Источник

Отдел I. От основания монастыря в половине XIV до построения в нем первого каменного храма в половине XVII века

«Тихвинский Покровский Добрый монастырь, по времени своего основания, надобно признать едва ли не старейшим из всех, доселе существующих (известных) и бывших иноческих обителей в нынешней Калужской Епархии, возникших, или вновь основанных, после первого Татарского погрома. Основателем Доброго монастыря полагают первого удельного Одоевского Князя Романа Семеновича, сына Симеона, удельного Князя Новосильского, известного с начала XIV столетия. Роман Семенович перешел из Новосиля в Одоев, как сказано в родословной книге, от насилия Татарского; это случилось около половины XIV столетия, а потому основание Доброго монастыря можно с достаточною вероятностью отнести к половине сего столетия.

Сын Князя Романа, Юрий Романович, упоминается в летописях под 1423 годом по следующему случаю: «Лета 6931 (1423) Царь Бараш приходил к Одуеву, и много полону взял, и Князь Юрья Романович Одоевский дошед, отполонил.» Против этого известия на полях летописца, находящегося в Библиотеке Перемышльского Лютикова монастыря, замечено: «Роман (отец Юрья) основатель Доброго монастыря и был в нем сам иноком». Хотя и не известно, кем именно сделана эта заметка, но всего вероятнее можно предположить, что она принадлежит кому либо из любознательных иноков того же Доброго монастыря, и заимствована им из каких либо, не дошедших до нас, монастырских записок, или предания.

К подтверждению же сей заметки служит то, что в сохранившемся монастырском Синодике, в списке Настоятелей сей обители значится 56 Настоятелей Игуменского сана, управлявших обителью до 1600 года; если же, согласно упомянутой заметке, признать, что монастырь сей основан Князем Романом Юрьевичем Одоевским, жившим в половине XIV столетия, то выйдет, что сии 56 Настоятелей, значащихся в Синодике, до 1600 года управляли обителью на пространстве 250 лет (1350 – 1600); следовательно, на каждого из них средним числом придется по 4 ½  года, а это не противоречит возможности.

Монастырь, как мы заметили выше, называется Добрым, или Добринским, по урочищу, на котором он основан. Местное предание причину этого названия объясняет так: основатель обители, приезжая по временам из Одоева в окрестности нынешней обители, для ловли бобров, водившихся тогда по берегам Оки и на речке Вялке, в дремучих лесах, раскидывал свой шатер па том самом месте, где ныне стоит монастырь, и всегда возвращался с ловли с хорошею добычею; приписывая этот успех помощи Божией, он назвал это место «Добрым» и, в ознаменование своей благодарности Богу за счастливый успех ловли, построил на сем месте монастырь с церковью во имя зачатия Св. Анны, когда зачат Пресвятую Богородицу, который по урочищу сохранил и придаточное название «Добрый»

Другое же местное предание относит это название к тому случаю, что жители прилежащего села Доброго, после битвы с неприятелем, происходившей вблизи их селения (памятником коей служат курганы, рассеянные в сосновой роще, на северной стороне обители), но чувству сострадания, предали погребению всех найденных убитыми па поле сражения, не различая своих воинов от неприятельских, за что и самое селение получило название «Доброго.»

Как бы то ни было, но известно, что название это древнее и восходит к самому основанию обители; ибо в одной из монастырских рукописей1 в конце приписано: «Совершися и скоичася книга сия, нарицаемая Миниа, Иунь, в лето 6985 (1477), месяца Марта 14, на память Преподобного Отца нашего Венедикта, светом и велением инока Иова, в Пречистое дом на Доброе, в дни Благоверного и Христолюбивого Князя Иоанна Юрьевича Одоевского, а рукою Попа Ивана» и проч.; ниже того приписано другим почерком: «а сию книгу дал Пречистой Казак хлебник, па имя Феодосий, на Добрее.»

Из дальнейшей истории монастыря до XVII столетия известно лишь то, что он в XVI столетии был наделен вотчинами от потомков своего основателя, первого удельного Князя Одоевского, Князей Данила и Никиты Одоевских, которые придали сему монастырю сельце Добринское, с деревнями, починками, селищами, озерами, рыбными ловлями и бобровыми гонами в реке Оке, лугами и перевозом, что па реке Оке, под деревнею Мошковичами,

Эти вотчины и угодья, по ходатайству тех же Князей, были подтверждены за монастырем жалованною грамотою Царя Ивана Васильевича, который всего удобнее мог сделать это в 1563 году, в то времи, как он ездил к своим дворцовым силам в Одоев, Белев, Лихвин и Перемышль, заезжая по пути и в монастырь, как это записано в Синодике упраздненного Перемышльского Шаровкина Успенского монастыря, отстоящего от Доброго всего в 15 верстах. Князья Данило и Никита Одоевские, как показывает прилагаемая у сего их родословная,2 были двоюродные братья: первый из них умер бездетным, а второй был при царе Иване Васильевиче Грозном в боярах и заседал в Боярской Думе, а потому упоминается нередко в актах XVI столетия, преимущественно же под 1566 и 1577 годами. Дочь его, Княжна Авдотья, была замужем за двоюродным братом Ивана Грозного, Князем Владимиром Андреевичем, чем и объясняется благоволение царя к Никите Романовичу до опалы, постигшей Князя Владимира и всю его семью в 1569 году.

Из монастырских записок видно, что в 1564 году здание в нем было все деревянное: из оного замечательнейшее: две церкви: 1) церковь холодная, Зачатия Св. Анны, с папертью; 2) церковь теплая, Покрова Пресвятой Богородицы с трапезою, обе шатровые; 3) шесть келий братских, в том числе и Игуменская, и прочие службы.

Как писали и мерили город Лихвин в 92 (1584) году Семен Третьяков да Юрий Леонтьев с товарищами, в их писцовых книгах в Свободском стану, в вотчинных монастырских землях, написано. «Добринского монастыря село Добринское, да к тому же селу деревин: деревня Ивашенная, починок Полной, деревня Вострой Клин, деревня Збродово, починок Кобызев, селище Старое Кобызево же, починок Плотников, деревня Гарасимово, деревня Болото, селище Старая Герасимова, пустошь Малаховская, деревня Мошковичи, деревня Варушпцы, и к тому же монастырю рыбные ловли на реке Оке, от речки от Вялки вверх по Оке до речки до Гощовки, да озера: Алешня, озеро Долгое, озеро Свято, озеро Долгое большое, озеро Лесное и с малыми лугами; да в тех же водах в реке Оке бобровые гоны, от речки от Вялки вверх по Оке до речки Гощовки, да перевоз па реке Оке, под деревнею Мошковичами, да луг на реке Оке под деревнею Букреевою 12 десятин, да луг на реке же на Оке, от речки от Гощовки вниз по реке по Оке до деревни Булычей, да у Гощовки 8 десятин бору, да луг на речке на Черепети, у каменного броду». Эти вотчины и угодья были вторично подтверждены за монастырем жалованною грамотою Царя Федора Ивановича.

В период «смутного времени» Добрый монастырь, наравне со всеми иноческими обителями Калужской области, подвергся разорению; так в жалованной грамоте Царя Михаила Федоровича 122 (1614) года упоминается, что в 1613 году, «когда приходили к городу Литвину Черкасы и город Лихвин сожгли, в те поры и их монастырские грамоты, данные прежними Государями, сгорели»; но как понимать это, не известно: сгорели ли те грамоты по тому, что хранились в то время вместе с другим ценным монастырским имуществом, по случаю осадного времени, в городе, или по тому, что и Добрый монастырь испытал тогда одинаковую участь с городом, т. е., сожжен Черкасами, утвердительно сказать нельзя. Но мы считаем вероятнее первое предположение, но тому что в монастырских записках ничего не упоминается о разорении обители шайками Лисовского в 1616 году, которые, будучи отбиты от Лихвина храбрым Воеводою оного, Федором Степановичем Стрешневым, излили свое мщение над беззащитною обителью, которая таким образом приняла на свою грудь удар, готовившийся городу.

Во время этого нашествия, как значится в монастырских записках, «кельи и службы сожжены, а книги, образа н колокола пойманы» т. е., взяты в добычу; церкви же (как видно из описи 1626 года), по милости Божией, уцелели. По миновании «смутного времени», монастырь, при помощи своих ктиторов, Князей Одоевских, и окрестных «всякого чину людей», возродится снова. Первое подробное сведение о состоянии сей обители после Литовского разорения доставляют нам выписи из книг Лихвинского Уезду, письма и меры Василия Бутурлина да Подьячего Юрия Судникова в 134 (1626) и 135 (1627) годах. Из этой описи видно, что в монастыре было тогда.

Подлинная опись

Выпись с книг Лихвинского Уезду, письма и меры Василя Бутурлина да Подьячего Юрья Судникова 134 и 135 годов. В Свободском стану в монастырских вотчинах написано: Монастырь Доброй на реке на Оке, под рощею. А на монастыре церковь Зачатие Святые Анны, егда зачет Святую Богородицу, деревянная с папертями. Да теплая церковь Покрова Пресвятая Богородицы, а в церкви образ Зачатие Св. Анны, Деисус в тябле стоячей, семнадцать икон на празелени, да шесть пятниц окладных, двери Царские на празелени, двери Северные, а на них Благоразумный разбойник, на престоле индитья бархат червчат на золоте, за престолом образ Пречистая Богородицы на прозелени, на другой стороне написан образ Зачатия Св. Анны на празелени, венцы серебрены позолочены, крест воздвизальной деревянный, обложен серебром сканным, позолочен, сосуды церковные: потыр и блюдца белые, звезда и копья железные, покровцы тавтяные полосатые, а образов в церкви: образ местной Покрова Пресвятая Богородицы шти пядей на празелени, образ местной Знамение Пречистая Богородицы с деянием на золоте и книги: Евангелие на престоле в десть, Евангелисты серебреные вызолочены, Апостол печатной, печать Московская в десть, два Устава письменные в десть, два Пролога письменные в десть, Златоуст письменной в десть, паникадило железное, кадило медное, да в ризнице шестеро ризы, ризы камчатые, оплечье бархат на золоте, другие ризы тафтяные вишневые, ризы полотняные, оплечье бархат зеленой, ризы изуфрь черной, оплечье бархат на золоте, ризы миткальные, оплечье бархат черной, ризы полотняные, оплечье бархат цветной; два стихаря, один миткальный Иордань, камка Немецкая, другой стихарь Иордань, выбойка цветная, две патрахили, одна атласная, зенденинная, пояс шелковой. Да на монастыре другая церковь: теплая Покрова Святыя Богородицы, деревянные клети, верх шатром, а в церкви в тябле Деисус стоячей, девятнадцать икон с праотцы и с Пророки на празелени, двенадцать икон местных, написано весь год на красках, двери Царские на крюках, на престоле индитья зенденинная зеленая; за престолом образ Пречистой Богородицы на празелени, а на другой стороне написан образ Николы Чудотворца на празелени. Да в церкви образов местных: образ Зачатие Св. Анны, егда зачет Святую Богородицу, в киоте пядница, да образ Пречистые Богородицы в киоте же, пядница на презелени, паникадило и кадило медные; да на монастыре колокольни деревянная вверх шатром, а на колокольные колокол благовестник, сказал Игумен с братией, весу в нем шестнадцать пуд, да пять колоколов зазвонных, весу в них шесть пуд. А на монастыре двои вороты, одни Святые большие вороты, а на воротах три образа: образ Николы Чудотворца, да образ Покрова Пресвятой Богородицы, да образ Зачатие Святые Анны на празелени. А келей на монастыре: келья Игуменская, келья келарская, келья казенная, келья братская, келья гостиная, келья конюшева, келья поваренная, а в них с Игуменом одиннадцать человек братков, да семь мест келейных, а сожгли те кельи Литовские люди в 124 (1616) году; да на монастыре ледник, на леднике сушило, да погреб с выходом, да в казенной келье Князя Михаила Одоевского с сыном: покров камчат червчет обложен камкою вишневою, на нем вышиты два креста серебром; покров дороги полосатые обложен бархатом цветным; покров Ивана Семеновича бархат червчат, крест; плащи серебрены позолочены, обложен и поднизан жемчугом; покров камка Турская червчата, обложен и поднизан жемчугом, покров камка Турская червчата; покров бархат рытой цветной опушен камкою цветною, крест вышит золотом с жемчугом; покров бархат черной гладкой; покров камка таусинная Бунаковых; покров тавтяной таусинной. Да книг: Евангелие напрестольное, без Евангелистов, письменное в десть, две Треоди в десть, печать Московская, девять Миней месячных в полдесть письменные, три Псалтири печатных, печать Московская, два Ирмолоя в четверть, два Служебника, один печатной, а другой письменной. Да за монастырем двор конюшенный. Пречистой Богородицы Доброва монастыря в вотчине: село Добренское на колодезе, а в нем монастырской двор коровей, а на дворе живет дворник Аношка Третьяков сын прозвище Хама, да два двора Попов белых, в дворе Поп Кузьма Дмитриев, во дворе Поп Иван Васильев, да служних дворов: во дворе Петрушка Гаврилов, во дворе Назарка Гаврилов, во дворе Якушка Васильев, во дворе Матюшка Игнатов, во дворе монастырской Казенной кузнец Трофимко Сидоров сын, с племянником с Федькою, во дворе монастырской плотник Андрюшка Микитин с братом с Ваською и проч… А дана сия выпись с писцовых и межевых Лихвинских книг Доброго монастыря Архимандриту Иллариону с братией впредь для вотчинного владения. По помете на выписи Дьяка Гаврилы Перекусихина в 194 (1626) году.

Об монастырских вотчинах и угодьях этого периода доставляют нам довольно точные сведения те же писцовые книги 1626 года. В выписи из этих книг читаем, что за Добрым монастырем Лихвинского Уезда в Свободском стану состояли следующие вотчины:

Сельцо Добрянское на колодезе.

Деревня Ивешенское на Ивешенском Колодезе.

Деревня Полная на Полном Колодезе.

Деревня Збродово.

Деревня Гарасимова, на Живой Воде.

Да к той же деревни припущено в пашню селище, что была деревня Старое Кобузево, да селище Старое Гарасимово, да пустошь, что была деревня Дольцы, да пустот Малаховская.

Деревня Вострой Клин.

Деревня Плотниково.

Деревня Болото.

Деревня Мошковичи, за рекою за Окой, против Пречистой Богородицы Доброва монастыря, на озере на Долгом.

Пустошь, что была деревня Варушницы. .

Пустошь, что была деревня Кобузева.

Пустошь, что была деревня Олехи Зиновьева.

Пустошь, что была деревня Песочина.

Да к тому же Доброму монастырю, по Государеве Цареве и Великого Князя Михаила Феододоровича всея Руси грамоте, какова дана Доброго монастыря Игумену Ионе с братией, за припиеыо Дьяка Ивана Болотникова, во 122 году, что в памяти из Поместного Приказу, за припиеыо Дьяка Елизарья Вылузгина, как описывали город Лихвин Афанасий Осипов да Леонтий Киприянов лета 7081 (1673) году, в Свободском Стану Доброва монастыря, монастырские вотчины Зачатие Святые Анны: село Добренское с деревнями, и в приправочных Князя Ивана Ростовского да Семенки Александрова 72 (1664) году написано: Пречистые Богородицы Доброва монастыря рыбные ловли в реке в Оке, и бобровые гоны, и болотные хмели по Оке реке, оба берега, от речки от Селны на низ до речки до Вялки. А по Государеве Цареве и Великого Князя Михаила Фёдоровича всея Руси грамоте 131 года, за приписью Дьяка Прокофия Пахирева написано: Доброва монастыря рыбные ловли в Оке реке от речки от Вялки вверх по Оке реке, оба берега, до речки до Гощовки, да озеро Варушицкое, озеро Долгое, озеро Могилное, озеро Чертовик, озерко Мощенко, озеро Лесное, озеро Олешня, да озеро Свято, да половина озерка Долгова, которая половина тех двух озерков была Князя Данила Одоевского, а другая половина тех двух озерков Князя Никиты Одоевского. А ловят на монастырь рыбу в реке Оке в осень сежею одною, а вылавливают в средней сеже ловли: осенью рыбин белых десять, а лещей, и окуней, и щук, и плотвы четверть воза, а зимою в реке Оке рыбы не ловят, а весною и летом ловят рыбу в реке Оке сетями, а в озерках ловят неводом, а в малых озерках кадцы, а улавливают щук и окуней и плотвы два воза в год, а идет у них та рыба в монастырской обиход, а не на продажу; а бобровых гонов на монастырь не гоняют, бобры повывелись, и с болотных хмельников снимают хмелю летом в средний год десять чети. Пречистая Богородицы Доброва монастыря перевоз на реке на Оке под Деревнею под Мошковичами; а сказали: доходит с того перевозу в монастырь в средний год летом восемь рублей. Всего Пречистая Богородицы Доброва монастыря вотчины сельцо, да восемь деревень, да четыре пустоши, да к ним же припущены в пашню две пустоши да два селища; а в них: двор монастырской коров, а в нем живет дворник, два двора Поповых, двор Дьячков, четыре двора служних, а людей в них тоже, 24 двора монастырских плотников, и бочаров, и кузнецов, и сапожников, и поваров, и хлебников, и мельников, и перевозчиков, и портных мастеров, и детенышей, и животных сторожей, а людей в них 31 человек, 12 дворов крестьянских, а людей в них 27 человек, 21 двор бобыльский, а людей в них 33 человека, 8 дворов пустых крестьянских, 6 дворов пустых бобыльских, 3 места дворовых служних, 79 мест дворовых крестьянских, 8 мест дворовым бобыльских. Пашни паханые монастырские середние земли 58 чети, да Поповы и Дьяковы пашни паханые, и перелогу, и лесом поросло 20 чети, да служни 8 чети. И обоево монастырские и Поповы и служни пашни паханые, и перелогу, и лесом поросло 86 чети в поле, а в дву по тому же, да крестьянские пашни паханые добрые земли 88 чети да перелогом 150 чети, да лесом поросло 210 чети. Всего 448 чети, да крестьянские же пашни паханые середние земли 112 чети, да перелогом 190 чети, да лесом поросло 421 чети; и обоево пашни паханые, и перелогу, и лесом поросло средние земли 723 чети. И учинена середняя земля доброю землею с наддачею 620 чети без третника. И всего пашни паханые, и перелогу, и лесом поросло крестьянские добрые и средние доброю землею с наддачею 1068 чети без третника в поле и в дву по тому же, сена монастырского 1250 копен, да Попова сена и Дьяконова 50 копен, да крестьянского сена 1520 копен, лесу черново в разных местах в длину полвосмы версты, а поперег 5 верст без чети версты, да лесу пашенного и непаханого 40 десятин. А по Государеву Указу платите ему, Игумену Ионе с братией, с тое своей монастырские вотчины с живущего в сошное письмо с двух чети с четвериком пашни. И на ту их монастырскую вотчину ему, Игумену Ионе с братией, Подьячий Юрий Судников с книг и выписей дал за своею рукою копию.

Не смотря па столь значительная, по видимому, вотчины и угодья, благоустройство монастыря задерживалось много от самоуправства соседей и местных властей, что доказывает челобитная Игумена Ионы с братией 7122 (1614) года к Царю Михаилу Фёдоровичу о подтверждении за ним монастырских вотчин и угодий, где встречается жалоба на это:

«Ныне де, писал он, на соседстве Князи и Дети Боярские, и их люди, и крестьяне в той их вотчине всякими монастырскими угодьями владеют, в реке бобры гоняют и в озерах рыбу ловят, и на лугах сено косят насильством, и с приставными грамотами в ту их вотчину въезжают бессрочно во всяких в поклепных делах, и от того та их вотчина пустеет.»

Если же вспомнить, из чего составилось население Русской Украины к началу XVII века, и сколько времени царствовало в ней совершенное безначалие и самоуправство, то становится понятным, что права собственности не могли быть здесь тверды, особенно вскоре после междуцарствия, когда пожар хотя и был утушен, во искры своеволия еще тлелись под пеплом, грозя по временам только что начавшему водворяться законному порядку.

Через это и рост обители, то есть, её материальное и нравственное улучшение с 1620 до 1660 годов шло хотя и постепенно, но медленно, с этого же времени начинается столетний период её цветущего состояния, начавшийся с построения в обители первого каменного храма.

* * *

1

О которой упоминается в Истории Иерархии, утрачена же в последствии, во время падения колокольни в 1816.

2

Михаил Всеволодович, Великий Князь Черниговский,

I

Третий сын его Семен Михайлович

УУдельный Князь Глуховской и Черниговской упоминается в начале XIV столетия.

Роман Семенович, первый удельный Князь Одоевский, перешел в Одоев от насилия Татарского около половины XIV столетия.

I

Юрий Романович

упоминается под 1423 годом.

/\

Семен Юрьевич убит († 1473 г.)

Иван Юрьевич упоминается под 1477 годом.

I

I

Иван Семенович упоминается 1492–1512.

Василий Иванович упоминается под 1492–1519.

I

I

Роман Иванович

Семен Васильевич

Никита Романович. Был в Боярах. Дочь его, Авдотья, была за Князем Владимиром Андреевичем Старицыном (двоюродным братом Царя Ивана Васильевича), и погибла вместе с мужем отравою в 1569 году.

Даниил Семенович умерь бездетным

I

Иван Никитич Большой.

I

Никита Иванович, был в Боярах в Смоленске при Царе Михаиле Федоровиче, а при сыне его, Царе Алексее Михайловиче, Ближним Боярином и Наместником Астраханским: в 1662 году был при Цасре Алексее Михайловиче Полномочным Посланником Русским в Смоленке, при заключении мира с Польшею.


Источник: Описание Лихвинского Покровского Доброго мужского монастыря / Соч. архим. Леонида. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - [2], 56 с.

Комментарии для сайта Cackle