Источник

Глава IV

II. Устройство церквей римско – католической, евангелическо-лютеранской, армяно-грегорианской, по их уставам, внесённым в Свод Законов Российской Империи

§46. Краткий исторический очерк положения римско- католической церкви в России

Хотя к католикам русское общество и правительство относилось строите, чем к другим иноверцам , как вследствие постоянного стремления их к прозелетизму, т. е. к пропаганде римско-католического учения среди русских, так и вследствие бедствий и гонений, которые терпели от католиков православные, подпавшие под власть Польши63, однако и католики-иностранцы, пребывавшие в России, не подвергались стеснениям в вере; правительство русское и им дозволяло частное отправление богослужения, но не дозволяло только до конца XVII в. иметь постоянное духовенство и особые церковные здания. Не разрешал в начале своего царствования католикам строить костёлы и иметь постоянных священников и Петр Великий. Вообще, никакой правильной организации римско-католической церкви в России до царствования имп. Екатерины II не было, так как и самое пребывание иноверцев в России было лить временным.

Твёрдое основание устройства и управления римско-католической церкви в России положено было только в царствование имп. Екатерины II изданным ею, по просьбе самих католиков, входивших теперь в состав постоянных подданных Российской Империи, регламентом 1769 г.

Дозволяя этим регламентом полную свободу католического богослужения, но без прозелетизма, т. е. без права пропаганды католической веры,64 Екатерина II предоставила высшее заведывание церковными делами римско-католического вероисповедания Юстиц-коллегии лифляндских, эстлянских и финляндских дел, с тем, чтобы коллегия ни под каким видом не вмешивалась в самые догматы римской веры. В дальнейшей истории римско-католической церкви должно отметить учреждение в 1797 г. для духовных дел католиков при Юстиц-коллегии лифляндских, зстляндских и финляндских дел особого департамента, который в следующем 1798 г. отделен был от коллегии и подчинён архиепископу римских церквей, т. е. Могилевскому. – По учреждении (в царствование ими. Александра I) министерств, дела по управлению латинским духовенством рассеялись по разным ведомствам, с которыми епархиальные начальники должны были сноситься непосредственно, не имея над собой центрального учреждения, что было в особенности неудобно в тех случаях, когда требовалось испрашивать по этим делам Высочайшего повеления. Для устранения этих неудобств учреждено было в 1810 г. главное управление духовными делами иностранных исповеданий. В 1817 г. это управление было слито с Министерством Народного Просвещения, а в 1832 г. (ук. 2 февраля) отделено от этого Министерства и присоединено к Министерству Внутренних Дел. В Ведомстве Министерства Внутренних Дел главное управление духовных дел иностранных исповеданий остаётся и до настоящего времени. В 1848 г. состоялось, с согласия уполномоченных римского паны, новое разграничение римско-католических епархий, существующее до сих пор, за исключением Царства Польского, имеющего своё особое управление.

§47. Современное устройство римско-католической церкви в России

В России в настоящее время семь епархий римско- католического исповедания: 1) Могилевская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губернии Могилевской и в Великом Княжестве Финляндском, а также все те церкви, которые не входят в состав прочих епархиальных округов в Империи; 2) епархия Виленская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губерниях Виленской и Гродненской; 3) Телышевская или Самогитская – в губерниях Ковенской и Курляндской; 4) Луцко-Житомирская–в губерниях Киевской и Волынской; 5) Минская–в губернии Минской; 6) Каменецкая – в губернии Подольской; 7) Тираспольская–в губерниях Херсонской, Екатеринославской, Таврической, Саратовской, Астраханской, Бессарабской области, Кавказском и Закавказском крае.65

Высшим центрально-правительственным учреждением для римско-католической церкви является учреждённая в конце прошлого столетия римско-католическая Духовная Коллегия в С-Петербурге. Учреждение это, соответствующее нашему св. Правительствующему Синоду, состоит из председателя – архиепископа-митрополита могилевского, двух членов, которые назначаются один из епископов, а другой– из прелатов, и семи заседателей, по одному от каждой епархии – всего 10 человек.66 В Духовной Коллегии сосредоточивается главное управление всеми делами римско-католической церкви и её имуществом.

Коллегия собирается в присутствие три раза в неделю в назначенные для того дни, а в летнее время (с 15 июня по 15 августа) только один раз в неделю.67 При Коллегии состоит прокурор и канцелярия.68

Во главе церковного управления в епархиях стоят епископы, власть которых соответствует власти наших епархиальных епископов В качестве вспомогательных органов , при епархиальных епископах состоят епископы суффраганы (викарные), кафедральный капитул и консистория.

На обязанности консистории, существующей в каждой римско-католической епархии, лежит предварительное рассмотрение важнейших судебных и административных дел. Голос консистории только совещательный; в случае несогласия с мнением консистории епископ не только в праве постановить решение по собственному усмотрению, но не обязан даже объяснять основания своего решения.69 При консистории состоит особая канцелярия. Особенность римско-католической консистории состоит в том, что должность членов её прекращается каждый раз со смертью или выбытием управляющего епархией епископа или викария; новый епископ или временный его преемник, принимая управление епархией, немедленно составляет консисторию вновь (всегда однако с согласия правительства).70 На решения консистории по дисциплинарным делам, вели виновные присуждаются к отрешению от должности и вообще к какому-либо строгому наказанию, допускаются отзывы недовольных таким решением. Отзывы яти подаются в Духовную Коллегию.71 – Что же касается дел, имеющих догматический или чисто канонической характер, разрешение которых превышает каноническую власть епископа, надо заметить, что такие дела представляются на разрешение римского папы.72

Для ближайшего надзора за благосостоянием приходских церквей и служащими при них духовными лицами, епископом назначаются, для каждого округа епархии, деканы, соответствующие нашим благочинным; непосредственное же управление каждою приходскою римско-католическою церковью и отправление духовных треб в приходе принадлежит приходскому священнику.73

Монашество римско-католической церкви по существу своему утверждается на тех же началах , как и в церкви Православной, т. е. существо монашества составляют обеты целомудрия, нестяжательности и послушания.

Все находящиеся в России римско-католические монастыри (число их определяется штатами) состоят под главным ведением и надзором епархиального архиерея, который имеет право посещать и осматривать монастыри во всякое время лично или же поручать это другим лицам. Управляются монастыри по их правилам и уставам, по сколько они согласны с общими о римско-католическом духовенстве узаконениями и с гражданскими постановлениями.74

Для образования римско-католического юношества, желающего посвятить себя духовному званию, учреждены в римско-католических епархиях семинарии, а в С.-Петербурге – Духовная Академия римско-католического исповедания. Высший надзор за воспитанием, преподаванием и внутреннею дисциплиною в семинариях принадлежит епархиальным епископам; митрополит Могилевский по отношению к римско-католической Духовной Академии пользуется такою же властью, какою пользуется каждый епископ по отношению к его епархиальной семинарии.75

§48. Краткий исторический очерк положения евангелическо-лютеранской церкви в России

К протестантам в России всегда относились с большею терпимостью, чем к католикам, так как они не вмешивались в политические дела государства и не отличались такою страстью к прозелетизму, как католики. Смотря на них, как на пособников и споспешников в развитии общественной жизни и образования, русское правительство предоставило им свободу исповедания веры и беспрепятственного совершения богослужения.

Уже в 1675 г., по просьбе герцога Магнуса, жениха царской племянницы, Иоанн Грозный позволил немцам построить в Москве кирку в двух вёрстах от Кремля. Сын и преемник Иоанна Грозного Фёдор Иоаннович имел до 5000 воинов – иностранцев, в числе которых находилось иного протестантов. Царь Борис Годунов, по примеру Иоанна IV. ревностно заботясь о распространении в государстве просвещения, неоднократно вызывал из Западной Европы знающих людей, аптекарей и докторов медицины. Благодаря радушному приёму, иностранцы протестанты массами стали переселяться в Московское государство. В 1601 г. в Белом городе для них построена была лютеранская церковь. Смутное время открыло широкую дорогу всем иноземцам, особенно протестантам. Со времени Михаила Фёдоровича переселения иноземцев приняли правильный организованный вид, и число их с каждым годом увеличивалось, тем более, что с этого времени Московское правительство приняло за правило вызывать с Запада иностранцев только протестантского вероисповедания, а «французов и иных, которые папежския веры, не нанимать». При Алексее Михайловиче, когда, по окончании злосчастной тридцатилетней войны, на Западе всюду царили нищета и разорение и множество нищих бродило из края в край, лучшие промышленные и предприимчивые люди стали переселяться в Россию, где они нашли себе второе отечество. С возрастанием числа протестантов, улучшалось их благосостояние и увеличивалось число их церквей. В «Новой иноземной слободе» в Москве, немцы имели уже 4 церкви – одну реформатскую и 3 лютеранские; кроме того, лютеране имели ещё Михайловскую церковь, построенную в 1643 году у нынешних Красных ворот. Существовали также лютеранские церкви в Архангельске, Нижнем -Новгороде и на железных заводах бдизь Тулы.

Известно, как благосклонно относился к протестантам Пётр Великий: в 1694 г. он сам положил основной камень, при построении в Москве каменной кирки, вместо прежней деревянной; иногда он и сам посещал кирки и, как видно из одной Gesangbuch, сам пел там церковные песни и был нередко восприемником при крещении детей у немцев.76 В эпоху немецкого владычества, при императрице Анне Иоанновне, протестантское влияние сделалось, разумеется, еще сильнее: немцы свободно строили в России сбои кирки, выписывали для них пасторов и заводили школы. Однако всякая пропаганда протестантства у нас была строго запрещена.

Во внутренние дела протестантских общин правительство наше вообще не вмешивалось. Даже после покорения при Петре Великом губерний Эстляндской и Лифляндской, оно никаких распоряжений по устройству протестантской церкви не сделало, предоставив ей руководствоваться прежними узаконениями, изданными шведскими королями, и ограничилось тем, что поручило высший надзор за делами лютеран Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел. – В 1805 г.. вследствие беспорядков в управлении духовными делами протестантов, повелено было Юстиц-коллегии составить новый церковный лютеранский устав, который был издан под названием «литургического учреждения». В 1810 г. было учреждено главное управление духовными делами иностранных исповеданий, распространившее сбои действия и на дела протестантов. Но так как во внутренней жизни протестантских общин часто происходили несогласия и беспорядки, указывающие на отсутствие центрального церковного органа, то правительство, в виду интересов самих протестантов, пришло к заключению о необходимости учредить в России для евангелического вероисповедания епископское достоинство и евангелическую государственную генеральную консисторию, которой должны быть подчинены все консистории. Назначение епископа состоялось вскоре после издания указа 20 июля 1819 г. об учреждении генеральной консистории; проект же устава евангелическо-лютеранской церкви в России был составлен лить в 1831 г., а утверждён и введён в действие в следующем 1832 г. Устав этот,77 составленный по тщательном обсуждении и заключающий в себе собрание постановлений, издавна имевших силу в евангелическо-лютеранской церкви и почти повсеместно соблюдавшихся в Европе, встретил общее сочувствие всех протестантов как у нас в России, так и заграницей.

§49. Современное устройство евангелическо-лютеранской церкви в России

Для общего заведывания делами евангелическо-лютераиской церкви в России существует в С.-Петербурге евангелическо-лютеранская генеральная консистория, представляющая собою высшее центральное учреждение евангелическо-лютеранской церкви в России и состоящая из светского президента, духовного вице-президента, двух светских и двух духовных членов евангелическо-лютеранского исповедания. Она подчинена по делам административного характера Министерству Внутренних Дел, а по судебным (кроме чисто церковных дел) Правительствующему Сенату. Для разрешения подведомственных дел, генеральная консистория собирается два раза в год (15 января и 20 сентября), при чем заседания её каждый раз продляются не менее одного и не более двух месяцев; происходят они ежедневно или, по крайней мере, три раза в неделю.78

Все евангелическо-лютеранские приходы в Российской империя, за исключением находящихся в Закавказских колониях иностранных поселенцев, делятся на пять округов: С.-Петербургский, Лифляндский, Эстляндский, Курляндский и Московский. В округа Лифляндский и Эстляндский входят евангелическо-лютеранские приходы Лифляндской и Эстляндской губерний. К Курляндскому округу принадлежат, кроме евангелическо-лютеранских приходов Курляндской губернии, также приходы в губерниях: Витебской, Могилевской, Минской, Виленской, Гродненской и Ковенской. К столичным округам принадлежат все вообще евангелическо-лютеранские приходы остальных губерний и областей России.79

Церковно-правительственными лицами и учреждениями в означенных округах являются евангелическо-лютеранские консистории, генерал – супер – интенденты, консисториальные синоды и главные попечительства.

Каждая консистория состоит из светского президента, духовного вице-президента (генерал-супер-интендента) и из заседателей (из лиц светских и духовных поровну.80

Предметы ведения консистории весьма сложны и разнообразны. Консистории принадлежит наблюдение за отправлением богослужения, цензура книг духовного содержания, участие в назначении и увольнении пасторов и пробстов своего округа, рассмотрение и решение судебных дел и представление в известные сроки сведений как Министерству Внутренних Дел, так и в генеральную консисторию.81

Генерал-супер-интендент является органом надзора за пробстами, проповедниками и кандидатами духовенства; он посвящает, а когда местные обстоятельства дозволяют , и вводит в должность проповедников своего консисториального округа, совершает освящение церквей, руководит испытаниями кандидатов на должности приходских проповедников.82

Генерал-супер-интенденты, за исключением Московского, ежегодно собирают пробстов и проповедников своего консисториального округа на евангелическо-лютеранский синод или общее духовное совещание, с целью взаимного усовершенствования посредством обмена мыслей и местных наблюдений. Собрания синода продолжаются не больше 8-ми дней, при чем председательствует генерал-супер-интендент округа.83

Консисториальные округа подразделяются на пробстские, в которых подчинённые генерал-супер-интендентам и консисториям духовные должностные лица, под названием пробстов, ведут надзор за большим или меньшим числом евангелических приходов и их проповедниками. В приходах дело пастырства ведётся проповедниками, а управление церковным имуществом принадлежит церковным советам, коллегиям и конвентам, или же, в некоторых местах, церковным попечительствам. – Для надзора за действиями приходских советов, конвентов и попечительств существуют главные церковные попечительства, состоящие каждое из председателя и двух членов – одного светского и одного духовного. Высший надзор за управлением имуществами евангелическо-лютеранской церкви принадлежит евангелическо-лютеранской генеральной консистории.84

Протестантские приходские проповедники избираются из лиц, кончивших курс наук на богословском факультете Дерптского (ныне Юрьевского) или Гельсингфорского Университета и, кроме того, выдержавших в консистории два испытания (pro venia condonandi и pro ministerio). Иностранцы не могут занимать должности пасторов, без предварительного принятия русского подданства. Замещение праздной вакансии приходского проповедника принадлежит или короне, или патрону, или самой приходской общине.85

Право патронатства, возникшее сначала в римско- католической церкви и, затем, перешедшее в церковь евангелическо-лютеранскую, бывает личное и реальное (вещное); первое по наследству не переходит, а второе переходит к наследникам на общих основаниях вместе с собственностью. – По русскому праву, право патронатства приобретается бесплатною уступкой места для храма, построением храма или здания для пастората, возобновлением ветхого храма и назначением средств для содержания пастората. Вновь приобретаемое право патронатства утверждается Высочайшею властью. Главные права патронов состоят в назначении пасторов и в общем наблюдении за хозяйством прихода. – Патронатство прекращается: 1) если патрон назначит пастора по своекорыстным расчётам ; 2) если он умышленно присвоит церковное имущество; 3) если он по небрежности не воспользуется своим правом патронатства более 8-х раз сряду; наконец , 4) если церковь, содержание которой лежало на его попечении, пройдёт в разрушение. – В первых трёх случаях право патронатства, при жизни патрона, переходит к приходу, а после смерти к его наследникам , а в последнем к тому лицу, которое восстановит церковь.86

§50. Краткий исторический очерк положения армяно- грегорианской церкви в России

Армяне, ведущие своё происхождение от Гайка,87 правнука Иафета (бывшего, по преданию, современником и участником столпотворения Вавилонского), в России впервые упоминаются при Владимире Мономахе, при котором в Киеве было несколько врачей этой национальности. Попытки армян завязать торговые сношения с Россией относятся к царствованиям Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича и продолжаются при Петре Вел. – Император Пётр, способствуя торговым сношениям с Западной Европой, дозволил в 1708 г. армянам отправлять туда свои товары через Нарву и Петербург. В 1724 г. он принял посольство албанских армян и даровал духовенству их покровительственную Высочайшую грамоту; спустя два года, в 1726 г., такая же грамота дана была тому же духовенству императрицею Екатериною I. Третья грамота дана была императрицею Екатериною II прямо и непосредственно кафедре св. Григория (просветителя Армении), по ходатайству армянского патриарха – католикосах)88 Симеона. Кучук-кайнарджийский мир (1774), поставивший христиан Востока под покровительство России и предоставивший ей огромные незаселённые земельные пространства, оказал большое влияние на отношения России к армянам. По просьбе армянского архиепископа в России Иосифа Аргутинского, разрешено было более, чем 15 тыс. армянам из Крыма и Турции переселиться в Россию; здесь они щедро были наделены землёю, освобождены от всяких повинностей, даже воинской, и основали город Нахичевань. Окончательное же присоединение армяно-грегорианской церкви к России последовало в 1828 г., вместе с присоединением армянской области и приобретением Эчмиадзина – местопребывания армянского патриарха – католикоса.

Христианская вера была распространена в Армении просветителем её св. Григорием († 331) – первым иерархом гаванского народа. Основанная им и названная по его имени по его имени – армяно-грегорианская церковь управлялась патриархом и до У века принадлежала к общей христианской церкви, но после Халкидонского собора, в 453 г., отделилась от неё.89

Во время присоединения к России армянской области управление делами армяно-грегорианской церкви находилось в совершенном расстройстве. Император Николай I обратил на это обстоятельство внимание Главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий и поручил ему вместе с Министерством Внутренних Дел составить проект нового устройства и управления армяно-грегорианской церкви в России. В тоже время граф Паскевич Эриванский, управлявший тогда Грузией, учредил, для прекращения беспорядков в армяно-грегорианской церкви, комитет, который, в свою очередь, занялся составлением такого же проекта. Таким образом составлением устава армяно-грегорианской церкви одновременно занимались два комитета: Тифлиский, составленный из духовных и светских лиц армянского народа, и С.-Петербургский, состоявший из высших государственных сановников. Составление окончательного проекта было поручено Департаменту духовных дел иностранных исповеданий. Этот окончательный проект был рассмотрен Главноуправлявшим после Паскевича Эриванского Грузией бароном Розеном, сделавшим к нему, с своей стороны, некоторые дополнения, обсуждён в Государственном Совете и в 1836 году утверждён Государем Императором. Устав 1836 г. с незначительными изменениями существует и до настоящего времени.

§51. Современное устройство армяно – грегорианской церкви в России

Главное управление армяно-грегорианскою церковью принадлежит патриарху, носящему титул верховного католикоса народа гаванского и имеющему резиденцию в Эчмиадзинском монастыре близь Тифлиса. Эчмиадзинский патриарх – католикос избирается всем гаванским народом армяно-грегорианского исповедания, при чем каждая армяно-грегорианская епархия посылает для избрания патриарха двух депутатов – духовного и светского; кроме депутатов от епархий, в выборе участвуют все члены Эчмиадзинского армяно-грегорианского Синода и 7 старших епископов из находящихся в то время в Эчмиадзине. По окончании выбора, избирательное собрание отправляет депутацию к Главноначальствующему гражданскою частью на Кавказе, который представляет об избранных двух кандидатах чрез Министра Внутренних Дел на благоусмотрение Государя Императора, назначающего одного из них Эчмиадзинском верховным патриархом-католикосом народа гайканского.90

Патриарху в его деятельности помогает Эчмиадзинский армяно-грегорианский Синод, состоящий, под его председательством, из четырёх архиепископов или епископов, имеющих постоянное пребывание в Эчмиадзине, и такого же числа архимандритов-вартабидов (вартапедов). Синод действует вообще на правах коллегии; голос патриарха, как председателя, имеет перевес в случае равенства голосов; но во всех чисто духовных делах патриарх имеет решительный голос; при суждении о делах последнего рода, патриарх в Синоде не присутствует, а, рассмотрев заключения Синода, в представляемых ему журналах, даёт по ним сбои резолюции. Эчмиадзинский Синод собирается, смотря по числу вступивших дел, два или три раза в неделю. При Синоде состоит прокурор и канцелярия.

Ведению Эчмиадзинского армяно-грегорианского Синода подлежат дела административные и судебные. К кругу деятельности Синода по части административной относится:1) наблюдение за действиями подчинённых ему мест и лиц; 2) надзор за благоустройством подведомственных ему монастырей, церквей, семинарий и богоугодных заведений; 3) надзор за управлением церковного имущества; 4) предварительное рассмотрение дел об учреждении монастырей, церквей и семинарий и испрошение на это чрез Министра Внутренних Дел Высочайшего разрешения; 5) разрешение армянам свободных состояний вступления в духовный сан и пострижения в монашество; 6) разрешение на сложение монашества и духовного сана; 7) окончательное рассмотрение дел по просьбам о разрешении на вступление в брак; 8) наблюдение за призрением вдов и сирот духовенства; 9) ведение списков о всех армяно-грегорианских церквах, монастырях, семинариях и богоугодных заведениях, находящихся в пределах России; 10) ведение таковых же списков о духовенстве и монашестве; 11) ведение надлежащих книг всему имуществу монастырей и церквей; 12) дела о разрешении принятия магометан и язычников в христианскую веру армяно-грегорианского исповедания; 13) представление в Министерство Внутренних Дел ежегодных сведений. По части судебной разбирательству и решению Синода подлежат: 1) жалобы на членов Синода; 2) жалобы на епархиальных начальников и епархиальные консистории; 3) исследование неправильных действий членов Синода и епархиальных начальников, и 4) все производящиеся в епархиальных консисториях и поступающие в Синод по апелляции дела о браках и дела о преступлениях священно-церковно-служителей, не подлежащих светскому суду, а также тяжбы их между собою. – Кроме того, армяно-грегорианский Синод, под непосредственным наблюдением патриарха-католикоса, решает окончательно все дела о догматах веры, отправлении богослужения, церковных обрядах и пр. Решения Синода по жалобам на епархиальных начальников и членов Синода, если эти духовные лица приговариваются к какому-либо наказанию, приводятся в исполнение не иначе, как по объявлении на то чрез Министра Внутренних Дел Высочайшего повеления.91

В правительственном отношении армяно-грегорианская церковь в России делится на шесть епархий: Нахичеванскую и Бессарабскую, Астраханскую, Эриванскую, Грузинскую, Карабагскую и Ширванскую. Во главе каждой епархии, как и в Православной церкви, стоит архиерей, обладающий всеми полномочиями своего духовного сана: он имеет право посвящать в разные степени священства; обозревает ежегодно или, по крайней мере, раз в течении 8-х лет вверенную ему епархию, при чем обращает особое внимание на состояние духовенства, монастырей и церквей, а также находящихся при монастырях и церквах учебных заведений и, по обозрении своей епархии, представляет Синоду подробный отчёт о своих действиях, а, по окончании года, общий отчёт о делах своей епархии.92В управлении делами епархиальному начальнику содействует консистория, существующая в каждой армяно-грегорианской епархии и состоящая, под председательством архиерея, из четырёх членов: архимандрита и трёх протоиереев или священников. В некоторых епархиях существуют, кроме консисторий, духовные правления, состоящие из трёх членов: архимандрита или протоиерея, как председателя, и двух священников.93

Для образования армяно-грегорианского юношества в науках богословских , учреждены при Эчмиадзинском монастыре Духовная Академия и в каждой из епархий духовные семинарии. Академия находится под главным начальством патриарха; духовные же семинария зависят от епархиальных архиереев и содержатся на средства церквей и монастырей.94

Общий надзор за порядком управления духовными имуществами принадлежит Синоду, а в каждой епархии её архиерею. Частное управление имуществом церквей зависит непосредственно от состоящего при каждой из них старосты, избираемого из почётнейших прихожан на три года. По прошествии каждого года, церковный староста пред общим собранием прихожан даёт отчёт во всех своих действиях по управлению экономическими делами церкви и в особенности о состоянии кассы её, и представляет потом этот отчёт в епархиальную консисторию.95

* * *

63

Посетивший в XVII в, Россию иностранец Олеарий говорит, что русские, охотно дозволяющие жить у себя людям всех наций и вер, как-то, лютеранам, реформатам, татарам, туркам, персиянам, иначе относятся только к евреям и католикам, одно название которых для них противно.

64

Между прочим , Екатерина II весьма мудро не признала за Римом права вмешательства, под предлогом религии, в распоряжения внутреннего устройства католического духовенства и в дела правительственные и несколько раз подтверждала, что никакие папские буллы и повеления не могут быть обнародованы, прежде рассмотрения их в Правительствующем Сенате и Высочайшего утверждения. Положение это составило коренной государственный закон в России, постоянно подтверждаемый всеми русскими императорами и существующий до настоящего времени (Уст. иностр. испов. ст. 47 прим.)

65

Уст. инност. испов. (Св. Зак. Т. ΧI ч. 1.) стт. 11–13.

66

Стт. 21, 34, 35.

67

Стт. 67, 68.

68

Ст. 21.

69

Ст. 60, 61.

70

Стт. 28, 29.

71

Ст. 63.

72

Ст. 47.

73

Стт. 15, 45, 75.

74

Стт. 78–80.

75

Стт. 102–106.

76

И. Соколов. Отношение протестантизма к России. Москва. 1880.

77

Помещённый в Т. XI ч. I Свода Зак. Рос. Имп. и действующий до настоящего времени.

78

Ст. 452 и след.

79

Стт. 433 и 434 (Продолж. I ч. XI т. Св. Зак. 1890 г.)

80

Т. XI. ч. I ст. 435.

81

Стт. 444 и 445

82

Ст. 418 (по продолж. 1890 г.) и след.

83

Ст. 582 и след.

84

Стт. 401, 405, 623, 637, 624.

85

Стт. 269, 274, 278, 279, 284, 291– 294.

86

Стт. 657–667.

87

Поэтому армянский народ называет себя также народом «гаванским».

88

Имя католикоса, т. е. верховного всеобщого пастыря, патриархи усвоили себе в 491

89

Что касается иерархии армянской церкви, то в составе её существовали и ныне существуют те же духовные степени, как и в Православной, с прибавлением чина вартабида (вартапеда), занимающего у армян степень между епископами и священниками и посвящающего свою деятельность учебным заведениям .

90

Стт. 914–923.

91

Стт. 936–949.

92

Стт. 958–979.

93

Стт. 980, 986.

94

1002 (Продолж. 1890 г.), 1003, 1005.

95

Стт. 1021, 1024, 1026, 1038, 1031.


Источник: Краткий очерк церковного права / Проф. М. Красножен. – Юрьев : Тип. К. Маттисена, 1900. – 160 с.

Комментарии для сайта Cackle