Второе послание Апостола Петра
Время и место, откуда оно писано, неизвестны. Оно обращено к христианам вообще и направлено главным образом на возникшее в новых общинах отделение веры от жизни и нравов, под влиянием ложных учений. Вместе с тем убеждает Апостол в неизбежности второго пришествия Христова, хотя время, когда оно будет, предузнать невозможно и предугадывать не следует.
В этом послании усматривается сходство с содержанием послания Апостола Иуды.
Глава 1
Симон Петр, раб и Апостол Иисус Христов, – от праведности Бога нашего и Спаса Иисуса Христа приявшим равночестную с нами веру.
Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
Христианское достоинство и жизнь христианская
Сила Его божественная даровала нам все потребное для жизни благочестивой, в познании Призвавшего нас явлением славы Своей и благости.
Тем и дарованы нам обетования великие и драгоценные, чтобы стали мы чрез них причастниками Божеского естества, избежав от сущего в мире растления всякой похоти.
Итак, прилагая всякое старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
Если все это есть и еще возрастает в вас, то не останетесь вы ни ленивы, ни бесплодны в познании Господа нашего Иисуса Христа.
А в ком нет сего, тот слеп, ничего перед собой не видит, и думать забыл о том, как очищены прежние грехи его.
Посему, братия, всячески старайтесь, чтобы твердо было в вас известно призвание и избрание ваше: так поступая, никогда не преткнетесь.
И так богатно откроется вам вход в вечное Царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа.
И не обленюсь я никогда напоминать вам о сем, хотя вы и сами знаете, и утверждены в настоящей истине.
Праведным долгом почитаю себе, доколе пребываю в сей храмине телесной, возбуждать вас напоминанием,
зная, что скоро должен я оставить сию храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
Но все буду еще стараться, чтобы вы и по отшествии моем всегда имели в себе о сем память.
Преображение Господне
Ибо не хитросплетенным басням следовали мы, когда возвещали вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но были самовидцами величествия Его.
И Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы пришел к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Немже благоволение Мое».
И сей глас, с небеси сшедший, слышали мы, когда на святой горе были с Ним.
Пророчества
И еще имеем мы вернейшее пророческое слово – и хорошо делаете вы, что к нему обращаетесь, как к светильнику, в темном месте сияющему, доколе не начнет день рассветать и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
Прежде же всего должны вы знать, что никакое пророчество в Писании само собою разумом не разрешается.
И никогда не было сказуемо пророчество по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, движимые Духом Святым.
Глава 2. Лжепророки
Были и лживые пророки в народе, как и у вас будут лжеучители. Они введут погибельные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут на себя скорую погибель.
Многие последуют развратному их учению, и чрез них путь истины будет в поношении.
Из любостяжания станут уловлять вас льстивыми словами; но суд им давно готов, и погибель их не дремлет.
Погибель падшим христианам, ведущим нехристианскую жизнь
Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал на суд и на мучение;
не пощадил древнего мира, но сохранил с семью душами осьмого Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
города Содомские и Гоморские осудил на истребление и превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам;
а праведного Лота, истомленного обращением между беззаконными и развратными людьми, избавил,
ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные.
Итак знает Господь, как благочестивых избавлять от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для казни,
наипаче же тех, что идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших себя,
тогда как и Ангелы, превосходя их крепостию и силою, не возводят на них пред Господом укоризненного суда.
Они, как бессловесные животные, прирожденные на уловление и истребление. злословя то, чего не понимают, в растлении своем погибнут,
и так получат возмездие за свою беззаконность. Они полагают все удовольствие жизни в ежедневном наслаждении. Срамники и осквернители, они не оставляют лжи своей и распутства и тогда, как едят вместе с вами26.
Очи их исполнены любострастия и всякого греха; они прельщают неутвержденные души; сердце навыкло к любостяжанию; они – сыны проклятия.
Оставив прямой путь, заблудились, пошли по следам Валаама, сына Восорова, возлюбившего мзду неправедную.
Но был он обличен в своем беззаконии; бессловесная ослица проговорила человеческим голосом и остановила безумие пророка.
Это – безводные источники, облака и туманы, гонимые бурей, и для них блюдется мрак вечной тьмы.
Нахальными и вздорными речами уловляют они в плотские похоти и в разврат едва отставших от людей, кои живут еще в заблуждении;
обещают им свободу, а сами рабы тления: кто чему поддался, тот тому и раб.
А если кто, избегши от скверн мира в познание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, опять в них запутывается и ими пленяется, для того последнее бывает хуже первого.
Лучше бы познавши, возвратиться назад от преданной им святой заповеди;
но с ними случается, что́ сказано в верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и свинья омывшаяся идет валяться в грязи.
Глава 3. Верно, хотя еще и медлит, и будет нечаянно пришествие Христово
Вот уже второе послание пишу вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл,
чтобы вы помнили прежде реченные святыми пророками глаголы и заповедь Господа и Спаса, от Апостолов преданную вам.
Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, ходящие в похотях своих,
и станут говорить: где же обетование пришествия Его? с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается, как было.
Но такие люди знать не хотят, что в начале Словом Божиим небеса и земля созданы из воды и водою;
так и тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
А нынешние небеса и земля, тем же Словом содержимые, блюдутся огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа един день – как тысяча лет, и тысяча лет – как день един.
Не медлит Господь совершить обетование, как иные думают, что медлит; но долготерпит на нас, не хотя, чтобы кто погиб, но да все в покаяние приидут.
А день Господень придет, как тать в нощи, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, сгорая, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
Если так все сие разрушится, какую же святую и благочестивую жизнь должны вы вести,
когда ожидаете и желаете скорого пришествия дня Божия! В день тот воспламененные небеса разрушатся, и разгоревшиеся стихии растают.
Но мы, по обетованию Его, нового небеси и новой земли чаем. где правда живет.
Надобно быть готовым
Итак, возлюбленные, в ожидании сего, потщитесь явиться пред Ним не скверными и непорочными и в мире.
А долготерпение Божие почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам.
Так говорит он об этом деле и во всех своих посланиях. Есть в них и нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные люди, к своей же погибели, извращают, как и прочие Писания.
Но вы, возлюбленные, как предварены о сем, берегитесь, чтоб не увлечься вам заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения;
но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. Тому слава и ныне и во веки. Аминь.
* * *
По-видимому, здесь, разумеется, участие развратных и неверных христиан в вечерях любви вместе с верными. И в некоторых греческих списках стоит: έν ταῖς άϒάπαις – Ср. Иуд.12.