Источник

Кирилл II, патриарх иерусалимский

Кирилл II, патриарх иерусалимский, занимал престол в 1845–1872 гг. Он родился в 1794 г. на острове Самосе в греческой семье простого звания, рано лишился родителей, воспитывался сперва у одной своей родственницы, а в 1806 г. поступил в духовную школу, устроенную при митрополии самосским митрополитом Даниилом. Как способный и нравственный юноша, Кирилл (в мире Константин) обратил на себя внимание митрополита Даниила, который приблизил его к себе и позаботился дать достаточное образование. В 1814 г. Кирилл принял монашество и вскоре был рукоположен во диакона и священника. Желая посвятить себя на служение Гробу Господню, Кирилл оставил Самос и отправился в Константинополь к находившемуся здесь иерусалимскому патриарху Поликарпу. Последний благосклонно принял Кирилла и в 1818 г. отправил его в Иерусалим, где он и вступил в среду Святогробского Братства. В течение 12 лет Кирилл состоял рядовым членом последнего и своим безупречным поведением, кротостью и снисходительностью приобрел общее уважение со стороны деятелей и членов иерусалимской патриархии. Между прочим, Кирилл, как добросовестный и деятельный член братства, неоднократно путешествовал в Константинополь к иерусалимским патриархам Поликарпу и Афанасию (с 1827 г.) для исполнения тех или иных поручений от имени синода Сионской церкви. 13 ноября 1830 г. Кирилл, – по воле патриарха Афанасия и избранию священного синода, – был хиротонисан в архиепископа Севастии. С этого времени Кирилл приобрел большое влияние на дела иерусалимской церкви. Дело в том, что иерусалимский патриарх Афанасий, – по примеру своих предшественников, – жил большей частью в Константинополе для непосредственного ходатайства и защиты пред турецким правительством интересов своей церкви. В Иерусалиме же всеми делами церкви управляли наместники, назначенные патриархом. Архиепископ Кирилл, вместе с двумя другими иерархами, и исполнял обязанности такого наместничества, причем он, как более молодой, способный и деятельный, преимущественно нес на себе бремя разнообразного и трудного служения. Он почти один управлял делами Святогробского Братства, являлся пред турецкими властями ходатаем и защитником по делам церкви и народа, защищал права православной церкви на святые места от притязаний латинян. Постепенно Кирилл сосредоточил в своих руках всю власть патриаршего наместника и с успехом исполнял это почетное представительство. В 1840 г. он занял лиддскую архиепископскую кафедру и по-прежнему стоял во главе высшего церковного управления в Святой Земле. Своею энергиею, осторожностью и опытностью в управлении он приобрел общее уважение со стороны не только христиан, но и мусульман и сделался наиболее влиятельным членом Святогробского братства и в представлении инославных деятелей в Палестине. Поэтому, когда скончался иерусалимский патриарх Афанасий (16 декабря 1844 г.), то первым кандидатом для замещения вакантного престола Сионской церкви был призван лиддский архиепископ Кирилл. Синод иерусалимской церкви единогласно избрал его на кафедру Иакова брата Господня, султан Абдул-Меджид утвердил это избрание, – и 15 марта 1845 г. в храме Воскресения торжественно была совершена интронизация нового иерусалимского патриарха Кирилла II. С этого времени начался второй период деятельности Кирилла II, на пользу иерусалимской церкви и Святогробского Братства.

В противоположность своим предшественникам, Кирилл II постоянно жил в Иерусалиме и непосредственно управлял делами церкви, лишь изредка и на короткое время уезжал в Константинополь. Затем, он нередко предпринимал путешествие по Палестине, знакомился на местах с нуждами своей паствы и старался немедленно исполнить ее просьбы по благоустройству местной церковно-общественной жизни. Это также было крупной особенностью в отношении Кирилла II к народу, так как туземцы обыкновенно никогда не видели не только патриарха, но и своих архиереев, проживавших в Иерусалиме и не находивших нужным лично обозревать свои епархии. Первое путешествие Кирилла II по Святой Земле, совершенное в 1846 г., произвело весьма благоприятное впечатление на арабов и сильно встревожило инославных миссионеров, также не привыкших к визитациям палестинских православных иерархов. В тоже время оно обогатило патриарха многими новыми познаниями относительно современных церковных нужд Св. Земли и отчасти определило дальнейшую его деятельность в положении председателя Сионской церкви (см. «Дело Архива Св. Синода» № 131, от 17 августа 1846 г.). Оно показало его блаженству, что ближайшая его задача должна состоять в религиозно-нравственном просвещении туземного населения. И вот, патриарх построил в Иерусалиме мужскую и женскую начальные школы для местного населения, основал школу в Назарете, две в Яффе и постепенно открыл целую сеть народных училищ в городах и селах Св. Земли, – особенно там, где школ никогда не было. В 1855 г. патриарх открыл богословскую школу в монастыре Креста близ Иерусалима для подготовки просвещенных служителей церкви. Эта школа, – как известно, – существует и в настоящее время и принесла громадные услуги делу духовного возрождения Палестины, так как служила и теперь является главным рассадником образованных клириков и учителей для иерусалимской церкви.

Далее, патриарх Кирилл II заботился об организации систематического проповедничества в епархиях патриархата и открыл на средства патриархии несколько постоянных должностей иерокириксов, [см. «Энц.» VI, 323–324], знакомых с арабским языком и способных проповедовать слово Божие для туземного населения. При патриархии была учреждена греческая и арабская типография для печатания церковных и религиозно-нравственных книг применительно к местным потребностям. Патриарх Кирилл II заявил себя весьма ревностным в постройке новых храмов и восстановлении старины, изыскивал средства на это дело, жертвовал деньги из сумм патриархии, привлекал доброхотные даяния и нередко обращался к российскому Св. Синоду с ходатайствами о материальной помощи для постройки храмов и в свое довольно продолжительное патриаршество оказал и в этом отношении большие услуги иерусалимской церкви. Между прочим, он воздвиг собор в Назарете, перестроил церковь в Яффе, вновь построил монастырь на горе Фаворе, расширил здание патриархии, построил великолепный храм во имя св. Георгия Победоносца в Лидде, на месте развалин древнего храма, заключавшего в себе подлинную могилу св. великомученика и т. д. Борьба с католической и протестантской пропагандой также составляла предмет его архипастырских попечений. Проповедничество, православные храмы и школы оказывали немалую в этом отношении услугу патриарху, но вместе с тем он во время своих путешествий по Св. Земле, а равно и в постоянных поучениях к народу раскрывал опасность прозелитизма, разоблачал средства и приемы инославной пропаганды и увещевал всех крепко держаться православия. Так как инославные миссионеры привлекали православных в свои сети и посредством даровой врачебной помощи, то патриарх, отчасти для противодействия прозелитизму, отчасти – в виду действительной потребности, устроил в Иерусалиме прекрасную и обширную больницу, снабдив ее хорошо оборудованною аптекой и всем необходимым для хорошего ухода и лечения больных. Охрана святых мест, принадлежащих грекам, от посягательств со стороны латинян и армян также характеризует архипастырскую деятельность Кирилла II.

Наконец, он с успехом боролся с постоянным в прежнее время финансовым кризисом патриархии и к концу своего патриаршества сумел не только заплатить крупные долги, обременявшие Святогробскую казну, но и составить солидный денежный фонд для будущих экономических операций Святогробского Братства. Вообще, Кирилл II ознаменовал свое патриаршество выдающейся архипастырской и практической деятельностью и, бесспорно, оказался энергичнее и лучше других иерусалимских патриархов последнего времени. Тем не менее он не до конца своей жизни оставался на патриаршем престоле, но вынужден был не добровольно оставить его. Причина отречения находилась в связи с отношением Кирилла II к болгарскому церковному движению. В июле 1872 г. патриарх прибыл из Иерусалима в Константинополь для присутствования на соборе, созванном для обсуждения и решения болгарского церковного вопроса. Известно, что этот собор объявил болгарскую церковь схизматической. Постановление собора представлялось Кириллу II несогласным с духом православия и несоответствующим основному характеру и смыслу болгарского церковного движения. Поэтому Кирилл II уклонился от дальнейшего участия на соборе и отказался подписать его определение, а потом и совсем уехал из Константинополя, предполагая своим пребыванием в Иерусалиме оградить Святогробское Братство от посторонних влияний. Этот поступок Кирилла II вызвал бурю негодования почти во всем греческом мире, был истолкован в смысле измены национальным интересам и послужил поводом к различным выходкам против личности патриарха и оскорблениям как в Константинополе, так и на пути в Иерусалим (напр., в Смирне). Прибывши в Иерусалим, Кирилл II и здесь встретил почти общее недовольство его отношением к болгарскому церковному вопросу, а потом – и открытое ему неповиновение со стороны синода и Святогробского Братства. Началась глухая борьба между патриархом и Святогробском Братством, перешедшая в открытое возмущение против Кирилла II со стороны духовенства и народа.

Оно окончилось тем, что противники Кирилла II созвали в патриархии собор, объявили его схизматиком и низложили с патриаршего престола, а турецкое правительство, под влиянием возникших в Иерусалиме смут, распорядилось тайно отправить его в Константинополь, куда Кирилл II, 80-летний старец, измученный душевными тревогами, болезнями и продолжительным морским путешествием, и прибыл 25 декабря 1872 г. Здесь он поселился в доме Константинидиса, одного из верных своих друзей, и жил на пенсию, назначенную ему турецким правительством. В последние годы своей жизни низложенный патриарх имел утешение видеть признаки раскаяния со стороны тех, кто были виновниками несправедливого его удаления от власти. В 1877 г., незадолго до кончины Кирилла II, иерусалимский патриарх Иерофей и священный его синод, известившись о крайне опасном состоянии здоровья блаженнейшего Кирилла II, издали патриаршую и синодальную разрешительную грамоту по случаю прискорбного его низложения. Грамота эта, подписанная патриархом и членами синода, вновь признавала Кирилла II членом Святогробского Братства. Она была вручена умиравшему патриарху кизикским и никейским митрополитами. «Мы уверены, – писала по этому поводу газета Βυζαντίς, – что это событие произведет самое лучшее впечатление на греческий народ, потому что все разделяют те справедливые похвалы, которые вся греческая печать дружно расточала бывшему иерусалимскому патриарху до 1872 г., и все еще помнят, какой любовью и сочувствием всего греческого народа пользовался этот патриарх». Однако и теперь находятся противники светлой памяти замечательного иерусалимского патриарха, которые не могут простить ему отношения к болгарскому церковному вопросу. Афинский профессор Диомидис-Кириакос в своей «Церковной истории» (III, 65) говорит, что участие Кирилла II в болгарском вопросе уничтожило всю прежнюю славу этого мужа. Но богословская школа Креста, храмы и монастыри, устроенные Кириллом II, и теперь свидетельствуют о прежних справедливых ему похвалах со стороны греков. Из завещания патриарха Кирилла II видно, что он последние годы провел в бедности. Внезапно и вынужденно оставив Иерусалим, патриарх имел при себе всего сто пиастров (8 р.), так что должен был сделать долги. На пенсию, выдаваемую из турецкого правительства, он содержал двух стипендиатов – в Париже и Петербурге. Денег после себя Кирилл II не оставил, а вещи и одежды, в том числе две панагии, полученные от русских императоров Николая I (1841 г.) и Александра II (1859 г.), и крест, пожалованный австрийским императором, он завещал Святому Гробу, членам Святогробского Братства и школам на о. Самосе. Кирилл II скончался в ночь с 17 на 18 августа 1877 г. и был погребен в Константинополе на средства Гроба Господня.

И. И. Соколов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle