Поучение в день Св. Пророка Божия Илии
Илия человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися, да не будет дождь: и не одожди по земли лета три и месяц шесть: и паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой (Иaк. 5:17, 18).
Вот какую великую благодать подавал Господь св. пророку Илии? По его молитве Господь заключал небо, три года не было дождя, и был голод по земле. По его молитве, Господь посылал дождь, и земля в изобилии произращала плоды свои.
Добрые мои слушатели! Все мы желаем, чтобы Господь посылал нам благовременные дожди. Пошлет Господь дождь ранний и поздний, и земля наша произрастит нам в изобилии плоды свои. Радуются тогда люди праведные и грешные, веселится и вся Божия тварь; ибо на земле, как на великом Божием столе, для всей твари приготовлена от Господа обильная пища. Не даст Господь дождя, и мы останемся без хлеба; а без хлеба худо жить человеку и всякой твари. А потому молитвою должны мы испрашивать себе у Бога дождя и всякого дара. Но каковы мы богомольцы? Св. пророк Илия был человек такой же, как и мы; но он был великий праведник пред Богом, а мы великие грешники. Как же нам молиться? Просить св. Илию? Мы и просим, и должны просить его. Кому и у кого должно просить помощи, какъ не грешнику у праведника? Но наши молитвы часто бывают нечисты и недостойны пред Богом. От того они часто и до Бога не доходят, и св. Илия не слушает их. От того мы нередко остаемся без дождя, и земля наша не дает нам плодов своих. Побеседуем теперь, братие, несколько пространнее о том, почему Господь не посылает нам дождей, и как должны мы молиться, чтобы Господь посылал нам дождь ранний и поздний.
Поучимся, братие, доброму у святых людей. В V веке по Рождестве Христовом, недалеко от св. града Иерусалима, в одной св. лавре жил дивный подвижник и богомолец, препод. Евфимий Великий. В его время, в одно лето не было долго дождя и была великая засуха. И исполнилось святое писание: Будет небо над главою твоею медяно, и земля над тобою железна (Второзак. 28:23). Будучи в великой печали от такой засухи, собрались братия и множество народа из св. града и из разных сел, и пришли к Великому Евфимию, прося его, да помолится Богу и испросит дождь. Что же великий праведник? Услышав вопль людей, он сказал им: «чего вы ищите от человека грешного? Ибо и я, чада, не имею дерзновения молиться об этом к Богу, будучи грешен, и более иных требующий Его милосердия, а особенно в сие настоящее время Его гнева». – И так, если и великий подвижник имел такое великое смирение и почитал себя грешником и недостойным пред Богом, то что сказать о нас? Что будет значить наша молитва, когда мы будем молиться без смирения, с холодностью в сердце, с ропотом на Бога, и не будем признавать себя великими грешниками пред Богом? Вот от чего и молитвы наши часто не доходят до Бога!
Тот же препод. Евфимий вразумляет нас, за что и для чего наказывает нас Господь бездождием и засухою. «Грехи наши, говорил он людям, разделяют нас между Богом и нами: мы осквернили Eгo образ, омерзили церковь Его, работая похотям и различным страстям; мы живем в лихоимании; мы меркли, ненавидя друг друга. За сие-то навел Бог на нас сию казнь, чтобы мы, потерпевшие наказание, покаялись. Когда же исправим себя покаянием, тогда услышит нас; ибо написано: Близ Господъ всем призывающим Его во истине“ (Псал. 144:18). – А у нас, други мои, сколько творится греха, сколько беззаконий! Грехами своими мы оскорбляем Бога, оскверняем свою душу и тело, заражаем воздух и землю, мы не соблюдаем уставов св. церкви, друг друга ненавидим, окрадываем и обманываем, воскресные и праздничные дни нередко проводим в невоздержании и пьянстве, милосердие друг к другу у нас оскудело и во грехах своих не каемся. Что ж удивительного, если Господь, гневаясь на нас за наши грехи и неправды и не видя нашего покаяния и исправления, наказывает нас бездождием, засухою и другими бедствиями?
Но обратимся опять к препод. Евфимию Великому. Когда он говорил скорбящим людям о грехах и покаянии, то все люди единогласно взывали к нему: «ты сам, отче, помолися за нас; мы же веруем, что Бог услышит молитву твою, ибо Он творит волю боящихся Его“. Тогда благочестивый подвижник и богомолец пошел в церковь, повелев молиться и людям. И падши ниц в церкви, со слезами молил Бога, да помилует тварь Свою – и посетит землю милостью и щедротами, и дождем напоит ее. И когда он молился, повеял ветер от юга, небо покрылось тучами, были громы, полился великий дождь, и шел много дней. И Господь благословил лето то великим изобилием плодов земных. – И так, по примеру древних христиан, единодушно, с крепкою верою в Бога, со слезами и покаянием должны мы просить у Бога дождя и всякого дара. И с каким покаянием и верою просили препод. Евфимия древние христиане, с таким покаянием и верою должны и мы призывать на помощь св. пророкa Илию и других св. угодников.
Восстав от молитвы Евфимий Великий сказал народу: «вот Господь услышал нашу молитву, постарайтесь и вы добрыми делами угодить Ему, сотворившему милость вам“ (Чет.-Мин. 20 янв.). Вот как должны мы поступать, когда Господь посылает нам дождь и всякое благо – такое благодарение делает нас достойными еще больших благодеяний. Но как часто мы делаемся неблагодарными пред Богом за Его благодеяния. Вот Господь послал нам обильный дождь. Дождю мы рады, как дару; но души наши нередко остаются не омытыми слезами покаяния. Вот, по Господнему благословению, на нивах наших обильный урожай. Урожаю мы рады, как великому кладу. Мы пожали свой хлеб, свезли в свои гумна, и тело свое накормили; но души наши часто остаются бедными и голодными; мы не питаем их ни благодатною молитвою, ни добрыми делами. Нет у нас ни твердой веры в Бога, ни любви к ближним, ни милосердия к нищей братии, ни истинного поста, ни усердной молитвы. И после этого, стоим ли мы того, чтобы Господь всякий раз посылал нам дождь и всякое благо? За худые дела наши Он нередко отнимает у нас и то, что посылает нам.
Братие христиане! Молясь Богу и Его св. пророку Илие о ниспослании нам дождя, будем молиться единодушно, с твердою верою, со слезами и покаянием. Молясь и каясь, будем удаляться от грехов и угождать Богу добрыми делами. И Господь за добрые дела наши будет посылать нам все, что нужно нам для земной нашей жизни, и для душ наших приготовит сокровища и радости на небесах. Аминь.