Источник

Кириллы святые русские 1–11

Кириллы святые русские 1–11: 1) Кирилл св. один из пяти праведных братьев Алфановых или Сохольницких (Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий). О жизни их почти не сохранилось сведений. Полагают, что они были не из простого знания; быть может, находилась в родстве с известным по летописям воеводой Яковом Алфаном, который навлек на себя и на своих родичей преследования новгородцев за сношения с Москвою (в 1398 г.). Жизнь братьев с некоторою вероятностью можно относить к XIV и началу XV в. В конце XIV в. ими был построен, или возобновлен недалеко от Новгорода Сокольницкий Николаевский женский монастырь, в котором св. братья и были погребены. После пожара, истребившего в 1775 г. Сокольницкий монастырь, останки св. братьев были перенесены в соседний монастырь Антония Римлянина, где они почивают и доныне в Богословском приделе главного храма в одной общей раке. Братья Алфановы почитаются, как святые канонизованные; память их 4 мая и 17 июня (Верный месяц. всех рус. св., М. 1903, стр. 15. Ср. Сергий, Полный месяц. Востока II², 131 и 184).

Ан. С-ф

2) Кирилл астраханский игумен, основатель астраханского Троицкого, ныне упраздненного, монастыря. Он послан был Иоанном Грозным вскоре после покорения Астрахани с поручением устроить в этом городе монастырь, что он и исполнил. Пробыв игуменом основанного им монастыря около 9 лет, скончался в 1576 г. Он не канонизован, но память его в Астрахани чтится 18 марта. Над могилой Кирилла находится каменная красивой архитектуры часовня.

Ан. С-в

3) Кирилл, преподобный Белозерский, XIV-XV столетия. Игумен знаменитого, основанного им, Кирилло-Белозерского монастыря и видный литературный деятель, преподобный Кирилл родился в Москве ок. 1337 г. и при крещении был наречен Космой. Принадлежа к высшему московскому классу, он по смерти родителей сначала состоял в должности казначея у своего родственника Тимофея Васильевича Вельяминова, окольничего великого князя Димитрия Донского. Религиозно настроенный, он любил посещать московские монастыри и вздыхал о тишине иноческой обители. Познакомившись с благочестивым старцем, преподобным Стефаном Махрищским, Косма еще более стал тосковать о «пустыни». В почтенном возрасте он, наконец, порвал связь с миром и ушел в Симонов монастырь к основателю его архимандриту и Феодору, родственнику преподобного Сергия Радонежского. Феодор принял Косму в обитель и после некоторого искуса постриг его во иночество под именем Кирилла. Это было до 1380 года. Симонов монастырь славился в то время строгостью своего устава, почему выбор препод. Кириллом этой именно обители для подвижничества становится довольно характерным. Как новоначальный инок, Кирилл был отдан в послушание старцу Михаилу, бывшему позже епископом смоленским, и находился под его духовным началом значительное время. Затем по повелению архимандрита и Михаила Кирилл в течении девяти лет исполнял службу в монастырской поварне; проходил ее весьма старательно, мало ел сам, прислуживал братии и, вообще, годен был на всякое дело. Неудивительно после этого, что он сделался любимцем у всех. Препод. Сергий Радонежский оказывал ему также известное внимание, преподавая ему разные советы. Со времени пребывания Кирилла в Симоновом монастыре в нем стала замечаться склонность к юродству. Видя это, отцы велели преподобному усугубить пост и монастырские работы, а между собою говорили, что Кирилл делается юродивым с целью «быть премудрым Богу».

Сделав значительные успехи в иноческой жизни, преподобный по повелению старца Михаила был рукоположен в сан иеромонаха. Никогда братия не видала его праздным: он вечно был занят то одним, то другим делом, проводя время или в молитве, или среди любимых им книжных занятий, углублявшимся в смысл Свящ. Писания и творений св. отцов, или, наконец, входящим во все стороны жизни монастырской братии. Когда (ок. 1388–1390 г.) архимандрит Феодор был поставлен на архиепископию ростовскую и когда, вероятно, Михаил был уже возведен в сан епископа смоленского, Кирилл по общему согласию братии был избран во игумена Симонова монастыря. Теперь он обратил особенное внимание на монастырскую библиотеку. Сам любя книжное дело, он и других поощрял к занятиям по переписке рукописей. Кроме того, он приложил особое рвение и заботы о душевном спасении братии. Но видя, что монастырская дисциплина ослабела и недовольный этим ослаблением, Кирилл сложил с себя сан игумена. Его преемник Сергий Азаков в непродолжительном времени столкнулся с преподобным в вопросах монастырской жизни и обихода, вследствие чего Кирилл покинул обитель и ушел в монастырь Рождества Богородицы «Старое Симоново» (вблизи Симонова монастыря), где начал безмолвствовать. Задумавшись над выражением Акафиста Божией Матери «странно рожество видевше, устранимся мира», Кирилл стал помышлять о полном уединении. И услышал он голос: «Кирилл, иди на Белоозеро, и там найдешь добрый покой». Преподобный распахнул окно келлии на север и увидел небесный свет в стороне Белаозера. Исполнившись радости, он поверил видение своему духовному брату Ферапонту, бывшему позже основателем Белозерского Ферапонтова монастыря, и вместе с ним ушел на Белоозеро. Здесь, на берегу Сиверского озера, верстах в семи от р. Шексны, они увидели место удобное для безмолвия и в 1397 г. построили небольшую хижину. Впрочем, Кирилл вскоре удалился от Ферапонта и по близости от него выкопал себе в земле особую пещеру.

Выбор места для обители оказался очень удачным. Расположенная близь исторического Словинского волочка или волокового пути, близь артерии колонизационного движения (из Понизовья в пределы Белоозера), обитель уже при жизни преподобного достигла значительного благосостояния. Слава об основателе этой обители быстро распространилась, и его стали навещать многие с просьбою принять их под начало. Кирилл долго не соглашался на это, однако потом уступил в стал принимать братию. Князья считали высокой честью состоять в общении с Белозерским игуменом. Симоновский книголюбец, – Кирилл и в своем монастыре поддерживал в братии любовь к книжному делу; он имел даже специального дьяка, на обязанности которого лежало писать книги и учить детей «грамотной хитрости»; и многие иноки монастыря трудились над перепиской рукописей и положили основание знаменитой Кирилло-Белозерской библиотеке. Кирилл построил церковь во имя Успения Богородицы, создал монастырь и дал ему (будто бы) свой устав, похожий на устав Симонова монастыря, со строгим общежитием, личной нестяжательностью и вотчинным строем. Игуменом его он состоял около 30 лет, до самой кончины, и творил много чудес. Он скончался от эпидемической болезни 9 июня 1427 года, в возрасте 90 лет, и погребен с правой стороны Успенской церкви. Над мощами его находится Кирилловская церковь, построенная в 1585–1587 годах и заново перестроенная в XVIII веке. Изображение преподобного, написанное при жизни его преп. Дионисием Глушицким, сохранилось доныне; его можно видеть в упомянутой ниже книге проф. Никольского о Кирилло-Белозерском монастыре, в самом начале. (Преп. Кирилл канонизован и стал общепочитаемым святым русской церкви, наряду с другим знаменитым подвижником пр. Сергием Радонежским, не позднее, как с 1447–1448 года. Мощи преподобного не были открываемы и доселе остаются под спудом. См. проф. Е. Е. Голубинский, История канонизации святых, изд. 2-е, стр. 74; преосв. Димитрий, Месяцеслов святых, июль [вып. 10-й], стр. 55–61 по изд. 1900 г.; † преосв. Филарет, Русские святые, кн. 2, стр. 206–222. – Ан. С-в).

Память его 9 июня.

Первоначально препод. Кирилл поселился в Белозерской «пустыни» на холме, на месте нынешнего Ивановского монастыря. На склоне этого холма (к северо-западу от нынешней церкви св. Иоанна Предтечи) он водрузил деревянный крест и соткал сень из деревьев; вместе с Ферапонтом он выкопал в земле келлию. По уходе преп. Ферапонта, Кирилл под крестом построил деревянную часовню. Со времени поселения здесь иноков вместо землянки для игумена было построено деревянное помещение. Основание общежительной обители было положено преподобным на полуострове, врезавшемся в Сиверское озеро. Устройство ее с самого начала носило заметные следы подражания московским монастырям. При третьем преемнике Кирилла игумене Трифоне обитель подверглась перестройкам, придавшим ей типичную наружность лавры или большого монастыря. После некоторого перерыва, строительная деятельность в монастыре возобновилась в конце XV века. С этого времени стали появляться каменные здания – и архитектура монастыря, под влиянием каменщиков, получила отпечаток стиля монастырей Понизовья и ростовско-ярославской области; особенно систематически каменные постройки стали возводиться со второго десятилетия XVI столетия. С 30-х годов, когда Кирилло-Белозерский монастырь был снискан вниманием московского великокняжеского двора, он вступил в постоянные сношения с Москвою, украшался и богател. Грозный и его сыновья имели здесь свои келлии, которые постоянно обогащали; сюда стекались богатые бояре, принимавшие иночество и оставлявшие здесь значительные средства. В конце XVI и начале XVII века у некоторых старцев из богатых постриженников были келлии, имевшие несколько комнат и, кроме того, помещения для прислуги. Одни из них приняли форму клети с подклетями, другие сохраняли форму избы и т. д. Особенным размером и вместительностью отличались келлии старца Ионы (Шереметева) и старца Леонида Ширшова. Рядом с появлением каменных построек стали появляться и каменные могильные памятники, несмотря на то, что действовавший до XIV века в древней Руси Студийский богослужебный устав (в редакции патр. Алексия) и воспрещал погребать по монастырям. Во время пятилетней осады Кириллова монастыря, во втором десятилетии XVII века, здания вне монастырской стены были разрушены, но самый монастырь выдержал осаду и не пострадал. Особенной достопримечательностью Кирилло-Белозерского монастыря была его драгоценная рукописная библиотека, большая по количеству рукописей и единственная в своем роде по редкости некоторых старых памятников древнерусской литературы. С древнего времени эта библиотека сделалась целью ученых путешествий. Поездка проф. С. Шевырева в 1847 году только частью выяснила всю важность и ценность этого собрания. Впоследствии библиотека была перенесена в с.-петербургскую Духовную Академию и ныне занимает в ней особое место. Исследователи древнерусской литературы постоянно имеют надобность рыться в этом собрании и не редко даже доселе открывают в ней драгоценные памятники. В последнее время капитальным трудом по изучению Кирилло-Белозерского монастыря явилась книга проф. Н. К. Никольского; пока вышло только начало сочинения, трактующее о житии преп. Кирилла и о строениях его монастыря.

Книголюбец, преп. Кирилл еще в Симоновом монастыре занимался перепиской рукописей. До нас дошло 17 манускриптов, писанных им собственноручно: 7 Евангелий, Апостол, Псалтирь, 3 книги правил, Лествица, четыре канонника. Переписка эта, несомненно, обогощала ум игумена все новыми и новыми познаниями как в области святоотеческой письменности, так и в области собственно светской. Так, он делал выписки из физики Галена о происхождение грома и молнии, о падающих звездах, об устройстве земли, о землетрясениях, о четырех стихиях и о морях. Как самостоятельный писатель, преп. Кирилл известен своими посланиями к современным ему князьям, в которых из-под простого и незатейливого языка ясно проглядывают сердечность, искренность и теплота. Из этих посланий сохранилось только три, к трем братьям: к московскому великому князю Василию Димитриевичу (ок. 1399–1402 г.), к можайскому удельному князю Андрею Димитриевичу (1408 или 1413 г.) и к звенигородскому удельному князю Георгию (Юрию) Димитриевичу (до 1422 г.). Первое послание имеет главной целью примирение великого князя с родственниками его, князьями суздальскими. Побуждая князя к твердости в делах правления, Кирилл делает сравнение с кормчим, управляющим кораблем: как на кораблях, когда наемник (гребец) соблазнится, малый вред творит плавающим с ним, а когда кормчий соблазнится, то всему кораблю производит гибель; тоже должно сказать и о князьях: если кто из бояр согрешит, не производит вреда всем людям, но только себе одному, но если сам князь согрешит, то делает вред всем людям, ему подвластным. Ты же, господине, со многою твердостью храни себя в добрых делах; возненавиди всякую власть, влекущую тебя на грех. «Да слышел есми, господине Князь Великий, что смущение велико межу тобою и сродники твоими, князми суждальскими. Ты, господине, свою правду сказываешь, а они свою; а в том, господине, межи вас хрестьяном кровопролитие велико чинится. Ино, господине, посмотри того истинно, в чем будет их правда пред тобою, и ты, господине, своим смирением поступи на себе ( = уступи); а в чем будет твоя правда пред ними, и ты, господине, за себе стой по правде. А почнуть ти, господине, бити челом, и ты бы, господине, Бога ради, пожаловал их, по их мере; занеже, господине, тако слышел есмь, что доселе были у тебе в нужи, да от того ся, господине, и возбранили. И ты, господине, Бога ради, покажи к ним свою любовь и жалованье, чтобы не погибли в заблужении в татарских странах, да тамо бы не скончались».

Во втором послании заключаются разные наставления – быть правдивым в своей вотчине, не принимать поклепов, заботиться, чтобы не было мзды неправедной, разбоя, татьбы, а для этого самому не лениться давать управу хрестьянам. «Суд бы, господине, судили праведно, как пред Богом, право; поклепов бы, господине, посулов не имали, довольны бы были уроки своими… И ты, господине, внимай себе, чтобы корчмы в твоей вотчине не было; занеже, господине, то велика пагуба душам: хрестьяне ся, господине, пропивают, а души гибнут. Такоже, господине, и мытов бы у тебя не было, понеже, господине, куны неправедные; а где, господине, пригоже дати труда ради. Такоже, господине, и разбоя бы и татбы в твоей вотчине не было. И аще не уймутся своего злого дела, и ты их вели наказывати своим наказанием, чему будут достойны. Тако же, господине, уймай под собою люди от лаяния, понеже то все прогневает Бога; и аще, господине, не подщашися всего того управити, все то на тебе взыщется: понеже властитель еси своим людем, от Бога поставлен, А крестьяном, господине, не ленись управы давати сам: то, господине, выше тебе от Бога вменится и молитвы и поста. А от упивания бы есте уймались, а милостынку бы есте по силе давало: понеже, господине, поститись не можете, а молитися ленитеся, – ино в то место, господине, вам милостыня ваш недостаток исполнит».

В третьем послании, написанном по случаю болезни супруги князя Юрия Димитриевича, читаем: «А что, господине, скорбишь о своей княгине, что в недузе лежит: ино, господине, воистину вемы, яко нечто смотрение Божие и человеколюбие его бысть на вас, чтобы есте исправились к нему… А мы, господине, грешнии от всея душа ради Бога молить о ней, чтобы ее помиловал и облегчил от болезни тоя тяжкиа. И аще ли, господине, так пребудет в недузе том; то воистину, господине, вежь, яко нечто добродетелей ее ради хощет Бог упокоити ю от маловременные сея и болезненые жизни к оному нестареющемуся блаженству». В ответ на запрос князя, может ли он посетить Белозерского игумена, Кирилл пишет: «А что еси, господине князь Юрьи, писал ко мне грешному, яко издавна жадаю видетися с тобою, – ино, господине, Бога ради, не мози того учинить, что ти к нам ехати; занеже, господине, вем, яко нечто моих ради грехов, то искушение приидет на мя, аще поедеш ко мне: занеже, господине, известую ти, не мочно ти нас видети: покиня, господине, и монастырь, да ступлю прочь, куды Бог наставит. Понеже, господине, вы чаете мене здесе, что яз добр и свят; ано, господине, въистину всех есми человек окаяннее и грешнее и всякого студа исполнен. И ты, господине князь Юрьи, не подиви на нас о сем: понеже, господине, слышу, что божественное писание сам вконец разумееши и чтеш, и ведаеш сам, каков нам вред приходит от похвалы человеческие, но и паче же нам страстным. Аще кто, господине, въистину свят и чист сердцем, ино и тем поврежение бывает от тоя тяготы; а нам, господине, еще всякой страсти повинным, велика спона души от того. Еще, господине, сам сего порассуди; понеже твоея вотчины в сей стране нет, и только ты, господине, поедеш семо, ино вси человецы начнуть глаголати: Кирила деля токмо поехал. Был, господине, здесе брат твой князь Андрей; пно, господине, его вотчина, и нам пришла нужа: нелзе нам ему, своему господину, челом не ударити. А яз, господине, аще и грешен есми, а рад Бога молити и Пречистую его Матерь с своею братьицею о тебе, о нашем господине, и о твоей княгине, и о твоих детках и о всех крестьянех, иже под властию твоею, якоже ти, господине, и преж сего писах». Кроме этих трех посланий существует еще одно поучение преподобного, остающееся неизданным, духовное завещание братии, молитвы и устав Кирилло-Белозерского монастыря; впрочем, принадлежность последнего сочинения преподобному сомнительна.

Хр. Лопарев.

4) Кирилл вельский – тиун одного из новгородских наместников в вологодском крае, живший до покорения Новгорода Москвою (в 1478 г.). Сохранилось предание, что Кирилл, спасаясь от гнева своего господина, который хотел его убить, бросился в р. Вагу около нынешнего г. Вельска вологодской губ. Раскаявшийся боярин приказал отыскать его тело и похоронить на берегу реки. Гроб потом был вымыт водой и в нем нашли тело совершенно неповрежденным и даже одежда оказалась целой. Жители г. Вельска с честью поставили нетленное тело в особой часовне. В виду совершившихся при гробнице чудес, само собою, без церковной канонизации, установилось местное празднование блаж. Кириллу 9 июня и мощи его были поставлены в церкви св. Николая. Но после того, как около половины ХVIII в. во время пожара мощи вместе с церковью сгорели, празднование было прекращено местным духовенством, как кажется, по сознанию его произвольности.

Ан. С-в.

5) Кирилл пустынник вологодский; о жизни его не сохранилось сведений (см. о. Верюжский, Исторические сказания о жизни Вологод. св., стр. 693). Имя его находится в некоторых древних святцах. Проф. Е. Е. Голубинский, сообщая, что он подвизался неизвестно когда на берегу Кубенского озера и погребен в Спасо-Каменском монастыре, помещает Кирилла в числе усопших, на самом деле не почитаемых (История канониз. св., изд. 2-е, стр. 359).

Ан. C-в.

6) Кирилл препод. новоезерский, основатель Кириллова Новоезерского монастыря, находящегося в новгородской губернии, в белозерском уезде (в 35-ти верстах к юго-западу от Белозерска), на Красном острове Нового озера. Он происходил от богатых родителей, дворян Белых; родился в г. Галиче костромской губернии. Очень рано почувствовал Кирилл влечение к иноческой жизни, а потому еще в молодых годах (около 20 лет) он тайно от родителей удалился к преп. Корнилию Комельскому и от него принял пострижение. С любовью отдался юный инок новой жизни, усердно исполняя все ее требования. Слух о молодом подвижнике дошел и до родителей Кирилла, которые уже считали его умершим. Следуя примеру сына, они также приняли иноческий образ.

После смерти родителей, раздав оставшееся от них имение бедным и отпустив слуг на волю, преп. Кирилл окончательно порывает все связи с миром. С благословения св. Корнилия он оставил его обитель и потом не мало времени провел в глухих лесах севера, испытывая все невзгоды и лишения отшельнической жизни; по временам он посещал святые места Новгорода и Пскова. Наконец, по указанию свыше, он пришел на Новоозеро и здесь на острову поставил себе хижину, – начало обители. Это было в 1517 г. Своими руками трудился св. подвижник над устроением храма и помещений для братии. Скоро около него собралось немалое число любителей благочестия, и таким образом возник монастырь. Среди молитвенных подвигов и забот об устроении и обеспечения основанной им обители преп. Кирилл скончался 4 февраля 1532 года, еще при жизни сподобившись дара прозорливости и чудес. Местное почитание его памяти началось вскоре после его смерти, в виду совершившихся от него чудес. Общецерковное празднование преп. Кириллу было установлено после открытия его мощей 7 ноября 1648 г. при копании фундамента для новой церкви, строившейся по обету спасенного от беды боярина Морозова. 22 августа 1652 г. мощи были перенесены в новопостроенный храм, где и доныне почивают открыто. Память преп. Кирилла совершается 4 февраля и 7 ноября (см. Верн. месяц. всех рус. св., М. 1903 стр. 9 и 43). Несколько лет назад монастырь был опустошен большим пожаром.

Житие преп. Кирилла, по мнению проф. В. О. Ключевского (Древнерус. Жития св., стр. 319–321), написано в начале XVII в. монахом его монастыря, на основании изустных рассказов учеников преподобного и записок о его чудесах. Оно встречается в рукописях XVII и XVIII в.в., напр., в Милюгинских Ч.-Минеях на 4 февраля (см. Н. Варсуков, Источн. рус. агиогр., стлб. 307). Сохранилось также слово на обретение мощей, написанное очевидцем события в половине XVII в.; напечатано в «Чтениях Общ. Ист. и Древн.» 1864 г., кн. III. Есть и служба преп. Кириллу, помещаемая в служебной минее на 4 февраля; списки см. у Барсукова, стр. 308. Сокращенное житие преп. Кирилла печатается в Прологе на 4 февраля.

Ан. С-в.

7–8) Кирилл I-й и II-й, епископы ростовские; они занимали кафедру один за другим. Первый был поставлен. епископом в 1216 году; оставил кафедру в 1229 году; постригшись в схиму с именем Кириака, скончался 17 апреля 1230 г. Кирилл 2-й управлял ростовскою епархией очень продолжительное время, – с 1230 г. и почти до самой смерти 21 мая 1262 года. Он заявил себя широкой и плодотворной деятельностью в тяжелое время первых лет татарщины. От татарского нашествия Кирилл сначала укрылся на Белоозеро. Возвратившись оттуда, похоронил вел. кн. Юрия Всеволодовича, убитого в несчастной битве с татарами на р. Сити. Потом, приблизительно в течении 10-ти лет, до прибытия во Владимир митрополита Кирилла, он управлял епархиями северо-восточной Руси, прилагая все усилия к устроению дел церковных, пришедших в расстройство после татарского разорения: восстановлял церкви, ставил священников и т. п. Благотворное влияние оказывал Кирилл и на дела гражданские, не раз примиряя князей. Скончался он в глубокой старости, погребен в ростовском соборе. Имя его находится в некоторых древних святцах (см. Сергий, Полный месяцесл. Востока II², прил. 3-е, стр. 563), ср. Голубинский, История канониз. св., изд. 2-е, стр. 359).

Ан. С-в.

9) Кирилл сырьинский, основатель Сырьинской Успенской, ныне упраздненной, пустыни в каргопольском уезде олонецкой губернии. Был сын священника Чекуевского прихода в Онежском крае; в мире назывался Кириаком. Рано оставшись сиротою, нашел приют в обители Александра Ошевенского, где принял пострижение и подвизался довольно продолжительное время. Наученный здесь грамоте, он от новгородского архиепископа получил священный сан и некоторое время священствовал, сначала в селе Кенозере, а потом в родном селе, отсюда переселился на близ лежащую Сырью гору, где и основал обитель в честь Успения Божией Матери. Скончался в глубокой старости. Время его жизни остается неизвестным. Можно предполагать, что он жил и действовал в конце XV и в начале XVI в. Праведный Кирилл не канонизован; он чтится служением панихид. Мощи под спудом в Успенской церкви упраздненного монастыря.

Ан. С-в.

10) Кирилл преп. челмский или челмогорский, основатель ныне упраздненного Покровского монастыря на Челме горе в 50 верстах от Каргополя, олонецкой губернии. Местом начальных подвигов преп. Кирилла был новгородский монастырь Антония Римлянина, в котором он принял пострижение. Отсюда, ища уединения, он удалился в пустынный олонецкий край и здесь поселился на горе Челме. Место было дикое, но красивое. Преп. Кирилл сначала выкопал себе в горе пещеру, а потом построил келию и при ней часовню. – Окрестные жители чудского племени недружелюбно встретили пришельца; всячески ему досаждали, желая его прогнать. Но святой отшельник победил их злобу своею кротостию и смирением и сделался апостолом Христовой веры среди окрестных жителей – финнов. Под влиянием примера его святой жизни и кротких наставлений «вси чудяне прияша св. крещение». Преп. Кирилл скончался в преклонных летах 8 декабря 1367 г. или 1368 г. (некоторые, впрочем, время жизни преп. Кирилла относят к XV-XVI в.), прожив на Челмской горе 52 года. Мощи его под спудом в церкви упраздненного монастыря. Память 8 сентября.

Ан. С-в.

11) Кирилл и Мария († 1337 г.), праведные родители преп. Сергия Радонежского, погребенные в Хотьковом Покровском монастыре (в 10-ти верстах от Троицкой Сергиевой лавры). Тела их покоятся в трапезе монастырского собора; над ними устроена богато украшенная гробница. Почитаются служением панихид, особенно 28 сентября; к этому числу богомольцы стекаются во множестве из Троицкой лавры – после праздника преп. Сергия (25 сент.).

Ан. С-в.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle