Источник

Беседа XXLVIII. О седьмом члене символа веры. Об ответе на суде Христовом за грехи словом

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не

будет конца.

В прошедшей беседе мы видели братие, что Господь на суде воздает нам по делам нашим. Но на том же суде, братие, Господь будет судить нас не за дела только, но и за грешные желания и мысли и за худые слова, если не загладим их покаянием, верою и исправлением жизни. Обличительницею нашею на суде явится совесть наша, которая откроет пред всеми всю жизнь нашу, и обнаружатся не только все дела, какие мы сделали во всю свою жизнь на земле, но и все сказанные нами слова, тайные желания и помышления. Приидет Господь, учит апостол Павел, иже во свете приведет тайная тьмы, и объявит советы сердечныя: и тогда похвала будет комуждо от Бога (1Кор.4:5), то есть Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения и тогда последует воздаяние. А что на том же суде подвергнутся испытанию и слова наши, об этом Сам Господь сказал: глаголю же вам: яко всяко слово праздное, еже аще рукутъ человецы, воздадят о нем слово в день судный. Отъ словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися (Мф.12:36–37). Праздное слово, по изъяснению св. Иоанна Златоуста, есть слово, «несообразное с делом, ложное, дышущее клеветой, а также и пустое слово, напр., возбуждающее беспорядочный смех, срамное, бесстыдное, не благопристойное», «всякое слово», по изъяснению блаж. Феофилакта, «не служащее к действительной христианской пользе». За всякое такое слово, братие, мы должны будем отдать ответ Богу.

Но, братие, мы так привыкли к словам своим, так много каждый день из уст наших исходит пустых слов, что мы не придаем им никакой цены. Нам может показаться даже странным, неужели на страшном суде будет взыскано с нас каждое слово? Да, братие, так. «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», говорит Спаситель. Почему же так строго поступит Господь? Что такого греховного в словах наших? Своими словами, братие, мы выражаем то, что думаем и что чувствуем. Посему по словам может быть познаваем человек, как дерево познается по плодам его. Благий человек, говорит Господь, от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукавого сокровища износит лукавая (Мф.12:35). Если посему произносимые слова правдивы, честны, благочестивы, назидательны: они показывают хорошего человека в произносящем их, и он получит оправдание на суде. Если же слова лживы, нечестивы: они указывают на злое сердце человека, и таковой не может получить оправдания, а подвергнется осуждению. Чтобы понять, насколько мы можем погрешать в словах своих, обратите также, братие, внимание на то, что способность выражать словом свои мысли и чувства, способность говорить, есть отличительная способность человека, существа разумного, созданного по образу и по подобию Божию. Этою способностью он отличается от всех живых существ на земле, животных, птиц и др., и она, по справедливости, почитается даром Божьим. Посему каждый должен дорожить этим даром, употребляя его на благое. Словом человек должен славить Господа, подобно ангелам, которые на небеси непрестанно славословят Бога, и служить ближнему, заботясь о том, чтобы слово приносило действительную христианскую пользу. А между тем, братие, мы часто прогневляем Бога этим даром Божиим. Вместо слов благочестивых из наших уст нередко исходят слова нечестивые, или же прямо вредные для ближних наших. Словом, как говорят, можно убить человека, можно оскорбить его до глубины души, можно погубить душу его, – соблазнить ко греху. Премудрый сын Сирахов, сравнивая язык с ударом бича, говорит о нем так: «удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости. Многие пали от острия меча, но не столько, сколько падших от языка». К сим словам он присоединяет и наставление: «для слов твоих сделай весь и меру, и для уст твоих дверь и запор» (Сир.28:20–21, 29). Подобно сему и св. апостол Иаков указывает на особенный вред, который может происходить от языка. «Кто не согрешает в слове», говорит он, «тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Посмотри, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот и корабли, как ни велики они, и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий. Так и язык небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает. И язык огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и украшено естеством человеческим. А язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть» (Иак.3:2–10). Итак, братие, много зла можем мы сделать языком своим. Недаром в нашем житейском быту составилась поговорка: язык мой – враг мой. Блажен посему тот, кто управляет языком своим.

Говоря о праздных словах, как таких, за которые мы будем отвечать перед Богом, не могу, братие, с прискорбием не упомянуть о срамных, бесстыдных словах. Кто не знает привязанности народа нашего к срамным словам, к сквернословию? Кто не слыхивал, как человек, именующийся православным христианином, изрыгает бранные слова? Ругает он ими и ближнего своего, и неразумное животное, и даже бездушную вещь, короче сказать, – эта брань вошла в привычку. Кто не знает, братие, что не только мужчины, но даже и женщины наши не чуждаются сквернословия? А между тем женщина, по природе своей, должна быть добрее, мягче, чище и целомудреннее, нежели мужчина. Еще прискорбнее, братия, слышать, что сквернословят у нас не только взрослые, но и отроки и дети. Откуда они научились таким словам? Конечно, от старших возрастом. А подумайте, братие, что может выйти хорошего из ребенка, который с ранних лет потерял свою стыдливость, с ранних лет познакомился со срамными словами? Братие, удержите язык свой от срамных слов, подумайте о своем человеческом достоинстве, немногим чем, по слову царя Давида (Пс.8:6), униженном пред ангелами, не злоупотребляйте даром Божиим, словом своим, которым Господь отличил вас от животных. Отцы и матери, мужи и жены, поберегите и пожалейте детей своих и младших возрастом; на зло себе возрастите их, если не удержите языка своего, и на суде пред Господом отдадите ответ не за себя только, но и за детей своих, если соблазните их ко греху.

Итак, братие, на будущем суде Христовом мы отдадим ответ Богу не за дела только, но и за мысли и за слова свои. Будем же оберегать себя от злых мыслей и желаний и речей нечестивых. Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созданию веры, да дает благодать слышащим. Сквернословие, и буесловие, или кощуны, не приличны вам, но паче благодарение (Еф. 4:29;5:4). Ныне же отложите и вы та вся: гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие отъ уст ваших (Кол.3:8). Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle