Письмо 2
Сердечно сожалею о неблагоустройстве вашей обители и Вашем; но помочь оному я со своей стороны не в силах. Божие есть дело живить и мертвить, убожить и богатить, смирять и возносить, посылать скорби и утешение. Не надеясь на слабый мой разум, приступая к слову утешения, прошу Бога о всесильной Его помощи, написать мне в пользу душ ваших полезное и спасительное советование. По совету отцов святых прежде всего должны мы иметь веру несомненную, что всё случающееся с нами бывает по воле Божией; а воля Божия есть, чтобы нас спасти. Спасение же приобретается смирением и многими скорбями; без сих же последних и смириться невозможно. Причём должно вспоминать нам, яко немощным, что мы, может быть, в чём и прогневали Бога и преступили заповеди Его; а должного покаяния и удовлетворения за грехи принести не в состоянии, то милосердый Господь, врачуя немощи наши, посылает нам скорби, дабы терпкостью их очищалась ржавчина наших грехов; и чувствуя оные, не уклонялись бы к страстям; и тако бы, аще и не хотя, постепенно сердце наше умирало бы миру. Смотря на свою немощь и в малом приражении – нетерпение, должно также и о ближних рассуждать, и что их также борет и восставляет враг к немирствию и смущению. Посему всю вину возлагайте на врага, а себя предавайте воле Божией; и в нахождении всяких неприятностей и смущений себя осуждайте и говорите не краем языка, что «я бо́льших сего скорбей достойна»; и являйте Богу свою покорность к терпению. Я знаю, что трудно оное терпеть; но и тому надобно веровать, что не попустит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие (1Кор.10:13). Кажется, мы много о сём говорили с Вами, и предлагал Вам от св. отцов что необходимы скорби хотящему спастися; о чём много есть писано у святого Исаака, которого едино слово Вам возглаголю: «терпение есть мати утешения, а малодушие есть мати мучения». Из сего явствует: когда будем подлагать выю свою под ярем Господень, хотя и трудно, но понуждаемся нести и вменяем себя достойными быти скорбей; тогда те же скорби бывают для нас легче; а когда не хотим и слышать о трубе, гласящей нам о брани, тогда и малая скорбь бывает для нас нестерпима. Бог да вразумит Вас и укрепит сими моими строками. Не оправдываю Ваших противников, но желал бы быть им паче благоустроенными и мирными; но ежели сего нет, да и трудно восставить, то что ж остается нам делать? Прибегать ко Иисусу, и просить от Него помощи и разума, како прейти бурность сих смятений; но всегда стараться мыслию иметь себя последней из всех; тогда придет от Бога решение на Ваши недоумения, или в мысль пошлёт Бог, что́ сотворити, или в книге обрящете пользу и развязку дела, или человеком наставитесь. Бог всегда призирает на смиренных, и им даёт благодать, и вопиющих к Нему не отмещет. В чём же Вас клевещут, – это сущая несправедливость. Я уверен, что Вы и сего достоинства не желали; а потому будьте мирны душою, да еще и радуйтесь, воспоминая, колико Христос, Царь славы, спасения ради нашего пострадал и претерпел, неповинен Сый; мы же почто́ отвергаемся пострадати Христу, да ещё и грешни суще! И будьте уверены, что посылаемые скорби суть знамение милости Божией к нам; сего ради и должны их принимать с благодарением. Вы по своей должности делайте, как следует, во всем относитесь к N, то ежели на Вас и вознесут что нелепое к главному начальству, и за сие чем-либо накажут, или от должности удалят; предавайте все воле Божией, и не смущайтесь. Совесть Ваша чиста: сего Вам и довольно; а что неции порадуются, или посмеются, сему внимати не должно, отдавая всякий случай воле Божией. Но да не случится ничтоже таковое, а умирит Господь сердца враждующих, видя нашу немощь, и утешит Вас по скорби. Желаю Вам утешиться в скорбях Ваших; и аще что написах и неблагоразумно, то да покрыет любовь Ваша извинением и снисхождением моему неразумию. 22 апреля 1830 г.