Источник

Письмо 69

Сколько могу заметить твоё устроение: ты на всё скорая и пылкая, но неосновательная и нетвердая, и при всяком ветре влаешься и колеблешься. Пишешь, что утешаешься моими письмами, но потом и паки смущаешься, а паче, когда несколько времени не получаешь моего ответа на твоё письмо, – да и до такой степени, что трудно выразить... Сколько я имею времени на письма, ты не знаешь; а сколько оных у меня? Случается – лежат до 60, но отвечаю не на многие; разве на два или на три только могу; потому что надобно писать всё своею рукою; а у меня ни сил, ни времени недостает. Надобно тебе быть потверже в вере и не колебаться; когда случилось бы и долго не написать, относить это к воле Божией, и тем себя укреплять. Что ж стяжала от моего учения? И такой ли плод должен быть послушания? А ты обольщаешь себя, что имеешь ко мне послушание, но ведь от послушания рождается смирение: а ты, вместо оного, стяжала смущение – явный плод гордости. Когда хочешь именоваться и быть истинною послушницею, то старайся о приобретении во всём смирения, терпения и любви не токмо к ближним, любящим тебя, но и ко врагам по заповеди Господней; а без смирения и любви наши подвиги не могут быть Богу угодными.

Ты пишешь, что исчитываешь свои мнимо-добрые дела: правило выполняла монашеское, поклоны клала монашеские, чаю не пила, с маслом не ела. Неужели на этом только и остановиться и увлекаться мыслью, что я исполняла и исполняю правило монашеское? Не надобно ли искать, или ожидать плодов делания? А плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22). И св. Антоний повествует об одной деве, постящейся и правило исполняющей, которую искусный старец вопросил: «бысть ли ти скудость, яко изобилие? безчестие, яко благохваление? врази, яко друзи?» – И когда она сказала, что нет в ней сих действий, тогда он сказал ей: «иди, делай, ничтоже имаши». Смотри же, и ты не повлекайся мнением об исполнении поста и правила, а смиряйся за недостаток смирения, любви, кротости и смирения. А св. Макарий пишет, что «кто не понуждает себя на терпение, на любовь, на кротость, на смирение, а только нудит на молитву, то оная не есть молитва, а маска молитвы». Ты пишешь, что читаешь книгу – братолюбие: для меня странно, что и книги назвать не можешь правильно; как же стяжать из неё пользу? Она называется Добротолюбие, а не братолюбие. Книга весьма полезная и душеспасительная; она учит и деятельным добродетелям и умозрительным; но ежели, оставя первые, возьмёшься за последние, то не только не получишь пользы, но можешь ещё и повредиться. Смотри, имей осторожность!

Стремление твоё к переходу в С...к должно быть умеренно и с пожданием, прося, да будет в сем воля Божия; но в настоящее время ты связана невозможностью; ибо маменька твоя на сие не согласна; как же можешь сделать противное ей? И какие могут выйти последствия? Поэтому ещё нет воли Божией на переход твой. Ежели же и удастся тебе сие сделать, перейти туда, то знаешь ли, какие могут встретить тебя там искушения? Твоему воображению рисуется там одно только блаженство, а скорбей не представляешь. Ведь во всяком месте есть своего рода скорби и искушения, а по твоему малодушию везде будешь чувствовать их тягость; я вижу это над многими, поверь мне. – Ты сама хвалишь свою обитель, но есть неустройство; а Бог силен послать человека, и порядок устроится: всё подвержено перемене и изменению.

Скорбишь о духовнике, что не имеешь к нему веры; но одна ли ты там? Сто, или более человек довольны, а ты одна не получаешь душевной пользы. Ежели ж, точно, вред может происходить, то Бог не попустит быть оному, но пошлёт вам истинного отца, пекущегося о чадах своих духовных. Богособранное стадо силен Бог окормить духовным окормлением: приедет благочинный и верно дойдёт до него; ежели есть такое неустройство, то он и войдёт в ваше положение.

Заочно же на исповеди я не могу разрешать грехов: на это есть правила церковные, даже и лично в чужой епархии не должно принимать на исповедь. Ты, написавши ко мне свои немощи, может быть и получала облегчение в совести Божией милостью; но я разрешить заочно власти не имею.

В письме твоём от 1-го февраля ты располагала ехать к нам, просила на сие моего благословения; но из другого твоего письма вижу, что расстроилось твоё намерение и ты осталась спокойною на месте. Не нахожу никакой пользы от твоего приезда; тайно от маменьки укрыться нельзя; а сколько будет скорби после! Может быть, и не понесешь. Довольно, что она тебя обещает отпустить летом, и подожди до того времени. Веди себя поосторожней; ни в какие дела монастырские не входи, которые до тебя не касаются: про игуменью ни с кем не суди; послушание по силе исправляй и считай себя последнейшею всех, то это тебя успокоит; а то ты сама на себя навлекаешь скорби, любопытствуя о делах и о них рассуждая. Многогрешный иep. Макарий. 18 февраля 1847 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle