за правильность ведения дел несет епархиальный архиерей.

Семинария

По постановлению Тридентского собора каждый епископ должен учредить в своем диоцезе коллегию или семинарию, в которой воспитанники получили бы и общее образование, и специальную подготовку к служению в церкви. В настоящее время в германских государствах место семинарий занимают богословские факультеты при университетах или соответствующие им учебные заведения, куда принимаются лица, получившие среднее образование в гимназиях. В России и до настоящего времени сохранились семинарии; по праву Римско-Католической церкви личный состав начальников, преподавателей и воспитателей, равно объем, направления и распорядок преподавания в этих учебных заведениях находится в полной и исключительной зависимости от местного епископа: не допускается никакого вмешательства со стороны государственной власти. В последнее время наше правительство, в виду несоответствия такого положения дел государственным интересам, распространяет постепенно право своего надзора и на эти учебные заведения, несмотря на оппозицию со стороны Римско-Католической иерархии.

Каждый диоцез Римско-Католической церкви разделяется на округи, которые называются деканатами. В каждом округе состоит особое должностное лицо, называемое деканом, которое назначается епархиальным начальством из лиц, заслуживающих особого доверия и способных к администрации и производству следствия. Декан имеет право и обязанность ближайшим образом наблюдать за духовными лицами и за состоянием приходов.

V. Назначение на должности и размещения бенефиций

Форма назначения на должность по Римско-Католическому праву бывает обыкновенная и чрезвычайная. Самая форма назначения обозначается технически: provisio, collation или donation beneficia. Обыкновенная форма назначения (ordinaria provisio) бывает libera и non libera, сверх того еще есть форма по jus devolutionis.

1) Libera collatio – это та форма, по которой ordinarius может замещать должность исключительно по своему усмотрению. Право liberae collationis принадлежит папе и епископам. По принципу канонического права, папа имеет полную свободу предоставления каждой бенефиции лицу по своему личному усмотрению. Этот принцип никогда, однако, не был выдержан в действительности по отношению ко всем диоцезам Римско-Католической церкви. Папа лишь в диоцезе Рима свободно размещал должности по своему непосредственному усмотрению, во всех других диоцезах кафедры епископов замещались обыкновенно при соучастии разных учреждений и лиц, а низшие должности замещались епископами. В средние века папа удерживал за собой право исключительно замещать некоторые должности, с которых получался значительный доход (должности епископов и прелатов). Право на замещение таких должностей называется jus reservatum. Папа дорожил этим jus reservatum потому, что, до замещения бенефиции, доход с нея поступал в Римскую курию. Поэтому папа оставлял эти должности довольно долго незанятыми. Это незамещение сопровождалось материальным ущербом для государства. Поэтому возникали споры и неудовольствия между правительством и папой. В настоящее время только в очень немногих государствах существуют такие должности, которые замещаются папой; в Германии подобное замещение должностей вовсе не допускается.

В диоцезах право назначать на должности принадлежит епископам, как ordinario magistratii по форме libera collation. Общие правила установлены Тридентским собором. Libera collatio должна происходить по конкурсу. Каждый епископ должен иметь кандидатов на бенефиции, которые вносятся в особый список после испытания. Такими кандидатами могут быть лица, получившие известное образование и имеющие определенное число лет. Список кандидатов объявляется по своему диоцезу. При открытии вакансии, кандидаты извещаются об этом. Затем они подвергаются испытанию, которое должно состоять в даче письменных и устных ответов по главным предметам и практическому богословию. Испытание происходит в особой комиссии, назначаемой епископом. Но этот порядок часто изменяется. В России епископы пользуются полным правом раздавать бенефиции.

2) Вторая форма замещения бенефиций это jus devolutionis. Эта форма существует для обеспечения замещения бенефиций в определенный срок и состоит в том, что если лицо, имеющее право замещать бенефиции, в установленный срок воспользуется своим правом, то это право переходит к ближайшему высшему начальнику. Это право высшего начальника и называется jus devolutionis.

По Русскому праву, Кафедральный Капитул в случае открывшейся вакансии на епископскую кафедру, обязан в течение 8-ми дней избрать викария для (замещения) управления диоцезом. Если же Кафедральный Капитул не воспользуется этим правом, то митрополит имеет право по своему усмотрению назначать епископа.

3) Collatio non libera – это такая форма, в которой участвует лицо, не принадлежащее к церковной иерархии. Лицо это может быть, как физическое, так и юридическое. Участие его выражается или в nomination – назначение кандидата или praesentatio – выборе кандидата. По этой форме замещаются бенефиции епископов и весьма часто приходских священников. Nominatio предоставляется, обыкновенно, монархам при замещении епископских кафедр.

Под церковным патронатством разумеется совокупность прав и обязанностей, которые предоставлены церковной властью какому-либо лицу, в замещении бенефиций и в управлении ими не на основании принадлежности этого лица к церковной иерархии, а из признательности к нему, вследствие особенных заслуг его в пользу церкви. Jus patronum почти неизвестно в русской православной церкви, хотя некоторые писатели находят его в институте ктиторства. В Римско-Католической церкви jus patronum обязано своим происхождением феодализму средних веков. Землевладельцы, как светские, так и духовные, устраивая новые церкви, или обогащая их вкладами, приобретали для себя и своего потомства право участия в избрании священников и управлении имуществом приходским. Впоследствии все эти права приобретались землевладельцами и по отношению к таким церквам, которых они сами не строили, но к которым принадлежали в качестве прихожан крестьяне, жившие на их землях. Римско-Католическая иерархия не всегда и не везде покровительствовала патронатству, но лишь в тех случаях, когда землевладельцы соединяли свои цели и стремления с целями и стремлениями иерархии.

Католические иерархи относили право патронатства к jura odiosa и потому старались ограничить его. Тридентский собор установил общие правила, по которым действует право патронатства. Оно бывает различно: по различию субъектов оно бывает духовное, светское и смешанное; по качеству оно бывает личное и вещественное. Личное патронатство делится на jus personalissium, jus familiar и jus hereditare.

Права патронатства могут быть приобретаемы: учреждением бенефиции, папскими привилегиями и переходом патронатства к лицу, принимающему на себя все права и обязанности патронов. Если землевладение переходит к лицу нехристианского вероисповедания, – владелец не приобретает особых прав, но обязанности патронатства переходят к нему. Круг прав патронов по отношению к бенефициям не одинаков; эти права касаются назначения священников и управления хозяйством прихода. В средние века права патронов были обширнее, чем в новейшее время.

В России и в особенности в Привислянском крае согласно с правилами Тридентского собора патрон имеет следующие права:

1) jus praesentationis – право представлять кандидатов в священники покровительствуемого им прихода епископу на утверждение, но не право назначения. Патрон иначе называется collator, не только в Римско-Католической церкви, но и в протестантской.

2) Патрон по русскому праву есть председатель и непременный член церковного дозора. Церковным дозором называется учреждение в приходе, назначенное для заведывания делами прихода, преимущественно хозяйственными. В тех приходах, где есть патрон, дозор состоит из священника collator’a, землевладельца и трех членов, избираемых священником и землевладельцем из лиц, имеющих недвижимые имения. Права и обязанности дозора состоят, как уже сказано было, в заведывании хозяйством.

3) Патрону принадлежат некоторые почетные права, как-то: особое место в церкви, упоминание в молитвах, совершение службы в день его рождения, звон при погребении патрона и т. п. Передача прав патроната происходит на основании местного гражданского законодательства. Права патроната погашаются смертью патрона, или злоупотребления правами патрона, или, наконец, вследствие отказа патрона от прав патроната.

Из указанного очерка о патронатстве мы видим, каким образом оно функционирует в Римско-Католической церкви. Там же, где нет патроната, право это принадлежит правительству. По нашему законодательству существует такое устройство, где нет патронов. Все члены прихода, имеющие права участия в общественных сходках, также лица духовные и земледельцы составляют общее собрание прихожан.

Собрание прихожан под председательством старшины того селения, где находится церковь, составляет особое учреждение, известное под названием церковного дозора. В состав церковного дозора входят: староста (гминный войт), как председатель дозора, приходский священник и члены, выбранные на общем собрании прихожан. Кроме обыкновенных и постоянных органов церковной власти в строе Римско-Католической церкви открываются временные установления под различными названиями. Эти временные установления, обладающие особыми правами, носят общее название Синодов. Синоды принадлежат к установлениям чрезвычайным. Виды Синодов, следующие: собрания, состоят из предстоятелей или настоятелей приходов. Эти собрания могут составляться по усмотрению епископа; епископ имеет право созывать духовных лиц или одного какого-нибудь округа, или со всех округов, на которые распадается диоцез. Диоцезы, как мы уже сказали, разделяются на деканатства. Могут составляться собрания из предстоятелей церквей, находящихся в пределах одного деканатства. Те собрания, в которых участвуют представители со всей епархии, называются диоцезарными синодами и составляются под председательством епископа. По постановлению Тридентского собора Синоды эти имеют определенные права. Существуют еще provinciales Cynodi; они состоят из епископов под председательством митрополита. Кроме епископов, допускается в них участие членов высшего клира. Затем, национальные синоды и, наконец, вселенские соборы.

В. Монашествующие Римско-Католической церкви

Монашеская жизнь, распространяясь с востока и на запад, первоначально не пользовалась симпатиями населения, несмотря на восторженные похвалы монашеству со стороны таких авторитетных учителей церкви, как Амвросий, Иеровим и Августин. Главным основателем монашеской жизни на западе был св. Бенедикт, граф курсийский, основавший много монастырей и оставивший устав монастырского общежития. Уже в уставе Бенедикта проявились с достаточной ясностью те характерные черты, которые всегда отличали западное монашество от восточного, именно предпочтительно-практическое направление его, между тем как направление восточного монашества может быть названо предпочтительно-созерцательным. На западе основатели монастырей и составители уставов, на ряду с молитвой, созерцанием и внутренним опытом, ставили для монашества практические цели – разработку науки, культуру земли и воспитание народа.

Монашествующие в Римско-Католической церкви разделяются на ордена. (Появление орденов относится к XI веку).

Под орденом в католической церкви разумеется совокупность лиц, которые своими обетами обязаны следовать определенному порядку жизни. Единство практической цели, единство устава и вследствие этого единство организации обособляют один орден от другого. Число орденов и в средние века, и в новейшее время весьма значительно. Право основывать ордена принадлежит папе.

От орденов в Римско-Католической церкви следует отличать congregationes; разница в том, что члены этих последних, хотя дают те же самые обеты – послушания, целомудрия и нестяжательности, как и члены монашеских орденов, но не как обеты торжественные и бесповоротные (vota sollemnia), а как обеты простые (vota simplicia), не связывающие бесповоротно свободы лица и не исключающие возможности вернуться к мирской жизни.

Сообразно с этим различием монастырей и конгрегаций, монашествующие разделяются на regulares и quasi-regulares. Первые должны непременно жить в монастырях и связаны более строгой дисциплиной сравнительно с членами конгрегаций, которым предоставляется возможность, кроме конгрегационных учреждений, поселяться и отдельно. Конгрегации особенно распространение получили с половины XIX века с утверждением мысли, что цели жизни наилучшим образом могут быть достигаемы обществами людей; это отразилось и в законодательстве различных стран. Римско-Католическая епархия, в виду запрещения со стороны государственных правительств учреждать ордена, при возрастающем количестве лиц, дающих монашеские обеты, воспользовались подходящими статьями закона для соединения их в конгрегации, как дозволенный вид общественных соединений. С течением времени к конгрегациям стали примыкать и посторонние люди, светские члены, преследуя разного рода благотворительные цели, распространение образования и пр., а равно заботясь о приумножении среди общества членов клерикальной партии. Такого рода конгрегации (благотворительные) оказали, между прочим, большие услуги при организации ухода за больными во время последней франко-прусской войны 1870 – 1871 г. г.

Собственно монашествующие (regulares) разделяются, в свою очередь, на novice (прошедшие испытание, но не произнесшие торжественных обетов) и монашествующих, в строгом смысле. Первые подобно членам конгрегаций, произносят лишь vota simplicia. Порядок вступления в монастырь, действующий в России, таков: желающий вступить в монашество обращается, кроме приора, настоятеля монастыря, к губернатору. Этот последний собирает справки, не обязано ли лицо, просящее какими-либо повинностями, долгами и т. п., нет ли препятствий для вступления в монастырь без ущерба для государства и частных лиц; обращает внимание на возраст (по русскому законодательству необходимо достижение 24 лет; впрочем, в Привислянском крае в интересах исключительно Римско-Католической церкви до 1864 г. Были случаи приема 16-ти летних юношей). По собрании сведений, губернатор представляет об этом в Министерство Внутренних Дел, а то, через Департамент дух. дел иностр. испов., сносится с подлежащим архиереем о том, есть ли вакансия в ордене, а затем уже сообщает губернатору и архиерею о возможности принять просителя в число монашествующих. Принятый поступает, прежде всего, на испытание в течение не менее одного года (annus probationis) и, если окажется. Что обладает вполне свободной волей и здравым рассудком, причисляется к novice. Произнести же vota sollemnia можно не ранее достижения 30-ти летнего возраста; произносятся vota sollemnia в присутствии представителей от монастыря, епископа и гражданской власти. Поступивший в число монашествующих в строгом смысле слова заносится в именной монастырский список и получает книжку, где значатся все события его жизни.

Монастыри учреждаются (при наличности не менее семи лиц) лишь с соизволения папы, а конгрегации и с разрешения местного епископа, раз чувствуется необходимость в подобного рода общественном соединении. Но, в силу государственного законодательства различных стран, требуется еще и разрешение правительственной власти. Печальные последствия отсутствия этого государственного контроля при учреждении католических монастырей достаточно ярко проявились, между прочим, в шестидесятых годах настоящего столетия, во время польских беспорядков, руководителем коих в большинстве случаев оказывалось католическое духовенство и монашествующие. Количество монастырей в это время было крайне велико42, далеко превышало действительную в них потребность; революционные деятели находили в них сочувствие и приют. Русское правительство обратило на это внимание, но требование его запретить духовенству вмешиваться в политические дела оставлено было папой без удовлетворения. Тогда, прекратив всякие сношения с папским престолом, русское правительство переформировало Римско-Католическую церковь в России. Монастыри, замешанные в политических делах, были закрыты; также было поступлено и с теми, где количество regulares было невелико, и невозможно было правильное ведение хозяйства. Для прочих (весьма немногих) установлены штаты и к ним приписаны монашествующие всех орденов без различия. Монашествующие нештатных монастырей объявлены свободными или избрать штатный монастырь, или выехать за границу; в последнем случае им оказывалось вспоможение. Штатные монастыри стали получать на содержание определенные суммы из казны, а земли, принадлежавшие им раньше, секуляризованы. Содержанием католических монастырей заведует особая правительственная комиссия, с духовными лицами.

Устройство Римско-Католических монастырей слагается из зданий и общин; во главе каждой общины стоит настоятель, приор, аббат. При нем – совет братии, полные монахи (regulares) и novice. Монахи обязаны безусловно повиноваться своим властям; вне монастыря они не могут действовать, собирать пожертвования. Отправляясь в отпуск, должны иметь, кроме отпускного свидетельства, особый формуляр. Переход из одного ордена в другой допускается только с разрешения губернатора. Состоят они под надзором своей власти, местного архиерея и гражданской власти. Женщины должны находиться постоянно в пределах монастыря.

В организации католических орденов есть любопытные особенности: все члены одного ордена составляют одно общество, независимо от национальности. Во главе ордена находится генерал, состоящий при папском престоле; затем, для целей распорядительных и дисциплинарных, генеральный капитул, члены коего пополняются корпорацией ордена. Генерал ордена имеет дисциплинарную власть в отношении членов капитула. Во главе орденских провинций стоят провинциалы, в зависимости от генерала. Начальнику провинций подчинены все лица ордена в пределах ее все аббаты и конгрегации, где таковая есть. В России, все монашествующие диоцезы находятся под руководством епископа. Епископы являются и вместо генералов орденов; они осуществляют власть по отношению к монашествующим непосредственно и могут подвергать ревизии все стороны жизни и управления монастыря; они носят название епископ-суффраганов. Кроме того, в диоцезе есть еще визитаторы монастырей и их помощники (где много монастырей). Ревизии производятся один раз в год, причем все монастыри должны быть посещены. Наблюдается, что бы везде были точные именные списки. Об обзоре составляется отчет и препровождается архиерею и в Министерство Внутренних Дел.

Древнейшим католическим орденом католическим орденом считается бепедиктинский; в основу его положен вышеупомянутый устав св. Бенедикта курийского. Наибольшей же известностью пользуется орден иезуитов, явившийся в XVI веке для борьбы с протестантизмом, который отторгнул от католической церкви значительную часть ее, угрожая еще большим отторжением. Главное средство, которым орден воспользовался в видах достижения указанной цели, состояло в воспитании юношества и в занятии должности духовников при королевских дворах. Вмешательство этого ордена в дела политические, вместе с извращением принципов христианской морали, было причиной того, что светские правительства в различных государствах изгнали его из своих территорий.

* * *

38

В пресвитерский сан посвящаются, на основании постановлений Тридентского собора, лица, окончившие курс семинарии, а в некоторых государствах – богословского факультета.

39

В Ирландии, в Соединенных Штатах и др.

40

Право разделять округа на диоцезы принадлежит папе. В России, на основании конкордата, деление на диоцезы производится правительством по соглашению с курией.

41

Прелаты – это лица пресвитерского сана, имеющие преимущество чести перед другими пресвитерами; они имеют право носить особый крест.

42

До 1864 года существовало в России 18 мужских орденов и 8 женских.


Источник: Церковное право : Лекции, читанные засл. профессором М.И. Горчаковым в 1901-1902 ак. году. - [Машинопись]. - [СПб., 1902]. - 536 с.

Комментарии для сайта Cackle