Источник

Письмо 3

Призвавши Бога в помощь, начинаю, и аще угодно Ему утешить тебя, то вложит в омрачённое сердце моё и страстное слово ко утешению твоему и укреплению, почтенная мать А.! Не думай, однако ж, чтобы нашедшие на тебя ныне скорби были от гнева Божия; но полагай, что от любви; дабы, очистив ими от грехов, какие аще имаши, привлечь к Себе, и на правый путь наставить. Вникните в писания святых отцов, увидите, что непременно нужны скорби ко спасению, аще бы и грехов не имели; но кольми паче нам, унылым и нерадивым, потребны скорби. Св. Марко пишет: «не любопытствуй, еже кою виною, или когда, или чрез кого, находят: приличность бо коегождо и неотложное их тщание и всея твари о сем содействие, единого Бога есть ведети, яко все на нас неволею, или любве ради, или за злобу нам прииде, и сего ради терпети подобает и неотревати то». Я точно уверен, что в деле твоём ты ничем невинна; но так просто сделалось, более по неведению и по смутному тогдашнему времени. Но Бог еще более ведает твою, в сем случае, невинность; но угодно Ему послать тебе сии скорби; и таковое таинственное стечение случаев, нам непостижимое, произошло к понесению скорбей за грехи, как и сама сознаешь. К сему потребно не малодушествовать, но благодарить Господа, почитая себя того достойною. Чтобы не последовало, хотя бы отдали под начало, то ещё и лучше избавишься от должности; хотя бы сделали с тебя взыскание, ежели бы келью продали; будет где-нибудь уголок, и будьте уверены, что больших последствий не может произойти; а это обыкновенно – законы того требуют, да и само начальство опасается, чтобы им за опущение не пострадать: уже было довольно таких случаев. Вес скорбей отягощается на нас по нашему устроению; когда мы имеем смирение, и приемлем хотя и с болезнью, но себя обвиняя, и благодаря Бога, то помалу приходим в любовь оных, а паче когда еще приводим в память страдания Спасителя, Который невинно претерпел таковые страсти; буде и мы терпим, то бываем общницы страстей Его; а когда напротив, укоряем других, и малодушествуем, то паче оные нам тягостны бывают. О сем есть у св. Исаака Сирина в 51-м слове: «якоже предаемии в руки судей» и далее. Сие может доставить пользу и утешить тебя, аще Господь восхощет. Но и во смирение без скорбей прийти невозможно; прочтите ещё у Марка Подвижника в Добротолюбии все главы, там много обрящете пользы; а также у св. Лествичника в 4-й степени, как терпел Акакий, Антиох и прочие, и какая от сего польза. Положитесь на волю Божию и несите посланное вам, благодаря Его благость; Он силен избавить и обратить всё во благое. Письма ваши от 23 и 27-го чисел получил: вижу, что много оскорбляетесь по делу оному. Но возверзи на Господа печаль твою, и той тя припитает (Пс.54:23). Постарайтесь все совокупно уговорить Р. поехать к батюшке отцу Леониду; я к ней о сем писал, но верно не получила; что делать с нею, я и сам не знаю. Вот плоды самочинного делания! Однако силен Господь не допустить до конца пообладать врагу, но пошлёт ей избаву, молитвами отец и матерей. Почтенные матери и сестры В., П. и Л., несите друг друга немощи и утешайте в скорбях, и Бог мира будет с вами. Да вспомнил еще о ...., сколько утешало непотребное тщеславие мнимую подвижницу Л. У-у, что она все может делать; но все сии добродетели основаны были на тщеславии, которое одно довольно было для врага. Но ныне, когда пришла в училище добродетелей, где они ценятся не тщеславно, но смиренно; тут оно уступило место, и страсти опять стали господствовать; подвизайся и от всего воздерживайся со смирением, и познавай свою немощь. Опять к матушке А-е обращаюсь; – пишешь: кажется тебе, что ты смиренна и терпелива. Какое наше смирение? – волчье; а терпение? гнилое. Когда бы мы были смиренны, то принимали бы скорби, яко достойные тех; и по Апостолу: во всем скорбяще, но не стужающе си (2Кор.4:8) Господь да вразумит тя и наставит, како истинно смиритися и претерпети со благодарением, и да поможет мужественно стать противу страстей. И. М. 5 Февраля 1832 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle