Письмо 70
Два письма твоих получил и должен откровенно сказать, что ничего не вижу в них основательного и твердого. Жалуешься на скорби, желаешь избавиться оных, оставить послушание и упражняться в молитвах, приуготовляться к исходу отселе: а о том не помышляешь, что в царствие Божие многими скорбми подобает нам внити (Деян.14:22). Бегаяй скорбей бегает спасения; скорби же, какие бы то ни были, посылаются от Бога к нашему исправлению. Что ты не терпишь скорбей, сие показывает худое твоё устроение, которое могло бы прийти и в хорошее, когда бы все случаи принимала с самоукорением. Севши в безмолвие с таким устроением, ничего не приобрящешь, кроме обольщения, что ты хорошо живешь, приготовляешь себя к исходу молитвою и проч., – но обманываешься, бедная! Святой Иоанн Лествичник людям такового устроения, как ты: «ниже след видети безмолвия попускает»; ибо чрез послушание стяжавается смирение. Видя свою немощь в непонесении скорбей, невольно должна смириться; но отнюдь никого не обвинять, а себя, что не терпишь того, что Бог посылает тебе на исцеление душевных твоих страстей и недугов. Говоришь: не могу терпеть скорбей, потому что их много и ты повредила своё сердце ими. Вот до какого безумия дошла ты! Это ли плод моего наставления? Святые отцы учат нас, что от скорбей получаем смирение; а ты говоришь: себя повредила. Ежели повредила, то от безумия , от нетерпежа и от обвинения ближних, а не себя; что́ можно отнести к наказанию Божию за нетерпение. Опять не безумные ли это слова: «лучше бы какую казнь понесла, нежели от С...х скорбь иметь»? Но какая ж скорбь? Что о тебе сказали не с похвалою, а укорили; да ежели бы и больше что случилось понести, то надобно считать, что они суть орудия Божии, действуемые в деле нашего спасения; а то даже и скорбью нельзя назвать; а на тебя подействовало, по худому твоему устроению. Виноваты не С...е, но ты сама, что себя не укорила, и за то, что воспалилась; поэтому ещё мало тебе скорбей. Остаюсь многогрешный И. М.