Источник

Письмо 77

Получа твоё письмо, ни мало удивился, что ты осталась недовольна моим письмом, в котором я писал истину, желая тебе душевной пользы и успокоения, и нимало не отвергал от себя. В последнем же письме пишешь, что ошибочно приняла мнение, и после, разобравши смысл оного, воспользовалась. Приноси за сие благодарение Господу; когда будешь следовать моему совету, то сама увидишь пользу.

Однако ты самонадеянно говоришь, что с сего времени будешь молчать касательно меня, и понесёшь скорби за меня, как и прежде говорила, и по безумной ревности желая сестёр обратить ко мне. А для чего это? Неужели только и людей что я? А не знаешь, какую тягость на меня сим налагала: я и так не имею свободного времени, а ты ещё желала лишить меня оного. Слава Богу! Есть у вас благочестивые старцы в обителях, только бы вера была, – могут наставить на истинный путь. Сама же после видишь, что не несёшь, как должно, скорбей; ты хотела избавиться от скорби безмерными поклонами, но какую принесли они тебе пользу? Терпение с самоукорением скорее доставят тебе спокойствие. Видишь, в какую высоту ты доспела, – когда стоишь на молитве, или станешь мысленно молиться, то ничего не помнишь земного. Ты думаешь, это истинная молитва? Но напротив, истинная прелесть, приводящая тебя в высокоумие и паки на мнимые небеса тебя вознесут; а я советую смиренно молиться, видеть свои грехи, и отнюдь не думать, что ты достигла такой непарительной молитвы. Явно, враг уступает и не борет тебя, чтобы обольстить высокоумием; и слёзы твои неправильные. «Кто не помышляет себя быти грешна, того молитва несть благоприятна пред Богом», пишет св. Исаак (Сл. 55). У тебя же такое двоедушие: то помнишь мои слова: что это тебе от прелести, что ты сего недостойна; то опять скорбишь, что лишаешь себя оного видения. Надобно утвердиться на одном и веровать, что Бог силен избавить тебя от прелести; а паче когда смиришься. Говоришь, что борешься с помыслами так, что делается боль в груди. Видя немощь свою в борении с помыслами, повергай себя пред Богом со смирением и призови Его помощь: Он силен прогнать их, только ты не приписывай себе победы.

Когда будет воля Божия быть тебе у нас, и будет от этого польза, то и исполнит твоё желание, а дотоле будь спокойна и не подавай другим повода к соблазну. Остаюсь многогрешный И. М. 25 октября 1847 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle