Поучение к поселянам пред Св. Причащением
Со страхом Божиим и верою приступите.
Православные христиане! Нынешний день вы пришли в храм Божий, чтобы с сокрушенным сердцем помолиться о своих грехах и затем приступить к принятию святых и животворящих Христовых таин. Да благословит Господь ваше святое намерение! Но при сем не забывайте, что чем выше и дороже дар, который мы желаем получить, тем с большим вниманием и благоговением должны принимать его. Тело и Кровь Христова есть такой великий дар, лучше и дороже коего для христианина нет во всем мире. А потому к св. Христовым тайнам приступите со страхом Божиим и верою.
Со страхом Божиим приступите. Тело и Кровь Христово есть такое великое таинство, на которое самые ангелы не могут смотреть без страха и трепета. Это есть то святейшее тело, которое Иисус Христос ради нашего спасения принял от пресвятой Девы Марии. Это есть то самое Тело, которое за нас было пригвождено ко кресту. Это есть та самая Кровь Христова, которая на кресте излилась за жизнь и спасение мира. Кто же мы, намеревающиеся принять Тело и Кровь Христову? Рабы недостойные, тварь непослушная, неблагодарная. В беззакониях мы зачинаемся, во грехах рождаемся, во грехах и жизнь свою проводим. И потому, не иначе, как со страхом Божиим, с полным сознанием своего недостоинства и христианским смирением должны мы теперь стоять пред Божиим престолом и принимать Тело и Кровь Христову.
Притупите с верою. Мы должны веровать, что в св. чаше под видом хлеба и вина преподается нам самое истинное тело и кровь Иисуса Христа. Небесная пища эта приготовлена для нас Самим Иисусом Христом для нашего вечного спасения. Та пища, которую мы обыкновенно вкушаем в своих домах, нужна нам для нашей земной временной жизни: она подкрепляет наши телесные силы; а эта пища соединяет нас с Самим Иисусом Христом, укрепляет и освящает нашу душу и тело и делает нас наследниками вечного царства Божия. Вот почему христиане, которые отходят в жизнь вечную, более всего стараются о том, чтобы при конце земной жизни своей причаститься св. таин, соединиться с Иисусом Христом. Нужна эта пища и всем нам, доколе живем мы на земле; ибо мы должны всегда жить с Иисусом Христом, помнить свой смертный час и приготовляться к жизни вечной. Потому-то св. Церковь научает нас: приступите со страхом Божиим и верою к сей божественной пище.
Но, бр. мои! Много ли у нас страха Божия и какова наша вера? Когда из св. алтаря изнесется св. чаша и христиане начнут подходить к св. тайнам, то в храме нашем, вместо благоговения и страха Божия, делается шум и толкотня; некоторые из вас друг друга теснят и опереживают, не соблюдают порядка и благопристойности, подобающей высокой святости места сего. От этой толкотни и непорядка нет мира и согласия между вами – причастниками. Вы начинаете друг на друга сердиться и с раздраженным сердцем приступаете к такой великой благодати. Но, чада мои духовные, братия Христова, на что все это похоже? Эти непристойности и мне причиняют сердечную скорбь, и вас, христиан, унижают и бесчестят, и св. тайны Христовы принимаете вы в суд и осуждение себе. Какой же здесь Божий страх, какая вера? Но, православный христианин, что заставляет тебя в храме Божием в эти святые и дорогие для тебя минуты производить шум и толкотню? Неужели в самом деле нет у тебя должного разумения, никакого страха и веры, что и для такой великой благодати, для св. таинства не можешь стоять смиренно и благоговейно? От этой толкотни я и сам, грешный, ежеминутно боюсь. Мне так и думается: вот кто-нибудь из причастников толкнет св. чашу и выбьет у меня из рук! И что тогда, духовный сын мой, будем делать? И ты, причастник, и я, духовный отец твой, будем виновны пред Богом. И на душе твоей, и на душе моей останется тяжкий грех. Вопрошу еще: зачем так торопишься, куда поспешаешь, когда чрез всю толпу народа так стараешься пробивать себе дорогу к св. чаше? Или у тебя есть другие какие важные дела? Но разве ты не знаешь, что для Св. Таин, для вечного своего спасения мы должны отложить все наши житейские дела и попечения? Для житейских дел Господь назначил нам и время другое, а теперь нужно думать об одном небесном. Или, быть может, ты думаешь, что если после других подойдешь к св. чаше, то получишь не равную благодать? Но кто же научил тебя так думать? Здесь богатому и бедному, знатному и не знатному, первому и второму, десятому и последнему одинаковая подается благодать: один и тот же Христос входит в наши души. Но, может быть, ты так делаешь, т. е. торопишься и пробиваешься к св. чаше, по своему нетерпению, по своей привычке, чтобы не томиться какой-нибудь лишней минутой? Если так, то не хороша твоя привычка; ибо, поступая таким образом, ты показываешь, что у тебя действительно нет страха Божия, слаба вера твоя.
Прошу и молю вас, чада мои духовные, стойте благоговейно каждый на своем месте. Забудьте все земное, имейте в душе своей страх Божий и думайте об одном Иисусе Христе. Не делайте никакой толкотни и шуму, не тесните друг друга и подходите все к св. чаше благоговейно, с должным порядком, как дети Отца небесного, чтобы Отец небесный, видя ваше благоговение, покрывал вас своею благодатью, чтобы св. ангелы радовались вместе с вами, как со своими братьями. Со страхом Божиим и верою приступите. Аминь.