Источник

Избранные места из творений свв. отцов на 6-ю главу Евангелия от Матфея

Мысли св. Исидора Пелусиота о том, что не должно творити милостыню пред человеки (Мф. 6:1)

Творения свв. отцов.

Тв. св. Исидора Пелусиота

В собственном смысле милостив тот, кто оказывает благодеяние, но не разглашает о бедствиях страждущих. Если делает добро ради самого добра, то заслуживает большую награду, нежели делающий это ради награды. А если делает ради Божественной награды, то будет поставлен во втором ряду. И если делает ради похвалы, то и получит то, ради чего сделал. Но кто не делает должного ни ради самого добра, ни ради Божией награды, ни ради человеческой похвалы; тот, по моему мнению, даже и не человек, а злой демон. Итак, по какой же причине, выслушав Божественный глагол, повелевающий не творити милостыни пред человеки, ты, не соглашаясь сам делать что-либо по славолюбию, обвиняешь делающих из честолюбия? Сколько сохраняющий целомудрие ради славы человеческой выше не пребывающего в целомудрии даже и ради славы, столько же делающий по славолюбию лучше вовсе не делающего; потому что первый стыдится людей, а последний не стыдится ни людей, ни Бога.

Толкование св. Исидора Пелусиота на слова: да просветится свет ваш (Мф. 5:16), и что не противоречит сие сказанному: внемлите милостыни вашея (Мф. 6:1) и т.д.

Творения свв. отцов.

Тв. св. Исидора Пелусиота

Хотя совершающим добрые дела, когда дела сии бывают явны, служит то в пользу; почему и Спаситель сказал: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех, однако поскольку иные имеют в виду при сем не Владычное слово, но свою славу, Спаситель дал такой совет: внемлите милостыни вашея не творити пред человеки: ащели же ни, мзды не имате. Первыми словами выражается благонравие и любовь к добру, которые не могут укрыться, когда бы и хотели сего делающие; а вторыми обуздывается славолюбие. В первых Господь воспрещает порок, а в последних – желание делать напоказ. Последнее не противоречит первому, но воспрещает пороки, как бы неразрывно следующие за добродетелями. Всякая добродетель, совершаемая не напоказ, в собственном смысле может быть названа, и действительно есть добродетель. Если же увлекается в славолюбие, то перестает быть истинною добродетелью. Ибо умалчиваю о том, что подающие милостыню напоказ не по добролюбию сие делают, но чтобы выставить на позор чужие бедствия. Услаждаясь тем, что именуются милостивыми, не отказываются они преувеличивать чужие злополучия. А сие: да просветится свет ваш – сказано не с тем, чтобы мы величались, но в том смысле, что делу доброму невозможно быть умолчану, если бы и скрывали делающие. Как светильник, показавшись в безлунную ночь, сам собою обращает к себе взоры; так и добродетель, против воли обладающих ею, обыкновенно озаряет всех.

Толкование св. Афанасия Александрийского на 3-й стих 6-й гл. Евангелия от Матфея

Творения свв. отцов.

Тв. св. Афанасия Александрийского

Тебе же творящу милостыню, говорит Спаситель, да неувесть шуйца твоя, что творит десница твоя; то есть пусть не знают плотские изволения, что совещавает Дух Святой. Но возможно ли творящему милостыню сделать, чтобы шуйца его не споспешествовала в деле благотворения? Без сомнения, надобно, чтобы у всякого обе руки одна другой содействовали в благотворении. И когда левая рука держит деньги или кошелек, тогда правая сеет прекрасное семя на ниве сердца нищих, чтобы пожать не колос, держащийся на соломенном стебле, но вечную и бессмертную жизнь, утвержденную на кресте. Единородный же хощет, чтобы плотские помыслы не знали, что творит десница Святого Духа и чтобы они не воспрепятствовали как ни есть благому преднамерению и щедрому произволению, сказав: «На многие годы должно нам иметь для себя пищу и деньги на расходы, и разные одежды, и убранные домы, и серебряный прибор для стола, и деревни, и поля для доходов». Ибо десная часть Святого Духа вовсе не заботится о всем этом и не вожделеет сего, веруя Владычнему слову: ищите прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Мф. 6:33). В сем смысле пусть шуйца не знает, что творит десница. Ибо когда ум с твердым и усильным желанием угодить Богу, всемерно стремясь не уклониться от должного, подвизается законно, тогда не имеет он мысли ни о каком другом члене, кроме полезного ему в предложенном деле, как и художник во всякое время имеет в виду одно полезное ему орудие. Притом, если в вере нет никакой причины к неверию, если свет по природе своей не бывает причиною тьмы, ежели диавол не смеет появляться со Христом; то явно, что противное разуму несовместно с разумом. А если противное разуму не может быть соглашено с разумом, то возведенный в разум добродетелей не знает положения, противного сему разуму, познает же одну добродетель. И посему не знает он ни десницы в преизбытке, ни шуйцы в недостатке, потому что в обеих явно видит противное разуму.

Толкование св. Исидора Пелусиота на 3-й стих 6-й гл. Евангелия от Матфея.

Творения свв. отцов.

Тв. св. Исидора Пелусиота

Не в тайне и сокровенности положен этот Божий закон, повелевающий: да неувесть шуйца твоя, что творит десница твоя; напротив того, не темен, а весьма ясен и очевиден он для внимательных. Поскольку во след за добрым делом идет у нас тщеславие и желание показать себя, то Господь говорит: ни одно доброе дело да не совершается у тебя страстно, и преспеяние твое да не сопровождается кичливым помыслом; но если делаешь что хорошо, не выставляй себя на показ, не величайся, не гонись за здешними рукоплесканиями, а ожидай будущих венцев.

Толкование св. Василия Великого на 6-й стих 6-й гл. Евангелия от Матфея

Творения свв. отцов.

Тв. св. Василия. Великого

Какая это клеть, в которую Господь повелевает войти молящемуся?

Клетию обыкновенно называется пустая и отдельная храмина, в которую кладем, что хотим сохранить или в которой можно скрыться, по сказанному у пророка: идите, людие Мои, внидите в храмину вашу, укрыйтеся (Ис. 26:20). А силу заповеди объясняет самый предмет речи, потому что она обращена к страждущим недугом человекоугодия. Почему если кого беспокоит этот недуг, то прекрасно он делает, устраняясь и уединяясь в молитве, пока не будет в состоянии приобрести навык не обращать внимания на похвалы людские, а взирать только на Бога, по примеру сказавшего: се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своей: тако очи наши ко Господу Богу нашему (Пс. 122:2). Но если кто по благодати Божией чист от недуга сего, то нет ему необходимости скрывать прекрасное; чему научая, Сам Господь говорит: не может град укрытися, верху горы стоя. Ниже возжигают светильника и поставляют его под спудом: но на свещнице, и светит всем, иже во храмине. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5:14–16). Тот же смысл заповеди о милосердии и о посте, о которых говорится в том же месте, и вообще о всяком деле благочестия.

Толкование св. Афанасия Александрийского на 7, 19–20 и 25 стихи 6-й гл. Евангелия от Матфея

Творения свв. отцов.

Тв. св. Афанасия Александрийского

Мф.6:7. Молящеся же нелишше глаголите. Выражает сим Господь, что неприятны Ему молитвы долгие, а не частые. Ибо Сам повелевает молиться непрестанно. Христос говорит (Мф.6:19–20): не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут, скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают, ни крадут. Слышавшие сии слова говорили: «Совет весьма хорош, и похвальна мысль, – настоящие блага жизни полагать лучше не на земле, но в сокровищнице на небесах. Впрочем, как же положить на небеса серебро и золото? Мы не имеем на сие возможности. Небо очень высоко, и нам не достать его рукой. Не видим и лествицы, которую видел патриарх Иаков, чтобы взойти по ней и положить на небеса, что есть у нас». Но Господь учит: хотя небо и очень высоко, однако можете полагать на него некрадомое сокровище правды. Дай бедному и нищему, что нужно ему, и найдешь, что все это целым, неоскверненным, нерастленным соблюдется на небе. Есть же у тебя и лествица, возводящая с земли на небо, – спасительный крест, есть и ступени на ней – догматы пречистых Евангелий. И так восходи по оным в небесные обители, чтобы прославиться навек. Но будь также внимателен к сказанному Мною.

Мф.6:25. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди? Душа превосходнее пищи, поколику она есть жизненный дух, а пища – нечто земное и удоборазлагаемое. И тело превосходнее одежды, потому что оно есть дело рук Божиих; а одежда – волна с бессловесного животного. Поэтому, если, по милости Всеблагого, сподобились мы иметь лучшее и валенейшее, то тем паче будем изобиловать менее важным и низшим.

Толкование св. Василия Великого на 17–18 ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея

Творения свв. отцов.

Тв. св. Василия Великого

Поскольку Господь сказал: ты же постяся, помажи главу твою и лице твое умый, яко да не явишися человеком постяся; что делать, когда и против воли делается видимым для людей, кто пожелает поститься по какой-нибудь угодной Богу причине, как, видим, нередко поступали и святые?

Заповедь сия касается тех, которые стараются исполнять заповедь Божию напоказ людям, чтобы удовлетворить страсти человекоугодия. Ибо о том, что заповедь Господня, исполненная в славу Божию, естественным образом не может укрыться от боголюбцев, Господь Сам объявил, сказав: не может град укрытися верху горы стоя, ниже возжигают светильника и поставляют его под спудом, и т.д. (Мф. 5:14–15).

Толкование св. Василия Великого на 31-й ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея

Творения свв. отцов.

Тв. св. Василия Великого

Поскольку Господь повелевает не заботиться о том, что ямы, или что пиемы, или чим одеждемся; то до чего простирается сия заповедь или как в точности выполняется?

Заповедь сия, как и всякая другая, простирается даже до смерти; потому что Господь послушлив был даже до смерти. Выполняется же она при уповании на Бога. Ибо Господь, запретив заботиться, присовокупил обетование, говоря: весть бо Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде, нежели попросите у Него (Мф. 6:32). Таков был апостол, который говорит: осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога, восставляющаго мертвые (2Кор. 1:9), то есть по душевной решимости и готовности ежедневно умирал я, но был соблюдаем Божиим благоволением. Потому с дерзновением говорил: яко умирающе, и се живи есмы (2Кор. 6:9). Решимости таковой способствует пламенное рвение и ненасытимое вожделение исполнять заповеди Господни; обладаемый сим желанием не имеет и досуга рассеиваться попечением о потребностях телесных.

Толкование св. Василия Великого на 34-й ст. 6-й гл. Евангелия от Матфея

Творения свв. отцов.

Тв. св. Василия Великого

Поскольку есть Господня заповедь: не пецытеся на утрей (Мф.6:34), то как здраво разуметь сию заповедь, ибо видим, что много у нас попечения о потребном на нужды, даже запасаем и то, чего достаточно было бы и на более долгое время? Кто принял учение Господа, сказавшего: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и не сомневается в истине обетований Того, Кто присовокупил: и сия вся приложатся вам (Мф.6:33); тот не приводит в бездействие душу житейскими заботами которые подавляют слово и делают его бесплодным (Мф. 13:22); но, подвизаясь добрым подвигом благоугождения Богу, верует Господу, сказавшему: Достоин есть делатель пищи своей (Мф. 10:10), и нимало не беспокоится о ней; работает же и заботится не ради самого себя, но ради Христовой заповеди, как показал и научил апостол, сказав: вся сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступати немощным (Деян. 20:35), ибо заботиться ради самого себя значит обвинять себя в самолюбии; а заботиться и работать ради заповеди значит приобретать похвалу за христолюбивое и братолюбивое расположение (там же).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ К 6-й ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ

О милостыне (Мф. 6:1–4).

Святоотеческие толкования

 

1) Св. Иоанн Златоуст. О том, что милостыня есть самая Богоугодная жертва. «Воскресное чтение», 1821.

2) Преп. Исидор Пелусиот на слова: милостыни вашея не творите пред человеки, да, видими будете (ст. 1).

3) Св. Василий Великий о том, как должно творить милостыню. В подаянии милостыни нужна разборчивость.

4) Св. Ефрем Сирин о любви к милостыне. Тв. святых отцов. Твор. Ефрема Сирина.

5) Ответ св. Иоанна Милостивого на вопрос о подаянии милостыни. «Воскресное чтение», 1885.

6) Прп. Исаак Сирин. В чем состоит милостыня? Слова подвижнические. М., 1858. Сравнение милостыни с безмолвием. Обязанность творить милостыню лежит преимущественно на живущих в мире. Она приближает в Богу, приводит в общение с Ним, врачует душу. Милостыни не принимает Бог от блудного. Не должно отказывать в ней никому. Не различать достойных и недостойных. Должно подавать ее с видом ласковым.

7) Св. Афанасий Александрийский, наст. 1.

 

Новейшие толкованшя

8) На ст. 2. Как нужно делать добро. «Воскресное чтение» 1873.

9) Ст. 3. «Душеполезное чтение», 1860.

10) О милостыне. «Воскресное чтение» 1885.

 

О молитве (Мф. 6:5–15)

Святоотеческие толкования

 

11) Св. Иоанн Златоуст. О том, как должно молиться (ст.). «Воскресное чтение», 1805.

12) Его же. О том, что должно просить у Бога более духовных благ, нежели чувственных. «Воскресное чтение», 1815.

13) Его же Бес. на Матфея. 6:9–15. «Христианское чтение», 1840.

14) Св. Василий Великий. Что такое молитва? Виды оной. Молитве внутренней не препятствует внешняя деятельность. Предмет молитвы. Польза молитвы. Действительность общественной молитвы. Необходимость непрестанной молитвы. Нужна ли молитва, тогда как Бог и прежде молитвы нашей знает нужды наши? Молитва нужна в час смертный. Условия успешной молитвы. Нужны неотступность и постоянство в молитве. Как достигнуть не рассеянности в молитве? Отчего молитва остается иногда неуслышанною? И продолжительная молитва, совершаемая без усердия, безуспешна.

Для чего Бог медлит иногда исполнением молитв наших? Почему молитва святых остается иногда неуслышанною? Почему молитвы иудеев безуспешны? Не должно прекращать молитвы, когда во время оной смущают лукавые домыслы.

15) Св. Григорий Богослов. Молитва восходит до неба. Сила молитвы родительской. Для молитвенного беседования с Богом нужна чистота духа. Скорость Божией помощи молящемуся.

16) Св. Ефрем Сирин. О молитве. Почему Бог одни прошения наши приемлет, а другие отвергает. «Воскресное чтение», 1885.

17) Св. Исаак Сирин. Что такое молитва? Молчание чистых есть молитва. Различие между молитвою и созерцанием. Молитва выше милостыни. Выше дел любви к ближним. Виды молитвы. Молитва чистая и нечистая. Духовная. Наименование ее у святых отцов. В каком смысле называется духовною? Чистая молитва предел всякой молитвы. Ниспосылается Духом Святым. Ее достигают немногие. Высшие состояния духа во время молитвы. Что такое молитва святых в жизни будущей. Непрестанная молитва есть признак будущего совершенства. Побуждение к молитве. Какова должна быть молитва? Должна быть смиренна, постоянна, требует упражнения. Ключи к ней – движение языка и сердца. Предмет молитвы должен быть достоин Бога. Она должна быть сообразна с требованиями жизни. Как укрощать помыслы во время молитвы. Не должно увлекаться в молитве посторонними рассуждениями. Как поступать при холодности к молитве? Должно ли просить у Бога благ временных и высоких дарований благодатных? Пренебрежение к молитве дает вход бесам в сердце. Как диавол постепенно производит охлаждение к молитве? Молитве способствует отшельничество. Богу доступна молитва смиренного. А кто не почитает себя грешником, того молитва Богом не приемлется. Для чего Бог не вдруг исполняет молитву. Благотворные действия молитвы. Почему высшие состояния духовные даруются во время молитвы? Молитва – ключ к уразумению Писания. Отгоняет худые помыслы. Истребляет страсти. Привлекает внимание ангелов. Прогоняет бесов. Дарует дерзновение пред Богом. Ведет к видению света Божественного. Образцы молитвы. Молитва к распятому Спасителю. Пример нощных молений.

18) Св. Иоанн Лествичник. Наставления о молитве. Лествица

19) Его же. Отчего часто молитвы наши не бывают услышаны.

20) Св. Иоанн Златоуст. Изъяснение молитвы Господней в Беседе на слова: узкая врата и тесный путь, вводяй в живот (Мф. 7:14). Беседы на разные места Священного Писания. Беседы на Мф. 6:9–15. «Христианское чтение», 1840.

21) Св. Киприан Карфагенский. Беседа о молитве. Господней. «Христианское чтение», 1839.

22) Тертулиан. О молитве Господней. Труды Киевской духовной академии, 1865.

23) Блаженный Августин. Изъяснение молитвы Господней. «Воскресное чтение», 1807.

24) Св. Григорий Нисский. О молитве Господней. «Христианское чтение» , 1834. «Воскресное чтение», 1806. Тв. Григория Нисского. Тв. святых отцов.

25) Преп. Исидор Пелусиот на слова: Отче наш, Иже еси на небесех. Его же на молитву Господню: Отче наш. Его же на слова: отпускайте, и будет отпущено вам (ст. 1).

 

Новейшие толкования в духовных журналах

 

26) Молитва по учению Климента Александрийского. Е. Попов. «Воскресное чтение», 1883.

27) Сила и действенность христианской молитвы по изображению Тертуллиана. «Воскресное чтение», 1879.

28) Мысли святых отцов о молитве. «Воскресное чтение», 1802.

29) Орды. Непременно нужно молиться Богу. «Воскресное чтение», 1882.

30) Прот. Нечаев. На ст. 7–8. Многоглаголание в молитве. «Душеполезное чтение», 1876.

31) А. Хойнацкий. Историческое происхождение молитвы Господней и ее место в системе христианского учения о надежде (из исторического Катехизиса). «Воскресное чтение», 1872.

32) О древнем употреблении молитвы Господней. «Воскресное чтение», 1803.

33) Молитва Господня на языках России. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1871. Руководство для сельских пастырей, 1871.

34) Прот. Нечаев. Употребительнейшие церковные молитвы. Молитва Господня. (Изъяснение ея). «Душеполезное чтение», 1863.

35) Свящ. Владимирский. Хлеб насущный. «Душеполезное чтение», 1875.

36) Молитва Господня. Краткое изъяснение содержания ее для детей. «Воскресное чтение», 1833.

37) Заикин. Объяснение молитвы Господней. «Чт. в Общ.», 1882.

38) Молитвенные воздыхания к Богу, внушенные молитвою Господнею. «Воскресное чтение».

39) Размышление с детьми о молитве Господней. «Воскресное чтение», 1829.

40) Размышления о молитве Господней. «Христианское чтение», 1822. Там же, 1827.

41) Аристов. Значение молитвы в нашей духовной жизни. «Воскресное чтение», 1880.

42) Свт. Феофан. Мысли на 14–15 ст.

 

В Словах и Беседах

 

43) Ст. 8. Свт. Филарет, митр. Московский. Нужно ли молиться, когда Бог знает наши нужды прежде прошения нашего?

44) Ст. 9–13. Филарет, архиеп. Черниговский. Беседы о молитве Господней.

45) Ст. 14–15. Леонтий, архиеп. Варшавский. О прощении обид.

 

О посте (Мф. 6:15–18)

Святоотеческие толкования

 

46) Наст. 17. Прп. Максим Исповедник. «Воскресное чтение», 1809.

47) Св. Иоанн Златоуст. О посте. «Воскресное чтение», 1885.

48) Св. Василий Великий. В чем состоит пост истинный и угодный Богу? Как должно встречать пост и проводить оный? Мера и время поста. Не должно продолжать поста до совершенного расслабления тела. Надобно ни трудов не оставлять ради поста, ни поста ради трудов. Польза поста. Он полезен всегда, везде и для всех. Он укрепляет в брани с диаволом, поддерживает здравие в теле и внешний вид человека делает почтенным. Телесные недуги и немощи не препятствуют соблюдению поста. Изображение постника.

49) Св. Григорий Богослов. Пост христиан пред Пасхою Сорокадневный. Знаменование оного.

50) Св. Ефрем Сирин о посте. «Творения свв. отцов».

51) Св. Исаак Сирин. Древность поста. Польза поста. Орудие против диавола. За трапезою постящихся возлежит Христос и осеняют пищу ангелы. Малое нарушение поста ведет к неумеренности. Сила поста ослабляется беседою с людьми.

 

Новейшие толкования в духовных журналах

 

52) Свящ. П. Красовский. Христианский пост. «Домашняя беседа», 1871.

53) Неделя сыропустная (Мф. 14–21). «Воскресное чтение», 1825.

54) Владимир Соловьев. Религиозные основы жизни, часть 1-я. О молитве, милостыне и посте.

 

В Словах и Беседах

 

55) Ст. 18. Свт. Филарет, митр. Московский. О скромной, тихой и сокровенной жизни Божией Матери. Правило: будь, а не кажись.

 

О непривязанности к миру (Мф. 6:19–34 ст.)

Святоотеческие толкования

 

56) Ст. 22–33. Блаженный Иероним. Изъяснение Евангелия в 3-ю нед. по Пятидесятнице. «Воскресное чтение», 1818.

57) Св. Иоанн Златоуст. Из Бес. на Матфея 6:31–33. «Воскресное чтение», 1816.

58) Св. Афанасий Александрийский на 33 ст.

 

Новейшие толкования в духовных журналах

 

59) На ст. 24. Свящ. В. Лебедев. «Душеполезное чтение», 1860.

60) Размышление на Матфея 6:24:31–32. «Христианское чтение», 1852.

61) Мамона. Биб. пол. сл. «Воскресное чтение», 1876.

62) Св. Ириней Лионский. Не можете Богу работати и мамоне. Ответ на возражения, заимствованные из этого ст. «Христианское чтение», 1838.

63) Ст. 24–34. Не беспокойтесь. «Воскресное чтение», 1873.

64) А. Розов. Не заботьтесь о завтрашнем дне. «Воскресное чтение», 1881.

65) Арх. Герман (25–33 ст.). Житейские заботы. «Духовная беседа», 1863.

66) Ст. 25. Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете… «Воскресное чтение», 1818, 1824. Певницкий. Там же, 1883.

67) Видимая природа как училище самопознания (22–33 ст.). «Воскресное чтение», 1803.

68) Свт. Феофан. Мысли на ст. 22–23 и 31. Мысли на каждый день года по церковным чтениям.

69) Свящ. Голубинский. Одежда христианина. Матфея 6:25. «Воскресное чтение».

70) Свящ. В. Владимирский. Птицы небесные (ст. 26). «Душеполезное чтение», 1871.

71) Крин (ст. 28–29). См. в ст. Луговые травы, упоминаемые в Священном Писании. «Душеполезное чтение», 1866.

72) Ст. 28–30. «Христианское чтение», 1823.

73) Ст. 34. «Христианское чтение», 1856.

74) Ст. 33. «Воскресное чтение», 1819.

75) Ст. 34. Там же, 1802.

 

В Словах и Беседах

 

76) Ст. 25. Филарет, архиеп. Черниговский. Какие заботы о земном преступны?

77) Ст. 33. Григорий, архиеп. Казанский. Чего нам искать?

78) Ст. 33. Свт. Филарет, митр. Московский. О предпочтительном искании Царствия Божия и правды его.


Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.] / Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. / Том 1. – 944 с.

Комментарии для сайта Cackle