Поучение в день св. великомученика и целителя Пантелеимона, 27-го июля
Нынешний день Св. Церковь совершает память св. великомученика и целителя Пантелеимона, и вы хорошо сделали, братие, что пришли в храм Божий помолиться св. великомученику. Только вот что нехорошо, други мои: о св. мучениках некоторые из вас толкуют неправильно. Некоторые толкуют, что в день мученика не должно браться за работу, потому что это тяжелый день, – не должно, напр., выезжать в поле пахать или сеять, не должно начинать строить нового дома и под. сему. Кто начнет в этот день работать, – не пойдет работа его впрок, и он будет мучиться. Неправильно толкуют они и о св. великомученике Пантелеимоне: они называют его грозным святым и, по неразумию, именуют его не Пантелеимоном, а Палием, по той будто бы причине, что на кого он разгневается, того он или дом запалит, или хлеб в поле. – Судите, православные, не грешно ли христианину так думать и судить о св. мучениках? Св. мученики возлюбили Христа величайшею любовью, и за веру Христову потерпели мучения и кровь свою пролили, молились даже за своих мучителей. А мы, грешные, называем их грозными, боимся их, как будто они для нас не милостивы, и день памяти их считаем для себя тяжелым днем. За что же это? Ужели потому боится кто св. мучеников, что они мученики? Ужели чрез них и ему будет такая мука? Худая же вера такого христианина!
Нет, други мои, св. мученики для нас люди милосердые; они наши усердные молитвенники и покровители пред Богом.
Прошу вас выслушать, как милостивы для нас св. мученики. И прежде всего скажем про св. великомученика Пантелеимона. Прежде назывался он Пантелеон (Лев по всему), но потом когда он во время своих мучений помолился, Сам Господь свыше назвал его Пaнmeлеимоном, т. е. всемилостивым, давая ему благодать миловать всех, притекающих к нему во всех бедах и скорбях. И св. Пантелеимон, точно был милостивый. Он был врач, и своим врачебным искусством славился при царском дворце. Но он был еще язычник. И вот от христианского пресвитера, св. Ермолая, он научился знать истинного Бога – Иисуса Христа, Который есть источник исцелений душевных и телесных. С того времени он сделался несравненно славнейшим врачем, безмездно врачевал всех от всяких болезней, оказывал милосердие и помощь всякому страждущему. Он благотворил особенно исповедникам и мученикам в темницах во время гонения при нечестивом царе Максимиане. И это милосердие к страждущим его самого довело до страдальческой, великомученической кончины.
Как же, после сего, не грешно говорить, что св. Пантелеимон грозный святой, что он палил наши дома, или хлеб в поле? Нет, Господь и Его св. угодники грозны для нас тогда, когда мы не имеем в сердце своем Бога, забываем честный труд, молитву и милостыню, живем беззаконно и во грехах не каемся. Тогда, точно, есть чего нам бояться; ибо нераскаянным грешникам худо и на земле, а еще хуже в жизни будущей, когда они будут вечно мучиться в огне геенском. Тогда и Господь и св. угодники Его отступятся от нас; ибо своими беззакониями мы сами уготовляем себе муку вечную.
Вот, говорю, чего должны мы страшиться – своих беззаконий и нераскаянности, а не св. мучеников. Мученики не желают и не делают нам худа. Прочитайте их жития, посмотрите на их св. дела, и вы увидите, какое великое милосердие имеют они к людям, какого великого добра желают они нам от Бога. Так св. священномуч. Афиноген пред своею смертью молился: «да даст Господь свое вечное благословение всем почитающим его память, и всем молящимся Богу с воспоминанием имени мученика, да являет благодать свою и скорую помощь во всякой их нужде». И был с неба глас, что все прошение его исполнится (Чет.-Мин. 16 июля). Св. муч. Иулиан молился, дабы того, кто захочет почтить память о его страдании, Господь не забыл в превеликом Своем милосердии. И был с неба глас, извещающий об услышании его молитвы (Чет.-Мин. 28 июля). Св. муч. Трифон пред кончиною своею так молился: «Боже, приими в мире душу мою; всех же, которые меня, раба Твоего, воспоминати будут, услыши с высоты святыни Твоея и призри на них от святого жилища Твоего, подай им изобильная и нетленная дарования, яко един благ и щедрый податель во веки веков» (Чет.-Мин. 1 февраля).
Вот какие милостивые для нас люди – св. мученики, и вот как любит их Господь! Нас и на свете не было, когда мученики терпели муки за Христа, а они уже молились за нас, и Господь обещал исполнить их молитвы и посылать нам свои милости. И потому нам нужно только усердно молиться св. мученикам, воспоминать и почитать их страдания за Христа, и Господь, по их святым молитвам, будет посылать нам все благопотребное для нас.
Но как почитать страдания св. мучеников? Нужно не только молиться им, но и подражать их мученической жизни и подвигам, и не нужно страшиться нам мученичества: св. мученики укрепят нас и доведут до светлых венцов Христова Царствия. Правда, время мученичества уже прошло. Но мучеником можно быть и без пролития крови и получить от Христа нетленный венец. А как это можно? Св. Иоанн Златоуст так об этом говорит: «Нет времени гонения, но мученичеству есть время; не гонят человеки, но гонят бесы; не озлобляет мучитель, но озлобляет диавол, лютейший всех мучителей; не видишь углей горящих, но видишь разженный пламень страстей. Мученики горящее уголье презрели, а ты огонь естества презри; они со зверьми боролись, а ты гнев, яростного и неукротимого зверя сего, обуздай; они стояли против неукротимых болезней, ты скверные и лукавые мысли, которые из сердца исходят, победи. Так будешь мучеником» (Чет.-Мин. 19 ноября). Мучеником можно быть и тогда, когда мы, во имя Господне, для царствия Христова, переносим всякие земные скорби и лишения, когда, оказывая помощь страждущим, больным и всяким бедствующим, состраждем им сердцем в их скорбях и бедствиях. Так св. мученица Наталия была мученицею без пролития своей крови; ибо много сострадала сердцем св. мученикам, служа им в темнице и смотря на их страдания (Чет.-Мин. 26 августа).
Вот, братие, посильное мое вам слово для нынешнего дня! Св. мученики для нас не грозные каратели, а наши усердные молитвенники и покровители пред Богом. Будем же молиться им усердно и с верою. А чтобы молитвы наши были достойны пред Богом и приятны мученикам, будем подражать добродетельной жизни святых мучеников. Аминь.