Источник

Беседа XLVII. О седьмом члене символа веры. О страшном суде

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

Вы знаете, братие, что в седьмом члене символа мы выражаем веру, прежде всего, во второе славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Зачем же, спрашивается, придет во второй раз Господь? Чтобы судить живых и мертвых, – отвечает нам символ веры. Об этом-то будущем суде мы и побеседуем с вами, братие, нынешний раз.

В день второго пришествия Спасителя последуют, братие, два великих события: все умершие воскреснут из мертвых, а все оставшиеся до того дня живыми мгновенно изменятся и будут такими же, как и воскресшие из мертвых, то есть сделаются нетленными и бессмертными. Грядет час, говорил Сам Иисус Христос о будущем суде Своем, в оньже вcu сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин.5:28–29). Сам Господь, учит апостол Павел, в повелении, во гласе архангелеве, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы живущии оставшии... изменимся (1Сол.4:16–17; 1Кор.15:52). После того, как воскреснут мертвые и изменятся живые, начнется самый суд над ними. Это будет суд всеобщий: Господь будет судить всех людей без изъятия. Он пришел на землю для всех людей, пострадал за всех, всех призывал ко спасению и всем дал средства к достижению его, посему все и должны будут отдать отчет, – воспользовались ли они теми средствами, какие дал им Спаситель? Всем бо явитися нам подобает, учит апостол Павел, пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2Кор.5:10). Раб и владыка вкупе тогда предстанут, царь и воин, богатый и убогий, в равном достоинстве (Стих. при погребении умерш.).

Как будет происходить самый суд? – это, братие, изобразил нам Сам Иисус Христос. Егда приидет Сын Человеческий в славе своей, говорит Он, и ecu святии ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы своея. Ангелы явятся на суд не только для торжественности, но будут соучастниками самого суда, исполнителями воли Иисуса Христа. Соучастниками на суде будут и святые, особенно проповедники веры – апостолы (Мф.19:28). Пред сидящим на престоле Господом соберутся все народы, и Он произведет разделение: и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ, и поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю. Под овцами разумеются здесь праведники, а под козлами – люди грешные. После этого разделения Господь скажет праведникам: приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Указывает Господь и причины того, почему даст праведникам такую награду. Взалкахся бо, говорит Он, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: странен бых, и введосте Мене: наг и одеясте Мя: болен, и посетисте Мене: в темнице бех, и приидосте ко Мне. Но праведники, братие, не замечали совершенных ими добрых дел. Они не гордились ими, делали добрые дела так, что левая рука не знала того, что делала правая. Свое смирение и свое не достоинство, братие, они выкажут и на суде; ибо, обращаясь ко Господу, скажут: Господи, когда Тя видехом алчуща, и напитахом или жаждуща, и напоихом; когда же Тя видехом странна, и введохом; или нага, и одеяхом; когда же Тя видехом боляща или в темнице, и приидохом к Тебе? На это Господь ответит им: аминь глаголю вам, понеже comвopucme единому сих братий моих менших, мне comвopucme. Таким образом, Господь доброе дело, сделанное кем-либо для бедных, которых Он называет меньшими Своими братьями, относит к Самому Себе. – После праведников Господь обратится к грешникам, стоящим по левую сторону, и произнесет Свой приговор: идите от Мене прокляты во огнь вечный, уготованный дьяволу и ангелом его. Господь призывал и призывает грешников к покаянию, но они не внимали Его гласу, посему сами себя лишили благословения Божия, сами навлекли на себя проклятие и подпали вечному мученью. Это мучение назначено было не для людей, но для дьявола и прочих злых духов, которые сеют зло в роде человеческом. Но так как грешники по своим грехам делаются как бы участниками того же зла, которым одержимы злые духи, то и осуждаются на те же мучения, как и они. Господь скажет грешникам и причину их осуждения. Взалкахся бо, скажет Он им, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене: странен бых, и не введосте Мене: наг, и не одеясте Мене; болен, и в темнице, и не посетисте Мене. На это они ответят Ему: Господи, когда Тя видехом алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или в темнице, и не послужихом Тебе; таким образом грешники явно покажут, что они не внимали учению Господню. Аминь глаголю вам, скажет им Господь, понеже не comвopucme единому сих менших, ни Мне comвopucme. Значит Он осудит грешников за жестокосердие к ближним. Итак, братие, на страшном суде мы должны будем отдать отчет в своей жизни и всем нам Господь воздаст по делам нашим. Особенно Он потребует от нас отчета в том, как мы относились к ближним своим? были ли мы милосердны к ним? Заповедь о любви к ближним Господь приравнивал к заповеди о любви к Богу. Возлюбиши Господа Бога Твоего, говорил Он, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго (ближнего) твоего яко сам себе (Мф.22:37–39). По учению апостола Павла, «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14). В любви к ближнему заключается и любовь к Богу, или, лучше сказать, последняя служит основанием первой, так что, по учению апостола Иоанна Богослова, не любящий ближнего своего, которого видит, не может любить и Бога, которого не видит (1Ин.4:20). Так велика, братие, заповедь о любви к ближним, так велики дела милосердия. Будем же, братие, всегда помнить о том, что мы должны будем дать отчет пред Господом о делах своих, будем внимательны к жизни своей, будем милостивы к ближним своим. Господь и нас помилует. Блажени милостивии, говорит Он, яко тии помилованы будут (Мф.5:7). Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle