Поучение в неделю 26-ю по Пятидесятнице
Не упивайтеся вином (Ефес, 5:18).
Святой Апостол Павел предостерегает нас от пьянства. А мало ли у нас людей, преданных пьянству? У нас нередко пьянствуют люди пожилые, не отстают от них и молодые. Что сказать вам, братие, на это? Вот вы на мирских сходах ваших рассуждаете о разных делах. Но думаете ли когда о том, чтобы искоренять пьянство? Рассуждаете ли о гибельных его последствиях? По крайней мере, теперь, в Божием храме, размыслим об этом.
Пьянство убивает тело человека подобно яду, оно портит нашу кровь и соки, разрушает наши силы и здоровье, а отсюда рождаются болезни и преждевременная смерть. Сказывает св. пророк Исаия: вино сожжет пьяниц (Исаии 5:11). И точно, они чувствуют в себе мучительный жар, тяжкую боль головы, руки и ноги и все тело их трясутся; они страдают, как будто змея их ужалила и уже близки к смерти. У одного пьяницы заметно расположение к параличу, у другого открылась водяная, третий страдает в чахотке, четвертый подвергся белой горячке. Не явные ли это признаки того, что страсть к винопитию преждевременно умерщвляет пьяниц? И сколько таким образом зла причинило человечеству пьянство? Сколько людей не дожило от него своего века? Сколько умерло пьяных скоропостижною смертью?
Вместе с телом пьянство убивает и душу человека: оно помрачает его совесть и разум, из умного делает его глупым, из доброго христианина делает великим беззаконником. От того нет у пьяницы ни благочестия, ни страха Божия, и душа его умерла для добрых дел и для Бога; она лежит в беззакониях, как во гробе, и диавол, потопляя ее в бездну грехов, как в смрадное болото, делает с нею, что хочет. Таким образом, человек, украшенный образом и подобием Божиим, чрез пьянство прилагается скотам несмысленным и уподобляется им. Св. Иоанн Златоуст говорит: «пьянство есть самоизвольное беснование, посмеятельная беда, болезнь, смеха достойная, демон добровольный“ (Слово о воскресении).
Много бед и горя причиняет пьяница своей семье и своему хозяйству. Сказывает премудрый Соломон: всяк бо пьяница обнищает и облечется в раздранная (Притч. Соломон. 23:21), И точно, привыкши к пьянству, человек мало того, что делается неспособным к честному труду, но еще, что всего хуже, погубляет свое хозяйство, делается врагом своей семьи. Задержалась, напр., у него какая копейка: – и вот, он несет ее в кабак и пропивает. Не стало денег: – он тянет из закрома хлеб и пропивает. Нечего пропивать: он тянет свою одежду, одежду жены и детей, тянет, что попало, и пропивает. И таким образом приводит себя и свою семью в крайнюю нищету и бедность. Вместе с тяжелою бедностью он навлекает стыд на престарелых своих родителей, муку и скорбь на несчастную жену свою, погибель на бедных детей своих. А посмотрите на пьяницу еще в то время, когда он, пьяный, является в дом к своей семье. В это время ни ласки, ни просьбы жены не смягчают бесстыдного мужа. Напрасно она уговаривает его и подражает разным его причудам. Он, как градом, осыпает ее ругательствами, мучит побоями, колотит, во что попало. Бедные дети в страхе и слезах бегут от него, как от своего неприятеля. И после сего, чему доброму могут научиться дети от того отца, который сам не имеет в себе страха Божия и погряз в беззакониях?
А каким великим позором и тягостью служит пьяница для общества человеческого? Тогда как все члены общества – старшины и старосты, сотские и десятские, плотники и земледельцы, и все честные люди усердно трудятся для блага общественного, пьяница ни о чем не думает: он не любит труда, не дорожит благом общественным. Своею нечестивою жизнью он только возмущает спокойствие и благоденствие людей. Потеряв рассудок, стыд и совесть, он не уважает старших, не почитает начальствующих, никого не боится оскорблять. А сколько злобы, ссор и сквернословия, драк и разных неурядиц происходит в том обществе, где люди ведут нетрезвую жизнь? Сколько разврата, воровства и убийства происходит от пьянства? Наши волостные суды, мировые судьи и судебные следователи то и дело разбирают дела, учиненные пьяными людьми.
Не имея в душе своей Божия страха, стыда и совести, пьяница не почитает воскресных и праздничных дней. Вот, напр., настает утро праздничного дня. Добрые христиане, по звону церковного колокола, с тихою радостью в душе спешат в храм Божий на молитву. Что же горький пьяница? Думает и он свою думу. Вот и он одевается, украдкой от семьи прячет что-то за пазуху и уходит из дома. Но куда и зачем? В Божий храм на молитву? к бедному с помощью? Нет, совсем не то в его душе; доброе дело нейдет ему на ум. Вместо того, чтобы вспомнить о Боге и о своих грехах, он направляет шаги свои прямо в питейный дом. И вот, для святого праздника, пьяница начинает прогневлять Бога и радовать демонов: он пьянствует, кричит и бесчинствует. И как больно миру православному в сии святые дни смотреть на пьяницу и на его дела.
Как сами видите, земная жизнь пьяницы самая худая. Но она несравненно хуже будет в жизни вечной, когда он предстанет пред Судьею строгим и правосудным. В святом писании сказано: пьяницы царствия Божия не наследят (1Кор. 6:10). Что же они наследуют? За свою худую жизнь и нераскаянность, да свои беззаконные дела они наследуют вечное мучение в геенне огненной.
Братие христиане! Сами видите, какие беды и горе происходят от пьянства. Помните же наставление св. Апостола: не упивайтеся вином. Не теряйте чрез пьянство своей чести и здоровья, счастья семейного и общественного, и царства небесного. Не позорьте себя нетрезвою жизнью пред Богом и миром православным, и не отдавайте себя врагу-диаволу на посмеяние. Изгоняйте пьянство из вашего общества, как лютого врага. И если вы решитесь вести трезвую и добрую жизнь, то вы не будете испытывать тех бед и несчастий, какие происходят от пьянства. Чаще обращайтесь к Богу с усердною молитвою и просите Его, чтобы Он сохранял вас от пьянства и помогал вам вести жизнь трезвую и добродетельную. Аминь.