Источник

Поучение пред Св. Причащением

Со страхом Божиим и верою приступите.

В настоящей седмице вы, братие, говели, ходили в Божию церковь, постились и молились, были на исповеди, каялись в своих грехах, а теперь, по Господней милости, вы приступаете к принятию святых таин Тела и Крови Христовой. С каким же расположением души должны мы приступать к сему великому таинству? Сему нayчает нас Св. Церковь. Она взывает ко всем нам: «со страхом Божиим и верою приступите».

«Приступите со страхом Божиим». – Помыслим со вниманием, где мы теперь? пред кем предстоим? к чему приступаем, и кто мы? Место, где предстоим мы, – земля свята есть (Исх. 3:5); сие место освящено схождением Святого Духа, невидимым присутствием Божиим, совершением великого Таинства, на которое – самые Ангелы не могут смотреть без страха и трепета. Это есть дом Божий, жилище вечного Бога, место нашего спасения.

Если же самое место так свято, то как свят и велик Тот, Кто освящает сие место своим присутствием! Это есть Тот великий Бог, который всемогущим словом Своим сотворил небо и землю и по Своей премудрой воле всем управляет. Это есть тот святейший Бог и Судия, Который придет судить живых и мертвых, и пред Которым все мы должны явиться на Его страшный суд и отдать отчет во всех наших делах и помыслах.

Велик и свят наш Бог. Велик и свят и Его небесный дар, который мы намереваемся принять теперь устами нашими. Это есть то пречистое Тело, которое Иисус Христос, ради нашего спасения, принял на себя от Пресвятой Девы Марии; то самое Тело, в котором Господь пострадал и умер на кресте за грехи всего мира, воскрес в третий день, вознесся на небо и сидит одесную Бога Отца на престоле вечной славы. Это есть та самая святейшая Кровь Богочеловека, которая из пречистых Его ребр, во время страданий на кресте, излилась за жизнь и спасение мира.

И после сего всякий из нас должен понять, с каким страхом и благоговением должны мы предстоять в доме Господнем, пред Богом святейшим! С каким страхом и благоговением должны мы приступать к принятию Его небесного дара – Тела и Крови Христовой!

Блажен тот христианин, который приемлет сие Тело и Кровь с чистою душою; он соделывается храмом Духа Святого, престолом вечного Бога. Святейшее Тело и Кровь Христова освящают и оживотворяют всего человека. Человек соединяется со Христом, а Христос с человеком; человек делается другом св. Ангелов и наследником вечного царства Божия. Сам Господь сказал в Своем Евангелии: «Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем (Иоан. 6:56), «Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (ст. 54).

Но братие мои! Достойны ли мы святейшего дара – Тела и Крови Христовой? Ибо кто мы, предстоящие в доме Господнем, пред престолом вечного Бога? Земля и пепел, в беззакониях зачатые, во грехах рожденные, преступники святого закона Господня. Сказывает св. апостол: «Ядый и пияй недостойне Тело и Кровь Христову, суд себе яст и пиет“ (1Кор. 11:29). А мы являемся во грехах, недостойно предстоим у престола Божия. Как же мы нечистые и недостойные, приступим к святейшему Богу и Его святейшему дару? И можно ли нам не страшиться за свои грехи, за свое недостоинство пред Богом? Но, помышляя о своем недостоинстве никто да не отчаивается в великом милосердии Божием. Иисус Христос по своей любви благоволил пострадать и кровь Свою пролить на кресте для спасения грешных людей, чтобы недостойных соделать достойными пред Богом. И Он сказал чрез пророка своего: «не хощу смерти грешника, но еже обратися нечестивому от пути своего и живу быти ему“ (Иезек. 33:11). Он хочет от нас искреннего раскаяния во грехах, хочет, чтобы мы всецело сознали свое недостоинство и с глубоким смирением сами себя осудили пред Богом. А чем более кто осуждает себя пред Богом и смиряется пред Ним, тем более и Бог того оправдывает и возвышает. И чем более кто сокрушается о своих грехах и признает себя недостойным Св. Причащения, тем более тот приближается к Богу и делается достойным Св. Причащения. И потому, со страхом Божиим, со смиренным раскаянием во грехах, приступите ко Св. Причащению.

Вместе с Божиим страхом и смиренным раскаянием во грехах, св. церковь требует от нас еще твердой веры в Искупителя нашего Иисуса Христа и Его Евангельское учение. И сия-то вера спасает всякого кающегося грешника, из недостойного соделывает достойным. Сам Господь сказал: «веруяй в Мя, имать живот вечный“ (Иоан. 6:47). С сею-то верою должны мы приступать и к св. чаше, к таинству Тела и Крови Христовой. Сие таинство для нашего ума человеческого непостижимо. Но св. церковь и Христос Искупитель наш заповедует нам веровать, что в св. чаше, под видом хлеба и вина, таинственным образом присутствует Сам Иисус Христос, присутствует истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина, действием Св. Духа, хлеб прелагается, пресуществляется в то истинное Тело, в котором Господь родился, пожил на земле, пострадал и умер на кресте, а вино – в истинную Кровь Христову, которая излилась на кресте за жизнь и спасение мира. Сие самое Тело и Кровь Христова, для нас и для всего мира, есть Божественная пища на пути в царствие небесное. Без этой Божественной пищи, если бы мы обладали и всеми сокровищами земными, мы будем гладны и даже мертвы душою и не дойдем до светлых сокровищ царствия небесного. Сам Иисус Христос сказал: «аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крови Его, живота не имате в себе“ (Иоан. 6:53).

Братие христиане! Вот отверзутся царские врата и вы увидите пред собою чашу, содержащую в себе Тело и Кровь Христову. В сии священные минуты удалим от себя все земное и с сокрушенным и смиренным сердцем, со страхом Божиим и верою, вознесем теплую молитву к Богу: Господи! мы недостойно причащаемся Тела и Крови Твоей, но, на щедроты Твои уповая, приходим к Тебе и смиренно молим: удостой нас причаститься пречистых Твоих Таин во оставление наших грехов и жизнь вечную. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle