Отдел III. От учреждения духовных штатов до настоящего времени. 1764–1864
С учреждением Духовных Штатов оклад на содержание монастыря ограничился; из зданий монастырских скотный двор, бывший вне монастыря, сгорел; церковь Фроловская на Св. воротах и придельная Св. Апостола Андрея Первозванного не только в кровлях, но и в самых стенах от времени и непрочности кладки обветшали; братские каменные кельи, построенные на низком» и сыром месте, для жительства (но причине угарности) сделались неудобны; и все вообще строение монастырское требовало значительной поддержки, а средства (и пособия к сему) со всех сторон совершенно иссякли, так что к концу XVIII столетия Добрый монастырь находился в положении очень посредственном.
Но как ни трудно было при скудных средствах поддерживать падающие здания монастырские, впрочем ревностные Настоятели не преставали поправлять их, большею частью па сумму монастырскую. Так31 в 1768 году, по упразднении в сем монастыре Архимандрии, Игумен Сильвестр отстроил во внутренности Настоятельского корпуса, в нижних кельях, рундук и лестницу, а в верхнем мосты и потолки; в том же году построена, вместо деревянной, каменная наугольная башня.32 В 1770 году поправлен золотом и красками весь иконостас Соборной Покровской церкви.33 В 1778 году в приделе Св. Апостола Андрея Первозванного иконостас переделан, починены старые и написаны вновь некоторые иконы. 34 В 1780 году в каменной колокольне верх, оказавшийся непрочным, разобран и перестроен вновь. Таковыми починками и поправками зданий, монастырь сей начал приходить в лучшее состояние.
Указом Консистории 1802 года, Марта 31 дня, в сей обители учреждена снова Архимандрия производством в сан сей Префекта Калужской Семинарии, Соборного Иеромонаха Вениамина; попечением сего Настоятеля, еще до посвящения его в Архимандрита, 35 в 1801 году покрыта соборная Покровская церковь новым железом, вместо бывшей тесовой кровли. 36 В 1803 году Архимандрит Вениамин отстроил внутренность корпуса Настоятельских келий (и сделал их способными для жительства Настоятелей) на сумму, вырученную от продажи Настоятельских деревянных келий, 37 В 1806 году Архимандрит Галактион, с дозволения Преосвященного Феофилакта, Епископа Калужского, сломавшиеся, пришедшие в ветхость, деревянные братские кельи и другие каменные ветхие здания, и употребивши их на бут, выстроил новый каменный корпус для братии в 12 келий, покрыл оный железом и окрасил на сумму монастырскую; здание сие окончено в 1808 году.
Таким образом Добрый монастырь начинал приходить в должное устройство; по промыслу Божию угодно было снова подвергнуть его испытанию.
В 1813 году, Апреля 5 дня, бурею, среди дня, сорвало с соборной пятиглавой Покровской церкви четыре угольные главы (из коих одною на куполе, а другою на алтаре, проломило кровлю), также сорвало кровли с житницы и во многих местах с ограды монастырской. 38 В 1816 году, Января 28 дня, в самую полночь, каменная колокольня завалилась и раздавила находящуюся под нею теплую придельную церковь Св. Апостола Андрея Первозванного и с ризничною палатою и братскою трапезою. В это время из церковной утвари, хранившейся в ризничной палатке, весьма многие дорогие вещи повреждены, а некоторые и совсем завалены мусором, так что и при разбирании кирпича не найдены вовсе. 39 Сие разрушение колокольни заставило Архимандрита Гавриила помышлять о устроении новой каменной теплой церкви с колокольнею, на особом от Соборной Покровской церкви месте, каковую он, в 1817 году, с благословения Преосвященного Антония, Епископа Калужского, и заложил во имя Вознесения Господня, употребив на постройку оных собранные от доброхотных дателей 3000 руб. и взятых вперёд 4250 рублей за отданную в четырехлетнее содержание монастырскую мельницу, в том самом месте, где существовала на Св. воротах церковь Св. мучеников Фрола и Лавра, за ветхостью, с Указного дозволения, разобранная; а колокольню основал при Соборной Покровской церкви. 40
Вскоре за сим монастырь сей постигло несчастие новое. В 1817 году, Октября с 10 на 11 число, в ночи, не известно от чего, случился пожар чрезвычайный, от коего погорело зданий не менее как на 20,000 рублей, именно: 1) на каменном двухэтажном корпусе Настоятельских келий сгорели деревянная кровля с горенкой, вся внутренность оного с некоторою мебелью. и половина сего каменного корпуса отвалилась прочь, а остатки стен растрескались, так что и поправить их было не возможно. 2) Каретной и сенной сараи с конюшнею и находившимися в них вещами; на башне и магазине деревянные кровли также сгорели. 41 Это несчастие, по неимению в монастыре, на постройку погоревших и вновь начатых зданий, суммы, принудило того же Архимандрита Гавриила обратиться к Преосвященному Антонию, Епископу Калужскому, с прошением, дабы он благоволил представить обо всем случившемся в Добром монастыре высшему Правительству, с испрашиванием на восстановление монастыря в прежний видь денежного пособия.42
По сему доношению на устроение погоревших и на окончание вновь начатых зданий составлена смета в 30,000 рублей, и представлено было в том же году в Святейший Синод, который, Указом от 23 Сентября, 1822 года, Преосвященному Филарету, Епископу Калужскому, предписывал: «Поскольку представление Преосвященного Антония, бывшего Епископа Калужского, с испрашиванием об отпуске на доделку в Лихвинском Добром монастыре церкви, па постройку Настоятельского дома, братского трапезного корпуса и конюшенного двора, в число исчисленной по смете суммы 30,000 рублей, поступило в Святейший Синод, в прошлом 1818 году, почему предполагать можно, что с того времени по ныне из числа означенных строений могли быть некоторые сделаны па монастырскую сумму, для того Вашему Преосвященству предписать Указом, чтобы донести, в каком положении находятся здания означенного Лихвинского Доброго монастыря, не сделано ли в оном с 1818 года по ныне каких либо зданий на монастырскую сумму из числа тех, на которые требуется отпуск из казны; если сделаны, то какие именно, и сколько за тем нужно будет отпустить из казны суммы, и на что именно?»43
Во исполнение сего Указа Преосвященный Филарет предписал Игумену Козельской Оптиной пустыни, Даниилу, с Казначеем Доброго монастыря, Иеромонахом Варфоломеем, освидетельствовать и обстоятельнее донести, в каком состоянии находятся здания означенного Доброго монастыря, не сделано ли с 1818 года по ныне каких либо зданий на монастырскую сумму из числа тех, на которые требовался отпуск денег из казны; если сделаны, то какие именно., и сколько и на что именно еще потребна сумма, в следствие чего, по освидетельствовании помянутыми Игуменом Даниилом и Казначеем Иеромонахом Варфоломеем, донесено было, что начатая каменным зданием церковь, как была до 1818 года до половины построена, в таком положении и до ныне находится; колокольня вся каменным строением кончена, колокола повешены, только не оштукатурена и до времени без главы покрыта тесом; Настоятельские покои с большими монастырскими воротами и обгорелою башнею также покрыты только тесом; кроме сего никакого построения не сделано. На доделку же в настоящем виде выше означенных зданий представили смету в 12,940 рублей. 44 По сему доношению Преосвященный Филарет слова, вт. том же 1822 году, представлял в Святейший Синод об отпуске уже не 30,000 рублей поскольку в промежутке времени некоторые постройки уже произведены на монастырскую сумму, а только 13,000 рублей на доделку всех строений, да на уплату долгов покойного Архимандрита Гавриила, забранных им на строение тех же зданий 4,900 руб. 33 коп., а всего 17,000 руб. 23 коп. 45 На сие представление Святейший Синод предписал: «Что ассигнование сумм вообще для зданий публичных, на основании предположения Комитета Финансов, удостоенного Высочайшего утверждения, по соображениям обстоятельств, сокращено, а от того отсрочены и предполагаемые постройки до благоприятного времени 46 с тем, чтобы поручено было попечению Настоятеля продолжать строения, до перемены обстоятельств, через посредство благотворительных пожертвований, или какие экономические обороты.» После сего, в 1827 году, уже без представления, а по прежнему делу относительно сего предмета, Святейший Синод назначил к отпуску па достройку зданий в Добром монастыре, в число испрашиваемых 17 ,000 руб. 33 коп. 4, 910 рублей 96 ½ коп., 47 на которые Архимандрит Даниил колокольню и отстроил совершенно, а церковь с прочими зданиями оставались недоконченными.
В 1828 году, в следствие прежних представлений от Калужского Епархиального Начальства, Святейший Синод назначил к отпуску на окончание выше означенных зданий, в число испрашиваемых прежде 17,000 руб. 33 коп., еще 12,000 рублей; 48 для употребления коих, резолюцией Преосвященного Гавриила Епископа Калужского, за отказом Настоятеля Архимандрита Владимира, по причине невозможности отлучаться от должности Ректора для личного надзора за постройкой, составлен Комитет из Строителя Козельской Введенской Оптиной пустыни Иеромонаха Моисея, Казначея Доброго монастыря Иеромонаха Варфоломея, присутствующего в Лихвинском Духовном Правлении Священника Кучина и Лихвинского Соборного Священника Василия Сахарова. 49 Под смотрением и распоряжением сего Комитета, в 1830 году, отстроены: 1) церковь во имя Вознесения Господня, с Святыми воротами, покрыта железом и окрашена медянкой; 2) в угольном корпусе братских келий, от ветхости уже завалившемся, построена братская трапеза с кухней, а на верху построен другой этаж, в котором сделаны 5 комнат с двумя Голландскими печами, могущие быть или гостиницею, или временным спокойствием для посетителей; здание сие покрыто тесом и окрашено мумиею на масле. В 1832 году, в новоустроенной церкви Вознесения Господня, старанием Архимандрита Владимира на сумму, собранную от доброхотных дателей, устроен новый иконостас, 50 и в том же году самим Преосвященным Никанором, Епископом Калужским, оная церковь освящена.
Храмы и прочие здания
В этом монастыре построены две церкви: одна Соборная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, другая во имя Вознесения Господня. Первая Соборная Покровская церковь с трапезою теплою, каменная древняя, построена в 1667 году, как значится по докладной книге: «Промыслом и радением Окольничева Михаила Алексеевича Ртищева со вкладчиками, а строил ту церковь с Москвы Кадашевец Максим Семенов Апочен, при Игумене того монастыря Иове. Церковь сия начата строением того 1667 года, Мая в 12 день, а совёршийся того же лета Августа 1 числа».
а. Вид или оклад церкви
Соборная Покровская церковь составляет квадрат, в настоящей 15 аршинный, а в трапезной, где ныне два придела 20 аршинный, одноэтажная, построена из тяжеловесного жженого кирпича, внутри стен залит щебень известковым раствором; стены все гладкие, не сохранившиеся в первобытном своем виде, но в 1767 году, по Указу Крутицкой Духовной Консистории, разделкой окон, дверей и обсечением карнизов, изменены, связи в них железные. Под кровлею с трех сторон, восточной, северной и южной, сделаны по три полукружия для образов, а под ними карниз из того же кирпича. Кровля па всей церкви железная, недавних времен, четырехскатная, а на трапезной трехскатная. На настоящей церкви пять глав сердцевидная на шеях, покрыты железом, окрашены медянкой; кресты на них железные цельные восьмиконечные, укреплены прямо в главах, без цепей; окна продолговатые, помещены над цоколем, их в алтаре четыре, в предалтарии северном и южном, столько же, с перемычками дугообразными с кокошниками; наличники из кирпича с столбиками, прямые с отливами снаружи; в них решетки железные из круглых прямых прутьев удольных; оконницы дубовые стеклянные; двери с трех сторон, с запада, севера и юга, все створчатые, западная и южная деревянная, а северная железная; на западных дверях наличник из небольшой выпуклой арки па коленцах с капителями, а на северных и южных наличников нет; петли на всех дверях железные гладкие; вход в церковь с западной стороны соединен с церковью под одну кровлю без всяких украшений, он служит и папертью.
б. Расположение церкви
Церковь сия устроена в виде квадратной палаты; алтарь от храма отделяется каменною стеною, с тремя пролетами для дверей Царских, Северных и Южных. Трапеза в виде палаты же, с двумя приделами, один во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, другой Святых Мучеников Флора и Лавра. Стена настоящей церкви расписана живописным письмом в 1835 году, а в трапезе окрашены просто светло-голубою краской.
Своды в настоящей церкви стрельчатые, а в трапезной коробковые.
Столп только в трапезной церкви один, на котором опираются коробовые своды.
В стенках лепных украшений нет; впадина в трапезной церкви в западной стене есть, лавок же и голосников нет.
Пол в настоящей церкви чугунный, а в трапезной бывший таковой же в 1843 году переменен на лещедной без поливы; таковые же полы и в алтарях.
Алтарь с двумя арками без стен; своды лежат на капительных боковых стенках и средних арках; окон четыре; помост возвышен па две ступени; алтарь сей не изменялся.
Престол деревянный, утвержден в помосте, вышины в нем 1 арии. 6 вершк., ширины 1 арш. 3 ½вершка.
Жертвенник устроен особо в северной стороне алтаря, поставлен на открытом месте, деревянный, утвержден на помосте, вышины в нем 1 аршин 6 ½ вершков, ширины 1 аршин 4 ½ вершка.
Иконостас устройства нового с колонками, резной из дерева; резьба помещена на зеленом поле; в вей есть карнизы, гроздья и листья с цветами, состоит из пяти поясов; Царские двери из двух створов резные без городков, с подзорами и клеймами. Об устройстве его в 1702 году свидетельствует подпись на образе Господа Вседержителя над Царскими дверьми па престоле славы без предстоящих, в коей изображено:
«Написася образ Господа нашего Иисуса Христа по обещанию монаха Евфимия внизу приписано: «Изограф Семен Григорьев.»
Солса пред алтарем от одного клироса до другого чугунная, возвышена от помоста на две ступени.
Клиросы деревянные сплошные, покрашены зеленою краской.
Настоятельское место устроено вместе с правым клиросом.
Внутрь трапезной церкви на столбе, поддерживающем своды, с западной стороны есть надпись выпуклыми буквами, в коей написано: «1721 года, Октября в 15 день, погребена Стольника Афанасия Степановича Темирязева дочь, а Тимофея Кирилловича жена Мария.»
На том же столбе с южной стороны другая надпись такими же словами: «1735 года, Ноября в 23 день, погребена Стольника Афанасия Степановича жена Ирина Васильева, но Фамилии Шушерина».
Вне этой трапезной церкви, в правой стене, в паперти, вставлены высеченные на белых камнях надписи:
«1704– года, Мая в 12 день, погребен Архимандрит Моисей».
«202 года, Февраля в 5 день, погребен Архимандрит Илларион Доброго монастыря.»
«7231 года Апреля в 14 день, погребен уставщик Доброго монастыря, монах Варлаам.»
Прочие памятники на могилах все позднее 1700 года. Колокольня построена на особом месте в 1826 году; мастер её не известен; она выше церкви, в четыре яруса с куполом и шпилем. Здание четырехгранное; вышина этой от подошвы до вершины со шпилем 25 сажен; глава на шпиле железная; крест деревянный, обитый железом, оба золочены через огонь. На ней 7 колоколов, из коих в самом большом весу 105 пудов.
в. Ограда
Ограда вокруг всего монастыря каменная, устройства не старого, по временам изменялась перестройками; с четырьмя по углам башнями и пятою в средине западной стены, и с одними въезжими воротами; башни одноэтажные четырёхгранные с четырехскатными деревянными кровлями; в одной из них, в западной угловой помещалась прежде кухня и братская трапеза. Вьезжия ворота с одним проездом, двери деревянные; над воротами в трех углублениях написаны образа: Покрова Божией Матери, и Преподобных Антония и Феодосия Печерских. Верхи стен оканчиваются гривкою. Ходов кругом ограды крытых нет.
г. Прочие здания внутри монастыря
Настоятельские кельи, хотя не известно когда построены, но, судя по архитектуре, строение их относить надобно к 1-й половине XVIII века, доказательством чего служит толщина стен и величина кирпича. В них, по средине стены и под карнизом, устроены два вытяжных пояса из кирпичей, вставленных на угол, под срединою их в нижнем этаже въездные ворота на скотный двор с одним проездом; в нем двери деревянные, свод над воротами дугообразный; на лицевой стороне наличник из кирпича, в коем по обеим сторонам по две полуколонии вверху капителями под уступами, коими начинается и оканчивается свод; в средине колонок по одной балясине из того же кирпича. Над уступами сводов четырехугольное небольшое углубление, в коем высечен из кирпича небольшой крестик, с тою, по видимому, целью, чтобы и наружность здания представляла святость жителя. Позади Настоятельского корпуса, в одной связи с ним, и скотный двор, каретный сарай и житный амбар. Все эти здания покрыты тесом.
Одноэтажный каменный корпус братских келий о 12 кельях, покрыт железом и окрашен медянкой.
Братская трапеза каменная с кухней, и над нею во 2 этаже 6 келий для гостиницы. Здание это крыто тесом.
Баня деревянная, крытая тесом.
Достопримечательные предметы в монастыре
а. Напрестольные Евангелия
Евангелие напрестольное листовое, печатанное в Москве 152 (1644) года, на всей верхней доске оклад резной серебряный, средник позолочен; в нем чеканной работы распятие Господне с предстоящими накладное и четыре наугольника с Евангелистами накладные же. Нижняя доска обложена также серебром прорезным, вся с накладными наугольниками и средником.
Евангелие листовое большое на Александрийской бумаге, печатано 1689 г., верхняя доска сребропозлащенная чеканной работы, на ней 12 изображений страстей Христовых цированных, средник и четыре по углам Евангелиста таковые же и вверху изображен Св. Дух; на нижней доске по медной обволочке наложены средник и четыре угольника сребропозлащенные чеканной работы. Весу во всей книге 1 пуд и 25 Фунтов.
Евангелие листовое средней величины на Александрийской бумаге, печатано 1834 г., обложено бархатом малинового цвета; на верхней доске оклад сребропозлащенный чеканной работы, с 5 образами на финифти, украшенной стразами. На нижней доске средник и наугольники сребропозлащенные, внизу дщица с цированною надписью: «В память Генерал-Майорши Марфы Петровны Фенмертенс, преставльшейся 1833 года.» Все серебро 84 пробы. Весу во всей книге с украшением 22 Фунт, и 29 зол.
б. Напрестольные кресты
1. Крест сребропозлащенный на древе, на нем с лицевой стороны Распятие Спасителя с предстоящими; вверху Нерукотворный образ Спасителя, под ним два Херувима, лежащие ниц, а внизу под распятием образ Чудотворца Николая, чеканные. На рукояти по обеим сторонам боковым есть надпись, в коей изображено: «709 года (1598), месяца Февраля 6 день, совершен крест желанием старца Корнелия.» На задней стороне в верхнем поперечнике шестокрыльный Серафим и два таковых на длинном поперечнике, цированные. Весу в сем кресте 90 золотников.
Крест сребропозлащенный чеканной работы с 16 мощами разных Святых в 12 местах, с надписью на рукояти: «195 году, Декабря в 4 день (1686 г.), построена, креста, сей города Лихвина в Уезд во. Пречистая Богородицы в Добрый монастырь, при Архимандрите того монастыря Илларионе, а поминать за упокой того монастыря первого Архимандрита Варсонофия»
Крест сребропозлащенный, на нем 6 образов на финифти, оправленные стразами, с цированными страстями Господа нашего Иисуса Христа на нижней стороне, и с таковою же, как и в Евангелии под № 3, надписью. Весу в сем кресте 2 Фун. 84 проб.
Настоятельский Архимандричий крест большой стразовый с разными каменьями, короною и подвесками таковыми же, в средине на финифти изображен Спаситель. Крест сей в оправе сребропозлащенной, на цепочке сребропозлащенной же. Весу в нем с цепочкою 53 золоти.
в. Ковчег
Ковчег сребропозлащенный на трехножном подножии с 5 колоннами, в средине коих на ящичке гробница таковая же, с изображением на финифти умершего Христа Спасителя с предстоящими по концам двумя Ангелами, держащими репиды, осеняющие гробницу. Вверху в балдахине распятие с предстоящими в серебряной на вид стразов оправе на финифти. Балдахин спереди обложен стразами, вверху оного в звезде, оправленной стразами, образ Воскресения Христова на финифти, обложен кругом стразами. Весу в сем ковчеге с украшением 5 Фунт, и 64 зол.
Ризница. Церковная утварь
Воздух и два покрова, шитые золотом, серебром и шелком; на воздухе плащаница с Ангелами и Серафимами; на попокровах на одном Снятие со креста, а на другом Положение во гроб Спасителя. Палица, шитая также, с изображением Преображения Господня. О сей утвари в окладной книге, на листе 12, записано так: «Во 179 (1671) году, Февраля в 20 день, Боярин Князь Никита Иоаннович Одоевский дал вкладу в дом Пречистая Добрый монастырь священные покровы и воздух да палицу. На покрове шито Снятие Господне со креста, на другом Положение во гроб, а на воздухе Погребение Христово; на палице же Преображение Спасово, шиты золотом и серебром с шелком, в лицах живошвейным мастерством, а кругом их шиты тропари золотом большими словами, по челобитью Архимандрита Варсонофия.»
Библиотека
а. Рукописи
Рукописное Евангелие в ⅛ д. листа, писанное весьма древним полууставом; в конце книги написано: «Списася благоветсвование сие лета 6972 (1474), месяца Ноемврия 29, на память Святыя Преподобномученицы Анастасии и Преподобного Отца Авраамия, при блоговерном Князе Иоанне Юрьевиче во Одоев в Пречистые дом честного ея зачатия. О Христе многомилостиве, слава Тебе во веки веков.»
Синодик XVII века, писанный уставом очень крупным и явственным. В нем вписаны роды, сперва Великих Князей Российских, начиная от Владимира, Просветителя России, до Царевича Димитрия, убиенного в Угличе; потом Великих Княгинь, Цариц и Царевен; далее Святейших Патриархов Московских, от 1-го Иова до 5 Патриарха Иосифа (при коем надобно полагать, и устроен Синодик сей); за тем Князей Одоевских и Воротынских; потом Игуменов, Священно-Иереев и иноков; наконец Князей Волконских, дворян Камыниных, Кологривых, Соковниных, Темирязевых, Ртищевых, Хитровых, Милославских и многих других мирских людей всякого звания и чина. Синодик сей замечателен характером старинного уставного письма.
Вкладная книга, составлена в 7175 году (1667). В ней описано время построения каменной Покровской церкви Соборной, на которую «Великий Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайлович, всея России, Великая и Малая Самодержец, пожаловал связного железа четыреста пуд с Тульских заводов».
Во 1672 году Благоверная Государыня Царевна и Великая Княжна Евдокия Алексеевна пожаловала в дом Пречистая Богородицы в Добрый монастырь ризы постные атлас таусинной; по нем местами золото, оплечье обьярь золотная, опушка дорогая красивая и прочие облачения.
В 1698 году Великий Господин, Преосвященный Тихон, Митрополит Сарский и Подонский, жертвовал так же в сей монастырь многими значительными облачениями священными.
Сверх того все окрестные Дворяне, жившие около Доброго монастыря, как то: Ртищевы, Бунаковы, Темирязевы, Племянниковы, Яковлевы, Ханыковы и многие другие Христолюбцы весьма много жертвовали, как церковною утварью, так лесом и всеми домашними произведениями, в коих имело нужду монашество; в особенности же Ртищевы, как храмоздатели, и Ханыковы, из рода коих некто был и монах Доброго монастыря Александр, что особенно видно по вкладной книге.
б. Жалованные грамоты
В Добром монастыре хранятся копии с следующих жалованных грамот:
а. Государя Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича, данная 1614 года.
б. Государя Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича, данная 1623 г.
в. Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, данная 1677 г.
в. Старопечатные книги
Из Старопечатных книг сохранились:
а. Евангелие полулистовое на Александрийской бумаге, печатано в 7152 году (1644); верхняя и нижняя доски обложены серебром резным.
б. Евангелие в 4 д. листа, весьма ветхое, печатано в 1668 г. На нем в окладе никаких значительных изображений не было, кроме малых 4 Евангелистов и средника серебряных.
в. Евангелие листовое большое на Александрийской бумаге, печатано 1689 г.; верхняя доска обложена серебром вызлащенным чеканной работы; на ней в средине изображен Деисус, по углам 4 Евангелиста и вверху Св. Дух. Около средника в особых местах вделаны четыре камня, из коих два белые на красной фольге, а два изумрудного цвета. Вокруг средника 12 изображений страстей Христовых (см. Евангелие под буквою а, № 2).
Триодь постная, печатана в Москве 1672 года, месяца Сентября.
Библия, печатана в Киеве 7089 г. (1581).
Беседы на 14 Посланий Св. Апостола Павла, печатаны в Киеве 1623 г.
Беседы Св. Златоустого на Деяния Апостольския, печатаны в Киеве 4162 г.
Лимонарь, печатан в Киеве 1628 г.
Толкование Воскресных Евангелий, в 2 книгах печатано в Москве 1-я 7141 г. (1633), а 2-я 1697 г.
Трефологий, печатан в Москве 7145 г. (1637).
Старая Скрижаль, печатана в Москве 1656 г.
12. Две книги Патерика Печерского, печатаны в Киеве 1661 г. .
Две книги Бесед на Евангелиста Матвея, печатаны в Москве 1664 г.
Книга Св. Златоустого о священстве, печатана в Москве 1664 г.
Две книги Бесед на Евангелиста Иоанна Богослова, печатаны в Москве 1665 г.
Меч духовный, печатан в Киеве 1666 г.
Служебник, печатан в Москве 1667 г.
Апостол, печатан в Москве 1671 г.
Увет духовной печатаны в 1682 г.
Две книги Вечери душевной, печатаны в Москве 1683 г.
Служебник, печатан в Москве 1688 г.
Маргарит Св. Иоанна Златоустого, в 2 книгах, печатал в Москве 1698 г.
Монастырские угодья
При сем монастыре с незапамятных времен во время храмовых праздников, 18 Августа, в день Св. Мученик Флора и Лавра, и 1 Октября, в день Покрова Пресвятая Богородицы, на земле частью монастырской и частью на выгонной земле экономических крестьян смежного с монастырем села Доброго, учреждены две ярмарки, с которых доход за места с торгующих получали частью монастырь, а частью экономические крестьяне села Доброго; а с 1825 года оные Добринские крестьяне, получаемый ими во время выше упомянутых ярмарок с их части земли, доход уступили, по общему приговору, в пользу монастыря на поддержание монастырских зданий; по каковому случаю и выстроены были от монастыря 20 тесовых в дубовых столбах лавок для торгующих красными товарами. От сих лавок и вообще со всех торгующих в две иные ярмарки, Флоровскую и Покровскую, монастырь с того 1825 г., всем доходом около 200 руб. ассигн. в год и пользовался до 1843 г., а с того времени Калужская Палата Государственных Имуществ доход с земли Добринских крестьян обратила опять в пользу их, на том основании, что Экономические крестьяне распоряжаться казёнными землями права не имеют, а, следовательно, и доходами с них жертвовать монастырю не могут. Почему монастырь и пользуется ныне доходом только от одних лавок, стоящих на монастырской земле (от которых получается в год до 37 р. 15 коп. сер.).
Земли при сем монастыре, по межевой книге, выданной 1777 г., Января 25 дня, значится: сенного покоса 3 десятины, рощи 2 десятины, под оградою и церквами 1 десят. 2110 саж., под монастырским двором и огородом 719 сажен, под полурекою и оврагом 4 десят., и под бечевником 2350 саж.; под проселочною дорогою 240 квадр. саж. Всего 12 десятин 619 квадр. саж. А за исключением полуреки Оки, оврага, бечевника и проселочной дороги, 7 десятин 429 сажен. На сию землю межевая книга есть, а плана нет.
Под сельцом Андроновским, в 3 вёрстах от монастыря, вверх течения реки Оки, на правом берегу этой, по плану, выданному в 1803 году, значится: пашни 3 десят. 1175 саж.) под болотом 1280 саж., сенокосу 10 десят. 2148 саж. под бечевником 1 десят. 210 саж., под полурекою Окою 2 десят. 1140 саж. Всего, во всей окружной меже, 18 десятин 1150 квадр. сажен. А за исключением неудобных мест, удобной земли 14 десятин 920 саж. На сию землю имеется только план, н она отдается всегда в аренду.
В 2 верстах от монастыря вниз, по течению реки Оки, на правом же берегу, по плану, выданному в 1803 году, значится сенных покосов 6 десят., под проселочною дорогою 270 сажен, под болотом 1 десят., 1898 саж. Всего 6 десят. 270 саж. А за исключением дороги, одного покосу 4 десят. 502 саж. А по межевой книге, выданной на сии же покосы, 1777 г., значится сенного покосу 6 десят. 210 саж., под бечевником 2380 саж., под проселочною дорогою 411 саж., под полурекою Окою, речкою Свободью и овражком две десят. 1525 саж. А всего 9 десят. 2126 саж.; за исключением же бечевника, дороги, полуреки Оки, речки Свободи и овражка, 6 десят. и 210 квадрат, саж. План и межевая книга на сии покосы есть на лицо.
Мукомольная мельница на речке Свободи о 2 поставах с толчеею и сукновальнею, отведена по именному Высочайшему Указу Императора Павла I-го 1797 г., Декабря 18 дня, Калужскою Казенною Палатою в 1798 г. План же на оную выдан в 1828 году и состоит на лицо.
Рыбные ловли по рекам Оке и Упе, на пространстве первой 60 верст, а последней не известно, и 5 озерах, из коих три близ монастыря, а два вниз по течению реки Оки в 5 верстах; все сии озера по берегу реки Оки. Рыбные ловли сии даны во владение Доброму монастырю основателями оного, Князьями Данилом и Никитою Одоевскими, вместе с отчиною, а после того утверждены грамотами Царей и Великих Князей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.
В 1800 году, в следствие Высочайшего Указа 1797 года, о наделении всех монастырей мельницами и рыбными ловлями, к выше писанным рыбным ловлям назначены Доброму монастырю и рыбные ловли бывшего Настасова монастыря в 3 озерах, но в каких урочищах они находятся, не известно. По причине сей неизвестности, об отыскании оных 3 озер возникло дело, по коему Лихвинского Уездного Суда Дворянский Заседатель Торопов, при депутате со стороны монастыря, Священнике Минервине, и Уездном Землемере Немчинкове в 1827 году следствием своим ничего не открыл. Почему Архимандрит Доброго монастыря, Арсений, был недоволен таковым следствием, в 1828 г. просил Калужскую Духовную Консисторию о дозволении ему сделать свое сношение с Лихвинским Уездным Судом; по получении сего дозволения, он, Архимандрит Арсений, в том же 1828 году в оный суд и относился с тем, что как следствием оного Суда касательно 3 озер, принадлежавших Настасову монастырю, ничего в ясность не дознано: для того Добрый монастырь, вследствие заведенного дела, для развязки оного находил одну меру – просить, чтоб блоговолено было от госпожи Шепелевой, в имении которой есть три озера, истребовать план и межевые книги, из коих, по всей вероятности, откроется само собою, когда те озера поступили в её владения. Но что по сему отношению сделано, из дело не видно.51 Из 2 же последних при оном деле Указов видно: из 1-го, что упраздненный Настасов монастырь состоял в Лихвинском Уезде, а вотчины его находятся в Лихвинском и Одоевском Уездах. В Лихвинском Уезде подмонастырная слободка, деревни: Татеева, Филимонова, Гамкеева. В Одоевском: село Дрянлы, деревни: Подроманова, Холоховка и Гостыж. При селе Дрянлах на овраге значатся два пруда первый в длину 36, в ширину 15, второй да третий пруд при деревне Подромановой, в длину 50 и в ширину 30 саж. При подмонастырской слободке с деревнями показана рыбная ловля в Упе реке на две версты. Кроме сей ловли и выше означенных 3 прудов, никаких ни ловель, ни озер при Настасове монастыре не значится. Из 2-го и последнего Указа видно, что Настасов монастырь состоял в Одоевском Уезде, но чему о приведении в известность принадлежавших ему 3 озер от Тульского Губернского Правления предписано Одоевскому Уездному Суду. На сем предписании дело и остановилось.
Настоятельство и степень монастыря
Настоятельство в монастыре сем до 1672 года было Игуменское, а в сем году учреждена Архимандрия, по Указу Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, по прошению же Павла, Митрополита Сарского и Подопского. В сан сей произведен Игумен обители сей Варсонофий. 1672 г., Января 26 дня, по докладу оного же Преосвященного Павла, дозволил Государь помянутому Архимандриту и будущим по нем употреблять в священнослужении Епископскую шапку и ковер, на что дана и грамота от Митрополита; в подтверждение же сего дана грамота и от Тихона, Митрополита Сарского и Подонского, которые хранятся в подлиннике в ризнице монастырской.
Архимандрия в монастыре сем продолжалась до 1764– года, а с того времени до 1799 было Игуменство. В сем же 1799 году учреждена опять Архимандрия 3 класса со степенью первого. В 1813 году, по Указу Св. Синода, дозволено Архимандриту употреблять мантию камлотовую с зелеными бархатными скрижалями.
Список настоятелей Доброго монастыря
а. Игумены
1. Сергий I, 2. ПяФнутип I, 3. Иона I. 4. Анастасий, 5. Савва, 6. Варсопофий I, 7. Антоний, 8. Варлаам, 9. Феодор, 10. Тихон, I, 11. Феодосий I, 12. Евфросип I, 13. Евфимий I, 14. Игнатий I, 15. Акакий, 16. Иоаким, 17. Лука, 18. Паисий I, 19. Михаил, 20. Артемий, 21. Пафнутий II.
22. Арсений I, 23. Иосиф I, 24. Герман, I, 25. Симон, 26. Амвросий I, 27. Арсений II, 28. Герман II, 29. Феогност, 30. Закхей, 31. Никандр, 32. Герман III, 33. Феодосий, 34. Паисий II, 35. Арсений III, 36. Досифей, 37. Киприан, 38. Сергий 11, 39. Алексий I, 40. Кондратий, 41. Афанасий, 42. Павел I, 43. Митрофан, 44. Тихон II, 45. Вассиян, 46. Пахомий I, 47. Игнатий II. 48. Сергий III,
49. Макарий I, 50. Феодосий II, 51. Ионa II, 52. Авраамий I, 53. Иона III, 54. Леонид схимник,
55. Савватий, 56. Макарий II, 57. Серафим, 58. Карион. Все они написаны в Синодике, без означения лет бытия их, а следующие в записках архивных упоминаются: 59. Пафнутий III, 60. Аркадий в 7124 (1616), 61. Иона IV, Мосолитин, в 7126 (1618), 62. Пафнутий IV, Тюнский в 7130 (1622), 63. Иона V, в 7131 (1623, в Апреле, и 7135 (1627), 64. Феодосий III, в 7162 (1654), 65. Гурий в 7163 (1655) и 6167 (1659), 66. Иов Вязьмитин 7169 (1661) и 7177 (1669) годах.
б. Архимандриты
67. Варсонофий II, произведен 7178 (1670), Августа 9: опт, упоминается еще в Феврале 7184 (1676) и 7185 (1677), Марта 7, 68. Иларион упоминается 7188 (1680), 7202 (1694), Февраля 5, скончался и погребен близ соборной церкви, 69. Иоасаф 7201 (1692), Октября 15, и в Марте 1693, 70. Макарий III в 7202 (1694), Иоасаф (вторично) в 7207 (1699) в Феврале, 71. Авраамий, II, 1703, Июня 9, 72. Климент 1707, в Январе, 73. Моисей скончался в 1704, Климент вторично упоминается 1704 в Феврале и Марте, 74. Корнилий 1704 в Апреле, 75. Евфросин II, 1705, в Феврале, и 1708 в Марте; 76. Макарий IV, 1709, Апреля 30, и 1710, Декабря 20, 77. Сергий IV 1712, Августа 4, 78. Еноимий II, в 1715, 79. Пахомий II в 1717, 80. Макарий V в 1719, 81. Алексий II в 1720, 82. Пахомий III в 1722, 83. Павел III, в 1725 и 1729, в Феврале, 84. Кирилл в 1732, 85. Алексий III в 1732 и 1747, в Феврале, 86. Питирим ст. 1747, Марта 17; Алексий опять упоминается 1748, в Июне, а 1763 в Июле скончался, .87. Симеон I в 1763, Декабря 12, и в 1765, Марта 15, 88. Стефан II 1768, Марта 9.
в. Игумены
89. Сильвестр Буявинский с 1768, Апреля 9, по Февраль 1772; он был прежде Строителем в Московском Петровском, и наконец Архимандритом в Боровском Пафнутиевом монастырях, 90. Амвросий III с 1771, Декабря 31, в 1773, Марта 11, переведен в Белевский Спасо-Преображенский монастырь, 91. Стефан III 1773, переведен из Белева и упоминается 1775 в Марте, 92. Феодосий IV ст. 1776, Июля 29, в 1777 уволен в Ростовскую Епархию, 93. Гавриил I, 1 777, Июня 14, произведен из Строителей Чернеева монастыря, в 1785 скончался.
г. Архимандриты па игуменстве
94 Архимандрит Никодим, перемещен из Настоятелей Лаврентьева Калужского монастыря в 1786, Июля 13, и 1794, Августа 21, 95. Симеон II в 1795, 96. Авраамий III в 1797. По учреждении Св. Синодом в 1801 году Архимандрии, 97. Вениямин, переведен в Белев, 98. Галактион, переведен из Велева, 99. Пимен, в 1811 скончался, 100. Иассон, Префект Калужский, а потом Ректор Тамбовской Семинарии, 101. Ириней Митропольский, в 1814 переведен в Павлов Обнорский, монастырь, 102. Гавриил Болховитинов 1814, Сентября 21, произведен из Игуменов Павлова Обнорского монастыря и определен Экономом Калужской Семинарии, 103. Сергий, с 1820, Декабря 11, по 1824, Октября 30, 104. Даниил, с 1825, Марта 14, по 1827, Ноября 11, 105. Арсений, с 1827, Ноября 11, по 1829, Июля 17, 106. Владимир, с 1829 по 1835, Февраля 15; скончался в сане Тобольского Епископа, 107. Израил, с 1835 Ноября 6, по 1843, Августа 7; был Епископом Винницким, скончался в 1868 г., 108. Никон, с 1843, Августа 7, по 1849, Ноября 28, после ректорства в Псковской и Астраханской Семинариях и живет на покое в Киево-Печерской Лавре, 109. Феофилакт, с 1850, Июля 3, а в 1863 г. посвящен в Епископа Кавказского и Черноморского, скончался в Мае 1872 года, 110. Агапит с 1857 по 1860, в Сентябре переведен в Харьковскую Семинарию, 111. Герасим, из Ректоров Харьковской Семинарии, в 1863 году, 10 Марта, рукоположен в Епископа Старорусского, Викария Новгородской Митрополии, ныне Епископ Самарской Епархии, 112. Архимандрит Асинкрит, из Инспекторов Новгородской Семинарии в Марте месяце, ныне Ректор Калужской Семинарии, 1863 года, 112. Архимандрит Мелхиседек, скончался в 1871 году, 114. Архимандрит Иосиф, с 10 Июня, 1871 года, бывший Ректор Костромской и Вятской Семинарий.
Копии с жалованных грамот
I грамота
Божиею милостию Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Фёдорович, всея Руси Самодержец, пожаловали есма Лихвинского Уезду Пречистыя Богородицы Добринского монастыря Игумена Иону с братиею, или кто по нем в том монастыре иный Игумен и братия будут, что били они нам челом, а сказали: были, де, у них в монастыре жалованные грамоты, блаженные памяти прежних Государей, Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси, и Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Ивановича всея Руси, на их монастырскую вотчину, что в Лихвинском Уезде в Свободском стану, данья Князя Данилы да Князя Никиты Одоевских на сельцо Добрцнское, и на деревни, и на починки, и на селища, и на озера с рыбными ловлями, и на бобровые гоны, и на перевоз, что на реке Оке пред деревнею Машковичами, и на озера и на всякие угодья, и как, де, в прошлом во 121 году приходили к городу Лихвину Черкасы и город Лихвин сожгли, и те, де, их монастырские грамоты, данные от прежних Государей, в те поры сгорели; а что, де, дана им была жалованная грамота в 114 году при Растриге, и та, де, у них грамота сгорела, и остался, де, у них с той грамоты список, и нам бы их пожаловать, велеть с того списка дати нашу Царскую жалованную грамоту на наше Царское имя. И Мы, Великий государь Царь и Великий Князь Михаил Фёдорович всея Руси, Лихвинского Уезду Пречистыя Богородицы Добринского монастыря Игумена Иону с братиею, или кто по них в том монастыре иный Игумен и братья будут, пожаловали, велели им с того списка дати нашу Царскую жалованную новую грамоту на наше Государево Царево и Великого Князя Михаила Фёдоровича всея Руси имя. А в списке с грамоты, каков они список пред нами положили, написано, что били челом блаженные памяти Государю Царю и Великому Князю Феодору Ивановичу всея Руси, а сказали в Лихвинском, де, Уезде Пречистыя Богородицы на Добром вотчинка, данные от Князя Данилы да Князя Никиты Одоевских, сельцо Добринское, деревня Ивешенное, починок Полной, деревня Вострой Клин, деревня Збродово, починок Кобызев, селище Старая Кобызева же, починок Плотников, деревня Герасимова, деревня Болото, селища Старая Герасимова, пустошь Малаховская, деревня Машковичи, деревня Варушицы, со всеми доходы и со веньною пошлиною, и с лесы, и с покосы, и с озеры, и рыбною ловлею, и с бобровыми гоны, и с перевозом на реке Оке под деревнею Машковичами, и со всеми угодьями; да им же, де, придали к той вотчине Князь Данила ж да Князь Никита Одоевския по своих родителях луг на реке Оке под деревнею Букреевою двенадцать десятин, да луг на реке Оке от речки Гощовки вниз по реке Оке до деревни Булычей, да у Гощовки восемь десятин бору, да луг на речке на Черенети, у каменного броду; да в тот же, де, монастырь дали с тою вотчиною рыбные ловли и бобровые гоны на реке на Оке ж, от речки от Вялки вверх по Оке реке до речки Гощовки, да озеро Олешпя, да озеро Долгое, да озеро Святое, да озеро Долгое Большое, да озеро Лесное и с малыми лужами, да и грамоты, де, им на ту вотчину дали за своими руками и за печатями. И ныне, де, на соседстве Князи и Дети Боярские, и их люди, и крестьяне, в той их вотчине всякими монастырскими угодьями владеют, в реке бобры гоняют, и в озерах рыбу ловят, и на лугах сено косят насильством, и с приставными грамотами в ту их вотчину к ним везжают бессрочно во всяких в поклепных делах, и от того, де, та их вотчина пустеет, да и грамоты они Князь Данилы да Князь Никиты Одоевских на ту вотчину клали. А в памяти из Поместного Приказу, за приписью Дьяка нашего Елизарья Вылузгина, написано, как описывали город Лихвин Афанасий Осипов да Леонтий Киприанов лета 7081 году: в Свободском стану Добрынинского монастыря монастырские вотчины Зачатия Пресвятой Богородицы село Добринское, да того же села деревня Ивешенное и иные, да к тому же монастырю рыбные ловли на реке Оке, от речки от Вялки вверх по Оке до речки Гощовки, да к монастырю же озера: Алешня, да озера Долгое, Святое, да озеро Долгое Большое, да озеро Лесное и с малыми лужами, да в тех же водах в реке Оке бобровые гоны, от речки от Вялки вверх по Оке до речки Гощовки. Да в той же памяти написано, как писали и мерили город Лихвин лета 7092 Семен Третьяков да Юрья Леонтьев со товарищи, в Свободском стану в вотчинных монастырских землях написано: Добринского монастыря село Добринское, да к тому же селу деревни: деревня Ивешенное, починок Полной, деревня Вострой Клин, деревня Збродово, починок Кобызев, селище Старая Кобызева же, починок Плотников, деревня Герасимова, деревня Болото, селище Старая Герасимова, пустошь Малаховская, деревня Машковичи, деревня Варушицы. И нам бы его, Игумена Иону с братией, пожаловать, велеть им по писцовым книгам дать нашу жалованную грамоту. И Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Фёдорович всея Руси, Пречистыя Богородицы Доброго монастыря Игумена Иону с братиею, или кто по нем в том монастыре иный Игумен и братья будут, пожаловали, велели им дать на ту их вотчину нашу жалованную грамоту, что в ту их вотчину ни кто не вступается, а Наместницы наши, Лихвинские Волостели, их Тиуны, Игумена Иону с братиею и их людей и крестьян не судят, ни в чем, опричь душегубства и разбоя с поличным, и Владычни Десятильники к ним не везжают ни по что, а ведает и судит своих людей и крестьян Игумен с братиею сам во всем, или кому прикажут; а случится суд смесной их людям и крестьянам с городскими людьми, и Наместницы наши и Волостели, и их Тиуны, их людей и крестьян судят, а Игумен с братиею с ними же будет; а прав ли будет, виноват ли будет монастырской человек, и он в правде и в вине Игумену с братиею, а Наместницы наши и Волостели и их Тиуны в их человека правого и в виноватого не вступаются; а прав ли будет, виноват ли городской и волостной человек, и он в правде и в вине Наместникам нашим и Волостелем и их Тиунам, а Игумен с братию в городского, или волостного, человека не вступаются. А кому будет чего искать на Игумене с братиею и на их людях и крестьянах, ино их судит наш Дворцовой; а в год чинить два срока искать и отвечать: зима Крещенье Христово, а лето Петров день и Павлов, а опричь того иных сроков на них не намекивают. Также есми их пожаловали по грамоте блаженныя памяти Государя Царя и Великого Князя Феодора Ивановича всея Руси, с тое их монастырские вотчины полковых ратных людей и под обоз и под наряд посошных людей и лошадей имати не велели: а коли с монастырских земель укажем, взяти на свою службу полковых ратных людей, и с тое их монастырские вотчины полковых ратных людей на нашу службу не имати же по сей нашей жалованной грамоте. Дана сия наша Царская жалованная грамота на Москве лета 7122, Марта в 16 день.
У подлинной грамоты закрепа тако на обороте:
«Божиею милостию Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Фёдорович всея Руси Самодержец».
Лета 7134, Апреля в 13 день, Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Фёдорович, всея Руси Самодержец, и отец наш, Государев, Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руси, сея грамоты слушав и сказали: по нашему Государскому уложению переписать вновь на наше Государское имя, и сию жалованную грамоту указали, подписав на наше же Государское имя, отдать Лихвинского уезду Зачатия Пречистыя Богородицы Добринского монастыря Игумену Ионе с братиею, впредь для спору вотчинных земель и всяких вотчинных крепостей, а о всем указали ходить по тому, как в ней, вновь Государской грамоте, нынешнего 131 году написано; а подписал Государев Царев и Великого Князя Михайла Фёдоровича всея Руси Дьяк Иван Болотников.
Справил с прежней грамоты жалованной с списком Подьячий Ивашко Детков.
Взято пошлин пять рублей, а полутретья рубли по подписной челобитной для бедных.
У подлинной жалованной грамоты вислая красная печать.
II грамота
Божиею милостию Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федоровича., всея Руси Самодержец, пожаловали есмя богомольцев своих, Лихвинского Уезду Зачатия Пречистыя Богородицы Добринского монастыря Игумена Иону с братиею, или кто по нем в том монастыре иный Игумен и братия будут; в нынешнем в 131 году, по нашему Государскому Указу положили они пред нами нашу жалованную грамоту 122 году, за приписью Дьяка нашего Ивана Болотникова, а в той нашей грамоте жалованной написано: были у них в монастыре жалованные грамоты, блаженные памяти прежних Государей, деда нашего Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси, и дяди нашего Государя Царя и Великого Князя Феодора Ивановича всея Руси, на их монастырскую вотчину, что в Лихвинском Уезде в Свободском стану, данные от Князь Данилы да Князя Никиты Одоевских, на сельцо Добринское и на деревни, и на починки, и на селища, и на озера, и на рыбные ловли, и на бобровые гоны, и на перевоз, что на реке Оке, под деревнею Машковичами, и на всякие угодья; и в прошлом, де, во 121 году когда приходили к городу Лихвину Черкасы, и город Лихвин сожгли, и те, де, их монастырские жалованные грамоты в те поры сгорели, и нам бы их пожаловать, велеть им дать на ту их монастырскую вотчину нашу Государскую жалованную новую грамоту на наше Государево Царево и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси имя. А в памяти из Поместного Приказа, за приписью Дьяка Елизарья Вылузгина, написано, как писали и мерили город Лихвин во 192 году Семен Третьяков, да Юрий Леонтьев с товарищи, в Слободском стану в вотчинных монастырских землях написано: Добринского монастыря село Добриньское, да к тому же селу деревни: деревня Ивешенная, починок Полной, деревня Вострой Клин, деревня Збордово, починок Кобызев, селище Старое Кобызево же, починок Плотников, деревня Герасимова, деревня Болото, селище Старая Герасимова, пустот Малаховская, деревня Машковичи, деревня Варушицы; да к тому же монастырю рыбные ловли на реке Оке, от речки от Вялки вверх по Оке до речки до Гощовки, да озера. Алешня, озеро Долгое, озеро Свято, озеро Долгое Большое, озеро Лесное, и с малыми лужами, да в тех же водах в реке Оке бобровые гоны, от речки от Вязки вверх по Оке до речки Гощовки, да перевоз на реке Оке под деревнею Машковичами, да луг на реке Оке под деревнею Букреевою двенадцать десятин, да луг на реке же на Оке от речки от Гощовки вниз по реке по Оке до деревни Булычей, да у Гощовки восемь десятин бору, да луг на речке на Черепети, у каменного броду. И Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Фёдорович всея Руси, и отец наш, Государев, Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский, и всея Руси, Лихвинского Уезду Зачатия Святые Богородицы Доброго монастыря Игумена Иону с братией пожаловали, велели им тое нашу прежнюю жалованную грамоту переписать вновь на наше Государское имя по новому уложению, и теми им монастырскими вотчинами и рыбными ловлями и всякими угодьями владеть по прежнему, по сей нашей Государской жалованной грамоте. Также есмя Игумена с братией пожаловали, с тое им монастырские вотчины наших никаких податей денежных, всяких поборов и Казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давать, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов, и городового и строжного дела, а ямские им деньги и стрелецкие хлебные запасы давать, и городовое и строжное дело делать по писцовым и по дозорным книгам с живущими с сошными людьми вместе. Также есми их пожаловали, с той их монастырской вотчины посошных людей и лошадей под обоз имати не велели до нашего Указу. А монастырских луг и крестьян Воеводы наши и Дьяки и всякие приказные люди не судят ни в чем, опричь душегубства, и разбоя, и татьбы с поличным, а ведает и судит монастырских слуг и крестьян Игумен с братией, или кому прикажут. А случится суд смесной тем монастырским людям и крестьянам с городскими, или с волостными, людьми, и Воеводы наши и Дьяки и всякие приказные люди их судят, а Игумен с братией, или их приказчик, с ними судит; а прав ли будет, или виноват, монастырской человек, в правде и в вине Игумену с братией, или их приказчику, а городской и волостной человек в правде и в вине Воеводам нашим и Дьякам и всяким приказным людям. Кому, будет чего искать на Игумене, и на братии, и на их слугах, и на крестьянах, и по нашему Государскому Указу искать им и отвечать в году на три срока: на Рождество Христово, да на Троицын день, да на Семен день летопроводника; а оприч тех наших указных сроков на иные сроки их не судити; а кто на них накинет срок сильно, не по тем нашим указным срокам, и Мы им к тым срокам ездить не велели; а кто на них зазывную, или безсудную, или Пристава возьмет не на те ж сроки, и те грамоты не в грамоты, а Пристав езду лишен. А учинится в их монастырской вотчине душегубство безхитростно, кого гром убьет, или с дерева, или с хоромины убьется, или кого возом сотрет, или озябнет, или згорит, пли утонет, или мертвого водою принесет к монастырской земле, и монастырским людям и крестьянам в том веры и продажи нет, и с посадскими с черными людьми ни в какие преторы и в разметы они не дают. А Бояри наши и Воеводы и всякия приказныя люди сильно не ставятся, и подвод, и проводников, и кормов своих, и конских не емлют, а кому у них случится стать, и они корм свой и конской купят по цене, как им продадут. Также к .ним ни кто и ни какия люди не званы пити не ездят, а кто к ним на пир и на братчину приедет пить не зван, и он того не званого сошлет с двора безпечно; а не послушает, с двора не пойдет, и учинится у них на пиру какая гибель, и тому незваному ту гибель платить у двое, без суда и без правды. А кто через сию нашу Государскую жалованную грамоту Игумена с братиею и слуг и крестьян чем изобидит, и тому от нас, Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Русии быти в опале. Дана сия наша Государская жалованная грамота на Москве лета 7 116 году, Апреля 13 день.
На обороте подписано: «Царь и Великий Князь Михайло Фёдорович», всея Руси Самодержец.» А подписал Государев Царев и Великого Князя Михайлы Феёдоровича всея Русии Дьяк Прокофий Пахирев. У подлинной жалованной грамоты вислая красная печать.
III грамота
Божиею милостию Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексиевич, всея Великия, и Малыя и Белыя России Самодержец, пожаловали из Лихвина Доброго монастыря Покрова Пречистыя Богородицы Архимандрита Варсонофия с братиею, или кто по них в том монастыре иныя Архимандриты и братия будут, в Лихвинском Уезде в Оке да в Упе реках рыбными ловлями, потому в нынешнем во 1685-м году, Января 1 день, бил челом нам, Великому Государю Царю и Великому Князю Федору Алексиевичу, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержцу, он Архимандрит, с братией: в прошлом, де, в 1651 году, по Указу отца Нашего Государева блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержца, даны им те рыбные ловли в Доброй монастырь вместо вкладу, в урочищах в Оке реке, от Гощова оврага вверх до речки до Козельны, по оба береги, и в Упе реке вверх же до речки Вацы оба же береги, с озерки и с упалыми речками, и об отказе, де, тех довел в монастырь их посланы в Лихвин к Воеводам отца нашего Государева блаженные памяти Великого Государя Царя две грамоты, а жалованные, де, грамоты за вислою печатию на те ловли им не дано, и нам, Великому Государю, Пожаловать их велеть на те рыбные ловли дать им из Приказу Большего Дворца с писцовых и окладных книг из прежней дачи нашу, Великого Государя, жалованную грамоту за вислою печатию, почему им теми рыбными ловлями впредь владеть. А в Приказе Большего Дворца в приходных окладных книгах с 136 по 162 год написано: в Лихвинском Уезде рыбныя ловли в реках в Оке да в Упе и в увпалых речках и с озерки, за откупщики на денежных оброках. И во 161 году, Февраля в 2 день, бил челом отцу Нашему Государеву, блаженные памяти Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержцу, Окольничий наш Михайло Алексеевич Ртищев, о тех вышеописанных рыбных ловлях в Доброй монастырь вместо вкладу, и отец наш Государев, блаженный памяти Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержец, Окольничего Михаила Алексеевича Ртищева пожаловал, те воды в тот монастырь дать велел, и о том в Лихвин к Воеводе Осипу Хитрово грамота отца нашего Государева, блаженной памяти Великого Государя, из Приказа Большего Дворца послана Февраля в 2 числе, 161 году.
Да подал Архимандрит Варсонофий в Приказе Большего Дворца две грамоты, каковы посланы были из Приказа Большего Дворца в Лихвин к Воеводам, первую деда нашего Государева блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея России Самодержца, 133 году, Марта 29 числа, за приписью Дьяка нашего Ивана Васильева к Павлу Кирикрейскому, о снятье тех вод с оброчника. Другую грамоту отца нашего Государева, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержца, 161 году, Апреля 3 числа, за подписью Дьяка нашего Смирнова Богданова к Никите Племянникову, и в первой грамоте 133 году написаны урочища тем рыбным ловлям по дворцовой приходной окладной книге того же 133 году в Оке реке, от Гощова оврага вверх до речки Козельны, до Белевского рубежа, оба берега, и в Упе реке, от устья вверх же до речки до Вацы оба ж берега, и в озерах. В другой грамоте 161 году написано: велено Воеводе Никите Племянникову в Доброй монастырь Покрова Пречистыя Богородицы, вместо вкладу, отказать теж рыбныя ловли в Оке и в Упе реках, и на тех же урочищах, как в грамоте 133 году написано и с упалыми речками. И Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержец, Доброго монастыря Покрова Пречистыя Богородицы Архимандрита Варсонофия с братией пожаловали, велели им и которые Архимандриты и братья впредь в том монастыре будут, владеть в тот монастырь рыбными ловлями по даче 161 году на урочищах тех, которые писаны в грамоте деда нашего Государева, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея России Самодержца, по приходной окладной книге 133 году, и в грамоте отца Нашего Государева Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержца, 161 году, в Оке реке от Гощова оврага вверх до речки до Козельны, до Белевского рубежа, по оба берега, и в Упе реке от устья вверх же до речки до Вацы, оба ж берега, и с озерки и с упалыми речками. Писана в нашем царствующем граде Москве лета 7186 года, Марта в 9 день.
Подписано на обороте:
«Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всея Великия, и Малыя и Белыя России Самодержец.»
Справил Гераско Потапов.
Пошлин 25 алтын взято и в книгу записано.
У подлинной жалованной грамоты вислая красная печать.
Лета 7197-го, Марта в 22 день. Божией милостью Мы, Пресветлейший Великий Государи Цари и Великий Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, и Великая Государыня Благоверная Царевна и Великая Княжна София Алексеевна, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержцы, сию жалованную грамоту брата нашего Государского, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Федора Алексеевича, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержца, слушав, велели подписать на наши имена, Великих Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, и Великая Государыня Благоверная Царевна и Великая Княжна София Алексеевна, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержцев, и велели теми рыбными ловлями Доброго монастыря Архимандриту Иллариону с братией, и кто по них в том монастыре Архимандриты и братья будут, владеть по сей жалованной грамоте.
Уподлиннного подписания в закрепе подписано тако: «Дьяк Никита Поярков».
IV грамота
Лета 7178 году, Августа в 4 день. Великий Государь Царь и Великий Князь Алексий Михаилович, всея Великия, и Малыя и Белыя России Самодержец, по прошению Великого Господина, Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского, пожаловал, повелел города Лихвина в монастыре Пречистыя Богородицы Покрова, зовомом Добром, на место Игуменскоз учинити Архимандрию. И его Великого Государя повелением Преосвященный Павел, Митрополит Сарский и Подонский, Доброго монастыря Игумена Варсонофия благословил и совершил в той доброй монастырь в Архимандриты, того же месяца Августа в 9-й день. А еже ему, Архимандриту Варсонофию, в Епископской шапке служити, о том Великого Государя Преосвященный Митрополит доложити тогда не улучил. И во 180 году, Января в 26 день, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексий Михаилович, всея Великия, и Малыя и Белыя России Самодержец, по докладу Великого Господина, Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского, пожаловал, повелел доброго монастыря Архимандрита Варсонофия Епископскою шапкою почтити. И его, Великого Государя, повелением Преосвященный Павел, Митрополит Сарский и Подонский, благословил Доброго монастыря Архимандрита Варсонофия Божественные Литургии служить, и прочая вся церковная священнодействия совершать в Епископской шапке и на ковре, и которые по нем, Архимандрите Варсонофии, будут в том Добром монастыре Архимандриты, так же да действуют непременно. И о том пожаловал Преосвященный Митрополит ему, Архимандриту Варсонофию, свою святительскую благословенную грамоту за своею Архиерейскою рукою и за вислою печатью, впредь на утверждение иным того Доброго монастыря Архимандритом. И та его Святительская грамота положена в Добром монастыре в казне, у Казначея Иеромонаха Илариона. А сия летопись в сию вкладную книгу написана на память будущим родом в род и род до века. И да славится со многою славою Бог, всех Создатель, в Троицы славимый, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
V грамота
Тихон, милостью Божией Митрополит Сарский и Подонский.
, • . • * j,
Церкве Святыя блогокрасотство и чиновное строение в ней всякого священноводства, наипаче Всеблагий Творец наш Бог в душеспасительную пользу Православного народа устроити благоволил. Ибо имея все мы, люди, в душе образ Божий, ум, слово и дух, должны по подобию его быть добротворениями, и ведати комуждо чин, достоинство и дело свое, в нем же кто призван быть, по учительству Святого Павла Апостола, в том да пребывает. В жительстве же человеков, блогочестивых Христиан, ради прославления имене Божия, якоже древле, где обреталося благочестие и вера богопреданная на вселенней почествовашася царства в духовождении Патриаршескими престолы, во градех же Митрополиями, Архиепископии же и Епископы быша. И в пречестных обителях монашеского обучения Архимандрии учинишася. Игуменства же и Строители быша ради блогоговейного жития в подначальстве хотящих в монашестве искуситися и подвигом добрым подвизатися. Такожде и ныне в преславном Российском Царствии, за Благочестивой державы Благочестивейшего нашего Монарха Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия, и Малыя и Белыя России Самодержца, и многих Государств и Земель Повелителя и Обладателя. И Всероссийский крайнейший Престол содержащего Великого Господина нашего, Святейшего Кир Адриана, Архиепископа Московского и всея России, и всех Северных Стран Патриарха, Вседержитель Бог церковь свою украшает и пользует Православныя народы, руководствуя оныя ко спасению.
Темже убо в порученной мне, Преосвященнейшему Тихону, Митрополиту Сарской и Подонской Епархии, по разным временам еще при бывших Преосвященных Митрополитах, правящих престол сей в пречестных обителях, зданием украшенных, братией монашествующих в них исполненных, и ко препитанию имущих довольство, повелением Благочестивейших наших Самодержцев, и благословением Святейших Всероссийских Патриархов учинены Архимандриты во градах: в Перемышльском Уезде Живоначальныя Троицы в Лютикове монастыре, в Белеве в Спасском монастыре, в Вязьме в Предтечеве монастыре, в Лихвинском Уезде в Добром Пресвятыя Богородицы Покровском монастыре, в Мещевску Георгиевском монастыре. Прешедшего же 7178-го лета, по благоволению во блаженном успении Благочестивейшего Великого Государя Царя и Великого Князя Алексия Михайловича, всея Великая, и Малая и Белая России Самодержца, града Лихвина во Уезде, в честней обители Пресвятыя Девы Богородицы Марии, честного ея Покрова, в Добром монастыре учинися Архимандрия. И дадеся сущему тогда Архимандриту тамо, Варсонофию, в священнослужении имети среброкованнопозлащенную шапку и постилати ковер. И Мы, Преосвященнейший Тихон, Митрополит Сарский и Подонский, видевше таковое в той честней обители устроение, яко и прежде сего Царского Величества бысть благоволение, и ныне Великого Господина, Святейшего Кир Адриана, Архиепископа Московского и всея России и всех Северных Стран Патриарха, повелехом, яко ныне в том Добром монастыре честному Архимандриту Иосифу, тако и впредь волею Божиею будущим времен своих Архимандритом, тамо иметь во всей моей Епархии Сарского и Подонского Митрополия престола, степень Архимандрический первый.
И сицевого ради предела даётся ему, Архимандриту Иосифу, с братией и в предбудущим в той честней обители Архимандритом ей наша, Преосвященнейшего Тихона, Митрополита Сарского и Подонскдого, грамота, за приписанием руки нашея и за печатию.
Да о всем славится Всеблагий Спаситель наш Бог Иисус Христос, и чествуется Пресвятая Владычица Дева Богородица Мария, и вси Святые Божии Угодники восхваляются ныне и во веки. Аминь.
Писался и дадеся в нашем Митрополием доме мироздания 7206-го лета, Рождества же Бога Слова Иисуса Христа 1698-го, Индиктиона 6-го, месяца Ианнуариа 21 дня.
* * *
См. условие 1768 года, Июля 20 дня.
См. условие 1770 г.
Контракт 1778 г.
Условие 1780 г.
Указ Консистории 1801 г. и при нём контракты.
Указ Консистории 1803 г. и при нём договорное условное письмо.
Указ Консистории 1806 г..
См. Указ Консистории 1813 г.
См. доношение Преосвящ. Антонию Архимандрита Гавриила, в деле Консисторском о сгорании зданий в Лихвинском Покровском Добром монастыре лист 1.
Там же, лист тот же, на обороте, и Указ Консистории, 1817 г., Марта 7 дня, на особом полулисте красной бумаги.
См. то же доношение Архимандрита Гавриила
Там же.
Дело Консистории лист 28.
Дело Консистории лист 30.
Там же лист 35.
Там же лист 41.
50 Указ Св. Синода 1828 г., в деле Консистории, лист 1.
51 В деле Консистории, доклад его Преосвященному Гавриилу, лист 5, и Указ Консистории в монастырь на особом листе, с отзывом Архимандрита Владимира 1828 г., Июня 28 дня.
52 См. донесение Преосвященному Никанору Ректора Архимандрита Владимира 1832 года, Июня 25.
Из дела, находящегося в монастыре, известно, что от Шепелевой требованы планы частно, но она не доставила. Официального же требования не было.