Источник

Послание Апостола Иакова

Иаков, брат Господень, прозванный Праведным, был настоятелем церкви Иерусалимской, при чем имел сношение со множеством Иудеев и христиан (Деян.12:17; 15:13). Послание это обращено к обращенным из Иудейства. В нем строго осуждаются пороки, распространенные в развращенной среде Иерусалимлян и заражавшие юную христианскую общину. Послание упоминает о преследованиях, кончено в правление Ирода Агриппы (Деян.12:1), от коего и Иаков приял мученическую кончину около 63 г. по Р. Х.

Глава 1. Радость христианина

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, – двенадцати коленам, живущим в рассеянии.

Радуйтесь, великою радостью радуйтесь, братия мои, когда впадаете в искушения различные,

зная, что испытание веры вашей производит терпение.

Дело же терпения в полноту да совершится в вас, чтоб вы были всецело совершенны и ни в чем не оскудели.

Мудрость от Бога

Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит от Бога, дающего всем просто и без попрека, – и дастся ему.

Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, а кто сомневается, тот подобен морской волне, ветром возметаемой и развеваемой.

Да не думает такой человек получить что́ от Господа,

человек двоедушный, нетвердый во всех путях своих.

Богатство и бедность

Да хвалится брат смиренной доли – высотою своей,

а богатый – смирением своим: прейдет и он, как цвет на траве.

Взошло солнце и зноем иссушило траву, и цвет ее опал, и погибла красота ее: так увядает и богатый в путях своих.

Блажен человек, кто претерпит искушение: быв испытан, примет венец жизни, обещанный от Бога любящим Его.

Искушения не от Бога, а от себя

Когда приходит искушение, не говори так никто: «Бог искушает меня». Бог никаким злом искушаем быть не может и Сам никого не искушает;

но каждый человек искушается, увлекаясь и обольщаясь своею похотью.

А похоть зачинает и рождает грех; грех же содеянный рождает смерть.

Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.

Всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше исходит от Отца светов, у Негоже нет изменения или потемнения света.

Восхотел Он – и породил нас Словом истины, чтобы стали и мы неким начатком творения Его.

В чем истинная вера

Знайте, братия мои возлюбленные: всяк человек да будет скор на слышание, медлен на слово, медлен на гнев.

Гнев человека не творит правды Божией.

Посему, отложив всякую нечистоту и злобу, какая еще осталась, в кротости приимите насажденное слово в сердцах ваших, могущее спасти ваши души.

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только: такие сами себя обманывают.

Кто слушает слово, но не исполняет на деле, подобен человеку, смотрящему в зеркале на лицо свое;

посмотрел на себя, отошел – и забыл, каков он есть.

Но кто вникает в закон совершенный, в закон свободы, и пребывает в нем, и не такой, что слышит, и потом забывает, но на деле исполняет его, тот блажен будет в своем делании.

Если кто из вас думает, что он благочестив в вере, и не обуздывает языка своего, а льстит сердце свое, того суетна вера.

Чистое в вере благочестие и непорочное пред Богом и Отцем в том состоит, чтобы призирать вдов и сирот и хранить себя неоскверненным от мира.

Глава 2. Братская любовь не разбирает лиц

Братия мои, имейте веру в Господа нашего Иисуса Христа славы, и не взирайте на лица.

Если войдет в собрание ваше человек с золотыми перстнями на руках, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,

и вы, смотря на одетого в богатое платье, скажете ему: «вот хорошее для тебя место»; а бедному скажете: «стань вон там или садись здесь у подножия моего», –

то не пересуживаете ли вы разницу между людьми, и суд ваш не будет ли от недоброй мысли?

Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира сего избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, обетованного любящим Его?

А вы презрели бедного человека. Не богатые ли притесняют вас? Не они ли влекут вас в суды?

Не они ли бесславят доброе имя, нареченное на вас?

Если вы исполняете закон царский по Писанию: «возлюбиши искренняго своего. якоже себя самого» (Лев.19), добро творите;

но, если разбираете лица, грех творите, и закон обличает вас, как преступников.

Кто соблюдает весь закон, а в одном только согрешит, тот уже во всем виновен (Втор.27).

Кто сказал: «не прелюбодействуй», Того же слово и «не убий»; итак, если ты не прелюбодействовал, но убил, ты все преступник закона.

Так говорите и так поступайте, как люди, коих судить будет «закон свободы».

Ибо суд без милости будет тому, кто не сотворил милости. Славится милость над судом.

Вера и дела веры

Что́ пользы, братия мои, когда кто говорит, что веру имеет, а дел не видать у него? Может ли вера такая спасти его?

Брат или сестра стоят наги, лишены дневного пропитания, –

и кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», и не даст им требования телесного, – что́ будет им от того пользы?

Так и вера, если нет при ней дел, мертва сама в себе.

Но скажет мне кто-нибудь: ты человек веры, а у меня есть дела; покажи мне веру твою отдельно от дел твоих, а я тебе покажу мою веру из дел моих.

Ты веруешь, что Бог един? Право веруешь, и бесы веруют и трепещут.

Но хочешь знать, суетный человек, что вера без дел мертва?

Разве не делами оправдался Авраам, отец наш, когда вознес на жертвенник Исаака, сына своего?

Видишь ли, что вера содействовала делам его, и вера усовершилась делами?

И так исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и вменилось ему в праведность, и наречен другом Божиим» (Быт.15).

Видите, что делами оправдывается человек, а не одною только верою.

Тоже и Раав блудница не делами ли оправдалась, когда приняла соглядатаев и иным путем проводила их?

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера мертва без дел.

Глава 3. Обуздание языка

Братия мои! не многие становитесь учителями. Знаете, что тем строже нас судить будут –

все мы до единого много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот муж совершенный, тот в силах обуздать и все тело.

Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы повиновались нам, и всем телом их управляем.

Вот, и корабли, как они велики бывают, и какими жестокими ветрами носятся, – а малым кормилом направляются туда, куда хочет кормчий.

Так и язык – небольшой член, а сколько у него на все отваги! Маленькая искра, а какую громадину вещества зажигает.

И язык – огонь, и в нем прикраса неправды24. И так посреди членов наших водворяется, оскверняя все тело, воспаляя все обращение жизни нашей, а сам воспаляется огнями геенскими.

Всякое естество зверей и птиц и гадов и рыб морских – укрощено и укрощается естеством человеческим,

а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло, исполнено смертоносного яда.

Языком благословляем Бога и Отца – и им же проклинаем человеков, созданных по подобию Божию.

Из тех же уст и благословение исходит, и клятва. Не должно так сему быть, братия мои возлюбленные.

От одного источника течет ли и сладкая вода, и горькая?

Не может, братия мои, смоковница приносить малины или лоза виноградные смоквы; так не может один источник изливать и соленую и сладкую воду.

В чем истинная премудрость

Кто считается у вас мудрым и разумным? Пусть покажет это в делах своих добрым житием в кротости и истинной мудрости.

Но если горькая зависть и ревность в сердцах ваших, то не хвалитесь и не лгите на истину.

Это не мудрость, свыше нисходящая, но земная, животная, бесовская.

Где зависть и ревность, там нестроение и всякое злое дело.

А мудрость, свыше сходящая, прежде всего чистая, затем мирная, кроткая, к доброму совету послушливая, милосердием богата и добрыми плодами. беспристрастна и нелицемерна.

Плод же правды в мире сеют те, что в делах своих миротворствуют.

Глава 4. О распрях и о вражде

Откуда вражды и распри у вас? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?

Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и воюете – и не получаете от того, что не просите;

про́сите – и не получаете, потому что просите не на добро, а на то, чтобы все расточить на наслаждения ваши.

Прелюбодеи и прелюбодейцы! Разве не знаете, что дружба с миром – вражда против Бога? И кто хочет быть миру друг, становится врагом Богу.

Или, думаете, напрасно говорит Писание: «к зависти ли желает дух, вселившийся в нас?» (Быт.6. Иер.12).

Нет! Дан нам он для умножения благодати. О сем и сказано: «гордым Бог противится, смиренным же дает благодать» (Иов.22. Притч.3).

Повинитесь же Богу, а от диавола обороняйтесь, и бежит от вас.

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки ваши, грешники, исправьте сердца ваши, двоедушные.

Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость в сетование.

Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.

Не злословьте друг друга, братия; кто злословит или осуждает брата своего, тот злословит закон и осуждает закон; а если ты осуждаешь закон, то становишь себя не исполнителем, а судьею закона.

Един Законоположник и Судия – Он может спасти и погубить; а ты кто таков, что ближнего осуждаешь?

О самонадеянности

Теперь послушайте вы, те, что говорите: «сегодня или завтра отправимся туда-то в город, проживем там один год, станем торговать, наживем прибыль».

Да вы не знаете, что́ завтра случится: что́ такое жизнь ваша? Пар, что явился на малое время и потом исчез.

А вместо того говорили бы: «если Богу угодно, и живы будем, то или то станем делать».

Но вы, по надменности вашей, только похваляетесь. Зла всякая такая похвалка.

Итак, кто разумеет добро творить и не творит, грех ему.

Глава 5. Горе притеснителям

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о лютых скорбях, грядущих на вас.

Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина эта будет свидетельством на вас и изъест вашу плоть – точно огонь: такое собрали вы себе сокровище на последние дни.

Вот, плата, которую удержали вы у работников, жавших ваши нивы, вопиет на вас, и вопли жнецов дошли в слух Господа Саваофа.

Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как на день заклания.

Осудили, убили праведного – не противился вам.

Христианское терпение

Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него долго терпит, пока получит дождь ранний и поздний.

Долготерпите же и вы, укрепите сердца ваши; приближается пришествие Господне.

Не сетуйте, братия, друг на друга, чтоб не пришло на вас осуждение: се, Судия уже стоит при дверях.

В образец злострадания и долготерпения поставьте себе, братия, пророков, говоривших именем Господним.

Вот, мы ублажаем тех, кои столько перенесли терпения. Слышали вы о терпении Иова и конец его видели, как многомилостив и щедр Господь.

О клятвах

Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, ни иною какою клятвою; но да будет у вас: «ей-ей» и «нет-нет», – чтобы не подпали вы осуждению.

Сила молитвы

Злостраждет ли кто из вас? пусть молится. Радостно у кого на сердце? пусть поет псалмы.

Болен ли кто? пусть призовет пресвитеров церковных, и молитву сотворят над ним, помазавши его елеем во имя Господне.

И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и какие сотворил грехи, отпустятся ему. –

И вы исповедайте друг другу согрешения ваши и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может горячая молитва праведного.

Илия человек был подобный нам, и молитвою помолился, чтоб не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев.

И потом опять помолился, и дало небо дождь, и земля произрастила плод свой.

Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,

пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути, его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

* * *

24

По другому чтению: в нем целый мир неправды. Слово κόσμος означает мир и красоту.


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева. - С.-Петербург : Синод. тип., 1906. – VI, 629, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle