Источник

Письмо 117

Милостивая государыня, С. С! Писанием Вашим изъясняете желание и намерение Ваше стремиться к предназначенной для нас цели, и приблизить себя к Богу. Доброе Ваше желание да благословит премилосердый Господь, и да поможет Вам в деле сем: без помощи Его ничего не можем сотворити. Уклонися от зла и сотвори благо (Пс.33:15): слова св. Царя Давида. Надобно, познавши суету мира, воистинну бесполезную, уклоняться от неё, и искать в себе средств к исполнению воли Божией. Но пока мы служим миру, мы не видим тьмы страстей, помрачающей наш смысл, и находясь в таком усыплении, не заботимся о том, что, угождая миру, являемся преступниками заповедей Божиих; и ещё от некоторых малых исправлений мним быть себя истинными христианами; а сим прельщаемся ложно, не занимаясь учением Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, и св. Его Апостолов, посланных для научения нас спасительному пути. Пишу сие, не осуждая мир: это не наше дело, – Бог всем Судия; Он силен и мирских многих спасти через милостыню ими творимую, а также привести в чувство скорбями, или другим образом спасти, – но показывая суету мира, которая Вам самим довольно известна. Спаситель учит, что не можете Богу работати и мамоне (Лк.16:13), т. е. миру; этому надобно твёрдо веровать, что нельзя угодить и Богу и миру; у сего последнего совсем другие законы и обычаи. – А св. Апостол Иоанн увещевает христиан: не любите миpa, ни яже в мире; аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем. Яко все, еже в мире, похоть плотская и похоть очес, и гордость житейская: несть от Отца, но от мира сего есть (1Ин.2:15, 16). Св. Апостол Иаков пишет: не весте, яко любы мира сего вражда Богу есть (Иак.4:4), и св. Апостол Павел также учит, что мудрование плотское вражда на Бога есть: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим.8:7). Сколь ясно сие учение и сильно́ возрастить начинающееся в сердце желание к лучшему и превышающему мир и его прелести! Оно не монахам предано, но всем христианам, в мире живущим; мы не напоминаем сего миролюбцам; они верно не примут сего; у них своя премудрость; но она почитается буйством у Бога: премудрость мира сего буйство у Бога есть (1Кор.3:19). – Когда Вы сделаете шаг удаления от миpa, то уже предстоит Вам сражение, которое Вы должны выдержать, с миром и с собою: мир представит Вам множество резонов, по коим должно не убегать и не оставлять его; ежели будете Вы к ним глухи и невнимательны, насмешки, критики и призрения должны переносить, помня слова Спасителя нашего: аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде (Ин.15:12). Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (ст. 19). С другой стороны прелести мира, удовольствия и приятности могут Вас останавливать от течения к Богу; но они мгновенно только очаровывают чувства. Еще может встретиться сомнение и боязнь о жестокости пути сего: Вы должны выдержать эту начальную брань, не покоряясь ей, а противуполагая любовь Божию и святые Его заповеди, которые Вы не надеетесь сохранить, находясь в пламени светских удовольствий, влекущих за собою необходимость преступления заповедей. Я не могу так представить Вам мир с его обычаями, как Вы сами знаете; он Вам больше известен: Вы живёте в кругу его и знаете, какие есть препятствия хотящим жить по заповедям Божиим. Познавая суету мира, просите Бога, чтобы Он послал Вам помощь свою к преодолению всех препятствий: а на себя не надейтесь; Он силен Вас сохранить от всех сетей и козней вражиих невредимыми. – Я не желаю Вас прельщать, отводя от удовольствий мира каким-либо обещанием: Господь Сам обещал вечная благая работающим Ему и исполняющим Его святые заповеди; но считаю непростительным – угасить возжигающийся пламень; это есть звание Божие. Кто же я? И как могу упразднить оное? – Когда сподобит Вас Господь несколько уклониться от мира, преодолев его препятствия, и может быть, почувствуете некоторое внутреннее утешение; не считайте это великим и не обнадеживайте себя, что будто достигли чего-нибудь своими трудами: но считайте себя недостойною сего. Ежели же вступите в поприще духовного обучения, тут предстанут Вам другого рода искушения. Премудрый Сирах пишет: чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое и потерпи (Сир.2:1, 2). Однако ж Вы не ужасайтесь; надейтесь на помощь Божию, которая многих на пути сем укрепила и укрепляет, чему многие примеры в житиях святых видеть можно. Без испытания нельзя узнать, точно ли мы имеем к Богу веру, надежду и любовь, и не познаем, какие имеем у себя страсти и немощи, а потому и смириться не можем; без чего все наши дела суетны и Богу не угодны. – Вы читали книги св. отцов, и пишете, что находите в каждой главе свой портрет; но это Вы понимаете ещё теоретически, а на практике больше познаете полезного. О всяком художестве и искусстве сколько бы ни делали наставления в теории, нельзя от оной быть художником без упражнения в деле; кольми же паче в этом художестве художеств надобно иметь деятельный искус; – не устрашая Вас, сие пишу и не тем тоном, как Вы устрашились от письма одной духовной особы, но предупреждая и показуя истинный путь. Я полагаю, что и кроме того, что Вы, читая книги св. отцов, видели в них свой портрет; они должны сделать на сердце Ваше доброе впечатление: потому что словеса духа жизнь и живот суть; совсем против нынешних модных книг, в коих под приятным слогом скрывается отрава сердечной нравственности; да избавит Вас Господь от сего вреда. Продолжайте читать духовные книги, которые могут Вас вразумить и наставить на истинный путь: их надобно читать не раз, а многократно; потому что в них всегда пища души. Премилосердый Господь да даст Вам истинный разум, и поведет путем, ведущим в жизнь вечную. Не ищите в сем письме искусства слога, оно писано не от скудного ума, но от усердного желания Вам пользы, и ежели что найдете не так, покройте христианскою любовью – прощением. С истинным моим почтением пребыть честь имею недостойный Ваш богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. 7 ноября 1835 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle