Источник

Письмо 76

Из трёх твоих писем рассматривая твои скорби, вижу, что ты сама на себя оные навлекаешь, представляя своё усердие и ревность ко мне, и тем более вооружаешь противных твоей мысли. Кто от тебя требует такой ревности? Оною ты себя не пользуешь, а других только на грех наводишь. Нужно ли проповедать о твоём ко мне усердии? Довольно с тебя и того, когда ты ощущаешь пользу; – что тебе до других? Да, я должен тебе сказать: какая же тебе польза, когда ты не бываешь мирна, и все за меня крамолишься? Разве я тебя тому учу, чтобы ты, меня защищая, с другими ссорилась, а паче еще с начальницею? О. С... тебе правду говорит, и сестра тоже пишет, и я тебе также подтверждаю: принимай советы мои, когда они тебя пользуют, да других оными не раздражай; ежели б они видели в тебе плоды кротости, смирения, терпения и любви, то, может быть, и они воспользовались. А как видят в тебе неустроение, смущение и противление, то и полагают: какой плод, таково и древо. Когда не будешь спорить обо мне и их раздражать, то и скорби тебе не будет, будешь спокойна. Также и твой приезд сюда, не могу сказать, чтоб был тебе полезен, да ещё с крамолою и противлением; ты более представляй воле Божией; когда оная будет, то и все препятствия отстранятся. А какая от этого польза с укоризнами, что будешь просить А...., и что он позволит ездить тебе; а ежели может выйти противное, может и совсем запретить ездить: ты этого не понимаешь. Делай все с пожданием, терпением и смирением: больше обрящешь пользы. Слова о. С.... ты приняла в худую сторону напрасно: они сказаны весьма просто, и клонятся к твоему душевному устроению, а не к чему-либо духовному; оставь своё мнение. И к тетеньке будь мирна; когда будешь укорять себя, а не других, то и умиротворишься.

Душевная же твоя тягость, тоска и прочее происходят от принимания мнимого твоего утешения, и мнимо-небесных благ, – по действу вражию, а не от благодати. Ты оными обольстилась, потому и пожинаешь не духовный плод мира и спокойствие, но противный тягости, смущения и неустроения; вина же прелести есть твоё о себе и о своих исправлениях мнение, за что и приемлешь наказание. Бог хочет, чтобы мы были смиренны: сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит. Хотя бы мы имели великие исправления, но когда не имеем сердца сокрушенна и смиренна, то не мало оными не воспользуемся. Господь Сам повелевает: «аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Лк.17:10). Смирись во всём, то и увидишь, как ты успокоишься. Ты видишь других, что тебе препятствуют, но напрасно: я уже написал тебе, что ты сама подаешь к тому повод не смирением, а противлением. 11 октября 1847 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle