Источник

Поучения и беседы старца Клеопы

Беседы старца Клеопы

О канонах церкви

И в наш век скоростей отец Клеопа оставался как един от древних. Часто можно было услышать, как он говорит:

– Чада, канон такой-то говорит вот так... такой-то так...

– Отец Клеопа, а они немного не устарели?

– Когда их принимали святые отцы, Дух Святой говорил их устами. Даже если бы они устарели, мы должны помнить следующее: если Церковь утратит свое каноническое основание, она погибнет как Церковь. Священные каноны были приняты святыми отцами не для того, чтобы быть попранными, а чтобы им следовали. И следовали не по букве, а по духу.

Сегодня никто не сможет накладывать епитимии по канонам святого Василия Великого, или святого Иоанна Златоуста, или святого Иоанна Постника, но нельзя игнорировать их. Если мы и исполнять их не будем исполнять, и почитать их не будем почитать, тогда все вместе пойдем в ад. Мерило и кормило Церкви остается в руках Божиих, а не в руках человеческих. Мы разрешаем, а апостолам было сказано в Евангелии: Что вы свяжете, то будет связано, а что разрешите, то будет разрешено (ср.: Мф. 18:18). А в силу какой добродетели? В силу благодати Духа Святого. А если мы разрешаем помимо Духа Святого, тогда Дух Святой не действует. То есть мы обманываем себя. Когда слепой ведет слепого, оба упадут в яму (Мф. 15:14). Если ты соблудил, то напрасно священник говорит тебе: «Причащайся», в то время как канон предписывает тебе пить святую воду или делать то, что тебе предписано. Или если канон говорит тебе: «Не делай так, ибо надо делать вот так», а ты поступаешь по-другому, тогда мы обманываем друг друга. Канонические правила не для того приняты, чтобы уморить мир, а для того, чтобы удержать мир от греха.

Приходят юноши, девушки, разные люди на исповедь и говорят, чтобы я не накладывал на них очень большую епитимию, потому что они не смогут ее выполнить, но если я дам им маленькую епитимию, то погрешу, а когда даю большую, то не грешу никогда. Для того и существуют каноны, чтобы человек был обличаем ими, чтобы исправлял свою жизнь, а иначе мы превратили бы Церковь в какое-то развлечение. Делаем, что нам нравится, и берем, что нам подходит.

Правая вера румынского народа

Знайте, что корень и жизнь народа нашего пред Богом – это правая вера во Христа, то есть Православие. С тех пор как мы приняли правую веру в Бога, народ наш получил жизнь. До тех пор он был мертв; только по плоти он был жив, а душой был мертв. Жизнь румынского народа – правая вера в Иисуса Христа. Будьте бдительны! Как христианский народ две тысячи лет, с тех пор как мы существуем, мы имели всех правителей наших и все традиции наши священными. Твердо будем держаться православной веры.

Вы видели, что начиная с первых наших воевод, с тех пор как существуют три румынские страны – Молдова, Мунтёния и Ардя, все румынские правители были православными христианами.

Посмотрите на Михая Храброго59! Его мать была монахиня. Пойди в монастырь Козия, и найдешь возле Мирчи Ветхого60, основавшего этот монастырь и погребенного в нем, каменную плиту, на которой написано: «Здесь покоится монахиня Феофания, мать Михая Храброго». Ты слышишь? Он властвует над тремя принципатами, а мать его – монахиня. Пойди в монастырь Пробота, где погребен Петру Ра́реш, его основатель. Ты увидишь возле его могилы надпись: «Здесь покоится раба Божия, монахиня Мария О́лтя, мама Стефана Великого». Они – цари, а матери их – монахини! Вы видите, какое единство было тогда между верой и властью? Так и нам нужно умирать!

Они познали, что все суета. Но они были настоящими властелинами. «Как бы то ни было, жизнь – это тень и сон! Это короткий переход! А когда умру, я перейду в жизнь, которая не имеет конца. Кто тогда будет молиться за меня?» – так думали наши предки.

Вы видели, что каждый из них построил для себя монастырь? Блаженны и трижды блаженны были наши православные цари: Стефан Великий в Путне, Иеремия Мовилэ и Георгий Мовилэ в Сучевице, Петру Рареш в Проботе, Лэпушняну в Слатине, Александр Добрый в Би́стрице61, Мирча Ветхий в Козие. Ты слышал, где было сердце их? Где сердце твое, там будет и сокровище твое. Потому воздвигли они монастыри, чтобы быть поминаемыми сотни лет на Святой Литургии.

Стефан Великий не был баптистом! Мирча Ветхий не был евангелистом или адвентистом! Александр Добрый не был свидетелем Иеговы; эти безумные сектанты появились сейчас. Ни одной секты не было в нашей стране тогда. Они приходят с чужбины, оплаченные масонами, чтобы сокрушить правую веру и истоки наши и вырвать корень нашего православного народа.

Что говорит святой Ефрем Сирин? «С человеком-еретиком не говори, в дом его не принимай, за стол с ним не садись, не здоровайся с ним». Это предтечи антихриста. Ибо Спаситель сказал ефесянам через апостола Павла: Церковь – это Тело Христа, а глава Церкви – Христос (ср.: Еф. 1, 22–23). Всякий сектант, отделившийся от Церкви, отделился от Христа. Это человек сатаны.

Евангелие говорит: В последние времена восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (ср.: Мк. 13, 22). Берегитесь сектантов, которые раздают брошюры в поездах, на вокзалах и рассылают по почте в посылках и, где ни увидят людей, раздают им бесплатно свою отраву.

Храните веру, которую вы впитали с молоком матерей ваших! Храните веру, которую мы имеем две тысячи лет! Не идите вслед слуг сатаны, которые приходят с Запада с миллионами долларов. Они подкупают глупых и непросвещенных в вере, чтобы разрушить единодушие румынского народа, и хотят устроить великие ереси и безумства в нашей стране.

Берегитесь этого! У них есть молитвенные дома, но там – дом сатаны. Где нет священников и архиереев, там нет Христа. Ибо Спаситель, дунув на апостолов, сказал им так: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:22–23). Не сектантам сказал это, а апостолам, от которых епископы и священники. Ибо апостолы, через возложение рук и апостольское преемство, передали дар Духа Святого всем священникам во вселенной.

Итак, запомните, что у сектантов нет канонической иерархии, нет семи Святых Таинств, они не почитают Матерь Божию и Святой Крест и нет у них спасения. Потому берегитесь сектантов. Ты слышишь, что говорит апостол Павел? Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (он говорит о священниках и архиереях), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).

Двенадцати апостолам, которых избрал Христос, Он, возносясь на небо, сказал: ...оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24:49), и в великое воскресенье, через десять дней, снисшел на них Дух Святой свыше в виде огненных языков. Затем они стали говорить на всех языках, сущих под небом. А после того как они облеклись силою свыше, Он послал их, говоря: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16:15–16).

Итак, Церковь Христа имеет каноническую иерархию, Дух Святой живет в Церкви, и Глава Церкви – Христос. Все сектанты, оторвавшиеся от Христа и не ходящие в Церковь, – чада антихриста и предтечи сатаны. Не ходите вслед за ними! И не говорите, что я не показал вам истину!

Будем хранить нашу православную веру, которую исповедовали все воеводы наши, и все отцы наши, и все настоящие румыны. Если хочешь быть истинным сыном Христа, храни веру правую, православную, которую мы храним две тысячи лет. А если нет, то ты не сын Христа и Церкви, ты чужд румынскому народу. Ты не можешь быть христианином и румыном, если у тебя нет правой веры во Христа. Ты чужой. Ты не сын страны. Ибо истинный сын Румынии – православный, потому что Православная Церковь преобладает в нашей стране две тысячи лет. А сектантов не станем принимать в своих домах.

Наша Румынская земля всегда была православной, и она должна хранить путь Православия. Православными мы родились, и в Православии мы должны стоять до смерти. Это истинная вера Румынии – Православие. Ничего не принимайте извне, потому что все хотят разрушить единство народа, веры и Церкви. Все таковые – враги Креста Христова.

Беседа отца Клеопы с богословом и мирянином

Богослов: Отец Клеопа, когда молишься и на тебя находят искушения, помысл говорит тебе: «Иди туда-то, сделай то-то», то нужно тотчас же сотворить молитву Иисусову против этого помысла?

Отец Клеопа: Да. Призови Господа Иисуса Христа в сердце. И, даже если ты в это время читаешь Псалтирь, или акафист, или другую какую длинную молитву, прекрати ее! Так учат нас святые отцы. Тогда прекрати длинную молитву и углубись в молитву Иисусову. Когда ты возопил умом в сердце к Иисусу, ты сжег всех бесов. Потому что в длинной молитве ум рассеивается, и [диавол] находит, куда спрятаться. А в краткой молитве, когда у тебя одна только мысль – только имя Иисуса, – некуда [ему спрятаться]. Ибо апостол сказал: Не дано нам другого оружия под небом более сильного, чем имя Иисуса (ср.: Деян. 4, 12). Ты слышал, как апостол Павел говорит в Послании к филиппийцам: ...Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2, 9–10). Потому что имя Господа нашего Иисуса Христа, по Божеству Его, получило такую силу, когда его призывают в сердечном вопле...

Богослов: Отец Клеопа, вот я читаю акафист или другое что-нибудь. Ум идет и молится, следует за стихами акафиста. Если он отклоняется, я его опять возвращаю. И есть моменты, когда можешь молиться, потому что ум исправно следует за тем, о чем ты молишься.

Отец Клеопа: То есть что произносит язык, то ум понимает.

Богослов: Нет, без языка, потому что языком я ничего не говорю. Только читаю в уме и так молюсь.

Отец Клеопа: Этого недостаточно.

Отец мой, ты не читал большую беседу святого Феофана Затворника со святым Агапием Слепым из Валаамского монастыря в Финляндии?

«И спрашивает его святой Феофан:

– Отче святый, – епископ обращался к нему так, великое смирение! – ты не жалеешь, что ослеп?

– Очень радуюсь этому. Ибо глазами я много согрешал пред Богом в жизни моей. Благодарю прещедрого Бога, что с тех пор как Он закрыл эти мои глаза [плотские], то открыл мне другие [душевные]. И по-другому я вижу теперь.

И епископ Феофан спросил его:

– Что ты делаешь, отче, когда в уме твоем возникают священные образы во время молитвы? Такие воображения бывают хорошие, плохие и средние. Итак, что ты делаешь с хорошими? Бывают образы из Священного Писания: Преображение, плач Матери Божией, сцены из Евангелия. Что ты делаещть с ними?

Послушай, что говорит старец Агапий, монах: – Я, преосвященный владыко, все священные образы откладываю в память, в другую силу души, и никак не позволяю им войти в ум, потому что все они – вне-умовые. И если бы я представил себе что-нибудь во время молитвы, то поклонился бы воображению».

Послушай также, что говорит святой Нил Подвижник: «Блажен ум, достигший молитвы

без воображения».

Богослов: Так бывает и у меня, когда я молюсь. Например, вдруг придет мне на ум какой-нибудь образ, и я говорю себе: «В сторону образы» – и продолжаю молитву дальше.

Отец Клеопа: Не воображай ничего. Ибо ум Христа не имел образов. Когда Христос пришел, Он пришел как Новый Адам. Таким, каким был Адам до грехопадения. Святой Максим говорит: «Когда Адам впал в воображение? Когда вообразил себя божественным», когда прельстил его змий. Тогда он вообразил, что он может быть... Как пали Ангелы? Ведь сказано у Исаии: «ты говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13–14).

Ты видишь, как вообразил о себе сатана? Он пал через воображение. И человека он вверг в падение тоже через воображение, чтобы он вообразил себя божественным. Этим оружием низверг [сатана] человека.

И тогда святые отцы, которые просветили себя и молились Богу со столькими слезами, ты видел, что они говорят о воображении? Святой Василий называет его «мостом для бесов». Ни один грех не переходит из ума в чувства, кроме как через представление, через воображение. Другой некто называет воображение «чувством вообще». Ибо воображение охватывает не только то, что мы видели в жизни своей, но и то, что мы слышали, что вкусили, осязали, обоняли, – и начинает воевать против души. «Каракатицей души» называет его другой святой отец, потому что оно захватывает все пять чувств. И потому тогда он и сказал: «Блажен ум, молящийся без воображения», без какого бы то ни было представления. Образы, как бы святы они ни были, они не сокровище сердца, пусть они беседуют со Христом.

Ум должен пройти [над образами]. Ты слышал, какие две пагубы сторожат у дверей сердца: первая – это воображение, а вторая – размышление. И входи [в сердце свое] с единственной мыслью: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», к Иисусу обращаясь в сокровище сердца.

Богослов: Отец Клеопа, когда молищшься без образов, то чувствуешь мир и радость и время словно замирает, как будто останавливает свой бег...

Отец Клеопа: Да, да.

Богослов: Это не признак того, что молитва совершена как должно?

Отец Клеопа: Брат мой, вот я хотел сказать тебе поучение, не от меня, грешного, потому что я ничего хорошего не совершил в жизни своей. Ни разу за всю свою жизнь я не исполнил того, чему учу. Я – медь звенящая и кимвал звучащий. Но так как ты спросил, то скажу тебе, что говорят святые отцы.

Послушай, что сказал святой Агапий святому Феофану: «Преосвященный владыко мой, недостаточно того, чтобы ум понимал, что говорят уста. Нет. Но нужно, чтобы все, что говорят уста, понимал ум и чувствовало сердце. Это должно быть доведено до чувства сердца. Пока ты не доведешь этого до чувства сердца, у тебя нет чистой молитвы».

«Чистой молитвы, – говорит святой Исаак [Сирин], – достигает один из десяти тысяч подвизающихся в ней». А молитвы созерцательной, о которой на днях мы говорили французам, – высочайшей из всех молитв, достигает один человек из рода в род, то есть из поколения в поколение.

Мирянин: А тогда, отче, что же делать нам, страстным?

Отец Клеопа: Знаешь, чем ты можешь дополнить? Дед Костаке скажет и тебе. Ибо я грешнее и слабее всех. Но посмотри, как обстоит дело. Святые отцы учат нас не только в одном направлении. Послушай святого Исаака: «Сокрушение ума и уничижение возводят человека туда, куда должны были бы вознести его дела». Вот, я стою на поклонах, и ты тоже, ты молод и совершаешь по пятьсот поклонов в час. (Так делал я, когда был молод. Мы, братия, соревновались. Что были для нас поклоны? На время. Пять сотен я совершал за час. А сейчас не могу сделать и двух-трех. Они словно ломают меня. Не могу! Что делать, если врач назначал мне не совершать поклонов? Разойдутся швы после операции, и я снова попаду в его руки, снова пойду под нож.) Но я стою рядом с тобой. Ты совершаешь пятьсот поклонов, а мне грустно: «Ах, я не смог столько совершить... Глянь, брат сколько смог...» Ты не совершаешщь их с гордостью, ты их совершаешь с верой, для прощения грехов. Тебя возвысили дела, меня возвысило смирение. Смирение поднимает тебя туда, куда должны были вознести дела.

Ты видел в церкви мытаря и фарисея? Фарисей называл свои свершения: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот... (Лк. 18, 11–14).

Святой Ефрем говорит: «Сделай две повозки: в одну запряги смирение с грехом, а в другую гордость с праведностью – и увидишь, что первая повозка, смирения, хоть оно и с грехом, опередит другую». Потому что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19).

Богослов: Итак, отец Клеопа, когда испытываепть радость на молитве и мир, словно время тогда останавливается, это признак того, что молитва хороша, или что это может означать?

Отец Клеопа: Брат, как бы это не доставило нам довольства собой.

Богослов: Не довольство, а словно чувствуешь тогда, что помолился как следует.

Отец Клеопа: Да. Вот, брат, я написал одну проповедь о самолюбии. Ты увидишь там, как самолюбие бывает матерью, и корнем, и источником всех грехов под небом. Потому и Спаситель первым ставит такое условие: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9, 23).

В самолюбии – неразумной любви к плоти – кроются все беззакония. Ты видел, что из него рождаются гордость, высокомерие, надменность, ненависть, зависть, интриги, злое рвение, вспыльчивость, гнев, нетерпение, ропот, недовольство полученными благами, неблагодарность, злопомнение, злоречие, клевета, ложь, шутки, смех, балагурство, пустословие, осуждение, любовь к показности, тщеславие, лицемерие, лукавство, хвастовство, саможаление, щажение себя, самооправдание, самодовольство, самохвальство, разглагольствование о себе, самоугождение, самомнение, самоцен, самовозношение, воображение о себе, самосознание, надмение, честолюбие, повышенная самооценка, самоуверенность, опора на самого себя, самонадеянность, дерзость, бесчувствие, окаменение сердца, грехи пяти чувств, невнимание...

Богослов: Итак, это не дар Божий – молиться больше, когда чувствуещь радость и мир на молитве?

Отец Клеопа: Будь внимателен, чтобы не было самодовольства.

Богослов: Так это не довольство, но, когда молишься, нужно же найти для себя и какой-нибудь ориентир...

Отец Клеопа: Самое лучшее – это когда у тебя текут слезы и сердце болит из-за грехов. Это самый хороший признак. Когда у тебя болит душа, и ты плачешь с болью в сердце – понимаешь? – из-за того, что мы огорчили Бога.

Богослов: Отец Клеопа, вот, скажем, некто – священник, он не давал монашеских обетов, а живет такой же жизнью, как давший обеты. Оба они живут одинаково. Чья из них слава больше?

Отец Клеопа: А разве не сказал тебе Христос? Вот. У одного человека было два сына. И сказал он одному: «Сделай такую-то работу». Но он сказал, что не будет делать, и сделал. Другой сказал, что будет делать, и не сделал. Кто из них исполнил волю отца? Тот, который сказал, что не сделает, но сделал (Мф. 21:28–31). Так и тут. Бог не смотрит на то, что у меня борода или что я ношу имя монаха. На дела, на труды смотрит Бог.

Богослов: Да. Я, то есть, не даю клятвы...

Отец Клеопа: Постой, не говори, что ты не дал ее, ты дал великую клятву в Крещении. Монашество – это вторая клятва... обновление...

Богослов: А тот, который монах, и дал клятву, и исполнил обеты, разве он не больше того, который не дал клятвы жизни монашеской?

Отец Клеопа: Он не больше, потому что Бог не смотрит на имя, а на дела. Он знает, кто Его любит больше. Ты видел у святого Иоанна Лествичника? Умер один схимонах, шестьдесят лет проведший в монастыре. Умер и один новоначальный – брат, только поступивший в тот монастырь, но он совершал послушание с любовью с самого начала, а через несколько лет умер и он. И отцы сказали: «Какой же был этот брат...» А того, который был схимонахом, похоронили в схиме и с крестом. И сказал святой Иоанн Лествичник (когда прошло несколько дней): «А ну-ка, раскопайте могилы обоих!» И нашли они схиму на брате. Ты видишь? Бог сделал брата схимонахом, а схимонаха братом. Бог смотрит не только на наши внешние дела, но и на внутренние.

Двадцать причин, по которым человек живет на земле62

Сегодня, 13 января 1977 года, я получил Ваше письмо и, читая его, понял, о чем идет речь. Как Вы знаете, я простой пастух, без книжной подготовки, а теперь еще и больной и старый, да к тому же занятый на послушании в святой обители, и не имею такого разума, чтобы ответить, как следовало было бы, на вопрос из Вашего письма. Так что мне лучше было бы молчать, имея перед глазами свою глупость, и свои грехи, и свои немощи. Однако, не желая огорчить Вас своим полным молчанием, попытаюсь наскоро и мимоходом написать немного, при всем том, что не поражу своими мыслями спрашивающего. Но по моей глупости и слабому разумению напишу здесь следующее.

Мне кажется, что есть много причин, по которым мы живем на этой земле.

Первая причина, по которой мы живем на земле, та, что мы не были достойны жить в раю. И потому были изгнаны на землю, ибо нарушили заповедь Божию (Быт. 3, 22–23).

Вторая причина та, что мы должны исполнять епитимию на земле в скорбях и поте лица своего до самой смерти (Быт. 3:17–19).

Третья – чтобы, исполняя благословение Божие, люди росли и множились на земле (Быт. 1:28).

Четвертая – чтобы люди владычествовали над землей и всякой тварью Божией в воде, на небе и на земле (Быт. 1:26).

Пятая – чтобы мы блюли заповеди Божии здесь, на земле, куда были изгнаны, и через их соблюдение снова вошли в свое вечное отечество, в рай (Чис. 15:40; Мф. 19:17).

Шестая – чтобы через соблюдение заповедей Божиих мы спаслись (Ин. 5:24).

Седьмая – чтобы люди исполняли волю Божию как на небе, так и на земле (Мф. 6:10).

Восьмая – чтобы мы любили Бога всем сердцем своим, всем разумением своим и всеми силами своими (Втор. 6:5; Мф. 22:37).

Девятая – чтобы из любви нашей к Богу мы соблюдали Его заповеди и соделались обителью Божией, по написанному: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:21, 23).

Десятая причина, по которой мы живем на земле, – чтобы исполнять закон Божий, любя друг друга и ближнего, как самих себя, потому что любовь есть исполнение закона (Рим. 13:8–10).

Одиннадцатая – чтобы мы жили на этой земле, как братья в семье, вместе со всеми народами мира, потому что мы имеем одного Отца на небесах, как говорит Писание: Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? (Мал. 2, 10). И еще: Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4:6).

Двенадцатая – чтобы мы радовались в надежде нашего спасения, всегда думая о тайне домостроительства во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, спасшего мир через соработничество четырех Своих свойств, открывшихся в тайне спасения рода человеческого: благости Его совершенной, премудрости Его совершенной, справедливости Его совершенной и силы Его совершенной, как говорят об этом богоносные отцы наши Максим Исповедник и Григорий Нисский.

Ибо благость Божия проявилась в том, что Он не презрел Свое создание, поврежденное диаволом, но, смилостивившись, во второй раз сотворил его.

Премудрость – что Он создал способ его второго сотворения и исцеления.

Справедливость – что Он не тиранически совершил спасение человека, добровольно предавшего себя во власть греха и диавола.

Сила – что не попустил совершенно зачахнуть человеческому естеству, поврежденному в раю, но сотворил его столь искусным, что оно способно стало обновиться и улучить спасение, когда исполнятся времена.

Тринадцатая причина, по которой мы живем на земле, та, чтобы через рассматривание творений Божиих и через понимание благого чина их движения, как в зеркале, видеть умом Создателя их и познавать вечное могущество Божие (Рим. 1, 20; Прем. 13, 3–5; Сир. 42, 20–22; 43, 1идр.).

Четырнадцатая причина, по которой люди живут на земле, та, чтобы они через богословие (познание) утверждающее и через богословие отрицающее (или, как они сейчас также называются, катафатическое – положительное и апофатическое – отрицательное) могли всегда познавать Бога и чудеса Его из всего создания и всегда побуждать себя к тому, чтобы любить Его и хвалить Его непрестанно (Пс. 33, 2; 1Фес. 5, 18). Потому, по божественному отцу Максиму Исповеднику, Бог и есть всё и называется всем, с Божественным достоинством, как причина всего (то есть по богословию утверждающему), и Он не есть ничто изо всего, будучи превыше сущего (по богословию отрицающему).

Говорит также единогласно с ним и божественный отец Дионисий Ареопагит, что «Бог восхваляется всем сущим, по уподоблению Ему всего, причиной чего Он является. Он есть, снова, Божественное ведение Бога, Который познается через неведение по единению, превосходящему ум». «Бог есть и все во всём, и ничто ни в чём. И из всего Он всеми познается, и из ничего никем» (святой Дионисий Ареопагит, «О Божественных именах»).

Итак, все живущие на земле должны познавать и восхвалять Создавшего их и все творение Божие и в том, что они понимают о Нем из творения и из Священных Писаний, восхвалять Его днем и ночью. А в том, что превышает их ум, славить Его в страхе и изумлении, потому что превосходящее ум есть причина страха и изумления. Затем, они должны понять, что творение Божие есть толкование Писания, а Писание – толкование творения (святой Никодим Святогорец).

Пятнадцатая причина, по которой люди живут на земле, – та, чтобы они соделались богами по благодати, по написанному: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы (Пс. 81, 6). Бог по безграничной Своей благости и любви к человеку благоволил соделать человека другим богом над всем, сотворенным Им. И чтобы как Он владычествует над всем как Создатель всего, так и люди как боги по благодати владычествовали над всем, созданным Богом на земле.

Шестнадцатая причина, по которой мы живем на земле, та, чтобы мы исполняли заповедь, данную Богом, Который говорит: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36).

Семнадцатая причина – чтобы мы исполняли другую заповедь Спасителя, Который говорит: ...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).

Восемнадцатая причина – чтобы служить Богу со страхом и радоваться Ему с трепетом (Пс. 2, 11).

Девятнадцатая причина, по которой люди живут на земле, – чтобы исполнялась заповедь, данная Спасителем, любить друг друга, как Он возлюбил нас (Ин. 15:12), и любить врагов наших (Мф.5:44), чтобы через эту любовь мы сделались, по силе своей, подобными Ему и сынами Отца нашего Небесного. Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить и над злыми, и над добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45; Лк. 6:35).

И наконец скажу, что двадцатая причина, по которой люди живут на земле, та, чтобы они все вместе хвалили Его, как учит нас Дух Святой, говоря: Хвалите Господа, все народы, хвалите Его, все племена, ибо утвердилось милосердие Его на нас и истина Господня пребывает вовек (ср.: Пс. 116:1–2).

Вот, я составил здесь мало-мальское и очень простое сочинение, так, наскоро, как смог, чтобы не огорчать Вас молчанием и не показать себя несмыслящим в том, о чем Вы написали мне. Знаю, что это окажется недостаточно и невкусно для вас. Но я, бедный, что имел, то и положил на стол.

16.01.1977

Клеопа немонах. Монастырь Сихастрия

Беседы отца Клеопы с неправославными христианами

Осенью 1987 года в монастырь прибыла группа католиков. Они попросили отца Клеопу рассказать о богословии нетварных энергий. Он ответил им так:

– Католицизм остался в прошлом, а Католическая Церковь не что иное, как армия нравов под церковной юрисдикцией, то есть они утратили действие благодати, тайну спасения вследствие того, что ограничились вопросами эстетики, внешними проблемами, проблемами поведения, манерами и забывают, что мистическая тайна приближения к Богу открывается только через пост, аскезу и молитву и особенно через чистую нравственность, – не через материализм, а через духовность.

Летом 1989 года в монастырь прибыла группа протестантов из-за границы. Они попросили, чтобы батюшка рассказал им о молитве Иисусовой. Отец Клеопа ответил им так:

– Что говорить вам о молитве Иисусовой? Прежде всего, у вас нет Святых Таинств. У вас их осталось два, да и те как символ: Крещение и Евхаристия. У вас нет Евхаристии, нет венчания, нет елеосвящения, нет Святой Литургии, нет ничего. А разве можно так? Вы тополиный пух, сорвавшийся с ветки и кружащий по воздуху. Куда прийти Христу, если нет у вас благодати? Одно вам остается – познать истинную веру и вернуться в Церковь-мать, без которой вы отреклись от Священного Предания, от Креста, от икон и всего остального, ибо Христос не тополиный пух, ни на чем летящий по воздуху, дорогие. Христос пребыл во чреве Девы, Которую вы игнорируете, Христос пребыл на Кресте, к которому вы испытываете отвращение. А вы хотите Елеона. Вы хотите Масличной горы. Вы хотите горы Фаворской, а не хотите пройти через Голгофу. Но так нельзя. Вера без дел мертва. Протестанты утверждают: «Sola fide, sola gratia*» (Только вера, только милость – лат.). Но Христос сказал, что у веры должны быть дела и благодать должна приходить по мере дел.

Слова и поучения старца Клеопы

– Батюшка, что мне делать, чтобы спастись?

– Для спасения необходимы три вещи. Первая – терпение, вторая – терпение, третья терпение. Но тебе нужно еще одно: милостыня.

Не нужно отдавать корову! Не просил у тебя Бог коровы никогда! Боже упаси! Ни теленка. Но бутылку с молоком ты должен отдать. И еще одно дело – молитва. Без терпения, без милостыни и без молитвы не может спастись человек! Если нет терпения, ты ссоришься с людьми, не помогаешь, не молишься; без терпения не творишь милостыни.

– Батюшка, как жить в таком заасфальтированном мире, как наш, и как бороться со страстями и искушениями мира?

– Святые отцы говорят, что человек на пути к спасению бывает искушаем диаволом с восьми сторон: сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри, извне.

Против всех этих искушений нужно бороться, с одной стороны, путем трезвения, то есть со вниманием, старанием и бдением души и тела, с отвагой и хранением духа, воздержанием и рассудительностью, слежением за помыслами и делами. А с другой стороны – через непрерывное призывание в молитве имени Господа Иисуса Христа, то есть через непрестанную молитву.

Другими словами, святые отцы говорят нам, что брань против всех искушений и страстей состоит в следующем: хранить свой ум и всю душу свою и тело от искушений. Это наш труд и подвиг, с нашей, человеческой, стороны. А с другой стороны, с Божественной, – нужно непрестанно призывать в молитве помощь Всемогущего Господа Иисуса Христа. Это и есть непрестанная и главная молитва исихастов, называемая молитвой Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного!»

– Батюшка, первозданный свет был сотворенным или несотворенным?

– Он был сотворен, но не с помощью молотка и наковальни, а через слово. Сказал Бог: Да будет свет! (Быт. 1, 3). И был свет.

– Батюшка, у меня нет рвения!

– Нет? Жалей об этом. Смиряйся. Никто не спасся тем, что постился, или другим чем-нибудь, но говорит Священное Писание: Смирихся, и спасе мя (Пс. 114,5).

– Я недоволен тем, как у меня идет молитва. Что мне делать?

– Подтолкни ее молитвой.

– Какой?

– Акафистами, молебнами, Псалтирью...

– Батюшка, чего мне просить в молитве? Как говорить?

– "Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое...« Если прочтешь «Отче наш» от души, то этого достаточно.

– Батюшка, я здесь, в монастыре, словно на каникулах. Что мне делать? Чего просить в молитвах?

– «У меня нет ничего, я ничто, я не могу ничего», – так говори.

Мне хотелось получить конкретный ответ, но старец словно не слышал меня. И снова сказал:

– Так говори: «У меня нет ничего, я ничто, я не могу ничего».

– Ваше преподобие, вы благословите меня стать «безумным Христа ради»?

– Разве ты недостаточно безумен? Чего ты еще хочешь?

– Батюшка, можно мне изучать французский язык?

– Стань ты хоть французом, хоть англичанином, только говори, что у тебя нет ничего.

– Что делать, когда я осуждаю кого-нибудь?

– Смерть, смерть, смерть...

– Ваше преподобие, появился один священник, он говорит, что есть маленькие пшеничные хлебцы, которые привлекают благодать.

– Не ходите за ним.

– Но он православный! А хлеб он называет «благодатный хлеб».

– Это безумство! Благодать приходит, когда на молитве в тебе есть уничижение, плач, сокрушение сердца.

– Преподобный, я окаменен сердцем. Что мне делать?

– Да даст тебе Бог слезы и сокрушение!

Отец Клеопа испытывал великое благоговение перед Матерью Божией. Он говорил:

– Знаете ли вы, Кто такая Матерь Божия? Она – Царица Херувимов, Царица всей твари, сокровищница воплощения Бога Слова, дверь света, ибо Свет неприступный и умный через Нее пришел в мир. Она – дверь жизни, ибо через Нее Жизнь Христос вошел в мир. Она – врата заключенные, через которые не прошел никто, кроме Бога, как говорит пророк Иезекииль (Иез. 44, 2).

– Матерь Божия – лестница и мост на небо; голубица, остановившая потоп грехов, как голубица Ноева подтвердила прекращение потопа. Она – Божественная кадильница, ибо приняла огонь Божества, и храм Пресвятого Духа. Матерь Божия – Невеста Отца, Матерь Слова и храм Духа Святого.

– Когда ты видишь икону Матери Божией с Младенцем Христом на объятиях, ты знаешь, что ты видишь там? Небо и землю! Небо – это Христос, Превысший небес, Творец неба и земли. А Матерь Божия представляет землю, то есть все народы земли, ибо Она нашего рода.

– Объятия Матери Божией намного сильнее, чем плечи Херувимов и преблаженных Престолов. Итак, Кого держит Дева Матерь на объятиях? Вы знаете, Кого держит? Того, Кто создал небо и землю и все видимое и невидимое.

– Вы знаете, Кто есть Матерь Божия и сколько у Нее чести, силы и милости? Она Матерь наша, ибо у Нее есть милость и для бедных, и для вдов, и для всех христиан. Всегда молится Она Спасителю Христу о всех нас!

Почти в каждой проповеди отец Клеопа говорил:

– У вас дома есть икона Матери Божией?

А лампада перед иконой Матери Божией у вас есть?

И советовал:

– Возьмите себе в покровительницы и помощницы Матерь Божию, Матерь нашу на небе и на земле! Царицу неба и земли! Если возьмете Ее в покровительницы, читая Ей утром акафист с возжженной лампадой и вечером молебен, то будете иметь помощь и во время жизни, и в минуту смерти, и в день суда... Знаете, сколько может Матерь Божия пред Престолом Пресвятой Троицы? Если бы не Она, думаю, мир сей погиб бы намного раньше!

Тем, кто лишь заказывает службы в храме, он говорил:

– Здесь мы установили службы большие, но если человек дома не делает ничего, то исполняется то, что написано в Священном Писании; Когда один молится, а другой не молится, то один строит, а другой разрушает (ср.: Сир. 34:23–24)! После утренних молитв читайте акафист Благовещению с возжженной лампадой. Увидите, что Матерь Божия – скорая Помощница!

Много раз отец Клеопа говорил:

– Что мы есть? Горсть земли на дне могилы! Из земли доброй были созданы, но осквернили ее и уходим в землю и оскверняем ее! Что мы есть? Скверна и пища червей.

Тем, кто исповедовался, что их мучает блудная страсть, старец говорил:

– Смерть, смерть, смерты Гроб, заступ, лопата, кирка... Святой Василий Великий говорит: «Когда увидишь самую красивую женщину на свете, пойди мысленно на ее могилу через несколько дней после того, как она умрет. Какой тяжелый запах и зловонное истечение выходит из ее тела... Вот чего ты вожделел!»

Когда кто-нибудь хотел сфотографировать его, отец Клеопа говорил:

– Найди осла, сфотографируй его и напиши на снимке: «Клеопа!»

Отец Клеопа говорил:

– Святой Василий Великий говорит, что самая большая мудрость, которая хранит человека от всякого греха и ведет его в рай, в вечное блаженство, – это памятование о смерти. А в уме и сердце да будет у нас молитва «Господи Иисусе...».

– Тело это тянет нас к земле, как говорит святой Иоанн Дамаскин: «Земля к земле тянет!» Но мы не должны позволять ему, не надо потакать падали.

Женщинам, жаловавшимся, что у них плохие мужья, отец Клеопа советовал не разводиться, а лучше молиться за них:

– Не я тебе говорю, но святой апостол Павел: откуда ты знаешь, женщина, что не спасешь своего мужа? Разве ты не знаешь, что неверующий муж освящается женою верующей и наоборот (1 Кор. Т, 14)?

И мужьям так же советовал, и многие радовались, видя потом чудеса в своих семьях.

Многие христиане сегодня боятся колдовства и порчи. Таким отец Клеопа советовал:

– Не бойтесь колдовства! Имейте страх Божий и заботьтесь о том, чтобы не огорчать Бога своими грехами! Кайтесь, исповедуйте свои грехи, поститесь и соборуйтесь.

Больных, приходивших к нему, батюшка записывал в помянник и говорил им:

– Самая сильная служба за больных – это соборование. Но оно не приносит пользы, если человек не исповедан. Итак, сначала исповедуйтесь во всех грехах и затем соборуйтесь.

Молодым парам, желающим вступить в брак, старец давал советы, благословлял их, записывал их для поминания на святых службах и говорил им:

– Молитесь Матери Божией с постом и земными поклонами и читайте акафист Благовещению!

Когда кто-нибудь тревожился о нынешних временах и спрашивал: «Что будет, батюшка?» –старец отвечал:

– Времена и лета Отец положил в Своей власти. Как хочет Отец, так и делает!

А если кто-нибудь говорил: «На улице плохая погода» – батюшка отвечал:

– Все, что Бог дает, хорошо.

Монахам, желавшим уйти в пустыню, он говорил:

– У тебя есть двадцать лет в монастырях на самых низких послушаниях? Только тогда ты можешь идти в уединение. «Кто хочет идти в пустыню, – говорит святой Василии Великий, – должен иметь благословение настоятеля, должен взять с собой еще одного или двоих и должен иметь опыт послушания и отсечения воли в монастыре». Вы думаете, что пустыня – это игра? Если б тебя привязали к дереву там в первую ночь, ты прибежал бы в монастырь с деревом на спине, – такие сильные искушения там бывают от бесов.

Еще говорил:

– Духовник монахинь должен быть самое меньшее пятидесяти лет и должен иметь двадцать лет послушания в монастыре.

Спросил однажды ученик отца Клеопу, можно ли ходить вне монастыря без рясы. А он сказал:

– В день, когда ты идешь в какое-нибудь место и выходишь из монастыря без рясы, положи тысячу поклонов! Даже если ее не будет на тебе, имей ее с собой!

Много раз батюшка говорил:

Церковь – матерь наша! Не оставляйте Церковь, ибо здесь мы соединяемся со Христом. Здесь примиряются Марфа с Марией. Соблюдайте распорядок служб и трапезы по уставу. Церковь держит всех нас!

О чтении Псалтири отец Клеопа говорил:

– Святой Василий Великий говорит, что «лучше солнцу остановиться, чем Псалтири оставаться нечитанной в домах христиан. И как солнце больше других светил, так Псалтирь больше других книг, вдохновленных Духом Святым». Псалтирь да будет для вас как хороший кулич. Когда хочешь есть, отрежь кусок, поешь, – поделай работу, затем почитай кафизму, две, три, сколько можешь.

Еще говорил:

– Что я делаю с собой, ведь святые отцы говорят: «Беги от мира! Беги от мира!» Так же говорит и Спаситель: Горе вам, когда люди будут хвалить вас (ср.: Лк. 6, 26) и когда похвала ваша будет выше дел ваших!

Один монах спросил однажды отца Клеопу, к кому относится притча Спасителя о человеке, пришедшем на пир не одетым в брачные одежды (Мф. 22, 1–14). Батюшка ответил ему, что это относится к тому, кто причащается недостойно. – Отец Клеопа,– спросил один ученик, – скажите нам, каково было в те десять лет в пустыне? Какие искушения у вас были? Мы слышали, что вы боролись с врагом! Как и чем он вас искушал?

– Если хочешь знать, каково в пустыне, иди, поживи и ты там годик, и увидишь!

Один брат спросил отца Клеопу:

– Что мне делать, чтобы спастись?

– Имей в правой руке страх Божий, в левой – памятование о смерти, а в уме и сердце – молитву Иисусову, – и ты станешь святым, брат!

Однажды сказал отец Клеопа одному ученику:

– Если б вы знали, сколько я молюсь ночью в слезах, чтобы вы имели любовь между собой!

Один брат сказал старцу:

– Батюшка, помолись и обо мне, грешном, и, если отойдешь ко Господу, не забудь меня.

– Да! Братство твое, ешь и спи досыта, а я буду молиться о тебе!

Один батюшка спросил отца Клеопу, как ему молиться. А старец сказал ему:

– Молись сначала устами, ибо из уст молитва переходит в ум и затем в сердце. Но для этого нам нужен великий труд, много слез и благодать Духа Святого!

Один батюшка попросил старца:

– Отец Клеопа, скажите мне слово на пользу.

– Незабывай о смерти. Смерть, смерть, смерть!

Страх смерти охраняет нас от всякого греха!

Одному ученику отец Клеопа сказал:

– Приготовься к тому, чтобы терпеть, получать побои, голодать и жаждать. А если станут гнать тебя отсюда, не уходи! Стой у ворот монастыря и, если заберет тебя полиция, вернись назад, чтобы умереть в монастыре!

Один верующий спросил отца Клеопу:

– Как мне подготовиться к жизни в монастыре?

– Когда уходишь в монастырь, так нужно подготовиться: надо решиться терпеть смерть от всех!

Елце говорил батюшка:

– Не будем говорить никогда, что мы положили благое начало. Мы даже не знаем, как выглядит человек, положивший благое начало.

Мы же будем молиться: «Боже, помоги мне положить благое начало!»

Один брат сказал старцу:

– Батюшка, я не могу молиться достаточно! Что мне делать?

– Разве ты не слышишь, что говорит апостол? Непрестанно молитесь (1Фес. 5, 17). Итак, молись как можно больше днем и ночью, и – почувствуешь благодать Духа Святого в сердце твоем!

Другой брат сказал старцу:

– Батюшка, если мы окажемся в тюрьме за веру и с помощью гипноза изменят наше мышление, на нас будет какая-то вина?

– Не может изменить тебя никто, если ты имеешь в сердце твоем Иисусову молитву. Когда говоришь: «Господи Иисусе...» – сотрясается весь ад, только говори от сердца!

Один ученик спросил батюшку, как спастись. Батюшка ответил:

– Терпение, терпение, терпение. И, когда Тебе начнет казаться, что оно закончилось, начинай заново: терпение, терпение, терпение. И так не до венца, а до конца!

Ученик спросил:

– А что мне терпеть?

– Терпи все оскорбления и все бесчестия ради любви Христовой!

Один ученик спросил:

– Сколько одежд нужно иметь монаху?

– Две одежды! Что, хочешь стать пустынником с вагоном одежды? А когда они порвутся, пришей одну заплатку желтую, другую красную, третью зеленую!..

Ленивым батюшка говорил:

– Запряги падаль (т.е. тело) на работу, а ум поставь у ног Божиих, то есть на молитву...

Однажды пришел к отцу Клеопе один брат, много раз слушавший его, и спросил:

– Батюшка, что мне делать, чтобы спастись?

А батюшка, зная его сердце, ответил ему:

– Делай что знаешь, и спасешься!

Тогда брат, испытав себя, понял, что ему не знаний не хватает, а жизни духовной.

Один батюшка спросил:

– Когда можно сделаться юродивым Христа ради?

Отец Клеопа ответил:

– После сорока лет монашества!

Братия говорили отцу Клеопе:

– Отец Клеопа, братья твои совершали суровые подвиги, а мы не можем делать так.

– Эх, да ты не хочешь, не хочешь, не хочешь! Возьми Матерь Божию в помощь! Читай акафист Благовещению утром с возжженной лампадой и молебен вечером, и сможешь положить этому конец!

Когда один брат проявил желание страдать ради Бога, отец Клеопа сказал ему:

– О, посмотрел бы я на вас, когда вас начнут сажать в машины и везти в долину!

Один христианин сказал:

– Батюшка, я не верю, что существуют бесы!

Старец, достаточно поучив его из Священного Писания, сказал ему:

– Если все равно не веришь, что существуют бесы, пойди в пустыню, стань на пост и молитву, и они растерзают тебя!

Один монах из монастыря Сихастрия сказал старцу:

– Что мне делать, отец Клеопа, чтобы спастись?

– Смерть имей всегда перед собой и молитву Иисусову в уме и сердце и не бойся ничего! Имей покаяние разбойника на кресте!

Батюшка говорил братиям:

– Все преходяще! Заботьтесь о душе, исповедуйтесь, причащайтесь, проводите жизнь чистую, творите милостыню, совершаийте из всех добродетелей, сколько можете, и живите в любви друг с другом, ибо любовь не умирает никогда!

Еще говорил:

– Из ада не может вытащить тебя никто, кроме милости Божией и добрых дел.

– Имейте к Богу сердце сына, к ближнему – сердце матери, а к себе – ум судьи.

Ученик спросил отца Клеопу:

– Что такое чистая молитва?

– Говорить устами, понимать умом и чувствовать сердцем.

В другой раз говорил отец Клеопа:

– На молитве не принимай ни помыслов, ни образов. Ибо у дверей сердца стоят два мытарства: воображения и рассудка. Мытарство воображения – это первая обтановка. Самый краткий закон молитвы – не представлять себе ничего, когда молишься. Ибо, если остановишься на образе, не сможешь войти умом в сердце во время молитвы. Итак, во время молитвы нельзя представлять себе ничего. Ни святых образов, ни Христа на Святом Кресте, ни на престоле суда. Ничего. Ибо все образы находятся вне сердца, и, если станешь поклоняться им, ты не поклоняешься Христу.

А на мытарстве рассудка, которое стоит у дверей сердца, наш ум встречают другие злые духи – «богословы тьмы и философы ада» – и подбрасывают уму размышления духовные. В минуту молитвы только и видишь, что появляются слова из Писания, как искушал Спасителя диавол на Сорокадневной горе, ведь их роль – искушать тебя из Писания. И приходят нам на ум всякие мысли истинные и высокие во время молитвы! Но враг не огорчается оттого, что видит, что ты рассуждаешь. Он радуется: «Хорошо, что ты богословствуешь (т. е. размышляешь над словами Писания), когда молишься!» Братия, нечего им тут искать во время молитвы! Ибо у диавола цель – дать уму нашему пищу для богословствования, и он приведет тебе на молитве на память все Писание, если хочешь, лишь бы ты не молился! Он знает, что молитва пожигает его. А ты наживаешь тогда духовную надменность: «Потому мне приходят теперь эти слова столь высокие, что я молюсь Богу!» И он смеется, рот до ушей! Ты не молишься тогда, а богословствуешь. Спаситель говорит, чтоб ты так молился: Молясь, не говорите лишнего, как лицемеры, которым кажется, что в многословии их слышит Бог! (ср.: Мф. 6:7).

А мы во время молитвы, когда хотим низвести ум в сердце, будем молиться так, с одной единственной мыслью, то есть думая только о имени Господа нашего Иисуса Христа. С мыслью о нем мы опускаемся в сердце, говоря так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (или грешную)». С другой мыслью тебе нечего искать. Ибо если ты бросишь это богословствование во время молитвы, то с помощью Божией ум сразу входит в сердце.

В другой раз говорил отец Клеопа:

– Как только ум вошел в сердце, появляется у тебя естественный признак. Начинается это как раскаленный гвоздь, и согревается сердце в своем центре. Затем согревается все – грудь, плечи, позвоночник, все тело, и начинает литься пот обильно, а глаза начинают лить теплые слезы покаяния в великом огне. Вот это пламенная молитва!

Это встретился Жених с невестой – Христос с душой нашей. Это духовное единение делает человека одним духом с Богом. Это то, о чем говорит апостол: Совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею. А соединяющийся с Господом есть один дух с Ним (ср.: 1Кор. 6:16, 17). Это единение и прилепление к Богу в сердце, через Иисуса Христа, приносит великую духовную сладость и сильную теплоту.

Тоже о молитве сердца говорил еще:

– Но не это основание делания – ни сладость, ни теплота в сердце. Основание делания – это сокрушение сердца, раскаяние, сердечная боль о грехах и слезы покаяния, льющиеся тогда. В этом состоянии душа наша чувствует столько блаженства, столько легкости, столько тепла и сладости духовной, что, пробудившись из этого состояния единения с Иисусом Христом в сердце, человек не может промолвить и двух слов. Какие счастливые минуты, какую сладость, какую радость он имел в сердце своем! И если бы в этом состоянии пробыл делатель молитвы час или два с умом, низведенным в сердце, то есть чтобы соединился ум с сердцем, то, когда проснется, неделю или две в его сердце не могла бы больше войти ни одна мысль о мире сем! Небо его сердца настолько очищается, что воздух сердца остается полным действия Духа Святого. Счастливое сердце, напившееся слезами покаяния и великой любовью от единения с Иисусом Христом. Любовь духовная, которую не может описать язык!

Отец Клеопа говорил:

– Послушание без молитвы – это батрачество, а кто совершает послушание с молитвой, Литургию совершает.

– Смирение рождается из безропотного послушания.

Молитва не обусловлена временем или местом. Она есть пища души, ибо говорит святой апостол Павел: Непрестанно молитесь (1Фес. 5:17).

Один брат из монастыря возмущался, что приходили иногда дети, и поднимали шум, и бегали по горам. Придя к старцу, он спросил, что ему делать. А отец Клеопа сказал ему:

– А ну-ка вспомни, разве ты не был ребенком? Мне очень дороги дети, ведь они, как Ангелы! И я боюсь, чтобы кто-нибудь из них не упал и не сломал себе руку или ногу. Их любит Христос и говорит: Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное (ср.: Мф. 19:14).

Говорил отец Клеопа:

– Никогда не давай совет никому, пока ты сам не испытал его на себе! Кто дает совет, а сам не испытал его на себе, подобен источнику воды, нарисованному на стене. А кто говорит из пережитого опыта, подобен источнику воды живой!

Один верующий спросил:

– Что мне делать, чтобы спастись, отец Клеопа?

Старец ответил ему:

– Послушай, брат. Ты знаешь, как нужно молиться, знаешь, что нужно ходить в церковь, нужно поститься, подавать милостыню, ты знаешь все заповеди Божии. Только надо хотеть их исполнять, ибо иначе ты не можешь спастись!

В другой раз сказал ему один монастырский отец:

– Преподобный отче, скажите нам слово о священной молитве.

А батюшка сказал:

Молитва есть пища и жизнь души. Как тело без пищи и пития умирает, так и душа без молитвы умирает.

Отец Клеопа говорил ученикам:

– Тело – это Марфа, а душа – Мария! Марфа трудится ради земного, а Мария, представляющая дущу, сидит у ног Господа и молится. Потому и говорит Господь, что Мария выбрала благую участь (ср.: Лк. 10:42). Мы должны примирить Марфу с Марией, то есть должны сначала молиться, а затем исполнять послушание с любовью и молитвой в уме и сердце.

Один старый монах спросил отца Клеопу:

– Преподобный отче, что вы будете делать, если будете больны и не сможете вычитать правило? Поставите какого-нибудь брата, чтобы он читал вам правило?

– Нет. Я возьмусь за Иисусову молитву.

Однажды, когда кто-то показывал отцу Клеопе на новую церковь в монастырском саду, восхищаясь ее красотой, батюшка сказал:

– Да, брат, но труднее создать настоящего монаха, чем кафедральный собор!

Говорил старец:

– Чадо, не стой попусту и не трать времени. Возьми книгу в котомку, куда б ты ни шел – с овцами, или с коровами, или куда тебя пошлют, и читай слово Божие!

Отец Клеопа немного говорил ученикам о скорбях и искушениях, постигавших его через людей. Но об искушениях, приходящих от диавола, когда он был в пустыне, не любил говорить. Иногда он говорил:

– Не дают мне святые отцы говорить больше, ибо они учат: «Не рассказывай о своем».

Но я одно вам скажу: если бы вы там, в пустыне, были привязаны к дереву и увидели беса, то вырвали бы дерево с корнями и убежали бы с ним на спине!

Один брат попросил отца Клеопу поминать его в молитвах. А старец сказал ему, рисуя пальцем на земле вьющийся след:

Молитва моя, как дым Каина! Вот так стелется по земле...

Однажды пришел репортер взять интервью у батюшки, говоря:

– Люди хотят света, люди хотят воды живой...

– Да!.. У людей есть свет Святого Евангелия, свет пророков, апостолов, святых отцов, великих, святых исихастов и миллионов мучеников... Значит, людям есть где найти свет!

У меня только тьмы можно набраться. Потому что я сын тьмы, а не света. Человек грешный, полный зла, полный немощей, сонливый... У меня нет любви Божией, нет воздержания, нет здравого рассудка, нет ничего! Все, все я потерял из-за своей лености, и нет у меня ничего хорошего на этом свете!

Апостол Павел так говорит в Послании к Тимофею: ...Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1Тим. 1:15). Если тот, кто вознесся до третьего неба, говорит, что он первый грешник, то мне что сказать? Что я сделал что-то хорошее? Никогда, во веки веков. Иногда отца Клеопу люди спрашивали о войнах и признаках конца света. А отец Клеопа говорил им твердым голосом: «Отец на корме!» – и читал им 10-й и 11-й стихи из 32-го псалма: Господь разрушает советы язычников, уничтожает замыслы князей. Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его – в род и род. Затем ободрял их:

– Не волнуйтесь и не бойтесь, потому что не будет так, как хотят они. Эге, сколько им хочется сделать! А вы не бойтесь. Молитесь и с верой осеняйте себя Святым Крестом, и убегут все бесы!

Еще говорил отец Клеопа:

– Никакого дела не делай, пока не осенишь себя Святым Крестом! Когда отправляешься в путь, когда начинаешь работу, когда идешь учиться грамоте, когда ты один и когда со многими, запечатлевай Святым Крестом свой лоб, тело, грудь, сердце, уста, глаза, уши, и все твое да будет запечатлено знамением победы Христа над адом. И не будешь тогда бояться колдовства, порчи и чародеяний. Потому что они тают от силы Креста, как воск от лица огня и пыль от лица ветра.

Еще говорил:

– Вера сконцентрирована в «Верую».

Один брат взялся за подвиги, превышавшие его силы. Не спал на кровати, много читал Псалтирь и клал много поклонов, но не с благой целью – ему хотелось только утишить плотские страсти, не отсекая духовных. Потому он был гневлив, критиковал других, осуждал и имел искушения.

Однажды пошел он к отцу Клеопе попросить благословения. А старец лишь только показал ему рукой на текст крупными буквами, висящий на стене под иконами, и сказал:

– Ну-ка посмотри, что там написано: «Добро не есть добро, когда оно не сделано по-доброму». Это я велел написать это там!

Тогда брат, поняв, что батюшка сказал это, будучи просвещен Духом Святым, понял, что пошел ошибочным путем.

Один брат спросил старца:

– Отец Клеопа, о чем мне нужно думать, когда читаю Псалтирь?

– Думай, что ты грешен.

Один брат сказал старцу:

– Батюшка, в монастыре много работы, и не хватает времени на церковь. Что мне делать?

– Брат, когда рука твоя работает, ум пусть молится, говоря «Господи Иисусе...» непрерывно!

Другой брат спросил отца Клеопу:

– Сколько раз в день произносить мне Иисусову молитву?

Батюшка ему ответил:

– Миллион раз!

Один ученик, увидев отца Клеопу, сидящего на веранде, подошел к нему, целуя ему руку и прося благословения. Но не открыл ему, что его сильно борют в сердце плохие мысли. Батюшка, глядя ему в лицо, сказал:

– Брат, пойди к твоему духовнику, чисто исповедуйся и попроси у него епитимию, чтобы тебе избавиться от нечистых мыслей, владеющих тобой.

Отец Клеопа в проповедях часто говорил:

– Ангелы Божии привели вас в святые монастыри, дорогие мои! Вы этого не видите, но каждый имеет возле себя своего Ангела хранителя.

И старец нежно смотрел на людей, словно видя их Ангелов.

Один новоначальный брат, побыв всего несколько месяцев в монастыре, пришел к отцу Клеопе:

– Батюшка, я очень злюсь на бесов. Разрешите мне читать молитвы святого Василия Великого!

Отец Клеопа сказал:

– Это ты-то? Бедная твоя головушка! Ты злишься на бесов? Если б ты видел, как же они злятся на тебя! Беги отсюда, как бы ты не натворил чего... Ты гляди, пришел вчера в монастырь и хочет заклинать бесов и читать молитвы святого Василия Великого! Большой храбрец!

Однажды приехал настоятель одного большого монастыря из России посоветоваться с отцом Клеопой. Рассказав, что у них нет достаточного времени на молитву и заметна большая рассеянность, он спросил его в готовности поступить так, как скажет батюшка:

– Что мне делать, отец Клеопа? Максимально сократить работы и труд?

Батюшка ему ответил:

– Держись царского пути!

То есть без чрезмерностей, ни в одну сторону, ни в другую. Но чтобы все было с рассудительностью.

Говорил отец Клеопа:

– Будем убеждены в том, что каждый миг грешим Богу. Без этого смирения в сердце мы не можем спастись.

Говорил батюшка группе семинаристов:

– Когда станете священниками, можете налагать на людей такую епитимию – подавать милостыню. Но не на тех, кто богат. Ибо у них карманы туго набиты, они придут, выложат тебе кипы денег и заявят: «Все! Я спасся». Но Царство Небесное не покупается на деньги!

Ты дай им, чтобы они постились, клали поклоны, бдели... Потому что тогда они трудятся и имеют награду от Бога. Милостыню назначай тому, кто беднее. Потому что ему, чтобы добыть копейку, нужно потрудиться, и тогда у него есть награда от Бога.

Отец Клеопа часто напоминал грехи, проистекающие из самолюбия, и увещал всех к покаянию, говоря:

– Источник всякого зла и всякого греха и корень всех зол есть самолюбие! Самолюбие – это безрассудная любовь к телу, это самая тяжкая и самая тонкая из всех страстей, порабощающих естество человека.

Из самолюбия рождаются гордость, надменность, высокомерие, ненависть, зависть, интриганство, склочничество, злоба, двуличие, соперничество, злопамятность, мстительность, ненасытность утробы и многое другое. Из того же самолюбия рождаются еще саможаление, щадение себя, самооправдание, самодовольство, фанфаронство, хвастовство, самоволие, самомнение и все прочие грехи, ведомые и неведомые.

Пришел однажды к его святости один братподвижник, говоря:

– Батюшка, благословите мне есть один раз в день после захода солнца?

– Тебе, брат? – сказал старец. – Ты не смотришь на себя, насколько ты слаб? Ешь по два раза в день, да поглотит тебя рай!

Будучи спрошен братиями, как он жил впустыне и что ел, отец Клеопа говорил им:

– Учитесь поститься! Я ел по картофелине в день, но придет время, когда вы будете рады иметь одну картофелину на неделю, да и той у вас может не быть!

Отец Клеопа говорил:

– Самая великая мудрость человека – страх Божий, страх смерти и молитва «Господи Иисусе...» в уме.

– Будем иметь терпение до конца, а не до волчца! Да поглотит вас рай! Как вижу вас здесь, так да увижу всех вас в раю!

– Духовник словом учит, рукой пишет, а делом и жизнью наставляет.

– Закваска монастыря – духовники.

– Чтение и трезвение ума держат человека вблизи Бога.

– Будем иметь такую убежденность, что нет мгновения, когда мы не грешим пред Богом, и потому нет мгновения, когда мы не имеем нужды в Его помощи.

– Молитва укрепляет веру.

– Из многого смиряйся.

– Лучше дать поменьше и жалеть, что ты не дал больше. Здесь встречаются две добродетели: милостыня и смирение.

– В сытом брюхе нет ведения Бога.

– Читай всякое душеполезное слово, но не гордись.

– Если подаешь милостыню от овец и ульев, бывает тебе обилие.

– Смирение – дверь спасения.

Один христианин спросил отца Клеопу, спасется ли он. А батюшка ответил:

– Да, ты спасешься, но не делай того, что делают люди.

Отец Клеопа говорил:

– Помыслы борют человека до смерти. Мне теперь почти девяносто лет, и я не могу избавиться от помыслов.

Один брат спросил отца Клеопу: остаться в монастыре или вернуться в мир. А батюшка ответил ему:

– Оставайся здесь, не иди больше в мир. Там Содом и Гоморра!

Еще батюшка говорил:

– Если заботишься о церкви, то и Бог заботится о тебе!

– Будем иметь хранение ума, чтобы не грешить помышлением, умом и воображением.

Один брат, будучи взволнован, спросил отца Клеопу, что ему делать. Батюшка сказал:

– Иди в церковь, а когда не можешь пойти в церковь, молись в келии.

– Батюшка, а может, мне молиться только в келии?

– Нет, потому что ты не можешь сделать того, что дает церковь.

Отец Клеопа вспоминал:

– Когда я был монастырским послушником, старцы поручали мне читать им из Египетского патерика. И говорил один из них: «А ну, почитай еще из аввы Арсения». И говорилось там, что спал авва Арсений ночью только один час. «Увы нам, – говорили старцы, – вот это монах, а не мы!»

Однажды батюшка был на кладбище и сказал братиям эти слова:

– Братия, вы высоки, как ели, но так же, как ели, можете упасть в бурю, потому что не вонзаете свои корни в Священное Писание, и жития святых отцов, и подобные книги, написанные для нас.

Еще говорил отец Клеопа:

– Говорят святые отцы, чтобы ты не осуждал и, даже если видишь, чтобы не верил; а если веришь не видя, тем паче грешишь пред Богом.

Один брат спросил батюшку:

– Что мне делать, когда я осуждаю других?

Мне кажется, что такой-то брат не исполняет послушание, другой не приходит вовремя, чтобы помочь мне, а я ропщу и осуждаю.

– Смерть, смерть, смерть!

Батюшка увещал всех к прощению и примирению. А порой говорил о падении Адама:

– «Адам, почему ты согрешил?» – спросил его Бог.– «Жена, которую Ты дал мне, уговорила меня!» – «Зачем ты сделала это?» – спросил Бог жену. – «Змей обманул меня, и я ела». Ни один из них не сказал «прости меня», ведь Бог тогда простил бы обоих. Видите, что значит не просить прощения, когда грешим?

Еще говорил отец Клеопа:

– Искушения от бесов тяжелее искушений от людей.

– Мера делает человека.

Отец Клеопа говорил, что диавол более всего обманывает людей, внушая отложить покаяние. То есть говорит им, что все хорошо и правильно «и Не надо, не кайся теперь, покаешься потом – завтра, на будущий год, в старости...». И так заполучает диавол большинство людей.

Однажды, когда один брат пришел усталый с послушания, батюшка сказал ему:

– Прочитай «Отче наш» и ложись. А потом, когда отдохнешь, исполни свое молитвенное правило.

Один молодой иеромонах пошел к отцу Клеопе и спросил его:

– Батюшка, кого мне принимать на исповедь?

Отец Клеопа ответил ему:

– Принимай с любовью всех. И молодых, и старых, и больных, и монахов, и монахинь. Никому не отказывай.

Говорил отец Клеопа одному священнику:

– Эге, читаешь, отче, молитвы святого Иоанна Златоуста, но если читаешь их без поста и молитвы – и ты, и тот, о ком ты молишься, – то положит диавол на лопатки и тебя, и его.

Батюшка говорил:

– Человек, исполняя волю Божию, делается Его сыном по благодати. Ибо по естеству один есть Сын Божий – Господь наш Иисус Христос.

– Муж колеблющийся нестоек во всем.

– Когда не можешь, говори, что не можешь.

– Когда человек кается, Бог хочет остаться скорее обманщиком, чем немилостивым.

– Телесный подвиг сокращает годы покаяния.

– Будем приносить Богу жертву чистую, как говорят святые отцы.

– Кто приносит дары в храмы и монастыри от трудов своих, у тех благословляются дома.

Один брат сказал отцу Клеопе:

– Поднял и я свои руки, батюшка, будучи один, чтобы молиться с воздетыми руками. А батюшка сказал ему:

– Смотри, а то подхватит тебя диавол и повалит вниз...

Другой брат хотел не гневаться совсем, быть без тщеславия, иметь мысль о смерти и так далее. А отец Клеопа ему сказал:

– Когда видишь, что молодой возносится на небеса, сдерни его за ногу вниз.

Батюшка говорил верующим:

– Молитесь хотя бы один час утром и час вечером. Да не остаются нечитанными у вас утрен-ние молитвы и акафист Благовещению, а вечером молебен Матери Божией и вечерние молитвы.

Однажды сказал отец Клеопа:

– Не бойся, брат, потому что никто не уходит из мира сего, пока не оплатит долги.

В другой раз посоветовал одному брату:

– Не живи втом месте, где ты грешил Богу.

Однажды пришел один ученик к отцу Клеопе и сказал:

– Батюшка, можно мне самому бить себя, давать себе пощечины, когда ко мне приходят нечистые помыслы?

– Если и семь раз в день они будут бить тебя, терпи.

– А если я сам себя буду бить?

– От диавола эта мысль. Будь готов встречать их!

Говорил отец Клеопа:

– Не бери широко, а то останется непахано! То есть чтобы все делалось в меру.

Одна женщина, родившая четырех детей и сделавшая четыре аборта, пришла к отцу Клеопе и поведала ему свою муку. А батюшка сказал ей:

– Сестра, четыре храма ты воздвигла и четыре же разрушила своими руками и пришла к нулю! Но покайся, и Бог простит тебя.

Одна женщина сказала отцу Клеопе, что ее бъет муж. Батюшка спросил ее, какова причина. Тогда она сказала, что муж ее работает в лесу и, когда приходит домой, не находит готовой еды. А батюшка ей сказал:

– А ты знаешь, каково работать в лесу? Чтоб ты его ждала с едой и стаканом вина!

Однажды пришла к отцу Клеопе одна женщина, сказав, что дочь ее осталась беременна, не будучи замужем. А батюшка ей сказал:

– Пусть рожает его, и Бог определит ей мужа!

Отец Клеопа говорил одной будущей маме:

– Не бойся, что бы ни случилось, Бог с тобой. Если даже мать умирает при родах и она хорошая христианка, то переходит в ряды мучеников.

Батюшка еще говорил, что беременные женщины обязательно должны исповедаться и причаститься перед родами.

Одним молодым супругам, которые имели детей и хотели воспитать их по Богу и больше не рожать детей, отец Клеопа сказал:

– Отныне каждый – на своей кровати, спите раздельно, живите в чистоте. Вы не будете ни первые, ни последние. А если случится согрешить, начинайте сначала, пока не преуспеете.

Один христианин вышел на пенсию и затем ушел в монастырь и более не вкушал ничего скоромного. Дети волновались за него и привели его к отцу Клеопе, чтобы он убедил его хотя бы в субботу и воскресенье пить молоко, а батюшка сказал:

– Хочет человек подняться на небо, а вы его тянете вниз!

Одной девушке, пребывавшей в сомнениях, сказал отец Клеопа:

– Ты не хочешь трудиться! Не хочешь подниматься по лестнице! Стоишь там, на четвертой ступеньке! Молись побольше, и придешь в монастырь!

Закончив слово поучения, отец Клеопа говорил:

– Ах, очень мне жаль вас! Если б у меня была сила, я взял бы вас в котомку и отнес бы в рай! В доме вашем имейте лампадку, и пусть горит она день и ночь перед иконой Матери Божией.

Однажды пришла издалека группа верующих к отцу Клеопе.

– Вы знаете, что с тех пор, как вы положили себе на ум прийти в монастырь, Ангелы ваши считали ваши шаги, денежки и усталость вашу? Со всем этим ваши Ангелы предстанут на праведном суде, потому что эти копейки вы не потратили на дискотеки, кабаки и на музыкантов, но подарили их Христу! Ах! Если бы видели Ангелов ваших хранителей возле вас, какие они есть, вы бы умерли от радости!

Еще батюшка говорил:

– А ну скажите мне, сколько часов в день вы молитесь?

Одни говорили – пять минут, другие – четверть часа и так далее.

– Жалко мне вас, дорогие. Если я пойду к Матери Божией, Она спросит меня: «Что ты делал, монах, там? Научил людей молитве?» Ибо говорит святой Иоанн Златоуст, что хороший христианин хотя бы четыре часа в день должен молиться. Я не велю вам столько, но хотя бы час утром и час вечером. Я не ругаю вас, я советую.

Вот что: когда встаете утром, сделайте три поклона и скажите: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, что Ты не погубил меня в эту ночь, но поднял меня ото сна!» Сполосните холодной водой глаза и начните утренние молитвы, а акафист Благовещению Богородицы да не останется у вас ни одного дня непрочитанным. Возьмем себе Богородицу в Помощницы во время этой жизни, на праведном суде и в жизни той. А вечером сотворите вечернюю молитву и молебен Богородице. А кто может, пусть читает его в полночь! Ибо молитва в полночь – золотая молитва в глазах Спасителя.

– Как вы осеняете себя Святым Крестом? Он увас правильный и большой? Во имя Отца – на лоб, и Сына – на грудь, и Святаго Духа – на плечи! Это Крест Христов. Он был распят на Святом Кресте, а те двое разбойников были привязаны веревками к крестам пониже.

Бережно относитесь к Кресту Христову! Не делайте его таким маленьким, будто играете на кобзе63, а то вы тогда заболеваете к радости всех бесов и попадаете в больницу!

– Ходите каждое воскресенье в святой храм, не пропускайте ни разу. Если вы пропускаете три праздника подряд Святую Литургию, то живыми идете душой в ад!

– Знаешь, что надо делать, чтобы быть мудрым? Ходи на кладбище со свечечкой и ставь ее на могилу твоих близких, хотя бы раз в неделю, в воскресенье или в субботу.

Слышишь, что говорит божественный отец Иоанн Златоуст: «Ходи часто на могилы, о христианин, и на кладбище. Ибо, если ты будешь часто ходить туда, такой мудрости они тебя научат, что все философские академии на свете не смогут научить тебя большему!»

Такую пользу приносит нам кладбище. Потому что мы видим, что то, что мертвые представляют собой сегодня, тем будем мы завтра. Разве ты не видишь, что они молчат? Но всегда говорят: «Братия! Что мы сегодня, то будете вы завтра. Что вы сегодня, тем были мы вчера. Но вот сюда вы все придете. Вы придете к нам, не мы придем к вам».

Все мы шагаем к вечности. Если не сегодня, то завтра-послезавтра, но к могиле придем. Минута за минутой. У меня были часы где-то, где я жил. И у них был такой бой: «Гроб-гроб-гроб-гроб, гроб-гроб-гроб-гроб, гроб-гроб-гроб-гроб...» Так они били. И всегда напоминали мне о могиле. Были у меня и другие часы, не помню, через сколько лет. Эти не говорили «гроб», но по-друго-му: «Вмиг-вмиг, вмиг-вмиг, вмиг-вмиг, вмиг-вмиг...» И часы научили меня, что я вмиг-вмиг уйду. Те другие говорили: «Гроб-гроб». Если и вы заведете себе такие часы, чтоб они были у вас до-ма и говорили вам: «Гроб-гроб-гроб-гроб, гроб-гроб-гроб-гроб...» – то вам не нужен будет никакой другой философ.

Ибо, если бы мы не забывали о могиле, великое счастье было бы нам. Мы не боялись бы могилы. Совсем. Если мы знаем, что уложили в свою котомку все, что нам нужно, то айда в могилу! Потому что жизнь – по ту сторону могилы, а не здесь. Здесь обман. Ты слышал это? Дни его как тень проходят (ср.: Пс. 143, 4).

– Сделайте святую исповедь вашу чистой, по уставу! Возьмите тетрадочку, войдите в комнату и начните записывать все свои грехи, с малых лет. Знаете, когда начинает ребенок совершать грехи? С тех пор, как начинает понимать вещи. С тех пор он понимает и грех!

Запишем все, что совершили с младенчества. Не будем ждать, чтобы священник спросил нас, но сами назовем их. И будем ходить к духовнику, когда он менее всего занят. Вы знаете, что значит правильная исповедь? Она как второе крещение. Мы словно заново родились!

Говорил отец Клеопа:

– Всякий больной, верующий во Христа и имеющий правую веру, одно должен говорить: «Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты даешь мне страдание и наказание! Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты любишь меня и наказываешы»

Отче Клеопо,

получивши многую благодать от Бога,

моли Христа Спасителя

о нас, грешных!

* * *

59

Миха́й Храбрый (1558–1601) – господарь Валахии с 1592 по 1601 г. Вел борьбу против турецкого господства и за создание централизованного румынского государства. Опирался на поддержку Московского государства и украинского казачества. Проявил себя как выдающийся полководец. В 1600 г. на короткое время объединил Валахию, Молдову и Трансильванию и стал именовать себя «господарем Валахии, Трансильвании и всей Молдавской земли». Был убит боярами, недовольными его политикой.

60

Ми́рча Ветхий (Старый) (1418) – господарь Валахии в 1386–1418 гг., полководец. Участвовал в битве на Косовом Поле в 1389 г. Возглавляемое Мирчей Старым валашское войско в 1394 г. в битве при Ровине нанесло поражение армии турецкого султана Баязида. В 1396 г. участвовал в антитурецком крестовом походе венгерского короля Сигизмунда, окончившемся у Никополя поражением антитурецкой коалиции. В правление Мирчи Старого расширилась территория Валашского княжества, возникли новые города и крепости, укрепилась центральная власть, были упорядочены налоговая система и судопроизводство. В условиях усилившегося натиска турок и боярских измен Мирча Старый в 1415 г. был вынужден согласиться на выплату дани турецкому султану.

61

Стефан III Великий – См. прим. 10 на с. 350. Иеремия Мови́лэ был господарем Молдовы в 1596–1606 гг., Петр IV Ра́реш – в 1527–1538 гг., Александр III Лэпушня́ну – в 1552–1561 и 1564–1568 гг., Александр I Добрый – в 1400–1432 гг.

62

Это письмо было адресовано верующему, находившемуся в сомнениях. Печатается по журналу Митрополии Молдовы и Буковины «Богословие и жизнь». Яссы: Тринитас, 2000. № 1–6. С. 174–176.

63

Кобза – струнный щипковый музыкальный инструмент.


Источник: Да увижу вас всех в Раю! : Румынский старец архимандрит Клеопа Илие. – Москва : Класы Духовные, 2010. - 365 с.

Комментарии для сайта Cackle