Источник

Письмо 118

Принимая участие, по доверию Вашему, в душевных Ваших положениях, сердечно сожалею о Вас, что Вы первые встретившиеся скорби малодушно принимаете, чему однако ж никак не удивляюсь: очень сродно необученному идти скорбным путём и на нём претыкаться; но надобно паки восставать, а не падать. Изливая скорбное сердце Ваше пред моим недостоинством, просите моего совета ко успокоению Вашему. Зная мое скудоумие, а паче нерадивую жизнь, не смею надеяться на свой разум, чтобы мог вполне сделать Вам утешение; но, видя Ваше смущение и веру, с коею желаете слова, прибегая ко Господу, прошу Его вразумить меня, по вере Вашей, написать вам полезное: но Сам Бог всякие утехи и мира да утешит Вас нетленным Своим утешением. Святое Писание укрепляет воинов духовных таким словом: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи (Сир.2:1); и это, так как самый первый артикул, должно иметь в памяти и оному следовать. Далее: все, елико аще нанесено ти будет, приими и во изменении смирения твоего долготерпи (Сир.2:4). За сим надобно иметь твёрдую веру к Богу, что без Его воли и влас главы нашей не погибнет, и ни едина птица не падет без воли Отца нашего небесного (Мф.10:29, 30; Лк.21:18); кольми паче не может что скорбное нам приключиться без воли Его. Скорби посылаются нам от Бога ко испытанию веры нашей и любви к Нему: точно ли мы тверды в вере, когда за любовь Его придут нам искушения? Да Вы и сами себя не знаете, имеете ли твердость в вере, которая показывается в испытании противными случаями. Поколебавшее Вас и в малодушие приводящее мнение света о Вас, почему Вы удаляетесь замужества, не думайте, чтоб был слепой случай, но точно к искусу Вашему, как выше сказал; Вы, видя здесь своё малодушие, познайте и то, откуда оное происходит: очевидно от самолюбия, которое не может нести оскорбления – смущается.

Но смирение сего не страждет; оно принимает всякий случай посланным от Бога и считает достойным себя оной скорби; но как мы сего еще не достигли, то и должно пользоваться скорбями, как целительными пластырями, могущими помаленьку очистить скверну самолюбия и самой гордости. Хотя и с болезнию примете скорбь, укоризну и поношение; но вспомните, что это Бог послал, и укорите себя за малодушие, вмените себе достойною быть сей скорби за самый тот залог находившегося в Вас самолюбия; благодарите Бога, пославшего Вам сей случай ко узнанию себя; познайте свою немощь, смиритесь и просите помощи от Бога. Устроив себя так и явив покорность воле Божией, при всех укоризнах и поношениях, смущающих Вас, вы почувствуете облегчение в духе и получите утешение. Еще св. отцы научают нас, что всякому делу благому или предыдет или последует искушение, без которого оно не может быть и твердо; а св. Писание говорит, что крин (прекрасный цвет) родится в тернии; так как роза на колких веточках цветёт; подобно и добродетель христианская скорбями искушается и прочна бывает. – До сих пор писал я Вам об искушениях скорбных, но теперь скажу об искушениях другого рода: когда, попущением Божиим, не может враг поколебать сердце подвижников Христовых жестокими нападениями, он обратится к другому средству: представит все роды удовольствий мира, стараясь ими прельстить и увлечь сердца их сим путём; но надобно тут иметь еще более твердости, дабы не поколебаться, не иметь самонадеяния, просить Бога о помощи, без коего ничего не можем благого сотворити; во всем же отдавайтесь на волю Божию, имея благое произволение и направление к полезному. Он же и несодеянное наше знает, и хочет нам спастися и в разум истины прийти, и недоведомым нам Своим Промыслом устроит об Вас полезное. Не смею более вдаваться в рассуждение; надеюсь, что силен Господь Вас утешить, прибегающих к Нему; но и опасаюсь доверять нескромности бумаги, дабы не поставили меня причиною Вашего несогласия на требование мира, хотя, впрочем, этого я и не боюсь; но лучше, когда семя благочестия, посеянное на доброй земле, утаится до восхода и плода, дабы не было попрано и позабано. Впрочем, это состоит и не в нашей воле; сколько бы мы ни сокрывали чего, ежели будет воля Божия, не может укрыться, как и Ваше почтенное письмо. Вручая Вас покрову и промыслу Божию, и, испрашивая на Вас Божие благословение, остаюсь, с нижайшим моим почтением, недостойный Ваш богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. 10 апреля 1836 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle