Первое послание Апостола Петра
Писание приблизительно между 65 и 68 гг. по Р. Х. Писано в то время, когда христиане в Малой Азии испытывали всякие клеветы и обвинения и жили под угрозою гонений. О сем упоминается в послании (1:6–7; 2:12; 3:14; 4:12–19), а из других источников мы знаем, что с 64 г. при Нероне началось и распространилось по всей Азии страшное гонение на христиан. Цель послания – ободрить верующих в виду угрожающей опасности и дать наставления и советы, кок должны держать и вести себя христиане в такое время.
Глава 1
Петр, Апостол Иисуса Христа, – пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании, избранным
предведением Бога Отца, в освящении от Духа, к послушанию, к очищению кроплением Крови Иисус Христовой.
Благодать вам и мир да умножится.
Христианское упование спасения
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас, воскресением Иисус Христовым из мертвых, к новой жизни,
с надеждою наследства нетленного, чистого, неувядаемого, хранящегося на небесах для вас, –
силою Божией соблюдаемых чрез веру ко спасению, готовому открыться в последнее время.
О сем возрадуйтесь, хотя поскорбели вы теперь немного (если нужно было) от разных искушений,
чтоб испытанная вера ваша, драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытуемого золота, стяжала похвалу и честь и славу в явление Иисуса Христа.
Хотя и не видели вы Его, любите Его, и ныне, не видя, веруете в Него, и радуетесь неизреченною и преславною радостью,
достигая, в конец веры вашей, спасения душ ваших.
Сего-то спасения искали, о нем разумевали пророки, когда предвещали благодать, уготованную вам,
и изыскивали, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
Им открыто было, что не для себя, но для вас были они служителями истины, которая ныне проповедана вам теми, кои принесли вам благовестие от Духа Святого, посланного с небеси; а в тайну сию и Ангелы желают приникнуть.
Святость жизни христианской
Итак, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего (собрав воедино помышления ваши), трезвенным духом, совершенно уповайте на сходящую на вас благодать в откровении Иисус Христовом.
Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
но, по образу призвавшего вас Святого, сами будьте святы во всем житии вашем,
как написано: «святи будите, яко Аз свят есмь» (Лев.11).
И если зовете Отцем Того, Кто нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время здешнего жительства вашего.
Знаете, что не тленным золотом или серебром искуплены вы от суетного житейского обычая, преданного вам от отцов,
но драгоценною Кровию, Кровию Христа, как агнца непорочного и пречистого.
Предуведен был Он прежде создания мира, но в последние времена сии явился вас ради,
уверовавших чрез Него в Бога, воздвигшего Его из мертвых: и дал Ему славу, да будет в Боге вера ваша и упование ваше.
Братская любовь
Ныне, в послушании истине, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, любите друг друга усердно, от чистого сердца,
как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, словом Бога живого и пребывающего во веки.
«Всякая плоть – как трава, и всякое слово человеческое – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал.
Но слово Господне пребывает во веки» (Пс.101). Сие и есть слово благовестия вам проповеданного.
Глава 2. Освящение верою
Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и злословие,
как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное млеко, чтоб от него возрасти вам во спасение.
Вкусили уже вы, «яко благ Господь» (Пс.33).
Приступая к Нему, к камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое – приносить жертвы духовные, благоприятные Богу Иисусом Христом.
Сказано в Писании: «се, полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится» (Пс.117; Ис.28).
И драгоценный Он для вас верующих, а для неверующих – камень, «егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла, камень претыкания, и камень соблазна».
И на нем они претыкаются, не покоряясь слову: то им и положено.
Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди Божьего удела, взятые возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.
Были вы некогда не народ, а ныне вы народ Божий; были непомилованные, а ныне помилованы.
Сила доброго примера
Молю вас, возлюбленные, как пришельцев и странников, отдаляйтесь от плотских похотей, воюющих на душу;
житие ваше да будет доброе между язычниками, чтоб они, за что злословили вас, как злодеев, за то. видя добрые дела ваши, прославили бы Бога в день посещения.
Повиновение властям
И будьте покорны всякому начальству человеческому Господа ради: царю – как предержащей власти,
правителям – от него посылаемым для наказания злодеев, в похвалу добродеющим;
ибо такова воля Божия, чтобы мы добрым своим деланием заградили уста невежеству безумных людей, –
как свободные, и не как люди, прикрывающие зло именем свободы, но как рабы Божии.
Всем воздавайте честь, братство возлюбите, Бога бойтесь, царя чтите.
Терпение за правду ради Бога
Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и строптивым.
То угодно Богу, когда кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая невинно.
Что за похвала, если терпите, когда казнят вас за вины ваши? Но если правду творите и, за то страдая, терпите, – то угодно Богу.
К тому вы и призваны; так и Христос пострадал за нас и Свой образ нам оставил, чтобы следовали и мы по стопам Его.
Он не сотворил греха ни единого, и не было лести в устах Его (Ис.53).
Злословили Его – Он не отвечал укором; страдая, не угрожал, но предавал все Судии праведному.
Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, чтобы мы, умерев для греха, жили для правды: язвами Его вы исцелились.
Были – как овцы заблудшие, не имущие пастыря, ныне же возвратились к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
Глава 3. Взаимные отношения супругов
Также и вы, жены, повинуйтесь мужьям своим, чтоб и те, что не покоряются слову (благовестия), житием жен своих без слова приобретаемы были,
когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
Да будет красота ваша не внешняя. не плетение волос или золотые уборы или одежда нарядная, –
но внутренняя, в сокровенном сердца человеке, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа: вот что́ драгоценно пред Богом.
Так некогда и святые жены, в уповании на Бога, украшали себя, повинуясь мужьям своим.
Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; и вы – ее дети, если добро творите и не смущаетесь ни от какого страха.
Но и вы, мужья, обращайтесь разумно с женами, как с немощнейшим сосудом, воздавайте им честь, как сонаследницам благодатной жизни: так и вам не будет затруднения в молитвах ваших.
Любовь и воздержание
Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны. смиренномудры.
Не воздавайте злом за зло или поношением за поношение; напротив, благословляйте, зная, что и призваны вы наследовать благословение.
А кто «любит жизнь и хочет видеть себе дни добрые, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
уклонися от зла и сотвори благо; ищи мира и держись его:
очи Господни на праведных, и уши Его к молитве их, лице же Господне против творящих зло» (Пс.33, 36).
И кто вас озлобит, если будете ревнители добра?
Терпение в страданиях
Если же и пострадаете за правду, то блаженны вы; страха же их не бойтесь и не смущайтесь.
Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы дать ответ, с кротостью и благоговением, всякому, кто станет вас спрашивать, откуда и в чем упование ваше.
Имейте добрую совесть, чтобы в том, за что злословят вас, как злодеев, постыжены были люди, порицающие доброе во Христе житие ваше.
Если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, а не за худые,
ибо и Христос, чтобы привесть нас к Богу, единожды за грехи наши пострадал, праведник за неправедных, умерщвлен быв плотию. ожив же духом.
Тогда и заключенным в темнице духам сошед проповедал, –
тем, что некогда непокорны были ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, в строение ковчега, когда немногие, всего восемь душ, спасались в нем от воды.
Так и ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
Иже, восшед на небо, одесную Бога сидит, и Тому покорены суть Ангелы и власти и силы.
Глава 4. Разврат прежней жизни в язычестве
И как Христос пострадал плотию, то и вы вооружите себя тою же мыслию: пострадавший плотию престал от греха,
чтобы затем уже во плоти жить не по человеческим похотям, но по воле Божией.
Довольно уже, что в прошедшее время жития вашего творили вы волю языческой жизни и проходили пути ваши в нечистотах, в похотях, в пьянстве, в разврате, в объедении и в скверных идолослужениях.
От того они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
Они дадут ответ Тому, Кто готов уже ныне судить живых и мертвых.
Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, прияв суд по человечеству плотию, жили по Божию, духом.
Целомудренность и любовь
Но близко уже всему конец. Итак, будьте целомудренны (смотрите за собою) и не ослабевайте в молитвах.
А паче всего имейте усердную любовь друг ко другу, ибо любовь покрывает множество грехов;
будьте страннолюбивы друг ко другу, без ропота.
Служите друг другу, каждый тем дарованием, какое кто получил, как добрые приспешники многоразличной благодати Божией.
Говорит ли кто, говори, как вещатель словес Божиих; кто идет на служение, пусть служит в той силе, какую подает Бог, да прославляется Бог во всем чрез Иисуса Христа, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.
Достоинство страданий за Христа
Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения, странного для вас.
Но радуйтесь, что приобщаетесь к страданиям Христовым, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
Если злословят вас за имя Христово (которое вы носите), то блаженны вы, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас; в тех Он хулится, а в вас прославляется.
Только бы не пострадал кто из вас, как убийца или вор или злодей или хищник чужого добра25.
Если же пострадал, как христианин, то не стыдись, а прославляй Бога за такую участь.
Время начаться суду с дома Божия; если же прежде начнется с нас, то какой конец отвергающим Евангелие Божие?
И если праведник едва спасется, то нечестивый и грешный где явится?
Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, верному Зиждителю, души свои, – и да творят добро.
Глава 5. Наставления
Старших же между вами пастырей молю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник имеющей открыться славы, молю,
пасите, какое у вас, стадо Божие, наблюдая его, не по нужде, но от доброй воли, по Божьему, и не ради неправедного прибытка, но с сердечным усердием,
и не господствуйте над клиром, но служите примером стаду.
Так, когда явится Пастыреначальник, приимете неувядающий венец славы.
Также и юные, повинуйтесь старшим; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, – ибо гордым Бог противится, смиренным же дает благодать.
Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
Всю заботу вашу возложите на Него, ибо Он печется о вас.
Трезвитесь, бодрствуйте: супостат ваш диавол – как лев рыкая ходит и ищет, кого поглотить.
Стойте против него крепко – твердою верой, зная, что такие же, как ваши, страдания происходят и с братиями вашими в мире.
Бог же всякой благодати, призвавший вас в вечную славу Свою о Христе Иисусе, по временном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да установит незыблемо.
Тому слава и держава во веки веков. Аминь.
Кратко написал я вам (сие) чрез Силуана, верного, думаю, брата, чтоб уверить вас и засвидетельствовать, что истинная есть благодать Божия, в коей вы стои́те.
Привет вам от сродной того же избрания церкви в Вавилоне и от Марка, сына моего.
Целуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь.
* * *
Есть и такое чтение: или участник дел, чуждых христианину (чуждопосетитель, άλλοτριοεπίσκοπος).