Источник

Отдел II. От построения в обители первого каменного храма в 1660 годах до учреждения духовных штатов в 1764 году

Период цветущего состояния обители

Во второй половине XVII столетия, когда монастырские храмы, построенные еще в половине XVI столетия, уже обветшали, равно как и прочие монастырские постройки, и вообще обитель очевидно нуждалась в обновлении своих зданий, Бог подвигнул на сие дело, из числа окрестных Бояр, одного Христолюбца, Окольничего Михаила Алексеевича Ртищева, сын которого, Федор Михайлович, будучи близким человеком к Царю Алексею Михайловичу, споспешествовал своим влиянием при Дворе благому совету родителя.

Из вкладной монастырской книги видно, что тщанием Ртищева, в 1667 году, началась в монастыре постройка каменного Соборного храма во имя Покрова Пресвятая Богородицы, на что, по его челобитью, Благочестивый Царь Алексей Михайлович пожаловал с Тульских заводов связного железа. Примеру Ртищева соревновали и другие окрестные Бояре и «всякого чину люди,» как доказывает также вкладная книга, и усердием их Соборная церковь была с теплою трапезою вскоре совершена. Из деревянных же церквей Зачатейская была тогда же перенесена в под монастырское сельцо, Добрянское, и сделана приходскою, для совершения в ней богослужения и мирских треб монастырским крестьянам. Покровская же церковь, за ветхостью, или за неимением в ней нужды, по времени разобрана и употреблена в пользу монастыря.

По устройстве и освящении каменного Соборного храма, первое попечение ревностного храмоздателя и обновителя обители, Окольничого М. А. Ртищева, было: учредить в ней, вместо Игуменства, Архимандритство, о чем и ходатайствовал он у Преосвященного Павла, Митрополита Сарского, который, в 1670 году, просил о сем Царя Алексея Михайловича, а сей «пожаловал, повелел города Лихвина в монастыре Пречистая Богородицы, зовомом Добрым, на место Игуменское учинить Архимандрии» в следствие сего повеления Преосвященный Павел, Митрополит Сарский и Подопский, Игумена сего монастыря, Варсонофия, посвятил в Архимандрита, а в 1672 году, по докладу того же Преосвященного Павла, дозволил Государь помянутому Архимандриту и будущим по нем употреблять во священнослужении Епископскую шапку и ковер, на что дана и грамота от Митрополита.

А в 1698 году, по повелению Святейшего Патриарха Московского, Преосвященный Тихон, Митрополит Сарский и Полонский, повелел Доброго монастыря Архимандриту Иосифу и впредь по нем будущим Архимандритам иметь во всей Крутицкой Епархии Архимандритскую степень первую, о чем имеется в обители подлинная грамота за подписью Его Преосвященства. А Архимандрии же по той грамоте значатся в Крутицкой Епархии: в Перемышльском Троицком Лютиковом монастыре, в Белевском Спасском, в Лихвинском Добром, в Вяземском Предтечевом и в Мещовском Георгиевском, из коих первой велено числиться в сем Покровском Добром монастыре. 3

Когда таким образом исполнилось желание возобновителя обители, Окольничего Ртищева, учреждением в ней Архимандрии, в то время явились ему соревнователи и в устроении церковного благолепия приличною утварью. Первое место между ними, как показывает вкладная книга, принадлежит Князю Никите Ивановичу Одоевскому, который в 1671 году дал в дом Пречистая в Добрый монастырь священные покровы и воздух да палицу; из них на покрове шито Снятие Господа со Креста, на другом Положение в гроб, а па воздухе Погребение Христово, на палице же Преображение Христово, шиты золотом и серебром с шелком в лицах, а кругом их шиты Тропари золотом большими словами. 4 Вещи сии сохраняются и до ныне в монастырской ризнице. В 1693 году он же дал в Дом Пречистая Богородицы в Добрый монастырь вкладу по своих родителях, погребенных в сей обители: шапку среброкованую позлащённу с каменеем и жемчугом, а цена шапки 500 Рублев5. В том же году пожаловал еще полное облачение Священнику и Диакону, в коем на поручах и епитрахили пуговицы сребропозлащенныя, да еще подал часы боевые Немецкие, 6 и 300 пуд железа на церковное строение. Заметим, что и в последующие времена род Князей Одоевских долго еще не преставал щедро снабжать разными вещами св. обитель, как видно сие из многих мест вкладной книги.

Благоверная Государыня и Великая Княжна Евдокия Алексеевна пожаловала ризы постные атласные таусинныя с золотом, епитрахиль с 10 сребропозлащенными пуговицами, и поручи с 10 же пуговицами серебренными. 7

Великий Господин, Преосвященный Тихон, Митрополит Сарский и Подонский, пожаловал два подризника, епитрахиль, стихарь, орарь и двое поручей из тканей также драгоценных. 8 Сей Архипастырь и в последующее время не оставлял Добрый монастырь пожертвованием многих церковных вещей.

Примеру этих главных благотворителей последовали и прочие окрестные дворяне, как то: Ртищевы, Ханыковы, Племянниковы, Бунаковы, Темирязевы, Яковлевы и многие другие, жертвовавшие лошадьми, рогатым скотом и разным хлебом до преизбытка, как, па пример, Князь Федор Фёдорович Хотетовский (в 1694 году) вдруг пожаловал 100 четвертей ржи, 9 и другими вещами, нужными для монастырского обихода.

Построению, вместо обветшавших, новых деревянных зданий более всех вспомоществовали дворяне Ханыковы и Темерязевы, из коих первые пожертвовали строевого лесу 3700 бревен, 10 а последние 3,000 бревен. 11 Из оного лесу построен был вне монастыря скотный двор, а внутри монастыря братские кельи и кельи казенные, а Настоятельская келья исправлены. К таковым пожертвованиям для обители располагало окрестное дворянство как погребение их в этой, так и пострижение некоторых из них в монашество. Так здесь погребены: Князь Никита Иванович Одоевский, 12 Кирилл Савич Бунаков, 13 Мелания Бунакова, 14 Андрей Денисьевич Яковлев, 15 Анна Васильевна, 16 и в позднейшее время Ханыковы: Майор Яков Николаевич (ум. 1803), супруга Наталия Маркеловна (ум. 1810), сын их, Член Государственного Совета, Статс-Секретарь, Тайный Советник, Василий Яковлевич (ум. 1851), и супруга его Екатерина Николаевна (ум. 1842), в звании Камергера Действительный Статский Советник Николай Яковлевич Ханыков (ум. 1859). Пострижены в сей обители: Иона Васильевич Тимирязев, 17 Дмитрий Васильевич Племянников, во иноцех Дионисий, 18 и Александр Ханыков. 19

По сему расположению к обители окрестного дворянства, повсягодно приносившего избытки свои в пользу ее, Добрый монастырь, с половины XVII столетия, т. е., с 1667 года, до учреждения Духовных Штатов в 1764 году, находился в самом цветущем состоянии. Довольство его зависело наиболее от того, что монашествующие не имели надобности приобретать никаких жизненных потребностей на деньги, а, напротив, будучи снабжаемы предметами первой необходимости в избытке, могли излишнее продавать и на вырученные деньги улучшать устройство обители (возведением новых зданий, украшением храмов и приумножением церковных и ризничих вещей). Так первый Архимандрит обители, Варсонофий (которого, как видно по многим при нем дарам обители, любили и уважали Бояре и все окрестные жители), пользуясь расположением благотворителей обители, в 1673 году, с помощью их, устроил другую Архимандрическую шапку, также среброкованую с жемчугом; 20 в 1674 году устроил третью шапку Архимандрическую панихидную, по описанию вкладной книги, также значительную. 21 Две сии шапки и третья, пожертвованная прежде сего Князем Одоевским, составляли первое богатство и украшение церковкой утвари Доброго монастыря и существовали до упразднения б нем Архимандрии, т. е., до 1768 года, а в сие время, по Указу Крутицкой Духовной Консистории, шапки оны взяты в Москву в Дом Архиерейский, где и остались. 22 Прочая утварь церковная по временам устроилась Настоятелями, при пособии и усердии многочисленных благотворителей. Так: 1, в 1680 году устроено напрестольное Евангелие в десть, обложено бархатом рытым червчатым, па нем распятие и Евангелисты резные позлащены, на исподней доске наугольники серебреные белые; 23 2, в 1687 году крест сребропозлащенный с 16 мощами, в 12 местах, в нем весу 103 золотника, устроен вкладчиками попечением Архимандрита Иллариона; 24 в то же почти время серебреное кадило в 2 фунта и 4 золотника; 25 3, В 1690 году сделан ковчег для хранения Св. даров, 26 и 4, В 1692 году Стольник Тимофей Григорьевич Ртищев подал, по своих родителях, Евангелие Александрийской бумаги в лист печатное, а цена Евангелию 150 рублей, при Архимандрите Макарии. 27 Из сих вещей остаются ныне в первобытном виде: крест с мощами, ковчег для Св. Таин и большое Евангелие, а первое Евангелие и кадило переделаны, за ветхостью.

При таком изобилии, как церковных, так и монастырских, имуществ, достойные Настоятели монастыря старались и о постройке зданий каменных вместо деревянных. Так, Архимандрит Макарий в 1709 и 1710 годах построил на Св. воротах церковь каменную во имя Св. Мучеников Флора и Лавра. 28 вероятно, по случаю ярмарки, бывшей при семь монастыре с незапамятных времен в этот день (18 Авг.), и в 1722 и 1724 годах Архимандрит Павел, 29 устроил в трапезе Покровской церкви придел во имя Св. Апостола Андрея Первозванного и колокольню; потом построен каменный двухэтажный корпус для Настоятельских келий, 30 а с ним в связи конный двор; в западном же угле монастырского двора каменный одноэтажный корпус о 6-ти кельях для братии, и вокруг всего монастыря каменная же ограда.

Но такое цветущее состояние Доброго монастыря продолжалось лишь до 1763 года. С сего года крестьяне, состоявшие во владении монастыря, в числе 1339 душ, узнав, что учреждаются Духовные Штаты, по коим они должны были отойти от монастырей в ведение Казны, отказались от всяких оброков и стали захватывать монастырские угодья и рыбными ловлями пользовались 1763 и 1764 годы самовольно, без всякого платежа, потом в 1767 году вырубили самовольно, находившуюся под монастырем, вековую липовую рощу, за которую, по жалобе на них Коллегии Экономии, монастырь, однако, удовлетворения не получил; по всем этим причинам обитель начала приходить в упадок. В 1764 году, по утверждении Духовных. Штатов, Покровский Добрый монастырь оставлен в числе штатных монастырей бывшей Крутицкой Епархии. С состоянием монастыря в эту пору знакомит нас следующий официальный акт:

Ведомость, учиненная, в силу Именного Её Императорского Величества Указу, прошлого 763 года, о Покровском Добром монастыре 1764 года, Января 16 дня

Покровский Доброй монастырь в Лихвинском Уезде при селе Добренском, на реке Оке и на речке Маланьине Колодезе состоит, под которым мерою: длиною 76, шириною 59 сажень, расстоянием от города Лихвина в 10-ти, а от Калуги в 36-ти верстах.

Оной монастырь при котором Государе и по каким грамотам, или повелениям, построен, за Литовским разорением никакого известия не имеется, а имеются только три грамоты: I) Блаженные памяти Государя и Великого Князя Михаила Фёдоровича 7122 года; 2) 7131 года (а жалованы те грамоты на вотчину и со всеми при ней угодья 3) Блаженные памяти Государя и Великого Князя Феодора Алексеевича 7185 года (а жалована оная грамота на рыбную ловлю).

В оном монастыре каменных церквей две: 1) Настоящая во имя Покрова Пресвятая Богородицы, и при ней придел во имя Святого Андрея Первозванного; 2) на Святых вратах, во имя Св. мучеников Флора и Лавра, а деревянных церквей не имеется.

На настоящей церкви глав 6, обиты зеленою черепицею.

На другой: одна, обита зеленою черепицею. На оных главах кресты железные.

У настоящей церкви над входом колокольня 1, на ней глава 1, обита зеленою черепицею, на главе крест железный.

На колокольне колоколов больших и малых 6; в первом 100 пудов, во втором 50 пудов, в третьем 20 пудов, в четвертом 8 пудов, в пятом 3 пуда, в шестом 1 пуд; из коих большой колокол разбит.

На колокольне часы боевые Немецкие.

В этом монастыре каменных строений:

Настоятельская келья об двух апартаментах, длиною 12, шириною 3 сажени и 2 аршина; в них покоев 4.

Деревянная об одном апартаменте, длиною и с сенями 8 сажень 1 аршин, шириною 4 сажени 2 аршина, об одном покое.

Братские кельи:

Каменная об двух апартаментах, длиною 10, шириною 3 сажени, в них покоев 2.

Каменная об одном апартаменте, длиною и шириною по 2 сажени, об одном покое.

Деревянная об одном апартаменте, длиною и с сенями 5 сажень 1 аршин, шириною 2 сажени 1 аршин.

Деревянная же об одном апартаменте, длиною и с сенями 5 сажень 2 аршина, шириною 2 сажени 2 аршина.

Внутри этого монастыря:

Подле выше писанной настоящей церкви каменная кухня 1, длиною 3, шириною 2 сажени 1 четверть аршина.

Хлебопекарня каменная 1, длиною и шириною по 4 сажени по 1 аршину с половиною.

Погребов каменных: ледник 1, теплых 2, в коих мера: в леднике длиною 5, широтою 2 сажени и 2 четверти аршина; в теплых: в 1-м длиною 5, шириною 4 сажени и 2 аршина, во 2-м длиною 4, шириною 5 сажень.

Квасоварня каменная, длиною 5, шириною 3 сажени.

Магазинов каменных 2, в коих мерою:

В 1-м, длиною и шириною по 4 сажени, во 2-м длиною и шириною по 3 сажени.

Деревянных магазинов 6, в коих мерою:

В 1-м, длиною и шириною по 3 сажени;

Во 2-м, длиною и шириною по 2 сажени;

В 3-м, длиною 2, шириною 2 сажени, 2 аршина.

Солодовня деревянная 1, и при ней сараи, длиною 5, шириною 1 сажени.

Баня деревянная 1, длиною с предбанником 4, шириною 2 сажени.

Небольших садов 2, из коих в 1-м гульбище, небольшое 1, ульев со пчелами35; в которых садах яблонных и прочих древ 92.

Позади Настоятельских келий:

Конюшенный двор, длиною 17, шириною 14 сажень, огорожен каменною стеною.

В нем конюшня деревянная об восьми стойлах, длиною 7, шириною 2 сажени.

В нем же, конюшенном дворе, сараев 4.

Около оного монастыря ограда каменная, на ней башен каменных 3, деревянных 2.

Из этого монастыря трое ворот: 1-я Святыя и над иными каменная церковь, а 2-я въездные.

Выше писанные церкви, властелинская и братские кельи, крыты тесом, а магазины и ограда дранью; оная крыша вся ветха.

Подле оного монастыря школ деревянных 2, в коих мерою: в 1-й длиною и с сенями, 6 сажень 1 аршин, шириною 2 сажени 1 аршин.

Во 2-й длиною и с сенями 6 сажень 1 аршин, шириною 2 сажени 1 аршин; в них покоев 4.

В иных школах учителей 3, школьников бывает в летнее время по 100, а в зимнее до 200 человек и более, и иные состоят на своем пропитании.

Скотной двор обнесен забором длиною и широтою по 25 сажень.

В нем деревянного строения:

Изб черных 2, в них мерою: в 1-й длиною и с сенями, 5 сажень 1 аршин, шириною 2 сажени 4 аршин.

Во 2-й длиною и шириною по 2 сажени по 4 аршину; сараев 4. Оное строение крыто все соломою.

Гуменник длиною 60, широтою 40 сажень.

Овинов 4; в них мерою в каждом длиною и шириною по 1 сажени и по 1 аршину.

Заказной рощи дубовой, липовой и осиновой длиною на полторы, широтою на 1 версту.

Мельниц 3: 1-я на речке Свободи о двух поставах, да на речке Маланьеном Колодезе 2; в них по одному поставу. Иные отданы: о двух поставах в 762, а по одному поставу в 764 годах, своим крестьянам, а оброку 53 рубли.

При оном монастыре имеется рыбных ловель в реках Оке и Упе па 60 верст, да в девяти небольших озерках. Иные ловли отданы в 761 году вотчинным иного же монастыря деревни Мошкович крестьянам, а оброку по 23 рубли. А кроме иного, другого при оном монастыре строения, т. е., загородных монастырских дворов, в Москве, в С.-Петербурге и в прочих городах подворий и богаделен каменных и деревянных, тоже и богаделенных людей, как прежде сего, так и ныне, не имеется.

В оном монастыре против прежнего установления надлежит быть Архимандриту, монашествующим 22 человекам.

А ныне на лицо:

Оным производится жалованья

Денег

Хлеба

Руб.

Коп.

Четверти

Четвереки

Настоятель Архимандрит Семион

5

60

Бывший Архимандрит Иов

2

30

Иеромонахи:

Артемий

2

30

Ананий

2

30

Ион

2

30

Никон

2

30

Иеродьяконы:

Ризничий Тихон

2

30

Леонтий

2

30

Иосиф

2

30

Николай

2

30

Иосиф

1

30

Монах Моисей

1

30

Служители:

При Настоятеле келейник один

1

Конюх один

1

Скотник один

1

Писец один

1

Хлебник один

1

Истопник один

1

А сверх оного жалованья на общую трапезу производился в расход разных родов хлеба в год: муки ржаной

108

2

овсяной

7

Муки пшеничной

15

4

гречневой

6

4

Круп гречневых

18

просяных

3

4

Толокна

3

На рощение солодов: ржи

29

ячменя

42

Итого

34

90

232

2

При оном монастыре отставных на пропитании имеется:

Секунд – Майор Борис Григорьевич сын Жданов

46

66

Капралы:

Иван Афонасьев сын Севергин, денег

3

66

муки

3

круп

1 ½

Алексей Родионов сын Нырков, денег

3

66

муки

6

круп

3

Рядовые:

Василий Дементьев сын Волков, денег

3

66

муки

3

круп

1 ½

Степан Андреев сын Астафьев, денег

3

66

муки

3

круп

½

Лукьян Семенов сын Назаров, денег

3

66

муки

3

круп

1 ½

Макар Евсевьев сын Евсевьев, денег

3

66

муки

3

круп

3

И того отставных денег

68

62

Муки

30

круп

1

7

Всего оным: Архимандриту с братией, служителям и отставным производится и на общую трапезу употребляется в год денег

103

52

Хлеба:

Ржаной

138

2

Овсяной

7

Муки Пшеничной

15

Гречневой

6

4

Круп Гречневых

19

Просяных

3

4

Толокна

3

Ржи

29

Ячменя

42

А всякого

264

1

К этому монастырю приписных монастырей и пустынь не имеется.

За Покровским монастырем определенных вотчин состоит:

В Чернском Уезде деревня Конь, в коей мужского пола 54 души. Да в Лихвинском Уезде:

Село Добренское на речке Маланьине Колодезе.

В оном селе по последней, в 744 году бывшей, ревизии мужского полу служных 22, да крестьянских 102, а все 124 души.

Деревня Мошковичи, на реке Оке.

В этой деревне по последней, в 744 году бывшей, ревизии, мужского полу 292 души.

Деревня Герасимова на Суходоле.

В этой деревне по последней, в 744 году бывшей, ревизии мужского пола 153 души.

Деревня Збродово на речке Сухой Песоченке.

В этой деревне по последней, в 744 году бывшей, ревизии мужеского полу 104 души.

Деревня Болотова на Суходоле.

В этой деревне по последней, в 744 году бывшей, ревизии мужского пола 197 душ.

Деревня Ившино на реке Ившинке.

В этой деревне по последней, в 744 году бывшей, ревизии мужского пола 124 души.

Деревня Ворушицы на реке Оке.

В этой деревне по последней, в 744 году бывшей, ревизии мужского пола 186 душ.

Деревня Вострой Клип на речке Полном Верху.

В иной деревне, по последней в 744 году бывшей, ревизии мужского пола 88 душ.

И того в означенном селе и деревнях по последней, в 744 году бывшей, ревизии мужеского полуслужних 22, крестьянских 1214, а всех 1268 душ.

К оному селу и в деревнях по писцовым дачам земли 1196 четвертей в поле, а в дву по тому же; сенных покосов волоковых 2790 копен.

Монастырского заказного дубового, липового, ясеневого, березового, осинового и соснового лесу на полторы версты, да в разных местах на 29 десятин; поверстного лесу на 3 версты, да мелкого дровяного лесу на 7 десятин. Мельниц 3.

Рыбной ловли в реках Оке и Упе на 60 верст, да в 9 озерках.

Пашни из выше писанной писцовой четвертной земли оного села и деревень крестьянами на монастырь пашется. 62 четверти в поле, а в двух по тому же, сенных покосов косится волоковых 943 копны.

С состоящих в оных селе и деревнях 188 тягол денежных столовых и прочих припасов в этой монастырь собиралось в год:

Вместо столовых запасов и припасов деньгами по 112 рублей по 60 копеек.

Семя конопляного по 23 четверти по 6 четвериков.

Хмелю по 47 четвертей по 4 четверику; ржи по 47 четвертей по 4 четверика; яиц куриных по 6016; дров по 188 сажень.

Работников в монастырь с оного села и деревень высылается:

Для всяких монастырских работ годовых по 6 человек; для караула посуточно и поочередно по 6 человек.

Оные караульщики бывают на своем пропитании, а годовым дается от миру подмоги в год по 2 рубли, и того 12 рублей.

А платится от монастыря в Лихвинскую Воеводскую Канцелярию за монастырские рыбные ловли по 17 рублей по 36 ½ коп.

Да за монастырскую оброчную мельницу но 43 рубли по 41 копейки.

И того 69 рублей 77 копеек с половиною.

* * *

3

Вклад, кн. 149, на об.

4

Вклад, кн. лис. 12.

5

Там же, лист 14

6

Там же, лис. 15.

7

Там же, лис. 23, на обороте.

8

Вклад, же. лис. 19.

9

Там же, лис. 55, па обороте.

10

Там же, лис. 48, на обороте.

11

Там же, лис. 39.

12

Вклад, же. лис. 14.

13

Там же, лис. 34, на обор.

14

Там же, лис. 35, на обор.

15

Лис. 44, на обор

16

Лис. 139.

17

Лис. 37.

18

Лис. 41.

19

Лис. 50.

20

Вклад, кн. лис. 58.

21

Там же, лис. 64, на оборот.

22

Указ Крутицкой Духовной Консистории 1767тода, в деле о шапках Архимадрических.

23

Вкладки. лис. 75, на обороте.

24

Там же, лис. 77.

25

Вкладкн. лис. 78.

26

Там же, лис. 76.

27

Лис. 31, на обор.

28

Древняя опись церквей и утвари Доброго монастыря 1734 г. лис. 17.

29

Там же, лис. 3, на обороте.

30

Корпус сей построен около половины XVII столетия; ибо в древней описи 1722 г. описываются «кельи Властелинские деревянные» а каменных, видно, еще не было; см. лис. 13, на обороте.


Источник: Описание Лихвинского Покровского Доброго мужского монастыря / Соч. архим. Леонида. - Москва : О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1876. - [2], 56 с.

Комментарии для сайта Cackle