Источник

Беседа XVI. О седьмом члене символа веры. Об антихристе

И паки грядущаго со славою cyдumu живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

В прошедшей беседе, братие, мы сказали, что время второго пришествия Господня неизвестно. Но в слове Божием открыты некоторые признаки его приближения, а именно: проповедание Евангелия всем народам, уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий и пришествие антихриста. Сам Иисус Христос говорил: и проповестся сие евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком и тогда приидет кончина (Мф.24:14). Значит, пред вторым пришествием Спасителя проповедь о Нем распространится по всей земле и не будет ни одного народа, который бы ни услышал ее. Но вместе с этим, братие, в нравственном состоянии людей наступит самое крайнее развращение: оскудение истинной веры и любви к ближнему. Дьявол, как бы предчувствуя близость своей конечной погибели,

потому что с кончиною мира он не будет иметь возможности соблазнять людей, со всею яростью вооружится против них, чтобы отторгнуть их от веры во Христа и увлечь в беззаконную жизнь. Дело дойдет до того, что, как говорил Сам Иисус Христос, Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли (Лк.18:8), и за умножение беззакония изсякнет любы многих (Мф.4:12). По словам Апостола Павла, в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, продерзиви, возносливи, прелагатае, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2Тим.3:1–5). Таким образом, зло дойдет до крайней степени. Наконец, братие, не довольствуясь обыкновенными своими средствами, дьявол, чтобы еще более усилить нечестие между людьми, воздвигнет антихриста. День Христов, говорит Апостол Павел, «не приидет, пока не прийдет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Сол.2:3–4).

Самое слово антихрист – греческое, на русском языке оно значит противник Христа. В общем смысле антихристом называется всякий противящийся учению Христову, низвращающий или отвергающий его. Таких антихристов, было много всегда, и ныне они есть. В особенном же смысле под антихристом разумеется собственно противник Христа, который явится пред кончиною мира и будет стараться истребить христианство. По учению слова Божия, он будет определенное лицо и именно человек, но человек беззаконный, который будет действовать при особой помощи дьявола. Он будет отличаться необыкновенною гордостью, и выдавать себя за Бога, распространит свое влияние на все народы (Откр.13:2,7), будет проповедовать ложное учение, противное учению Христову, и увлечет на свою сторону многих, слабых и недостойных (2Сол.2:10–12). Для подтверждения своего учения и для большого обольщения людей, он будет совершать ложные знамения и чудеса (2Сол.2:9); при этом воздвигнет сильное гонение на христиан, и тех, которые не последуют ему, будет предавать смерти (Откр.13:15).

Чем же, братие, можно объяснить такой успех антихриста? Ничем иным, конечно, как только попущением Божиим. Бог, как всемогущий, конечно мог бы воспрепятствовать появлению антихриста, но, как премудрый и неизменяемый, он попускает его и не отнимает свободы у человека. Господь всех призывает ко спасению и всем указал путь к достижению блаженства. Получат же блаженство те, которые правильно веруют в Бога, и в душе и на деле искренно чтут Его, не по каким-либо земным расчетам, не потому, напр., что им жить хорошо, как клеветал дьявол на Иова перед Богом, но по истинной любви к Нему. Не получат блаженства те, которые неправильно веруют в Бога и совсем не чтут, или неискренно чтут Его. Для таких-то лиц и явится антихрист. Его воздвигнет, заметьте братие, не Бог, а, как говорит слово Божие, дьявол, по допущению Божию, как последнее чрезвычайное орудие для борьбы с царством Христовым. Все неправильно верующие признают над собою власть антихриста, и явятся вместе с ним открытыми противниками Христа, беззаконие раскроется на земле во всей своей силе и объявит борьбу истинным последователям Христовым. Тогда явится Господь во славе Своей, чтобы навсегда одержать победу над дьяволом и его приверженцами, как и предсказывает Апостол Павел: подобает Ему (Иисусу Христу) царствовати, дóндеже положит вся враги под ногами Своими (1Кор.15:25). Таким образом, братие, Бог попустит явиться антихристу не потому, чтобы хотел погибели человека, но потому, что нечестивые люди сами не захотели воспользоваться помощью Божиею и исправить жизнь свою, а неправильно или даже совсем не веровали в Бога, и сами отдали себя во власть дьяволу и его антихристу. Так и учит, братие, апостол Павел. Бог попустит антихриста, говорит он, «за то, что они (нечестивые люди) не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Сол.2:10–12). Поэтому, братие, истинно верующие в Бога не должны смущаться и недоумевать по поводу пришествия антихриста. Те, которые погибнут чрез него, погибнут по своей воле, от своего нечестия.

Но попуская, братие, явиться антихристу Господь для противодействия ему и к утешению верных пошлет с неба двух свидетелей, под которыми разумеют Еноха и Илию. Эти свидетели будут проповедовать истину, творить чудеса и, наконец, примут мученическую смерть от руки его, как не видевшие еще смерти: они, как известно, были живыми взяты на небо. Чрез три с половиною дня они воскреснут и вознесутся на небеса (Откр.11:3–12). Проповедь их будет служить утешением для верных, так что бессильна будет для них злоба антихриста, Тем, которым придется претерпеть страдания за веру, Господь подаст мужество и крепость, так что они с радостью примут кончину, подобно тому, как во времена гонений на христиан от язычников мученики с радостью и молитвою за мучителей своих принимали мученическую смерть.

Впрочем, во времена антихриста не все верные подвергнутся преследованиям, многим из них будет указано убежище от преследований антихриста в пустыни, где они и будут находиться в безопасности. А жена бежа в пустыню, говорит в откровении св. Иоанн Богослов, идеже име место уготовано от Бога, да тамо питается дний тысящу двести шестъдесят (Откр.12:6). Здесь под женою разумеется Церковь Христова. Таким образом, и во времена антихриста в безопасных местах будут пребывать истинно верующие во Христа и пастыри, и таинство св. причастия непрерывно будет совершаться до дня пришествия Христова (1Кор.11:26). Владычество антихриста будет продолжаться около трех с половиною лет. По исполнении определенного ему времени, придет Господь судить живых и мертвых и убьет антихриста духом уст Своих (2Сол.2:8).

Таковы, братие, признаки второго пришествия Христова. Размышляя об этих признаках, будем, братие, всегда помнить о том, какую силу имеет зло над человеком. Будем твердо содержать правую веру, и жить по вере. Будем молить, и просить Господа о помощи. Особенно будем заботиться о том, чтобы не быть беспечными. Пользуясь нашею беспечностью, дьявол входит в нас, сеет плевелы и отторгает нас от Иисуса Христа. Будем, как заповедует Спаситель, всегда бодрствовать, потому что не знаем ни дня, ни часа, в который Он придет (Мф.25:13). Много труда требует от человека постоянное бодрствование, но без труда он ничего и достигнуть не может. Господи, избави нас от лукавого. Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle