КАКОВО ВСЕГДА БЫЛО ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ К ЕРЕТИКАМ
По учению отцов и учителей Церкви, ересью называется такое лжеучение, которое подрывает самые основы христианского вероучения, искажает догматы веры и совершенно отчуждает своих последователей от Православной Церкви... Как говорит св. Василий Великий: еретик – тот, кто верой чужд.
«До самого скончания века мы не должны ожидать никакого нового откровения. Что же потому должно думать о том, кто пришел бы и стал уверять нас, что он приносит нам от Бога новое откровение? – Мы должны почесть его лжецом и обманщиком. Если б даже он говорил, что ангел или какой-либо дух говорит ему, и тогда надо с твердостью отвергнуть его, не допуская в себе раскрыться духу пытливости или каким льстивым надеждам. Един Господь, едина вера, едино крещение, – учит апостол (Еф. 4:5). Какой еще иности в вере и Богоугождении ожидать, желать и принимать нам?! И какая нужда нам слушать всякого встречного, тем паче, когда он иного Иисуса – иной образ спасения проповедует, его же не проповедали апостолы, или иного духа предлагает принять, коего не принимали доселе, или к иному благовестию склоняет, коего не было слышно прежде (2Кор. 11:4)? – Какого еще нужно учения, когда то, которое мы содержим, так спасительно и так многообразно доказало свою спасительность?! К сему может располагать только праздное желание перемены. Послушайте, что о сих духах – проповедниках новых учений – пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов: Возлюбленные, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестна: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть дух антихристов, егоже слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже (1Ин. 4:1–3)». Святитель Феофан Затворник [1, 729–730].
«Кто из учения Христова отвергает хотя один догмат, тот отрицается Христа» [6, письмо 30].
«Что ересь заключает в себе отвержение Христа, о том сказал св. апостол Петр во втором послании своем: В вас будут лживии учителие, иже внесут ереси погибели, и искупльшаго их Владыки отметающеся (2Пет. 2:1). Всякая ересь есть отвержение Искупителя. Самая иконоборная ересь, по наружности отвергающая только икону Христову, в сущности отвергает вочеловечение Христово, следовательно отвергает Искупителя и искупление. Отвержение христианских таинств, без очевидного отвержения Христа, в сущности, есть отвержение Христа: при отвержении таинств прекращается и уничтожается существенное общение со Христом».
«Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душой, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью. Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий: она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь – злочестием. В идолопоклонстве диавол принимал себе божескую честь от ослепленных человеков, а ересью он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха – богохульства. Кто прочитает со вниманием «Деяния соборов», тот легко убедится, что характер еретиков – вполне сатанинский. Он увидит их ужасное лицемерие, непомерную гордость, – увидит поведение, составленное из непрерывной лжи, увидит, что они преданы различным низким страстям, увидит, что они, когда имеют возможность, решаются на все ужаснейшие преступления и злодеяния. В особенности замечательна их непримиримая ненависть к чадам истинной Церкви и жажда к крови их! Ересь сопряжена с ожесточением сердца, со страшным помрачением и повреждением ума, упорно держится в зараженной ею душе – и трудно для человека исцеление от этого недуга! Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого: она или хулит догмат Святого Духа, или действие Святого Духа, но хулит непременно Святого Духа.
Сущность всякой ереси – богохульство...
Замечательно: все древние ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: они отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшие наиболее стремятся отвергнуть действия Святого Духа: с ужасными хулами они отвергли Божественную литургию, все таинства, все, где Вселенская Церковь всегда признавала действие Святого Духа...» Святитель Игнатий (Брянчанинов) [6, письмо 28].
Святые отцы Церкви всегда учили остерегаться и удаляться от еретиков. «Некоторые имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают дела, недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей; ибо это бешеные псы, исподтишка кусающие. Вам должно остерегаться от них, ибо они страдают неудобоисцелимым недугом. Для них есть только один врач... Господь наш Иисус Христос» [3, 104].
«Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, – питайтесь одной христианской пищей, а от чуждого растения, какова ересь, – отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть» [3, 121].
«Не обольщайтесь, братья мои! Растлевающие домы Царствия Божия не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, – если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает». Священномученик Игнатий Богоносец [3, 108].
«Быть еретиком – значит быть в отлучении от Бога». – Рассказывали об авве Агафоне следующее: «Пришли к нему некоторые иноки, услышав о великой его рассудительности. Желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: ты – Агафон? Мы слышали о тебе, что ты гордец? – Он отвечал: да, это правда. Они опять спрашивают его: ты, Агафон, пустослов и клеветник? – Он отвечал: я. И опять говорят: ты, Агафон, еретик? – Он отвечал: нет, я не еретик. Затем спросили его: скажи нам, почему ты на первые вопросы соглашался, а последнего не вынес? Он отвечал им: первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно душе моей, а быть еретиком, значит быть в отлучении об Бога; но быть отлучником от Бога я не хочу. Услышав это, они удивились рассудительности его и отошли, получив назидание».
На путь язык не идите и во град Самарянский не внидите (Мф. 10:5). Нам это надо понимать в отношении к еретикам: итак не войдем в церкви их, ни в жилища их. Но где будет сын мира, семя благочестивое, там и пристанем, там и пищу принимать будем, как и в предыдущие годы. Будем беречься от притворяющихся держащими истину, которые говорят, что они правые руководители, но не суть таковы, а заблуждаются, прельщающе и прельщаемы (2Тим. 3:13), ихже суд праведен есть (Рим. 3:8). Будем хранить веру неуклонной и жизнь непорочной, не умаляя и не оскорбляя одной другой, но в той и другой пребывая целыми и совершенными». Прп. Феодор Студит [13, 364].
«От святого Поликарпа Смирнского слышали, что Иоанн, ученик Господа, в Ефесе, пришед в баню и увидев в ней Керинфа (известного еретика), выбежал из бани, не мывшись, и сказал: убежим, чтобы не упала баня, потому что в ней враг истины – Керинф». И сам Поликарп при встрече с Маркионом, сказавшим ему: «Знаешь ли меня?» – отвечал: «Знаю первенца сатаны». Такую осторожность имели апостолы и их ученики, чтобы даже в слове не иметь общения с кем-либо из тех, которые искажали истину, как и Павел сказал: От еретика – человека отступай после первого и второго вразумления, зная, что таковый развратился и согрешает, будучи самоосужден (Тит. 3:10, 11)». Священномученик Ириней Лионский [3, 632].
«Когда кто из знаемых твоих держится еретических мудрований, увещай его познать правую веру, но не состязайся с ним и не желай слышать, как он мудрствует, чтобы не заразиться ядом его. Если он пожелает услышать истину веры, приведи его к святым отцам, которые могут оказать ему пользу о Христе. Таким образом ты поможешь ему по Богу без вреда себе. Но если он по первом и втором увещании не исправится, то такового, по слову апостола, отрицался (Тит. 3:10)». Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк [13, 130].
«Грешно не только читать, но даже держать у себя неправославные книги, например еретические и раскольнические. Пресвитер Кириак, державший в своей келии еретические сочинения Нестория, был вразумлен в своей виновности следующим видением: он видел стоявшую около своей келии жену, одетую в багряницу, и с нею двух мужей, в коих он узнал Пресвятую Богородицу и сопутствовавших ей Иоанна, Предтечу Господня, и Иоанна Богослова. В неизреченной радости бросился благоговейный пресвитер к стопам Богоматери и просил посетить его келию, но Она не согласилась, несмотря на его слезные просьбы, и наконец сказала: «Как же хочешь ты, чтобы я вошла к тебе, когда ты в своей келии держишь врага Моего?»
Пробудившись от сна, Кириак в глубокой скорби начал размышлять: «Кто бы мог быть врагом Пресвятой Богородицы? Кроме меня, со мной никого не было в келии». Чрез несколько времени, занявшись чтением книг, пресвитер нашел между ними поучения еретика Нестория, осужденного на III Вселенском Соборе за то, что называл Пресвятую Богородицу не Богородицей, а Христородицей, как бы от нее родился простой человек, а не вместе и Бог. Теперь только Кириак понял, кто был в его келии враг Пресвятой Богородицы. Он тотчас сжег еретическую книгу, сказав: «Пусть же с этих пор не будет у меня врага Пресвятой Богородицы» [1].
В житии великого отца Египетской пустыни преподобного Паисия Великого (память 19 июня) мы находим поразительный пример тому, как легко утратить благодать Божию.
Дело было в Египте. Однажды ученик его отправился в город, чтобы там продать рукоделие свое. На пути туда повстречался он с евреем, который, приметив его простоту, начал соблазнять его, говоря так: «Возлюбленный, зачем ты веруешь в простого Человека, который к тому же распят на кресте? Он ведь совсем не ожидаемый Мессия. Должен прийти другой, а не Он». Ученик, будучи слаб умом и прост сердцем, начал прислушиваться к этим словам и даже посмел сказать: «Может быть, ты говоришь правду». И вот он вернулся в пустыню, преподобный Паисий отвернулся от него и ни слова не сказал ему. Наконец, после долгих упрашиваний ученика, преподобный сказал ему: «Кто ты такой? Не узнаю тебя. Тот ученик мой – христианин, и благодать святого крещения была на нем, а ты не таков, – если ты и в самом деле мой ученик, то благодать св. крещения оставила тебя, и образ Христа в тебе уничтожен». Ученик в слезах поведал о своем разговоре с евреем, на что преподобный отвечал: «О несчастный! Что может быть хуже и подлее тех слов, которыми ты отрекся от Христа и Его Божественного крещения? Теперь иди и плач над собой как хочешь, у меня же тебе нет места, имя твое записано среди имен, отрекшихся от Христа, и вместе с ними тебя ждут осуждение и муки». Услышав от преподобного такой приговор, ученик исполнился покаянием, и в ответ на его мольбы преподобный ушел в затвор для молитвы. Он умолял Бога простить ученику его грех. И услышал Господь молитву преподобного и даровал ему знамение, что прощен ученику грех его. И тогда преподобный предостерег его: «Чадо, воздай славу и благодарение Христу Богу нашему со мной за то, что нечистый богохульный дух изгнан из тебя, и вместо него Дух Святой низшел на тебя и восстановил в тебе благодать св. крещения. И вот, храни себя теперь, дабы из-за лености и беспечности не впасть тебе снова во вражеские сети, ибо, согрешив, должен ты будешь гореть в огне геенны». Житие преподобного Паисия Великого.
«Ныне, когда гонители не продолжают гонение за Христа, нам надлежит пророческого послушаться слова: изыдите из среды их и отлучитеся, глаголет Господь (Ис. 52:11; 2Кор. 6:17). Если иные действуют в сем отношении, они сами за себя дадут Господу ответ в день суда. Мне же кажется, что идти вместе с ними есть то же, что безразличничать в отношениях своих к еретикам». Преподобный Феодор Студит [13, 371].